Методическая разработка Педагогический проект "Превращение капельки"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему

Тумольская Ольга Александровна

ФГОС ДОУ для дошкольников с нарушениями в речи, выдвигает требования формирования у дошкольника познавательной активности, формированию умений исследовать окружающий мир, предметы и явления окружающего мира. В связи с этим необходимо проводить специально коррекционно - педагогическую работу по формированию у дошкольников познавательной активности и познавательной деятельности. Данный проект помогает развивать  у детей интересс к познанию и личностному стремлению к практическому исследованию воды, её свойств, круговорота воды в природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_prevraschenia_kapelki.docx31.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Превращения капельки»

Составили и провели

Тумольская О.А.

.

Актуальность

ФГОС ДОУ для дошкольников с нарушениями в речи, выдвигает требования формирования у дошкольника познавательной активности, формированию умений исследовать окружающий мир, предметы и явления окружающего мира. В связи с этим необходимо проводить специально коррекционно - педагогическую работу по формированию у дошкольников познавательной активности и познавательной деятельности.

Цель проекта

Развитие у детей интереса к познанию и личностному стремлению к практическому исследованию воды, её свойств, круговорота воды в природе.

Задачи

  1. Способствовать формированию представлений о воде как среде обитания растений, животных, человека.
  2. Научить устанавливать сходство и различие свойств воды в разных агрегатных состояниях, дать представление о процессе перехода воды из одного состояния в другое, о процессе конденсации.
  3. Расширить представление о значении воды в разных агрегатных состояниях для природы и человека (под снегом и льдом сохраняется тепло, достаточное для жизни).
  4. Подвести к пониманию круговорота воды в природе, механизма конденсации.
  5. Раскрыть понятие о водной системе на нашей планете, об отрицательной и положительной роли человека.
  6. Научить разным способам очистки воды.
  7. Развивать навыки поисковой деятельности в изучении воды, как объекта неживой природы, развивать познавательный интерес,
  8. Воспитывать бережное отношение к пресной воде, воспитывать ответственность за сохранность окружающей природы за чистоту водоемов

Вид проекта: познавательно-исследовательский

Участники проекта Дети, воспитатели, родители.

Возраст детей  6-7 лет с ОНР

Продолжительность проекта:  краткосрочный (2 недели)

Ожидаемый результат

  • Повышение интереса дошкольников к явлениям окружающей среды;
  • Развитие у детей поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  • Повышение уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

  1. Выявление имеющихся знаний у детей группы  о круговороте воды в природе Беседа «Что такое облака и какие они бывают». Цель: выяснить знания детей об облаках, тумане, росе, дожде, снеге.
  2. Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора;
  3. Определение цели и задач проекта;
  4. Подбор литературы, пособий, атрибутов.
  5. Составление тематического планирования мероприятий.
  6. Ознакомление родителей с предстоящим проектом, заинтересовать и привлечь их к совместной деятельности в ходе реализации проекта. Приложение 4.

Основной этап, практический:

Образовательная область

Виды детской деятельности

Познавательное развитие

Беседа: «Кому в природе нужна вода?» Цель: Дать понятие о важности воды в жизни всего живого на Земле. Мотивировать детей к определению алгоритма сохранения запаса пресной воды.

Беседа-презентация «Круговорот воды в природе». Цель: Конкретизировать знания детей об агрегатных состояниях воды, об условиях ее перехода из одного состояния в другое. Дать понятие «Круговорот воды в природе».

Рассматривание схемы круговорота воды в природе. Цель: закрепить знания детей об испарении воды.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных природных явлений. Цель: уточнить знания детей о том, что вода в окружающей среде бывает разной, создание альбома «Природные явления»

Наблюдения в группе за мокрой одеждой и мокрым полом. Цель: дать представление об испарении воды, создание альбома «Опыты и эксперименты»

Наблюдение на прогулке за мокрой одеждой. Цель: закрепить представление об испарении воды зимой, заполнение альбома «Опыты и эксперименты»

Опытно-экспериментальная деятельность. Цель: развивать поисковую деятельность, ведение альбома «Опыты и эксперименты» .

Познавательные опыты «Вода испаряется», «Круговорот воды в природе». Цель: стимулировать поисковую активность детей, создание модели естественно-научного явления .

Просмотр развивающего мультфильма «Спроси у Альберта. Круговорот воды в природе» .

Речевое развитие

Чтение стихотворения Е. Инкона «Сказочка о капельке». Цель: рассказать о круговороте воды в природе . Приложение 1.

