"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
опыты и эксперименты по окружающему миру по теме

Надеина Татьяна Константиновна

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы36 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Тевризский детский сад №3»

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Подготовила: Надеина Т.К.

В работе с дошкольниками по экологическому воспитанию и обучению

я использую интегрированный подход, предполагающий взаимосвязь исследовательской деятельности, музыки, изобразительной деятельности, физической культуры, игры, театральной деятельности, литературы, моделирования, просмотра телепередач, экскурсий, а также организации самостоятельной деятельности детей, т. е. экологизацию различных видов деятельности ребенка.

Таким образом, почти каждая тема по экологии подкреплялась разными видами деятельности и крупица за крупицей в детские сердца закладывается гуманное отношение к природе.

В настоящее время благодаря телевидению, компьютеру и книгам дети больше узнают о разнообразных объектах и явлениях природы, у них возникают разные вопросы об окружающем мире. Поэтому я стараюсь сочетать разные формы и методы экологического образования детей, чтобы, с одной стороны, ответить на интересующие детей вопросы и удовлетворить их любопытство. А с другой - обеспечить усвоение ими необходимых знаний. Причем главную цель я вижу не в передаче знаний от педагога к ребенку, а в приобщении детей к систематической и творческой деятельности. Для организации интересной мыслительной деятельности мне помогли нетрадиционные формы и методы — мультимедийные презентации, слайды, видеоклипы, экологические сказки, уроки - доброты, уроки мышления, КВН, аукционы, тренинги, экологические конкурсы, викторины и т. д. В результате были проведены:

-Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?»;

- КВН «В гостях у животных»,

Экологическая игра-викторина «В гостях у Флоры»,

-Экологическая акция «Всемирный день земли».

Основные же знания о природе, экологические знания дети получают в непосредственной образовательной деятельности.

Занятия были построены на принципах развивающего обучения и направлены на развитие личности ребёнка в целом (умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающей природы, а также на совершенствование речи старших дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности воспитателя и детей.

Одним из важнейших условий решения задач экологического образования на мой взгляд, является организация развивающей предметной среды.

В нашей группе экологическая развивающая среда организована как традиционный уголок природы и Лаборатория природы.

Главная особенность уголка природы– его непосредственная близость к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года. В нашем уголке природы собрано много разнообразных комнатных растений. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

Организуя деятельность по уходу за растениями, мы делаем акцент на необходимость заботы о них, помощи им, объясняем детям, что ухаживать за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе. А также в уголке природе есть календарь погоды со схемами изображений погодных явлений.

Лаборатория- это новый элемент нашей развивающей предметной среды. В ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории имеются стеклянные колбы, пробирки, книги, энциклопедии, различные макеты. Для проведения опытов мы используем бросовые, в частности, упаковочные материалы различных размеров и форм: стаканчики разной степени прозрачности, пластмассовые ложки для сыпучих материалов, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования. В лаборатории хранятся природные материалы, предназначенные для проведения различных исследований: песок, глина, камни, семена растений, шишки, мхи, кусочки коры деревьев. Для исследования в лаборатории и на прогулках имеются лупы.

Также есть микроскоп, барометр, термометры (для измерения температуры воздуха и воды, песочные часы, будильник, большие и маленькие магниты, миски и другие ёмкости разных размеров, весы, линейки, веревки и шнуры разной длины для измерений, комплекты для игр с водой и т. д. В сборе материала для лаборатории принимают активное участие и дети и родители. Для фиксирования результатов наблюдений оформлены индивидуальные «Дневники ученых» (папки, тетради, альбомы). К каждому эксперименту имеются комплекты рисунков–символов, изображающие последовательность эксперимента.

А также мы составили картотеку детских опытов с объектами «неживой природы»по блокам:

«Удивительные свойства воды»;

«Воздух-невидимка»;

«Его величество огонь»;

«Чудеса под ногами»;

«Волшебный магнит»;

 «Вулканы».

