Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности Тема: «Удивительный магнит»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Малей Галина Алексеевна

Конспект,  где главной целью непосредственной образовательной деятельности является создание социальной ситуации развития воспитанников в процессе исследовательской деятельности по ознакомлению со свойствами магнита. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udivitelnyy_magnit.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности для детей подготовительной к школе группы                                                                       Тема: «Удивительный магнит»

Цель: Создание социальной ситуации развития воспитанников  в процессе исследовательской деятельности  по ознакомлению со свойствами магнита. 
Программные задачи

1.Образовательные:                                                                                                                      - создать условия для получения  и расширения  знаний  детей о магните;                             - обобщить представления о свойствах  магнита притягивать предметы;  

-  обеспечить условия для выражения своего мнения и побуждения к речевой активности детей.                                                                                                                                  2.Развивающие:                                                                                                                                      - создать условия для развития познавательных интересов и поисковой активности у детей в процессе исследовательской деятельности; 

- развивать  умение отвечать на вопросы полным предложением; расширить словарь по теме;   развивать связную речь.                                                                                                                    - способствовать формированию  мыслительных операций,  умению делать выводы и аргументировать свои высказывания;                                                                                                        3.Воспитательные:                                                                                                                                                                                                                                                                         - воспитывать любознательность, эмоциональную отзывчивость, готовность к совместной деятельности,  доброжелательное отношение друг к другу;                                                                                  - воспитывать умение внимательно слушать взрослого и товарищей;                                                                                                                                                                                           - воспитывать   умение договариваться  и желание работать в команде.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          Материалы :  поднос  с  магнитами разной формы и размера;  канцелярские скрепки,  болтики, заколки,  монетки,  ластик, камешки,   лоскутки ткани,  бумага, мелкие деревянные и   пластмассовые игрушки.  Лист картона,  емкости   с водой,  миска с песком.                                                                                                                                     Предварительная работа: чтение « Приключения Карандаша и Самоделкина» Юрия Дружкова;  просмотр дома  мультфильма «Приключения Самоделкина».                                                              Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.                                                                                              
  Ход  НОД:

Этап

образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Условия социальной ситуации развития

Вводная часть

(Организационный и мотивационный момент)

Дети играют в группе, раздается телефонный звонок, включается громкая связь.

Воспитатель  и дети  играют в геометрическую головоломку «Колумбово яйцо».

Дети обращают внимание взрослого на то, что звонит телефон.

Условия для развития самостоятельности и инициативы.

К детям по телефону обращается Самоделкин.

 Он сообщает, что услышал  чудеса о загадочном  для него камне   - магните. Просит детей узнать тайны магнита и рассказать ему. Очень надеется на их помощь и с нетерпением ждет письма.

-Что, ребята, поможем Самоделкину?

Он великий изобретатель

и ему  очень нужно знать всё о свойствах магнита.

-Как мы сможем ему помочь?

Воспитатель направляет и координирует деятельность детей. Подводит детей к тому, что нужно сделать доброе дело и решить

задачу, стоящую перед нами.

Принимают решение помочь.

Дети высказывают свои предположения.

Участвуют в постановке

задачи, участвуют в диалоге с воспитателем.

Принимают решение в  необходимости последующей

деятельности.

Эмоциональный отклик

детей на звонок  от необычного героя, интерес к предстоящей деятельности.

Условия для проявления речевой и мыслительной активности: выражения детьми своего мнения.

 

Основная часть.

Познавательно-исследовательская

деятельность

В разных местах групповой комнате  стоят столы с разложенными на них  предметами.

1 стол:  

 поднос с  магнитами; канцелярские скрепки,   болтики, заколки, монетки, камешки, ластик,  лоскутки ткани,  бумага, мелкие деревянные и   пластмассовые игрушки  и др.

2 стол:

 емкости с водой по количеству пар, на дне которых лежат мелкие металлические предметы.

Задачка на сообразительность. 

На столе стоит миска с песком, в котором  спрятаны  скрепки.

Дети  садятся в кружок на ковер.

Предлагает  пройти к первому опытно-экспериментальному  столу и рассмотреть предметы, лежащие на столе.

Предлагает взять  с подноса по одному магниту.  

- Что вы можете сказать о магните?

-Что произойдет с предметами, если к ним поднести магнит?

- Давайте сейчас проведем опыты с магнитом и  проверим все возможности его в действии. Посмотрим, на самом ли деле он такой чудесный?

Опыт №1                     «Какие материалы притягивает магнит?» Отыскать  на столе все предметы, которые притянет магнит.

Предлагает воспитанникам, отобрать все названные предметы, которые не притянуться к магниту, и назвать материал.

Предлагает  пройти ко второму  опытно-экспериментальному  столу и разделиться парами.

-Предлагаю вам решить такую задачу.  У нас на столе стоят миски  с водой, в воде лежат мелкие металлические предметы.  Как достать предметы, не намочив рук?                                                                                        

Опыт №2 «Достань предмет из воды, не намочив рук»

 

-Где это свойство магнита  взаимодействовать с металлическими предметами через воду можно  использовать в жизни человека?

Вопрос детям:

-Как можно быстро очистить песок от скрепок?

Опыт № 3 «Два магнита»

Ставит перед ребятами задачу: — «определить, как будут вести себя два магнита, если их поднести друг к другу». 

Опыт 4 «Магниты действуют на расстоянии»

Рисует   на бумаге линию и кладет   на нее скрепку.  Потихоньку пододвигает  к этой линии магнит. На каком-то расстоянии от линии скрепка вдруг "скакнет" и прилипнет к магниту. Отмечает  это расстояние.

