Конспект занятия в старшей группе с использованием электронной презентации "Путешествие в мир бумаги"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Бачинина Антонина Николаевна

Занятие с презентацией, опытами и загадками. В увлекательной форме дети знакомятся с историей создания, производством и свойствами бумаги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_puteshestvie_v_mir_bumagi.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОО «Детский сад №8 «Малинка» комбинированного вида»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

«ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР БУМАГИ»

        Составила: воспитатель

        Бачинина Антонина Николаевна

         

г.о. Звенигород 2018


Цели:

  1. Активизировать речь детей, развивать ретроспективный взгляд на бумагу, развивать память, мышление, внимание, интерес к познавательной деятельности.
  2. Познакомить детей с историей бумаги, рассмотреть разные виды бумаги и конкретизировать знания о ее назначении.
  3. Закрепить знания о различных видах бумаги (картон, тетрадная, газетная), научить сравнивать их качественные характеристики и свойства.
  4. Дать представление об использовании нашими предками различных материалов для письма.
  5. Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.

Методические приемы: сюрпризный момент, мультимедийная презентация, рассказ,  исследование, опыты, выводы.

Оборудование: проектор, ноутбук, образцы бумаги и предметов из других материалов, листы бумаги для опытов (картон, тетрадная, газетная),  емкости для воды.

Ход занятия:

Артикуляционная гимнастика

Лист бумаги мы сжимаем, 
И ладошки разминаем. 
Мы стараемся, катаем, 
Дружно в шарик превращаем, 
Не дадим ему скучать, 
Будем им мы рисовать.

Вводная часть

Воспитатель:  Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие. Куда мы отправимся,  узнаете,  отгадав загадку:

Я белая, как снег,

Дружу с карандашами,  

Где карандаш пройдет,

Там заметку кладет.

-Что это? (бумага)

- Правильно! Итак, мы сегодня совершим путешествие в мир бумаги.

Основная часть

Воспитатель:  Оказывается, бумага была не всегда. Раньше бумаги не было, а  что же было вместо неё? На чем люди писали?

Демонстрация презентации

СЛАЙД 1: Мы с вами познакомимся с историей обыкновенной бумаги.

СЛАЙД 2: Первобытные люди выбивали свои рисунки острыми предметами на скалах.

СЛАЙД 3: Писали древние люди на глине, бересте, пергаменте (коротко и доступно объяснить детям, что это за материалы).

СЛАЙД 4: В Египте, из тростника, был изобретён папирус.

СЛАЙД 5: Первым бумагу придумал, две тысячи лет назад, китайский народ. И ещё 800 лет держал своё изобретение втайне от других народов.

СЛАЙД 6: В наше время бумагу производят во всём мире, и делают машины.  А управляют этими машинами люди.  Давайте посмотрим, как это происходит.
СЛАЙД 7: Производят бумагу на целлюлозно-бумажных комбинатах.

СЛАЙД 8: Каждый день такие комбинаты перерабатывают тонны леса.

СЛАЙДЫ 9-10: Бревна измельчают в щепу, а затем варят её в специальном растворе. Получившуюся кашицу загружают в бумагоделательную машину.

СЛАЙДЫ 11-12: Полученная бумага сматывается в огромные рулоны, а затем, на специальных станках разрезается по нужным размерам.

СЛАЙД 13: Давайте, вместе перечислим предметы, которые делают из бумаги, а эта картинка  поможет нам в этом.

СЛАЙД 14: Послушайте стихотворение о бумаге:

Бумага известна и  взрослым и детям.
Нельзя без бумаги прожить нам на свете.
Она всем нужна. Без неё, как без рук.
Бумага – надёжный товарищ и друг.

Красиво рисуем, и быстро считаем.
Бумаге спасибо, что многое знаем.
Бумажная книга, газета, журнал, 
Учебник, задачник. Прочёл и узнал.

На фото - бумаге печатают фото, 
Бумага - копирка скопирует что-то.
Обойной бумагой оклеят жилище, 
А это - салфетки. Рот вытрем почище.

Блестящей бумагой покрыли подарок. ​
И стал он красив, разноцветен и ярок.​
Открытку подпишем и вложим в конверт.​
На деньги бумажные  купим билет.​

Афиша в театр на спектакль приглашает. ​
А постер с картиной наш дом украшает.​
Из гофробумаги цветы – оригами. ​
Чудесный подарок подруге и маме.​

Бумажные куклы оденем в наряды. ​
За наши успехи получим награды.​
А сколько ещё у бумаги заслуг?​
Спасибо бумага - ты истинный друг!​

Бумага – очень ценная вещь, и обращаться с ней нужно очень бережно, и расходовать её экономно.

