Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадное путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Королёва Марина Алексеевна

Особенностью организации познавательной деятельности дошкольников на данном мероприятии является то, что предмет изучения рассматривается как объек исследования. Наблюдая, анализируя и делая выводы , дети приходят к определению основных свойств шоколада.Для организации позновательно-иследовательской деятельности использовала мультимедийное представление, наглядный и раздаточный материал. Игровую ситуацию когда дети превращаются в" ученых", в последствии -шоколатье. Проводят разнообразные исследования, проблемные вопросы, развивающую игу " Полезно-вредно" с помощью интерактивной доски.Использование полученных знаний в практической деятельности- изгоовление шоколада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 215 комбинированного вида «Кораблик детства»

Конспект

 совместной познавательно-исследовательской деятельности

 педагога с детьми в подготовительной группе

Тема: «Шоколадное путешествие»

Подготовила:

                                                                          Королева М.А. - воспитатель высшая кв.кат.

                                       

Новосибирск 2018 г.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе

Тема: «Шоколадное путешествие»

Образовательная область: познавательное развитие.

Основная деятельность: познавательно-исследовательская.

Форма работы с детьми: решение проблемных задач.

Возраст: подготовительная группа.

Цель: Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность.

Задачи деятельности:

Образовательные задачи:

Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Познакомить детей с новой профессией шоколадье.

Развивающие задачи:

Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности в моделируемых ситуациях.

Активация словаря: шоколатье, какао боб, какао дерево.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу, познавательную активность и самостоятельность, формировать навыки взаимопомощи. Воспитывать чувства удовлетворения, радости от проделанных открытий

Методические приемы: словесные, наглядные, проблемно – поисковый, эксперимент, наблюдения.

Предварительная работа: знакомство с историей возникновения шоколада, коллекционирование оберток от шоколада, продуктивная деятельность «Украсим шоколадные фантики», дидактические игры.

Материал и оборудование: Одноразовые халаты и шапочки, бахилы. Ноутбук, проектор, интерактивная доска.  Молоко для каждого в стаканчике, какао порошок, блюдца, шпателя, салфетки, 20 одноразовых  стаканов, клеенка на стол, 2 плитки шоколада горький и воздушный, минеральная вода,  10 одноразовых ложек, прихватка, посуда для нагревания, подставка, свеча. Ингредиенты для приготовления шоколада: масло сливочное, сгущенное молоко, ванилин, какао),  лопатка, формочки. Надписи: кондитерский цех, лаборатория.

Ход совместной деятельности воспитателя и детей:

  1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей возле себя.

-Любите ли вы сладкое?

-Что из сладкого вы любите больше всего?

-Можно ли есть много сладкого?

_- Почему нельзя?

_ Знаете ли вы, где делают конфеты?

- А какие конфеты бывают?

Выслушиваются все ответы детей.

– Я тоже очень люблю его.  Но что такое шоколад, где он растет,  и как его делают,  я не знаю.  Когда я его ем, у меня пачкаются руки. Интересно, почему это происходит?

-Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел?

- Почему от шоколада пачкаются руки?

- Шоколад - это вредно или полезно?

- Вы бы хотели об этом узнать?

Ответы детей.

II. Основная часть.

- И так, перед нами стоит первая проблема – «Что такое шоколад? И откуда он к нам пришел? » Давайте попытаемся её решить.

Рассказ с использованием слайдов презентации.

Шоколад любимое лакомство детей и взрослых.

Родина шоколадного дерева - тропическая Америка, острова Мексиканского залива, где оно растет в диком виде.

- Ребята, шоколад получается из плодов дерева, которое называется дерево какао. Дерево какао выглядит вот так (слайд 2). На этом дереве растут большие плоды, которые называются – плоды какао (слайд 3). Когда они созревают, и становятся темно-коричневого цвета, плоды какао отрезают от дерева, отчищают от кожуры и достают бобы какао. Бобы какао сушат и складывают в мешки (слайд 4). Вот в таких мешках в нашу страну, на фабрики, попадает какао бобы. На фабриках их очищают от кожуры и перемалывают. Высушенные какао – бобы обжаривают, они приобретают вкус и аромат. Их дробят, размалываются в порошок и отжимают из них масло. Отжатое масло пойдет на изготовление шоколадных плиток (слайд 5). А то, что осталось (жмых) размельчают на фабрике в мелкий коричневый порошок под названием «какао».

