Конспект познавательного занятия по теме "Посуда" в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Швабауэр Марина Анатольевна

В материале представлен конспект НОД по образовательной области "Познавательное развитие" в средней группе с применением элементов технологии ОТСМ-РТВ-ТРИЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_poznanie_posuda.docx18.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

познавательного занятия по теме "Посуда"

в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии

Цели:

  • систематизировать и обобщать знания детей о посуде, ее назначении; материала, из которого она сделана, правила ухода за посудой;
  • уметь называть и различать кухонную, столовую и чайную посуду;
  • образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, суффиксами -иц-, -ик-  и прилагательные от существительных;
  • развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи, оречевлять выводы по экспериментам;
  • воспитывать бережное отношение к объектам окружающего мира.

Ход занятия

1. Организационный момент.

- Пройдет тот, кто ласково назовет (существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами).

Чашка – чашечка

Блюдце –

Тарелка –

Бокал –

Стакан –

Чайник –

Кружка –

Сковорода –

Кастрюля -

Ложка -

Вилка -

Нож -

2. Основная часть.

1) Как одним словом можно назвать все эти предметы? (Посуда)

Посуда служит человеку многие годы. А как вы думаете для чего нам нужна посуда? (Готовить пищу, употреблять её, сохранять). Но ведь сама посуда ничего не варит, не жарит и даже не подогревает… Что же делает посуда? Она сохраняет тот объем пищи, который мы туда помещаем. Давайте это проверим. Нальем стакан воды в кастрюлю, затем перельем всю эту воду в графин, затем в салатник, а затем опять в стакан. Сохранился ли объем воды? (Да). Вместо воды может быть любая пища, да и посуда может быть разная, но ее функция - основное назначение - останется прежним - сохранение объема помещенного в нее объекта, т.е. пищи.

- У нас на столе есть много разной посуды. Её нужно расставить на три стола. Поможете мне? Нужно её разобрать по назначению.

Мы расставим посуду на столы следующим образом:

На 1-й стол поставим посуду, с помощью которой мы готовим еду.

На 2-й стол поставим посуду, которая нам нужна для еды.

На 3-й стол – посуду, которая нам нужна для чаепития.

 

Дети расставляют посуду. После выполнения встаём вокруг стола и рассматриваем:

 

- Какая посуда стоит на 1-м столе? Перечислите её. Для чего нужна вся эта посуда?

Правильно эта посуда нужна для приготовления пищи на кухне и поэтому она так и называется - КУХОННАЯ.

 

- Какая посуда стоит  на втором столе? Перечислите её. Для чего нужна эта посуда? Правильно эта посуда ставится на стол во время обеда, ужина. И называется – СТОЛОВАЯ.

 

- Какая посуда стоит на 3-м столе? Для чего нужна эта посуда? Перечислите её. Для чего нужна эта посуда?  Эта посуда так и называется – ЧАЙНАЯ, потому что нужна во время чаепития.

 

- Если мы будем пить чай. Какая посуда нам понадобится? (Чайная).  А какая посуда еще бывает? (Столовая для обеда; кухонная для приготовления еды.)

 

- Правильно, молодцы.

 - А сейчас давайте с вами поиграем в игру «Найди пару!» На столе разложены картинки, посмотрите на них, найдите пару, и объясните, почему вы так решили: (словообразование существительных с помощью суффиксов)

 

хлеб – хлебница

сахар – сахарница

перец – перечница

конфеты – конфетница и т.д.

 

(Ответы детей: «Хлеб мы кладем в хлебницу. Салат мы кладем в салатницу. Перец мы насыпаем  в перечницу и т.д.)

 

– Молодцы.

