познавательное занятие "Кто как видит" для детей старшего дошкольного возраста. С помощью разнообразных опытов дети узнают, как видят разные животные.
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Конспект занятия

Тема «Кто как видит»

Область развития «Познание»

 

Задачи:

1.Через  экспериментирование познакомить детей с тем, как видят разные животные.

2.Развивать познавательную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, стимулировать желание детей экспериментировать.

Материалы и оборудование: иллюстрации животных (крот, лягушка, рыба, собака), «удочка с мухой», любая черно-белая фотография, ноутбук, табличка «Лаборатория», колокольчик,

На каждого ребенка баночка с водой, акварельные краски, мелкие предметы, молоко, полочки для размешивания, зеркало, очки из непрозрачной, матовой бумаги, бумажные салфетки, «Волшебные картинки», клеенки

Ход занятия

1.Психологический настрой (дети встают в круг)

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся! (взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Пусть хорошее настроение будет у вас на протяжении всего дня. Подарите свои улыбки гостям, чтоб у них тоже было хорошее настроение.

 

2.Мотивационно-побудительный этап

- Скажите, что это такое? (воспитатель показывает любой предмет).

Вот интересно, если бы здесь сидела собака, она тоже бы увидела этот предмет? (ответы детей)

Когда я была маленькой, у нас дома жила собака Жучка, и мне было очень интересно, как она видит. Я спрашивала об этом у родителей, но точного  ответа они не знали. Когда я стала учиться в школе, я   узнала, как видят собаки и другие животные.

У собак - своя особенность. Как считают многие ученые, собаки не различают цветов и все видят только черным, белым или серым (вывешивается черно-белая фотография). Весь мир им представляется таким, как эта фотография (демонстрация любой черно-белой фотографии).

Приглашение в лабораторию

-Знаете, ведь животные видят не так как мы. Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как видят разные животные. Хочу поделиться с вами своими знаниями и приглашаю  в лабораторию «Почемучка». Прошу занять свои места.

 

3.Информационный этап

Но сначала я хотела бы узнать, что вы знаете о своих глазах?

-Зачем человеку глаза?

-Как еще называют глаз? (глазное яблоко)

-Почему так называют? (круглый, твердый)

При помощи глаз мы видим окружающие предметы, их цвет, форму.

-А знаете, что вместо глаз могут работать «помощники».

-Представьте, что вы ничего не видите. Наденьте светонепроницаемые  очки. Сейчас вы будете слушать, и называть, какие я действия выполняю. (Воспитатель хлопает в ладоши, звенит в колокольчик, бубен).

-Как же вы догадались, ведь вы не видели. (Услышали)

Вывод: вашим глазам помогли уши.

-Теперь я закрою глаза одному  из вас и проведу еще один опыт. (Ребенку предлагается определить предмет на ощупь).

-Как же ты догадался, ведь ты ничего не видел? (помогли руки)

Вывод: твоим глазам помогли руки.

-Когда человек не видит, ему помогают другие органы.

-Всем людям необходимо беречь свои глаза и заботиться о них. Давайте проведем гимнастику для глаз.

Оздоровительное упражнение для глаз

4.Этап усвоения нового материала

-Вы хотите узнать, как видят другие  животные

Как видит крот

-Кого вы видите на картинке? Давайте рассмотрим это животное (вывешивается картинка).

- Где он живет, кто знает? (Ответы детей)

-Присмотритесь внимательно. У крота веки практически срослись, полностью закрыв глаза. Крот плохо видит, еле-еле различая свет.

-Возьмите очки из матовой бумаги (непрозрачной) и посмотрите через них. Вы различаете предметы? (нет). А свет? (плохо). Проведите ладонью перед очками. Что вы увидели? (тень). Так и крот. Пока сидит в норе, ему темно. Когда вылезает на свет, отличает свет от тьмы, но предметов не видит.

Видеоролик  (Крот редко выходит на поверхность. Практически все время он проводит под землей, где он роет норы и ищет себе пищу: личинок, червей).

