Экологический проект «Луковичка»
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему

Цель проекта - расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zelyonyy_luk_sr_gr.docx38.07 КБ

Предварительный просмотр:

«Согласовано»        «Утверждаю»

Старший воспитатель        Заведующий

МДОУ «Детский сад»№77        МДОУ «Детский сад»№77

_________ Е.Н. Никитенко        _____________ Н.А. Кабанова

«____» _______ 2015 г.        «____» __________ 2015г.

             Экологический   проект

          на тему: « Луковичка»

                    в средней  группе №1

              МДОУ «Детский сад»№77

        Воспитатель:

         Погасий Л.А.

                                                                                                     

                                     

                                 Саратов 2015 – 2016 уч. г

Экологический проект на тему: «Луковичка»

в средней группе №1 МДОУ «Детский сад»№77

"Что за зелень у окна.

 Ведь за окном у нас зима.

 Поговаривают что лук,

 Полезен от семи недуг.

 Малыши лучок сажали.

 Урожаем угощали,

 Витаминов целый клад

Приходите все к нам в сад ".

Тип проекта:  исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный, речевой, групповой.

 Участники проекта: старший воспитатель (методическая поддержка и консультирование); дети средней группы; родители воспитанников (совместная деятельность); воспитатели группы.

Возраст детей: 4 -5 лет.

Продолжительность: краткосрочный, 1 месяц.

Реализация проекта: февраль  месяц.

Руководитель проекта: воспитатель средней группы Погасий Луиза Анатольевна.

      Образовательные области:

  1. Познавательное развитие;
  2. Социально-коммуникативное развитие;
  3. Речевое развитие;
  4. Художественно-эстетическое развитие;
  5. Физическое развитие.

 Цель: Расширение знания детей о том, как создать грядку на подоконнике и ухаживать за луковицами; активизировать у ребенка инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса ребенка, привлечь к работе проекта детей, воспитателей, и родителей.

Задачи:

 1. Учить детей ежедневно ухаживать за луком зимой в комнатных условиях. 2. Формировать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста луковиц.

 3. Фиксировать представление детей об изменениях роста луковиц в стакане воды и в контейнере с почвой.

 4. Повторение правильного и бережного отношения к природе.

5. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, научить детей видеть результат своего труда.

 Проектная идея. Создать в группе детского сада огород на подоконнике.

Работа с родителями.

 1. Провести работу с родителями «Участие в проекте «Луковичка».

2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы для посадки.

3. Домашнее задание – просмотр и обсуждение мультфильма «Чипполино», с детьми вырастить зеленый лук у себя дома на подоконнике, составить рассказ о том, как ухаживали за луком в домашних условиях, расширить представление у детей о применении зеленого лука в пищу.

Ресурсное обеспечение проекта:

1. Информационное обеспечение.

- мультфильмы, фильмы;

- наглядно-дидактические пособия, книги.

2. Материально-техническое обеспечение.

- оборудование для ухода за растениями;

- семена репчатого лука;

-муляжи овощей;

- раскраски;

- фотоаппарат;

- компьютер;

- магнитофон.

Риски

1. Несоблюдение сроков реализации проекта.

2. Проблема привлечения родительской общественности.

3. Недостаточность оборудования для работы на огороде

 Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Дети научатся сажать и ухаживать за луком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу и красоту зеленого лука зимой.

 2. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука в комнатных условиях как в контейнере с почвой так и в стакане с водой.

3. Создание необходимых условий в группе и на участке для наблюдений за жизнью растений, и возможностью ухаживать за ними.

4. Развить познавательный интерес у детей, любознательность,        коммуникативные навыки.

5. Развить умение правильно пользоваться простейшими орудиями труда по обработке почвы и ухода за растениями.

6. Вовлечение родителей в жизнь детского сада.

Способы оценки: Опыты, наблюдения, беседы, эксперименты.

1 ЭТАП – подготовительный.

 В группе детского сада мы разбили грядки на подоконнике.  Подобрали художественную литературу: поговорки, стихи, сказки, загадки о луке и других овощах, составили огородную игротеку.