Чтение стихов, пословиц, поговорок; загадывание загадок о природных явлениях. Цель: развивать логическое мышление, воображение, создание альбома «Стихи, загадки, пословицы и поговорки о природных явлениях» . Приложение 2

Художественно-эстетические развитие

Рисование «Где живет вода» Цель: учить детей передавать разнообразные состояния воды, создание альбома «Где живет вода»

Рисование мелками «Разговорчивый родник». Цель: развивать творчество, самостоятельность, пополнение знаний о состояниях воды.

Рисование «Облачный город». Цель: учить детей передавать формы и размеры облаков, создание книжки «Облачный город» .

Изготовление атрибутов для подвижной игры «Ходят капельки по кругу». Цель: развивать творчество, воображение атрибуты для подвижной игры .

Физическое развитие

Подвижные игры на прогулке «Солнышко и дождик», «Через ручеек». Цель: развивать двигательную активность, самостоятельную организацию подвижных игр .

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу». Цель: закрепить знания детей о круговороте воды в природе, формирование двигательных умений и навыков . Приложение 3

Социально-личностное развитие

Просмотр мультфильма «Капитошка». Цель: создать у детей радостное настроение.

Игры с водой. Цель: развивать самостоятельность в освоении окружающего мира, развитие тактильно-кинестетической чувствительности -

Дидактическая игра «Где спряталась снежинка?». Цель: закрепить знания детей о том, где и в каком виде существует вода, использование картинок о природных явлениях .

Интерактивные технологии:

  • Мозговой штурм – работа малыми группами (один говорит, остальные слушают, воспитатель записывает все высказывания, ничего не отвергается)

Заключительный этап

  • Итоговое образовательное мероприятие для детей «Превращения воды».              Цель: обобщить имеющиеся знания детей о круговороте воды в природе.
  • Презентация проекта «Круговорот воды в природе» на итоговом педсовете.             Цель:  обмен опытом.

Результативность:

Дети: имеют представление о круговороте воды в природе, о разнообразных состояниях воды в окружающей среде; могут рассказать и организовать элементарные опыты, которые наглядно показывают круговорот воды в природе; делают выводы по результатам опыта; используют в активной речи слова, характеризующие различные состояния воды. У детей развивается познавательный интерес к явлениям окружающей среды.

Воспитатель: составлена картотека опытов о свойствах воды; конспекты беседы, занятий, наблюдений.

Родители: имеют представления о содержании проекта, оказывают помощь при подборе необходимого материала для реализации проекта.

Используемая литература

1. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе / авт. сост. С. В. Машкова [и др. ]. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград: Учитель, 2015;

2. Сборник методик по экологическому просвещению: сост. О. В. Уткина / Йошкар-Ола, 2006;

3. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2009;

4. Коломина Н. В. Занятия по экологии в детском саду. – М. : ТЦ Сфера, 2008;

5. Рыжова Н. А. Волшебница вода //Дошкольное образование. – 2004. - №11,12

Приложение 1

Круговорот воды

Сказка в стихах про каплю детям

Елена Инкона

ДЕЛО БЫЛО ЛЕТОМ

Капля в луже обитала 
И все время в ней страдала:
«Ой, мне здесь так нелегко,
Грязно и не глубоко.
Здесь по мне все ходят-бродят,
Слякоть в лужице разводят.
Вот бы морем чистым стать!
Счастье в нем хочу познать.»

Так она и поживала.
Но однажды солнце встало.
Капля как всегда проснулась,
Утром к солнцу потянулась
И прогрелась так в лучах,
Что исчезла на глазах.

Она паром легким стала 
И поэтому взлетала,
Поднимаясь вверх все выше,
Улетая выше крыши
К белокурым облакам
Что бы жить отныне там.

В небе было интересно.
Становилось, правда, тесно.
Много пара подлетело 
И на облаках осело
Чтобы в небе охладиться 
И в дождинки превратиться.
И при этом в тесноте
Дружно жить на высоте... 

Но на небе, то и дело,
Капля злилась без придела: 
« Негде лечь и негде встать,
Не хочу приличий знать!
Подросли так облака,
Что сомкнулись их бока,
И уже я не порхаю,
А соседок здесь толкаю.
Отодвиньтесь от меня!
Я здесь буду! Только я!»

Капли стали возмущаться,
И в ответ сильней толкаться.
Началась у них возня,
Толчея средь бела дня.