 

Проводит  этот же опыт с другими магнитами.

Помогает детям делать выводы и аргументировать свои высказывания.

Рассматривают все предметы,  лежащие перед ними; определяют, из какого они материала.

Дети: -  Магниты  разной формы и размера.  

Он тяжелый, холодный, твердый, плоский, железный, металлический.

Высказывают предположения.

Проводят опыт №1.

Приходят к заключению:  не все блестящие штучки сделаны из железа. Оказывается, что  всё,  что они привыкли называть "железкой" (а это и алюминий  и другие металлы) магнит не притягивает.

Делают вывод: Магнит притягивает к себе только железо, а дерево, камни, пластмассу…. нет.

Дети высказывают свои предположения

Проводят опыт №2.

Дети активно участвуют в эксперименте-игре, делятся эмоциями, помогают друг другу в случае необходимости.

Разбираются в поставленной задаче.

Делают вывод:   магнит притянул  к себе все предметы и очистил воду. Значит, он  может взаимодействовать  с металлическими предметами через воду.

Дети высказывают свои предположения:

(очищать водоёмы, реки…).

В ответ дети могут предложить несколько вариантов: собрать  на ощупь, просеять песок или воспользоваться, только что определенным нами, свойством магнита притягивать все железное.

Собирают скрепки магнитом.

Проверяют, поднося один магнит к другому. Магниты притягиваются. Вместе со взрослым выясняют, что произойдет, если поднести магнит другой стороной. Магниты оттолкнуться.

Дети объясняют увиденное: одни магниты  сильные - примагничивают скрепку с более далекого расстояния, другие слабые - примагничивают скрепку с близкого расстояния. Причем, это расстояние напрямую не зависит от величины самого магнита, а только от его магнитных свойств. 

Вывод

Вокруг магнита есть что-то, чем он может действовать на предметы на расстоянии. Это что-то назвали "магнитным полем"

Развитие слухового и

зрительного восприятия,

умение соблюдать

необходимые условия

экспериментирования,

готовность овладевать

новыми знаниями, делать

логические

умозаключения,

исследовать свойства магнита

Условия для выражения своего мнения и побуждения к речевой активности детей

Развитие умения делать выводы и аргументировать свои высказывания.                                                             

Условия для поисковой активности и взаимодействия друг с другом.

 Условия для выражения своего мнения и побуждения к речевой активности детей

Развитие умения делать выводы и аргументировать свои высказывания.                                                             

Условия для развития, стимулирования мыслительной и  речевой активности.

Стимуляция речевой активности.

Воспитание умения слушать друг друга и дополнять, делая выводы.

Подвижная игра  «Магнит и предметы»

 Цель: закрепить знания детей о магнетизме, полученные в результате экспериментирования; развивать воображение и способности к перевоплощению.

  Один ребенок — «магнит», он сидит в стороне.

Педагог: Я говорю волшебные слова «крибле-крабле-бумс» и превращаю вас в деревянные кубики. «Кубики» бегают по залу, прыгают, постукивают,  хлопая друг друга по ладошкам и приговаривая «тук-тук-тук».

Появляется «магнит», но никто не обращает на него внимания. Дети бегают, отталкиваясь друг от друга и от магнита ладошками.

Педагог: Крибле-крабле-бумс! (Дети останавливаются, магнит отходит в сторону.) Превращаю вас в резиновые игрушки. Дети прыгают на носочках, приговаривая «пум-пум-пум», не обращая на магнит внимания.

Педагог: Крибле-крабле-бумс! (Дети останавливаются, магнит отходит в сторону.) Превращаю вас в железные предметы. Дети бегают, приговаривая «дон-дон-дон». Когда появляется магнит, все бегут к нему. Магнит медленно бегает по группе, дети за ним, держась за него руками.

Заключительная часть

Дети делятся на 3 подгруппы.  Каждая подгруппа коллективно  передает в рисунке суть  одного из опытов.

Вопросы по деятельности:

Какие опыты провели? Что вы нового   узнали?   Какие сделали выводы? Что вам было труднее всего?

Предлагает сесть за столы, разделившись  на подгруппы.

Воспитатель индивидуально  помогает  детям

в этом.

Диалог с воспитателем

Дети решают отправить

письмо Самоделкину  с рисунками  

опытов и

рассказать обо  всех

возможностях магнита,

которые им стали

известны.

Договариваются, кто с кем будет рисовать и  распределяют, какой опыт будет отображать в рисунке каждая подгруппа.

Стимуляция речевой активности.

Развитие умения договариваться  и

желания работать в

команде.

Получение детьми

положительных эмоций,

удовлетворение от

проделанной работы,

обретение новых знаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Маленькие экспериментаторы» методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности с дошкольниками

Одна из актуальных проблем нашего времени – проблема взаимодействия человека с природой. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние экосистемы. Этому способствуют лесны...

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности «Песок и глина»

Познакомить со свойствами песка – сыпучестью, рыхлостью, способностью пропускать воду и свойствами глины – пластичностью, вязкостью, неспособностью пропускать воду. Развивать умение исполь...

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности «Город Волшебства»

Цель: Создание условий, способствующих развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению через экспериментирование....

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе «Волшебный магнит»

Методическая разработка по опытно-экспериментальной деятельности в средней группе.  Тема: «Волшебный магнит»Интегрируемые образовательные области: познавательное, социально-коммуникат...