 2 ЭТАП – исследовательский.

 Дети наблюдали за ростом лука, проводили опыты, эксперименты. Устанавливали связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику. Проводились занятия, дидактические игры, беседы.

 3 ЭТАП – заключительный.

 • Проанализировали и обобщили результаты, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.

• Оформили выставку рисунков — аппликаций коллективная работа «Лучок на грядке».

 • Провели конкурс для детей и родителей «Овощи с нашего подоконника», где дети представили на обозрение родителей свои рисунки, подготовили рассказы о том, как они вырастили лучок, на своем подоконнике в группе.

 • Провели дидактическую игру «Что сажают в огороде?», «Подбери пару», «Опиши, я отгадаю», «Съедобное — несъедобное», «Где растет? », «Что лишнее? », «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус»,   «От какого овоща эта часть? ». Воспитатели.

• Далее родители вместе с детьми представили домашнее задание – выращенный лук и рассказ, как он рос, как за ним они ухаживали.

Организационная деятельность.

1. Подобрать художественную литературу, иллюстрации, фото, рисунки - материал по данной теме.

 2. Подобрать материал: контейнеры, луковицы разных сортов и другие семена овощей для сравнения, и оборудование для опытов и экспериментов детей.

3. Составить перспективный план мероприятий.

 План реализации проекта.

 Подготовительный этап.

1.Сбор художественной литературы: стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки про овощи, экологические сказки. Воспитатели группы. 2.Беседа с родителями «Участвуем в проекте «Луковичка». Воспитатели группы.

3. Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, стаканы, земля, луковицы). Родители, воспитатели.

4. Разбивка грядок на подоконнике. Дети, воспитатели.

5. Изготовление табличек - указателей с названиями лука. Дети, воспитатели.

 Исследовательский этап.

Рассматривание луковиц и семян лука и других овощей, посадка лука. Дети, воспитатели группы.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение лука», «Условия, необходимые для роста лука», «Размножение, рост, развитие зеленого лука ». Воспитатели группы.

Занятия с детьми: «Растительный мир», «Посадка лука», «Первая зелень» «Витамины для детей» «Полезная пища». Воспитатели - в течение проекта.       Проведение дидактических игр «Где растет? », «Что лишнее? », «Узнай на ощупь», «От какого овоща эта часть? ». Воспитатели.

Проведение подвижно-развивающих игр «Расти, расти лучок», «Росток», «Огородная – хороводная», физкультминуток про овощи.  

 Разучивание с детьми стихов, загадок, поговорок об овощах, фруктах и ягодах, чтение сказок об овощах. Воспитатели - в течение проекта.

Рассматривание иллюстраций, картин с изображением овощей (сравнить их по цвету, форме, размеру, вкусу). Воспитатели группы - в течение проекта.

 Беседы о том, как выращивают другие овощи на огороде, в теплице и оранжереях. Воспитатели.

 Заключительный этап.

Подведение итогов реализации проекта. Дети, воспитатели, родители. Оформление выставки рисунков детей «От семечки к ростку», коллективная работа «Лучок на грядке» Дети, воспитатели.

 

План экспериментальной деятельности.

 Земля. Занятие - беседа- исследование: Узнаем,  какая земля.

 Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, черного цвета, почва сыпучая. Материал, оборудование: земля в контейнерах.

 Вода. Занятие – опыт - эксперимент: Вода и растения.

 Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений.

 Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один поливают регулярно, второй не поливается совсем).

Солнце. Занятие – опыт - эксперимент: Солнце и лучок.

 Цель: Определить роль солнца в жизни лука и других овощей.

 Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшим луком (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату).

 Человек. Занятие – опыт - эксперимент: Человек и лук.

 Цель: Выявить насколько луку необходим уход человека.

 Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и луком (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)

Выводы: В результате работы над проектом у детей сформировался интерес к опытно-экспериментальной деятельности и выращиванию растений, сформировалось умение ухаживать за растением – поливать, рыхлить, дети получили представление о необходимости света, воды, почвы для роста растений; дети стали бережнее относиться к миру растений; усовершенствовали художественные навыки; в группе был создан «Огород на окне»; увеличилось число родителей, принимающих участие в жизни детского сада. Дети познакомились с вкусовыми качествами овощных культур – фитонциды. Родители стали принимать активное участие в профилактике простудных заболеваний детей народными средствами (лук, чеснок). Все эти мероприятия снизили уровень заболеваемости детей в группе, в осенне-зимний период.

Список использованной литературы

1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. Пособие / С.Н. Николаева. - М.: Академия, 2005. - 224 с..

2. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева - М.: Мозаика-Синтез, 2002. - 128 с.

3. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П.Г. Саморуковой. - М.: Просвещение,1992. - 207 с.

4. Вакуленко Ю.А.  Воспитание любви к природе у дошкольников. Издательство «Учитель» 2007г

5. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты». – Екатеринбург,1995

6. Мурудова Е.И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» Детство-пресс 2010

7. Дыбина О.В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика-Синтез, 2007 (методическое пособие)

 8.А.Маслеников, О.Мухина Огород на подоконнике. М.  Центрополиграф 2010г.

 

Что за чудо! Вот это класс!
На подоконнике у нас,
Мини-огород живет,
Растет, и урожай дает.
Вот, такие, у нас растут чудесные,
Овощи зеленые, полезные,
В пищу мы их употребляем,
Запас витаминов пополняем.

«Огород на подоконнике»

Консультация для родителей.

Огород на подоконнике в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей младшего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.

Поэтому родителям предлагается выбрать для посадки :лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста.

Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

Рекомендовать родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.

Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.

 

 

Приложение к проекту «Луковичка»

                           Физкультминутка                  

 В огороде поутру погляди на грядку:       наклоны вперед - назад

 Лук зеленый на ветру делает зарядку.     потягивание вверх;

 На зарядку встали вряд репа и редиска,  ходьба на месте;

 Там листочки вверх глядят,                     поднять руки вверх, помахать

  Здесь – пригнулись низко.                     Присесть

Физкультминутка.

 (На голову дети надевают ободок с изображением луковицы и выполняют движения в соответствии со словами)

Есть у нас огород, там зеленый лук растет

Вот такой вышины, вот такой ширины.

Ты, лучок, сюда спеши

И немного попляши.

Подвижно-развивающая игра

“Расти, расти лучок”

Воспитатель. Вы будете луком. Я сажаю лук в землю. Все присели. (Дети присаживаются на корточки.)

Теперь я беру лейку и поливаю его водой. Вот лук начинает расти, у него появляются зеленые листики. (Дети медленно приподнимаются.) Лук все растет и растет. Зеленый лук становится большим-большим. Вот и вырос наш зеленый лук. (Дети выпрямляются.)

Подвижно-развивающая игра

«Росток»

 Дети садятся на ковер, представим, что мы с вами маленькие семечки – сидим в земле и ждем, когда придет весна. Как узнать, что пришла весна? Стало тепло, и пошел дождик, (воспитатель стучит пальцами по спинам детей). Из семечек появились росточки (дети вытягивают вверх руки). Росточки росли, набирались сил и стали большими и красивыми, они стали настоящими цветами (дети встают в полный рост и разводят руки в сторону). Цветочки греются на солнышке, подставив ему свои листики – ладошки.

                « Лук от семи недуг»

                   Родительский уголок

        