Разузнал об этом Гром.
И как крикнет каплям: « Вон!
Убирайтесь быстро с неба!
Я стрелу в вас брошу гнева!
Своей молнией сейчас 
Разгоню я быстро вас!
Тут и ветер подоспел.
В тучу вихрем он влетел!
Туча сразу задрожала,
Грозовою тут же стала.

Капля очень испугалась,
Прыгать первая собралась.
И со страху все другие
Капли стали дождевые.
И летели ливнем все
К своей матушке – Земле.

А упали; кто в цветочек,
Кто на пень, кто на песочек
Ну, а наша в лужу села,
Даже ойкнуть не успела.
Вновь пришлось ей в луже спать,
И восхода солнца ждать.

Утром к луже сели птички.
Захотелось им водички
Из той лужицы испить
И в ней перышки помыть.

Капля сразу же проснулась,
Снова к солнцу  потянулась,
Но на небе тучи были
Солнышко они закрыли.
Ей осталось лишь мечтать
Что наступит благодать.

Ну а птички, что сидели
Поплескались и взлетели
Поднимаясь вверх все выше,
Улетели выше крыши
К сизым тучкам, к облакам
И порхали стайкой там.

НАСТУПИЛА ОСЕНЬ

Загрустила капля наша:
«На дне лужи грязь, как каша
Как от грязи убежать,
И бездонным морем стать?»

Но одна она не море,
Капелька – лишь капля в море!
Если дружно вместе жить,
Океаном можно быть...

Но, однако, был уж вечер.
Разгулялся в небе ветер.
Стал он с тучами играть,
Дуть на них и погонять.

И взмолилась капля в луже: 
«Ветер! Ветер! Ты мне нужен!
Помоги ты Ветер мне!
Я хочу как в сладком сне
Оказаться в синем море,
А не черпать в луже горе.
Не хочу я больше плакать,
И дождинкой в лужу капать!
Обещаю мирно жить, 
И подругой каплям быть».   

Ветер ей в ответ молчал,
Ночь прошла, вновь день настал.

Новый день был снова ясным.
Хоть холодным, но прекрасным.
Капля радостной была,
Что на солнце быть могла.

Только что случилось с лужей?
Капле был мороз не нужен.
Первый снег лежал в траве 
Дело было в ноябре.

Так кристаллом капля стала,
Крепким льдом ее сковало.
Вновь заойкала она:
«Ой! Промозглая зима!
Только дети будут рады,
Лучше нет для них награды,
Лишь бы им играть в снежки
И надеть свои коньки.
В них кататься хоть по луже,
Не боясь пурги и стужи».

ТАК НАСТУПИЛА ЗИМА

Пролетели дни и ночи.
Ночь – длинней, а день короче.
Капля весь сезон вздыхала:
«Солнышка всю зиму мало,  
Нет дождя, а есть снежинки,
Что летают как пушинки, 
Хороводы с вьюгой водят,
А по мне все ходят-бродят.
Ох! Скорее бы весна!
Оттоптали все бока»

ВЕСНА!

Долгожданная весна
На конец - таки пришла,
Зазвенела, зажурчала.
Капля больше не ворчала.
Рады были все весне.
Таял снег и лед везде.

Благодать пришла и в лужу.
Растопило солнце стужу.
Присмирела капля наша:
«В моей луже - счастья чаша!
Где резвилась детвора,
Был каток внутри двора.
Я нужна была! Я рада!
Радость детям – мне награда!
Хоть в болоте можно жить
Если дружбой дорожить!»

Солнышко, узнав об этом,
Озарило каплю светом.
И лучами так прогрело,
Что та паром стать успела.

Ветер сразу пар приметил
И сейчас лишь ей ответил:
«Капля, я тебя возьму,
Как хотела ты, одну
Отнесу тебя к пустыне
Будешь жить ты там отныне!»

Ветру капля отвечала:
«В тучах я тогда кричала,
Что хочу там быть одна,
Но одна я не видна!
Кану я в сухой пустыне!
Лучше жить мне в луже ныне!
И прости уж ты меня!
Что ругалась в туче я.
Не простишь – тогда, тогда, как знаешь…
Ты уже мне помогаешь…»

Капля с Ветром полетела
В неизвестность очень смело,
Поднимаясь вверх все выше,
Улетая выше крыши,
В даль, где ждал их ОКЕАН…
Был таков у Ветра план…

Приложение 2

Пословицы и загадки о воде

Стоит по горло в воде, а пить просит.

Тихая вода берега подмывает.

Не узнавши броду, не суйся в воду.

Был я у друга, пил я воду слаще меду.

Тише воды, ниже травы.