Как видит лягушка

Узнаем, как видит лягушка. Посмотрите на растение. Вы его видите?  А книгу? А это? (воспитатель резко взмахивает «удочкой» и «муха» быстро пролетает перед глазами детей). Заметили? Повторю еще раз.

Видеоролик (Так вот, лягушка не увидит не растение, не карандаша, но хорошо рассмотрит быстро пролетающую муху. Лягушка не различает неподвижные предметы, но хорошо видит подвижные. Она видит насекомых, пролетающих мимо, выбрасывает липкий язык, как бы выстреливая им, и насекомое приклеивается. Так она добывает себе пищу. Интересно, что  врага от добычи лягушки отличают по размерам. Увидев большой предмет, она спасается бегством, а маленький догоняет и хватает).

Как видят рыбы

Перед вами лежат две одинаковые монеты, рассмотрите их внимательно. Опустите одну монету в банку с водой. Возьмите ее и поднесите близко к глазам. Внимательно  рассмотрите монету в воде.

-Хорошо ли видно монету? (хорошо)

Сравните монету  в банке с той, которая лежит у вас на столе. Какая  кажется больше? Значит, вода увеличивает предметы, но рыбы привыкли к этому и им это не мешает.

 -Давайте представим, как видят рыбы  в мутной воде.  Вылейте краску в воду и размешайте.

-Вы хорошо видите монету   в мутной воде? (монета, лежащая  в банке видна очень плохо).

Проведите медленно рукой за банкой. Что вы видите? (тень). Вот так видят рыбы в мутной воде, они различают только свет и тень.

-Предлагаю вам немного отдохнуть.

 

5.Физминутка «Мадагаскар»

Зачем лошадям надевают наглазники

На иллюстрации видно, что во время работы лошади надевают наглазники. Давайте проверим, зачем это надо. Поставьте локти  на стол и приставьте ладошки сбоку к глазам. Вы видите, что находится справа и слева от вас?

-Кто догадался, зачем лошади наглазники? (ответы детей)

Видеоролик (Лошадь видит только то, что впереди, и идет спокойно. Если бы она видела сбоку и сзади, ей было бы тяжело ориентироваться на улице).

-Как же человек приспособился видеть сбоку или сзади, не поворачивая головы? (ответы детей)

-Представьте, что вы водитель автобуса. Смотрите вперед, а надо узнать, что все люди зашли в автобус. Для этого у всех машин есть боковое зеркало. Возьмите зеркало и постарайтесь рассмотреть, что находится сзади(1-2 ребенка рассказывают о том, что они видят).

Игра «Волшебное зеркальце»

 

Предлагаю вам поиграть в интересную игру «Волшебное зеркальце». У вас на столах лежат половинки картинок. Приложите зеркало, стоя к правой стороне картинки и вы увидите целое изображение. Расскажите, кто что увидел. (Ответы детей).

6.Практический этап

Сегодня мы с вами плодотворно поработали в лаборатории. Хочу подарить вам в подарок «Заколдованные картинки».На них изображены только глаза животного. Кто из вас может только по глазам узнать животное? Давайте проверим. Положите лист бумаги и закрасьте его целиком любым понравившимся цветом.

-Кого вы увидели на своих картинках?

-Кто угадал животное?

 

7.Заключительный этап

-Спасибо за работу. Я думаю, что вы узнали много нового и интересного.

-Что вам понравилось на занятии?

Что ж пора нам завершать.

И хочу вам пожелать:

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили.

Чтобы не было печали

Удивлялись, не скучали.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

Тема «Кто как видит»

Область развития «Познание»

Задачи:

1.Через  экспериментирование познакомить детей с тем, как видят разные животные.

2.Развивать познавательную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы в процессе экспериментирования.

3.Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, стимулировать желание детей экспериментировать.

Материалы и оборудование: иллюстрации животных (крот, лягушка, рыба, собака), «удочка с мухой», любая черно-белая фотография, ноутбук, табличка «Лаборатория», колокольчик,

На каждого ребенка баночка с водой, акварельные краски, мелкие предметы, молоко, полочки для размешивания, зеркало, очки из непрозрачной, матовой бумаги, бумажные салфетки, «Волшебные картинки», клеенки

Ход занятия

1.Психологический настрой (дети встают в круг)

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся! (взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой)

Пусть хорошее настроение будет у вас на протяжении всего дня. Подарите свои улыбки гостям, чтоб у них тоже было хорошее настроение.