Репчатый, зеленый лук — не только необходимая приправа, по питательности он занимает среди овощей почетное третье место после свеклы и корня петрушки. Сахара в нем больше, чем в арбузе! Сладкий вкус лука маскируется эфирными маслами, теми самыми, которые придают овощу пикантную остроту и заставляют нас лить слезы. Северный лук острее, чем более сочный и сладкий южный, и на «одежки» он богаче. Потому и хранится северный лук дольше, сберегая почти до лета свой сок и витамины. Независимо от климата, лук следует хранить сухим. Если отсыревшие луковицы не подсушить, они выпустят корни, теряя свои питательные вещества, а потом и вовсе сгниют. Минеральных веществ в луке обнаружено 18 (!). Особенно велики запасы калия и фосфора. Впечатляют и дозы витаминов. Витамина С, к примеру, в луке 10 мг. Для салата нарежьте луковицу кружочками, и к подаче на стол количество витамина С в ней даже увеличится. Ценность лука так высока, что установлены нормы его потребления — 7 кг в год на каждого взрослого. Этот замечательный овощ применяют для лечения простудных заболеваний, а сок и кашица, приготовленные из красных или фиолетовых луковиц, губительно действуют даже  на грибки.

Стихи и загадки про лук

***

Что за зелень у окна.

Ведь за окном у нас зима.

Поговаривают что лук,

Полезен от семи недуг.

Малыши лучок сажали.

Урожаем угощали,

Витаминов целый клад

Приходите все к нам в сад

***

Говорят он горький,                                говорят не сладкий,

Стрелочкой зеленой                           он растет на грядке,

Он полезный самый,                                          в том даю вам слово.

Лук зеленый ешьте,                                  будете  здоровы!

***

Я – лук, я – Чипполино,

Веселый, озорной.

Простуды и ангины

Не справятся со мной.

***

Меня послали в огород

За луковым пером.

Смотрю, на грядках лук растёт,

А перьев нет кругом.

Они на курицах растут,

Я точно знаю это,

Какая-то ошибка тут-

У лука перьев нет!

***

И. Токмакова

Купите лук

Купите лук, зеленый лук,

           Петрушку и морковку!              

         Купите нашу девочку,

         Шалунью и плутовку!

    Не нужен нам зеленый лук,

         Петрушка и морковка.  

    Нужна нам только девочка,

         шалунья и плутовка!

***

Лук трясёт бородой,

Навостряет стрелки:

— Скоро буду молод

Лежать на тарелке!

***

В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты лук позовешь,
Сам не заметишь,  как слезы прольешь.

***

Луковица золотая
Круглая, литая.
Есть у ней один секрет-
Нас она спасёт в обед:
Может вылечить недуг
Вкусный и душистый лук!

***

Сняли тоненький сюртук,
Сняли рыжую рубашку,
Сняли желтую рубашку,
А, стянув еще рубашку,
Все заплакали вдруг.
Вот так мы вчера на кухне
Раздевали садкий лук

Лук
Со мной общаться вам бывает сложно.
Без слёз очистить даже невозможно.
Но я полезен очень - вот так штука:
Нет от простуды средства лучше лука.

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

Лук

 

Он от мыши полевой,
Скрылся в землю с головой,
Сверху лишь тугие стрелы,
К солнцу тянутся умело.
Лечит от семи недуг,
Всем полезный спелый…

Лук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта "Луковое счастье".

—Представляю презентацию проекта "Луковое счастье". Образовательная деятельность: экологическое воспитание.—Проблема:  Дать воспитанникам представления об экспериментировании и научить делать про...

Педагогический проект "Луковое счастье".

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, нетерпеливость, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно ...

Паспорт проекта "Луковая история" подготовительная группа

Проект по опытнической деятельности "Луковая история" был создан и выполнен мной с воспитанниками подготовительной к школе группы. Проект получился интересным, заинтересовал и ребят и их родителей....

Проект "Луковые истории"

Проект "Луковые истории."...

Проект "Луковые истории"

Формировать представления детей об особенностях внешнего вида лука, учить находить донце с корнями и верхушку, вызывать интерес к наблюдению за процессом роста лука, обогащать словарь, вводить слова, ...

Проект «Луковая грядка Чиполлино».

Проект разработан для детей  подготовительной группы. Работая над проектом, дети узнают о роли и значении лука в жизни людей, какие витамины и минеральные вещества содержатся в луке, познакомятся...

Экологический проект "Приключения луковички"

Эта презентация предназначена для работы с детьми 3-4 лет и представляет собой поэтепный план выращивания лука в условиях группы детского сада....