В нашей группе организован игровой уголок: здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие экологические игры. Имеется библиотека, в которой находится познавательная, художественная, научно-популярная детская литература. В этой части экологического уголка дети читают, рассматривают иллюстрации о природе, проводят беседы, обсуждают прочитанное. С самого начала года я веду с детьми постоянные наблюдения за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, цвет неба, изменения в жизни растений и животных и т.д.). Наблюдение- это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение  - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.). Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т.д.  Параллельно ведется работа с народным календарем – очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила детям, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Для каждого сезона у нас подобраны соответствующие приметы.

На прогулке организовываю  игры с природным материалом (песок, вода, глина, лед, снег, листья, плоды и т.д.), в процессе которых дети знакомятся со свойствами различных природных материалов. Кроме этого использую разнообразные игровые упражнения:

 «Найди по описанию»,

 «Что где растет»,

«Узнай и назови» и т.д.

 Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром.

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов, опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдения и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления – дети подводятся к рассуждениям и умозаключениям. В проводимых опытах мы устанавливаем зависимость между температурой воздуха и состоянием воды, закрепляем знания о свойствах различных природных материалов (прозрачность воды, растворимость глины, слипание снега, сохранение формы мокрым песком и т.д.). Экспериментальная деятельность позволяет мне с успехом использовать элементы ТРИЗ и методы РТВ в работе с детьми.

В нашей группе оборудована экологическая лаборатория, где есть все необходимое для проведения различных опытов. В итоге этой работы ребенок проводит настоящие исследования и опыты, например,  с помощью системы очистки воды занимается самостоятельной экспериментальной работой, получая первые навыки ее проведения, учится ставить себе исследовательские задачи и успешно их решать. И вовсе не важно, открыл ли ребенок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно.

Я поставила перед собой задачу: научить детей не только видеть красоту окружающей природы, но и вызвать у них желание участвовать в ее создании. Но с чего начать? Остановились мы на выращивании цветов – это самое доступное для детей практическое занятие.

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития. В процессе трудовой деятельности в уголке природы формирую в детях бережное, заботливое отношение к живой природе. Дети ухаживают за растениями.

 Учу детей ориентироваться на характерные признаки, необходимые для того чтобы определить нуждается ли растений в поливе. Подвожу к осознанию зависимости состояния растений от условий их произрастания. Дети узнают о том, что изменение среды закономерно влечет за собой изменение в состоянии растений. Осознание этих связей и зависимостей оказывает влияние на отношение к деятельности, делая ее более осмысленной и целенаправленной.

 Помимо реализации воспитательных задач в процессе труда в природе решаю и образовательные задачи. Дети получают представление об объектах труда, свойствах, качествах растений, их строении, потребностях, основных стадиях развития, способах выращивания, сезонных изменениях в жизни растений; о животных – их внешнем виде, повадках, потребностях, способах передвижения, сезонных изменениях. Дети учатся устанавливать взаимосвязи между средой обитания, образом жизни животного и способами ухода за ним в уголке природы. Чтобы возрос интерес к уголку природы я даю детям возможность общения с ее обитателями в любое время, даю задания, связанные с наблюдением и требующие определенного времени общения, как следствие дети замечают индивидуальность каждого растения и мы учимся составлять о них сказки и загадки. Рассказы детей фиксирую и использую в изготовлении книжек-самоделок о природе, выпустила сборник экологических сказок.

Я подбираю дежурных таким образом, чтобы с ребенком умеющим хорошо работать дежурил ребенок у которого  навыки сформированы недостаточно. Таким образом при получении новых знаний дети охотнее ухаживают за растениями, с желанием принимают друг у друга эстафету дежурства.

Также на территории детского сада имеется цветник. Уход за цветами состоит в подкормке, рыхлении почвы, удалении сорняков. Обучая ребят, простейшим приемам труда, я стараюсь объяснить необходимость и целесообразность этого труда. Кроме того ежегодно дети трудятся на огороде, наблюдая сезонный цикл развития растений.

Одной из традиционных форм работы применяемых мной являются экскурсии по экологической тропе, которые выполняют познавательную функцию. В ДОУ создан паспорт экологической тропы с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. На нашей экологической тропе имеются следующие видовые точки:

 лиственница, ель, береза, тополь, клен, рябина, цветник, альпийская горка,

 лекарственная аптека.

Также у нас на участке стоит старый пень, который служит украшением участка и объектом для обследования.

Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. На тропинке проводим наблюдения, игры, театрализованные занятия. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке мы с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем и свои впечатления об увиденном дети затем выражают на занятиях по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных играх.

Основные же знания о природе дети получают на занятиях. Основной моей задачей является раскрытие экологических связей, если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей. Без знания экологических связей трудно предвидеть возможные последствия вмешательства в природные процессы. Без раскрытия этих связей полноценное экологическое воспитание окажется просто невозможным. На занятиях систематизируются знания о природных объектах. Например, на занятиях я стараюсь показать на 1-2 объектах, что без них не может обойтись природа (не будет насекомых – погибнут птицы – пострадают мелкие хищники и т.д.). Природные факторы рассматриваются с двух позиций: хорошо – плохо.

Знания, полученные на занятиях, прогулках,  во время практической деятельности уточняются, конкретизируются, закрепляются в процессе дидактической игры. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций и познавательных способностей дошкольников.

Часто на занятиях я использую художественную литературу. Произведения российских писателей о природе глубоко воздействует на чувства детей. После прочтения провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость и восторг. Дети задают вопросы,  где проявляется у них забота и любовь о друзьях наших меньших: «А его кто-нибудь спасет?», «А они не замерзнут?», «А почему ему никто не помог?» и т.д.

Во время тематических занятий по изодеятельности использую аудиозаписи «Звуки природы». Дети с удовольствием слушают «Звуки природы» и работы получаются глубже и более детализированными.

В блоке совместной деятельности проводим викторины, разгадываем кроссворды, играем в интеллектуальные игры – «Знатоки природы родного края», «Мир птиц», «Сохрани природу» и т.д. Эти способы направлены на интеллектуальное развитие детей, так как требуют актуализации представлений о фактах природы, закономерностях, известных детям.

Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности  ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых произведений – сколько включенность детей в переживания событий, в осознании экологических проблем, доступных пониманию детей.

Проводим конкурсы детских рисунков, поделок из природного материала, дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестер и братьев к изготовлению поделок. Очень важно убедить родителей продолжать начатое в детском саду дело и дома. В целях более эффективного взаимодействия с родителями подобран материал и оформлены папки-передвижки с консультациями по тематике экологического воспитания дошкольников. Экологическое воспитание невозможно без участия родителей. С этой целью проводятся родительские собрания, посвященные экологической тематике, анкетирование, беседы – эта работа способствует повышению экологической культуры родителей.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего - это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края. С самого начала года я веду с детьми постоянные наблюдения за сезонными изменениями в природе (продолжительность дня, цвет неба, изменения в жизни растений и животных и т.д.).

 Наблюдение- это важнейший источник знаний о природе. Оно развивает в детях важное умение  - смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т.д.). Чтобы полученные знания и выводы не ушли из памяти, они заносятся в календарь наблюдений. В результате этого знания у детей систематизировались. Дети видели, как эти изменения влияют на животных, на детские игры, труд людей и т.д.  Параллельно ведется работа с народным календарем – очень заинтересовали детей народные приметы. Я объяснила детям, что народ издавна замечал, что животные и растения определенным образом ведут себя перед сменой погоды. Для каждого сезона у нас подобраны соответствующие приметы.

Знания, полученные на занятиях, прогулках,  во время практической деятельности уточняются, конкретизируются, закрепляются в процессе дидактической игры. Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных и имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций и познавательных способностей дошкольников.

В результате проводимой мною работы по экологическому воспитанию дошкольников у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности; сформировано осознанное правильное отношение к природным явлениям и объектам; сформированы начала экологической культуры детей; дети получили практические знания по охране природы; развиваются речевые навыки детей; дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Уровень экологического развития детей во многом определяется степенью экологической грамотностью их родителей. Поэтому немаловажное значение имеет просвещение последних в области охраны окружающей среды. С этой целью мы оформляли соответствующие стенды, проводили консультации, экскурсии, собрания. Родители активны, помогают нам, они отзываются на любые просьбы. Так, например, папы принимают участие в изготовлении кормушек для птиц, которые мы с детьми развешиваем в зимний период на территории дет. сада .