2.Мотивационно-побудительный этап

- Скажите, что это такое? (воспитатель показывает любой предмет).

Вот интересно, если бы здесь сидела собака, она тоже бы увидела этот предмет? (ответы детей)

Когда я была маленькой, у нас дома жила собака Жучка, и мне было очень интересно, как она видит. Я спрашивала об этом у родителей, но точного  ответа они не знали. Когда я стала учиться в школе, я   узнала, как видят собаки и другие животные.

У собак - своя особенность. Как считают многие ученые, собаки не различают цветов и все видят только черным, белым или серым (вывешивается черно-белая фотография). Весь мир им представляется таким, как эта фотография (демонстрация любой черно-белой фотографии).

Приглашение в лабораторию

-Знаете, ведь животные видят не так как мы. Сегодня я хочу познакомить вас с тем, как видят разные животные. Хочу поделиться с вами своими знаниями и приглашаю  в лабораторию «Почемучка». Прошу занять свои места.

3.Информационный этап

Но сначала я хотела бы узнать, что вы знаете о своих глазах?

-Зачем человеку глаза?

-Как еще называют глаз? (глазное яблоко)

-Почему так называют? (круглый, твердый)

При помощи глаз мы видим окружающие предметы, их цвет, форму.

-А знаете, что вместо глаз могут работать «помощники».

-Представьте, что вы ничего не видите. Наденьте светонепроницаемые  очки. Сейчас вы будете слушать, и называть, какие я действия выполняю. (Воспитатель хлопает в ладоши, звенит в колокольчик, бубен).

-Как же вы догадались, ведь вы не видели. (Услышали)

Вывод: вашим глазам помогли уши.

-Теперь я закрою глаза одному  из вас и проведу еще один опыт. (Ребенку предлагается определить предмет на ощупь).

-Как же ты догадался, ведь ты ничего не видел? (помогли руки)

Вывод: твоим глазам помогли руки.

-Когда человек не видит, ему помогают другие органы.

-Всем людям необходимо беречь свои глаза и заботиться о них. Давайте проведем гимнастику для глаз.

Оздоровительное упражнение для глаз

4.Этап усвоения нового материала

-Вы хотите узнать, как видят другие  животные

Как видит крот

-Кого вы видите на картинке? Давайте рассмотрим это животное (вывешивается картинка).

- Где он живет, кто знает? (Ответы детей)

-Присмотритесь внимательно. У крота веки практически срослись, полностью закрыв глаза. Крот плохо видит, еле-еле различая свет.

-Возьмите очки из матовой бумаги (непрозрачной) и посмотрите через них. Вы различаете предметы? (нет). А свет? (плохо). Проведите ладонью перед очками. Что вы увидели? (тень). Так и крот. Пока сидит в норе, ему темно. Когда вылезает на свет, отличает свет от тьмы, но предметов не видит.

Видеоролик  (Крот редко выходит на поверхность. Практически все время он проводит под землей, где он роет норы и ищет себе пищу: личинок, червей).

Как видит лягушка

Узнаем, как видит лягушка. Посмотрите на растение. Вы его видите?  А книгу? А это? (воспитатель резко взмахивает «удочкой» и «муха» быстро пролетает перед глазами детей). Заметили? Повторю еще раз.

Видеоролик (Так вот, лягушка не увидит не растение, не карандаша, но хорошо рассмотрит быстро пролетающую муху. Лягушка не различает неподвижные предметы, но хорошо видит подвижные. Она видит насекомых, пролетающих мимо, выбрасывает липкий язык, как бы выстреливая им, и насекомое приклеивается. Так она добывает себе пищу. Интересно, что  врага от добычи лягушки отличают по размерам. Увидев большой предмет, она спасается бегством, а маленький догоняет и хватает).