Физкультминутка:

Все ребята дружно встали        Выпрямиться.

И на месте зашагали.        Ходьба на месте.

На носочках потянулись,        Руки поднять вверх.

А теперь назад прогнулись.        Прогнуться назад, руки за голову.

Как пружинки мы присели        Присесть.

И тихонько разом сели.        Выпрямиться и сесть.

Процесс НОД

Воспитатель: Ребята, а ведь в нашей группе тоже есть предметы, сделанные из бумаги. Посмотрите вокруг  и назовите, какие вы видите предметы, сделанные из бумаги. (Ответы детей: книги, плакаты, альбомы, коробки).

Игровой момент:

Воспитатель достаёт коробку, в которую положены различные предметы:

Ребята, давайте посмотрим, что лежит в этой коробке и есть ли в ней предметы из бумаги.

Дети, поочерёдно, достают предметы из коробки и дают им характеристику.

А теперь подумайте и скажите, может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги? (ответы детей: нет, не могут). Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (различные варианты ответов детей).

Дома строят из камня, одежду шьют из ткани. Потому что эти материалы прочные и надежные.

А прочная ли бумага? Давайте проверим. Давайте проведём опыты с бумагой. 

Опыт 1.

Давайте попробуем бумагу измять, у кого бумага мнется (детям раздаются различные виды бумаги)? (дети мнут бумагу) 

У всех бумага смялась? Всем было легко смять? Нет, а почему, как вы думаете, одну бумагу смять легко, а другую трудно? (ответы детей).

Вот видите ребята, с трудом, но все-таки всю бумагу удалось смять.

Вывод: «Бумага мнется. Чем толще бумага, тем она крепче».

Опыт 2.

– А теперь проверим, рвётся ли бумага? (дети разрывают бумагу на кусочки).

Вся бумага порвалась? Какую бумагу порвать легче? – правильно, тонкую.
Вывод: «Бумага рвется. Чем тоньше бумага, тем легче её порвать».

Опыт 3.

Ребята, для следующего опыта нам понадобится вода. 
Давайте положим листочки бумаги в воду. Что произошло? Вся бумага намокла? Какая бумага намокла быстрее? (достаем тонкую бумагу, она распадается). Толстая бумага тоже намокнет, только для этого потребуется больше времени.

Вывод:  «Бумага намокает и распадается».

Воспитатель: Есть у бумаги и опасное свойство. Ребята, что произойдет, если бумагу поднести к огню? - она загорится.

Нужно быть очень осторожными с огнем и не подходить к нему с бумагой.

Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие свойства бумаги мы узнали.

Дети отвечают: бумага мнется, рвется, намокает, горит.

Воспитатель: Значит бумага - материал не прочный. Вот поэтому, ребята, надо бережно относиться  к вещам, сделанным из бумаги. 

Расскажите, что вам запомнилось во время нашего путешествия?

Какие свойства бумаги вы узнали?

Что нужно делать для сохранения лесов? Как надо обращаться с бумагой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе с использованием презентации «Такие разные мосты»

Конспект занятия в старшей группе "Такие разные мосты".Программное содержание: Познакомить детей с мостами Санкт-Петербурга (для чего они нужны, их красоту). Раскрыть у детей сведения о мостах. Показа...

Конспект занятия в старшей группе с использованием презентации. Тема: «Космические путешествия»

Интеграция образовательных областей:"Коммуникация", ""Социализация", "Познание"....

Конспект занятия в старшей группе с использованием логопедической ритмики (по мотивам сказке «Три медведя»)

Формирование координации, оптико-пространственной ориентации, перераспределение мышечного тонуса, развитие ритма, речевого дыхания, мимической мускулатуры и артикуляционного аппарата, координация речи...

Конспект занятия в старшей группе по использованию в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста информационно- образовательных ресурсов.

Тема: «Путешествие в страну Транспорт» Цель: Ощутить радость самостоятельных открытий в результате коллективной интеллектуально-творческой деятельности. Задачи:Образовательные:Способствовать...

Конспект НОД в старшей группе с использованием электронных образовательных ресурсов на тему "Профессии"

Вид детской деятельности: познавательно-исследовательская.Интеграция областей: ·        «Познавательное развитие»;·        «Речево...