А мамы активно участвовали в выставке «осенняя, зимняя фантазия». В своих работах они отразили темы природы: это пейзажи, животные, цветы, птицы. Также родители вместе с детьми принимали участие в конкурсе рисунков «Земля - наш общий дом». Провели конкурс на лучшую поделку из мусора «Мусорная фантазия». Большую помощь родители оказывают при содержании природного уголка. Принимают участие в весеннее – осенних работах на цветнике, оказывают помощь в изготовлении пособий и атрибутов, помогают проводить праздники.

Одной из основных форм работы ДОУ по экологическому воспитанию детей являются - экологические акции, направленные на сохранение и бережное отношение к природе. У детей воспитывается ответственное отношение к окружающей природной среде, умение следовать экологическим правилам Участие в экологических акциях помогает нашим детям накопить багаж ярких, эмоциональных, живых впечатлений, достоверных представлений о природе и получить необходимые навыки природоохранной деятельности.

Экологические акции являются хорошей экологической пропагандой среди родителей. Родители с энтузиазмом и желанием принимают участие в природоохранительных акциях, проводимых в ДОУ, и за это мы им благодарны.

В ноябре в ДОУ проводилась акция «Берегите воду».Задачи:

-познакомить со свойствами воды через опытно-экспериментальную деятельность;

 -воспитывать бережное отношение к воде как к природному ресурсу

.Также была проведена акция

« Птицы - наши друзья!»

Цель: вызвать у детей и взрослых желание оказывать действенную

помощь птицам; воспитывать гуманное отношение к живой природе.

Были проведены беседы с детьми на тему«Помоги птицам зимой», целевые прогулки, наблюдения за поведением пернатых, прилетающих к кормушкам, чтение художественной литературы по теме, викторины, знакомство с народными приметами, связанными с поведением птиц, выставка рисунков «Покормим птиц зимой»эколого-просветительская работа с родителями.

Дети и родители узнали, что кормушки можно изготавливать из самых различных материалов: из пакетов из-под молочных продуктов; из пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Кормушки должны содержаться в чистоте, чтобы не стать источником болезни.

Дети вместе с родителями сделали и разместили на деревьях и кустарниках, растущих на территории детского сада, 14 кормушек.

Наблюдая за пернатыми гостями, ребята установили, что птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корм надо засыпать вечером. Во время морозов и метелей это нужно делать каждый день. Птицы быстро привыкают к кормушкам, и порой это единственные места, где они могут прокормиться. Над кормушкой обязательно должна быть крыша от дождя и снега, а то все птичье угощение размокнет или будет засыпано снегом. Самое лучшая еда - это семечки подсолнечника. В холодную погоду на кормушку прилетает больше пернатых гостей. Постоянно подкармливая зимующих птиц, мы помогаем им пережить холодный период года, когда сложно добывать корм из-под снега, и сохраняем численность пернатых.

Сколько красивых птиц увидели на кормушках участники акции! Сколько положительных эмоций получили и дети, и взрослые от общения с природой!

Мной был подготовлен альбом «Лекарственные растения Омской области. Дети узнали о лечебных свойствах многих растений и кустарников, которые нам встречаются.

Экологическое воспитание, по моему мнению, это не только воспитание любви к природе, ее понимание. Прежде всего это воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и к людям, которые живут рядом, к предкам и потомкам. Дети наши должны быть милосердными. Чувство Родины малыша связывается с местом, где он родился, живет. Наша задача углубить это чувство, помочь растущему человеку открывать Родину в том, что ему близко и дорого – в ближайшем окружении, в природе родного края.

Надеина Т.К.   2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема: "Формирование экологической культуры у дошкольников"

Выступление на региональном семинаре-практикуме "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в ДОУ". Тема выступления: Формирование экологической культуры у дошкольников"...

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Дети и их экологическое воспитание. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

В последнее время мы часто слышим такие слова, как «экологическое воспитание», «экологически чистые продукты». Что же это такое?...

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

Консультация для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему: «Экологическое воспитание дошкольников»

В данной статье раскрыта актуальность проблемы настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофи...

Мастер – класс для педагогов ДОУ на тему: «Использование экологических игр в формировании экологического воспитания детей дошкольного возраста». «Путешествие по временам года»

Познакомить педагогов с экологическими играми, которые способствуют в развитие экологического  воспитания дошкольников....