Как видят рыбы

Перед вами лежат две одинаковые монеты, рассмотрите их внимательно. Опустите одну монету в банку с водой. Возьмите ее и поднесите близко к глазам. Внимательно  рассмотрите монету в воде.

-Хорошо ли видно монету? (хорошо)

Сравните монету  в банке с той, которая лежит у вас на столе. Какая  кажется больше? Значит, вода увеличивает предметы, но рыбы привыкли к этому и им это не мешает.

 -Давайте представим, как видят рыбы  в мутной воде.  Вылейте краску в воду и размешайте.

-Вы хорошо видите монету   в мутной воде? (монета, лежащая  в банке видна очень плохо).

Проведите медленно рукой за банкой. Что вы видите? (тень). Вот так видят рыбы в мутной воде, они различают только свет и тень.

-Предлагаю вам немного отдохнуть.

5.Физминутка «Мадагаскар»

Зачем лошадям надевают наглазники

На иллюстрации видно, что во время работы лошади надевают наглазники. Давайте проверим, зачем это надо. Поставьте локти  на стол и приставьте ладошки сбоку к глазам. Вы видите, что находится справа и слева от вас?

-Кто догадался, зачем лошади наглазники? (ответы детей)

Видеоролик (Лошадь видит только то, что впереди, и идет спокойно. Если бы она видела сбоку и сзади, ей было бы тяжело ориентироваться на улице).

-Как же человек приспособился видеть сбоку или сзади, не поворачивая головы? (ответы детей)

-Представьте, что вы водитель автобуса. Смотрите вперед, а надо узнать, что все люди зашли в автобус. Для этого у всех машин есть боковое зеркало. Возьмите зеркало и постарайтесь рассмотреть, что находится сзади(1-2 ребенка рассказывают о том, что они видят).

Игра «Волшебное зеркальце»

Предлагаю вам поиграть в интересную игру «Волшебное зеркальце». У вас на столах лежат половинки картинок. Приложите зеркало, стоя к правой стороне картинки и вы увидите целое изображение. Расскажите, кто что увидел. (Ответы детей).

6.Практический этап

Сегодня мы с вами плодотворно поработали в лаборатории. Хочу подарить вам в подарок «Заколдованные картинки».На них изображены только глаза животного. Кто из вас может только по глазам узнать животное? Давайте проверим. Положите лист бумаги и закрасьте его целиком любым понравившимся цветом.

-Кого вы увидели на своих картинках?

-Кто угадал животное?

7.Заключительный этап

-Спасибо за работу. Я думаю, что вы узнали много нового и интересного.

-Что вам понравилось на занятии?

Что ж пора нам завершать.

И хочу вам пожелать:

Чтобы дружными вы были,

Чтоб смеялись, не грустили.

Чтобы не было печали

Удивлялись, не скучали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа для детей дошкольного возраста по мини – футболу для детей старшего дошкольного возраста «Здоровенок»

Данная программа поможет работающим в детском саду инструкторам по физической культуре организовать кружок по мини-футболу....

Конспект открытого занятия в рамках курсов педагогов Сахалинской области "Современные педагогические технологии в дошкольном образовании".- "Развитие эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с помощью игры" - "Страна эмоций".

Эмоционально-волевая сфера оказывает влияние на все познавательные процессы дошкольника. Именно эмоции и воля влияют на то, каким увидит окружающий мир ребенок и каким будет его восприя...

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. Развитие чувства времени у детей старшего дошкольного возраста.

Время воспринимается ребенком опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления детей ...

Педагогический познавательно-исследовательский проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста Тема: «Формирование инициативности у детей старшего дошкольного возраста с помощью экспериментально-исследовательской деятельности»

Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....

Сценарий развлечения "День смеха" детей младшего и среднего дошкольного возраста. Сценарий развлечения "День смеха" детей старшего дошкольного возраста.

Сценарии развлечения "День смеха" для дошкольников. К детям приходят Клоуны, которые проводят с детьми игры, конкурсы и танцы. Развлечения не требуют специальной подготовки....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста "Развитие речевой активности у детей старшего возраста"

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»Вопросы развития правильной речи...