А шоколад делают так. В какао – масло наливают молоко или сливки, добавляют какао – порошок, сахар, ваниль, орехи, изюм (в зависимости от сорта шоколада) и все перемешивают. Тесто разливают в формы и охлаждают, так получаются аппетитно пахнущие плитки (слайд 6).

- Итак, мы с вами узнали, откуда к нам пришел шоколад и как его производят.

Что мы еще должны узнать? (ответы детей) Правильно, но чтобы это узнать – нам нужно провести исследования.

Надеваем халаты, шапочки, бахилы. Проходим в лабораторию.

Опыт 1. Свойства какао (новые знания)

- Коллеги, мы с вами выяснили, что шоколад образуется из какао бобов. Какао бобы перемалывают, и получают какао порошок.

- Посмотрите на наш какао порошок, какого он цвета? (коричневого, шоколадного)

- А какой вкус имеет какао? Быть  он кислый? Или сладкий? Как определить, какой вкус у какао? Что нужно сделать? (Нужно его попробовать.)

- Правильно, нужно попробовать его на вкус. Возьмите ложечки и наберите немного какао на кончик ложки. Попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет какао? (Горький) Так считают все наши коллеги? Или, быть может, кто-то считает иначе?

- Совершенно верно, какао имеет горький вкус.

- А теперь возьмите еще порцию какао и добавьте его в молоко. Что произойдет с какао и молоком? (Какао растворится в молоке, молоко примет цвет какао.)

- Итак, к какому выводу мы пришли: наше какао имеет горький вкус и легко растворяется в жидкости.

Опыт 2. Свойства шоколада.

- А теперь давайте определим свойства шоколада. Перед вами два вида шоколада. Рассмотрите их внимательно и расскажите, чем они отличаются. (Рассуждения детей)

- У нас кусочки воздушного шоколада и черного шоколада. А теперь возьмите кусочек шоколада и разломите его на части. Скажите, у вас получилось разломить шоколад? Так каким же свойством обладает шоколад?

Вывод: Шоколад твердый, имеет свойство ломаться, он – хрупкий.

- А теперь определите свойства шоколада на вкус. Возьмите кусочек воздушного шоколада и попробуйте его на вкус. Какой вкус имеет шоколад? (Вкусный, сладкий).

- А теперь черный шоколад, какой на вкус? (горький, горьковато-сладкий).

- Шоколад одинаковый по вкусу или отличается друг от друга?

- Коллеги, а как вы думаете, почему у шоколада разный вкус? (Рассуждения детей)

-  Коллеги, чем больше в шоколаде какао - порошка, тем он более горький на вкус.

- А теперь возьмите кусочек темного шоколада и положите в стакан с водой. Что произошло с шоколадом? (Шоколад утонул).

- А теперь положите кусочек от воздушного шоколада. Что произошло с шоколадом? (Шоколад всплыл на поверхность).

- Как вы думаете, почему один кусочек всплыл, а другой нет. (Ответы детей)

- Это произошло потому, коллеги, что в этом шоколаде (Педагог показывает воздушный шоколад) имеется воздух, который при контакте с воды – поднимается вверх и не тонет. Так какое же еще имеет свойство шоколад?

Вывод: Он может тонуть, если он плотный в нем нет воздуха, и может плавать, если в нем имеется воздух.

- А сейчас мы проверим еще одно свойство, мы посмотрим, что будет с шоколадом, если его нагреть.

- Так что же произошло с шоколадом? (Он растаял, растопился). Какой делаем вывод?

Вывод: Мы пришли к еще одному выводу, что наш шоколад может существовать как в жидкой форме, так и в твердой. Шоколад имеет свойство таять и плавится, превращаясь в темную тягучую смесь.

- Можем мы ответить на второй: почему от шоколада пачкаются руки?

- Таким образом, мы ответили на два вопроса: «Где растет шоколад? «Почему от шоколада пачкаются руки!»

- Итак, коллеги, вы научились определять шоколад по вкусу, цвету, форме. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Шоколад бывает разный на вкус, по форме. Шоколад может быть в жидкой форме и в твердой. Шоколад может ломаться. В воде не тонет только воздушный шоколад. В горячей воде растворяется.