- Люди очень бережно относятся к посуде, поскольку она может разбиться, и пропадает труд человека, который её делал. Какие действия можно совершать с посудой? Посуду моют, чистят, вытирают, чтобы она всегда была чистой, и из неё приятно было есть. Как надо ухаживать за посудой? (Сначала тарелки и чашки освобождают от остатков пищи, затем моют горячей водой с мылом или другими моющими средствами, затем её основательно прополаскивают. Ставят в сушку, или вытирают  и убирают в шкаф). А какие действия может совершать сама посуда? (Педагог выставляет карточку-символ с признаком "действие"). Посуда может стоять, лежать, катиться, разбиваться, стучать, громыхать и т.д. (все действия сопровождаются показом).

- Правильно, молодцы.

 

- У посуды есть один секрет. Когда вокруг никого нет – посуда разговаривает и у каждого предмета посуды свой голос. Как вы думаете, почему? Потому, что она сделана из разного материала (Педагог выставляет карточку-символ с признаком "Материал"). Из какого материала может быть сделана посуда? (Из дерева, стекла, железа, фарфора).  Вот послушайте, как звучит посуда. (Ударить  палочкой по посуде из разного материала, дети слушают и запоминают «голос» - звук). А сейчас вы закроете глаза, я ударю палочкой по посуде, а вы  определите,  какая посуда звучит, из какого материала.

Давайте поиграем в игру «Из чего может быть сделана посуда».

 

- Если посуда сделана из стекла – значит, она какая  (стеклянная).

- Если она сделана из фарфора – значит она…( фарфоровая).

- Если сделана из камня – значит она…(каменная).

- Если сделана из железа – значит она…(железная).

- Если сделана из бумаги – значит она…(бумажная).

- Если сделана из пластика – значит она…(пластиковая).

- Молодцы, правильно  все голоса узнали.

 Ты знаешь, какая бывает посуда?

И как без нее нам приходится худо?

Попробуй поесть без тарелки и ложки

Без миски никак не накормишь и кошки.

Кофейники, чайники, чашки, стаканы

О них вспоминаем мы утречком рано.

Кастрюли, салатницы, вилки, ножи

Всегда всю посуду в порядке держи!

 

- Я вам сегодня приготовила чайные чашечки (раскраски).  Хотите украсить их? Вы можете украсить свою чашечку разными узорами, и она будет радовать вас. (Дети садятся за столы и украшают чашки).

 

- Вам понравилось наша беседа?  О чем мы сегодня говорили?  Для чего нужна чайная посуда? Для чего нужна столовая посуда? Для чего нужна кухонная посуда? Из какого материала делают посуду?  Молодцы. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственная образовательная деятельность в рамках ОО «Коммуникация» в средней группе с использованием элементов ТРИЗ технологии. Тема: «Зима – Лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи:1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

План-конспект образовательной деятельности с использованием элементов ТРИЗ технологии в средней группе. Тема: «Зима-лето»

Задачи1.     Развивать умение правильно использовать в речи грамматические  формы,  согласовывать  существительные  с  прилагательными.2....

Тематическое планирование в подготовительной группе с использованием элементов ТРИЗ технологии.

В дошкольном учреждении в работе с детьми подготовительной группы мы реализуем ТРИЗ - технологию, позволяющую развивать творческие способности детей во всех образовательных областях. В связи с этим пе...

Конспект занятия с использованием элементов ТРИЗ-технологий и экспериментальной деятельности детей средней группы «Путешествие в Страну Здоровья»

Формировать у детей представление о здоровом образе жизни; закрепить основные составляющие здоровья....

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников среднего возраста с использованием элементов ТРИЗ-технологии «ВСТРЕЧА. МАЛЕНЬКИЕ ЧЕЛОВЕЧКИ».

Задачи:- Создать эмоционально теплую творческую атмосферу встречи для раскрепощения детей.- Познакомить с игрой «Маленькие человечки», подводящей к осознанию изменения агрегатных состояний...

Конспект занятия по познавательному развитию дошкольников в средней группе с использованием элементов ТРИЗ-технологии «Угостим Умку чаем».

Задачи: 1.Учить детей наблюдать, замечать, объяснять изменения в  процессе таяния снега (льда), последовательность приготовления чая, зависимость быстроты заваривания чая от температуры воды....