Под лежачий камень и вода не течёт.

Что на воде плывет, всего не переймешь.

На которой воде работаешь, ту и пей.

Огнем вода ключом кипит, а водою и огонь заливают.

Размахнула широко, почерпнула глубоко, да та ж вода.

Что в решете не унесёшь? (Вода)

Что в руках не удержишь? (Вода)

Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (Пруд)

День и ночь кричит, а голос не устаёт. (Водопад)

Течёт, течёт - не вытечет, бежит, бежит - не выбежит. (Река)

Кто сильнее всех на свете? (Вода)

Выпить - не выпить, вылить - не вылить. (Ручей)

В новой стене, в круглом окне, днём стекло разбито, за ночь вставлено. (Прорубь)

Приложение 3

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

          Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь) воспитатель произносит волшебные слова и игра начинается.
                  Воспитатель говорит, что она – мама Тучка, а ребята – её детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. 
Полетели капельки на землю… Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало по одиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками. (Капельки составят ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке. Молодцы, капельки, хорошо себя вели, прохожим за воротники не лезли, не брызгались. Теперь с мамой побудьте, она без вас соскучилась.

Приложение 4

Рекомендации для родителей

по проекту «Превращения капельки»

Вода – волшебница: она может обернуться облаком, туманом, снегом, льдом, дождем, градом, инеем, росой! Вот это да! Ай да вода! А еще вода очень сильная. Говорят, капля камень точит. Это правда. Вода может разрушить самые прочные скалы, каждый день подтачивая их и превращая в песок. Да-да, песок – это то, что осталось от огромных гор…

Итак, друзья, за мной, мы отправляемся в удивительное путешествие. Нас ждут увлекательные приключения, приключения с Капелькой…

Провести опыты с детьми

«Снег-вода- лед»(узнать с помощью экспериментальной деятельности о свойствах воды)

Приложите ладошки к щечкам. Какие ладошки — холодные или теплые? Ладошки теплые. Что лежит у вас на тарелочках? Снег. Потрогайте его пальчиками. Какой снег? Холодный. А какого цвета снег? Белого цвета. Положите немного снега на теплую ладонь. Что происходит со снегом? Он тает. Что вы видите у себя на ладошке? Воду. Снег растаял на теплой ладошке и стал водой. А теперь возьмем эту воду и нальем ее в формочку и поставим на улицу. Потом посмотрим, что произошло с водой. Правильно превратилась в лед. Потому что на улице холодно, мороз.

Воду в формочках можно покрасить в разные цвета и заморозить положив ниточку. Так получиться ледяная гирлянда для украшения на улице

«Необычные кораблики» (Познакомить со свойствами стеклянных предметов; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить соблюдать правила безопасности при обращении с предметами из стекла.

Материал. Две стеклянные бутылочки, пробка, ванночка с водой, салфетка, лист бумаги, карандаши.

Первый эксперимент. Дети опускают одну бутылочку на воду. Что с ней происходит? (Она постепенно наполнится водой, станет тяжелой – тяжелее воды – и утонет).

Второй эксперимент. Другую бутылочку дети плотно закрывают пробкой, опускают на воду. Почему она не тонет? Погружают ее в воду. Почему она всплывает?

Дети высказывают свои предположения, зарисовывают результаты, подводят итоги: первая бутылка наполнилась водой и стала тяжелой, тяжелее воды – такие предметы тонут; в бутылочку, закрытую пробкой, вода не попала, легкая бутылка может плавать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Педагогический проект "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ"

Методическая разработка  педагогического проекта организации и проведения  тематического дня в детском саду. В представленном проекте "ДЕНЬ ЗДОРОВЬЯ" показано взаимодействие всех участн...

Методическая разработка: "Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни"

Педагогический мониторинг развития мелкой моторики у детей 5 года жизни...

Методическая разработка: педагогический проект "Фрукты - овощи".

Данный материал содержит подробный план реализации проекта «Фрукты – овощи», а так же конспект итоговой совместной деятельности с детьми среднего возраста по формированию предметных представлений по т...

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Педагогический проект "Превращение капельки"

ФГОС ДОУ для дошкольников с нарушениями в речи, выдвигает требования формирования у дошкольника познавательной активности, формированию умений исследовать окружающий мир, предметы и явления окружающег...

Методическая разработка педагогических работников ДОУ "Калейдоскоп педагогических идей"

quot;Ступеньки творчества" - дидактическая игра по развитию речи с элементами инновационных технологий "СКАЗОЧНАЯ КАРУСЕЛЬ"...