- Молодцы, коллеги! Теперь вы как настоящие мастера - шоколатье.  Вы знаете, кто такие шоколатье? Так называется профессия человека, который занимается изготовлением шоколада. Скажите, пожалуйста, чем же занимается шоколатье? (слайд 15)

- Я вам предлагаю побыть шоколатье. Пройдите в наш кондитерский цех.

III. Самостоятельная работа. Пробное действие.

1-ая часть эксперимента (слайд 16 )

Каждый ребенок берет тарелочку с названным продуктом и аккуратно выкладывает в общую чашу: сначала какао, потом сгущенное молоко, потом масло и ванилин. Эти продукты перемешивать  будем кондитерской лопаткой.

- Я  предлагаю  вам коллеги попробовать, что за вкус имеет наш полученный продукт? (шоколадный)

- Значит, что мы с вами получили? (шоколад)

- Ребята, каждый шоколад имеет своё название. Давайте и мы дадим нашему шоколаду своё название (Предложения детей).

- А можем ли мы придать форму нашему шоколаду? Если да, то, как это можно сделать? (вылить в разные формочки).

- Что нам необходимо сделать, чтобы наш жидкий шоколад застыл?

Воспитатель разливает шоколадную массу в формочки и предлагает поставить формочки в прохладное место, чтобы шоколад быстрее затвердел.

- Итак, сегодня вы впервые создали свой рецепт приготовления шоколада.

-Коллеги, назовите, какие продукты мы использовали для приготовления шоколада. (Дети перечисляют продукты).

IV. Итог деятельности: рефлексия.

 - О шоколаде можно говорить долго и бесконечно. Ведь в шоколаде находится очень много полезных веществ, которые улучшают наше самочувствие и настроение.

- А давайте с вами выясним, так ли полезен наш шоколад?

- Игра «Вред - польза» (интерактивная доска)

- Шоколад поднимает настроение

- В шоколаде есть вещества, которые укрепляют зубную эмаль. Для зубов полезен горький чёрный шоколад (слайд 9).

 - Шоколад полезен для сердца (слайд 10).

- А всегда ли шоколад полезен? В каких случаях он может навредить человеку?

Вред (слайд 13).

- Шоколад виновник лишнего веса, (слайд 14).

- Шоколад при безудержном поедании может вызвать аллергию (слайд 15).

 Выводы:

- Шоколад не может быть вредным в ограниченном количестве!

- Самый полезный – это горький шоколад.

- После употребления любых сладостей необходимо чистить зубы!

- Есть шоколад лучше всего после завтрака, обеда или полдника с молоком или чаем.

- Что же нового вы узнали о шоколаде? Что вам понравилось больше всего?

- Молодцы, ребята! Вы настоящие мастера шоколатье.

Дети пробуют получившийся шоколад.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Шоколадное Путешествие» Выполнила Королёва Марина Алексеевна Высшая кв.категория

Слайд 8

Польза шоколада

Слайд 9

Шоколад улучшает настроение

Слайд 10

Шоколад полезен для сердца

Слайд 11

Шоколад полезен для зубов

Слайд 12

Вред шоколада

Слайд 13

Шоколад виновник лишнего веса

Слайд 14

Шоколад вызывает аллергию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: « В гостях у сказки»

Конспект  непосредственно образовательной деятельности педагогас детьми в подготовительной группеТема: « В гостях у сказки»    С использованием образовательных технологи...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес»

Расширять и обобщать знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем.  Показать принцип  приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией:  шоколадье...

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе.

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Опытно-экспериментальная деятельность (опыты с воздухом)»...

Конспект совместной познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Шоколадный интерес»

Занятие для подготовительной группы на тему "Шоколадный интерес" в котором дети узнают что же такое шоколад и как его получают. делают выводы....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе «Шоколадный интерес».

Расширить и обобщить знания детей о шоколаде, его свойствах. Упражнять в чтении схем и приёмов приготовления жидкого шоколада. Познакомить детей с новой профессией шоколадье....

Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми в подготовительной группе на тему: «Секреты шоколада

Развитие познавательных и интеллектуальных интересов детей через познавательно-исследовательскую деятельность....

Совместная деятельность педагога с детьми в подготовительной группе Тема: «Яблоню украшаем – добра всем желаем»

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе Программное содержаниеЦель: Познакомить детей с шерстью как изобразительным средством для творчества Задачи:Воспитательные:воспитыв...