НОД "Матрёшка" (знакомство с художественной литературой)
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Козлова Алла Николаевна

НОД "Матрёшка" (знакомство с художественной литературой)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №21

Выборгского района  Санкт-Петербурга

Конспект

Непрерывной образовательной деятельности детей старшей группы по ознакомлению с художественной литературой

http://lovingmama.ru/files/imce/matreshka5.jpg

Автор:        Козлова А. Н. 

Санкт-Петербург

2017 г.

ТЕМА: «МАТРЁШКА».

Образовательные области:

Познание, художественно- эстетическое развитие

Интеграция: речевое, социально – коммуникативное развитие, физическое развитие

Вид детской деятельности: познавательно - исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, музыкальная.

ЦЕЛЬ: приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры, к художественному слову. 

Образовательные задачи:

  • Способствовать  формированию учебно - познавательной компетенции воспитанников через знакомство детей в сказочной, стихотворной форме, через загадки, потешки с народным промыслом – Матрёшка 

Развивающие задачи:

  • Способствовать  формированию  мыслительных операции: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, умозаключения и прогнозирования
  • Способствовать развитию любознательности, познавательного интереса 
  • Упражнять в умении отгадывать сказки, загадки, вспомнить порядок 
    появления героев в сказках
  • Упражнять в подборе прилагательных с противоположным значением к существительному. 
  • Способствовать развитию памяти, внимания, расширению кругозора
  • Способствовать обогащению словаря, развитию лексико-грамматического строя речи, формированию связной речи, развитию образной речи 
  • Способствовать развитию творческого воображения и фантазии, образного мышления

Воспитывающие задачи: 

  • Воспитывать интерес к истокам русской народной культуры, к художественной литературе
  • Создать условия для формирования коммуникативной компетенции детей через воспитание навыков совместной деятельности
  • Способствовать развитию эмпатии, сопереживания

Материал и оборудование:

  • Сказка Верещагиной О. В. «В некотором царстве, в деревянном государстве…»
  • Сказка М. Шкуриной  «Город Игрушек»
  • Бумбокс с аудиозаписями

Подготовительная работа:

  • рассматривание различных иллюстраций матрешек
  • рисование матрешки
  • рассматривание игрушки
  • Просмотр обучающих видео фильмов

ХОД ЗАНЯТИЯ.

Звучит  песня «Приходите в гости к нам» 

(Вл.Дашкевич Ю.Ким  из к/ф"Там, на неведомых дорожках")

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, сегодня я буду рассказывать вам сказки.  Хотите?

(дети отвечают) Только вы внимательно слушайте!

 Сказка эта называется  «В некотором царстве, в деревянном государстве…», а придумала её воспитатель Оксана Викторовна (Верещагина) из далёкого  северного города Аппатиты.

Итак,

В некотором царстве, в деревянном государстве жил-был Иван Умелые Руки. И, как у всякого порядочного отца семейства, росла у него дочка, Машенька.

Отец очень любил свою маленькую дочку. Всё у неё было: и наряды, и сладости. Вот только кукол у неё не было. Играла Машенька чугунками и ложками деревянными расписными, которыми мама её по хозяйству управлялась.

 Вот и просит однажды Машенька своего отца: «Батюшка, сделай мне, пожалуйста, куколку, хоть небольшую». Не смог отец отказать в просьбе дочери своей любимой. Сделал ей куколку.

 А государство-то наше было деревянным. И всё, что в нём находилось, было сделано из дерева: и посуда, и мебель, и даже дома. И куколка, конечно, была тоже из дерева. Такая ладная получилась, что радовался Иван своей работе. Но только не яркая была куколка, безликая какая-то получилась. Вот и пошёл Иван к своему соседу, Петру Золотые Кисти.

Надо сказать, что мастер этот, Золотые Кисти, любую вещь мог так разукрасить, что от неё глаз было не оторвать! Так красиво у него получалось.

И надо ещё добавить, что куколка Машенькина была непростая, а с секретом. В ней находилась ещё одна точно такая же куколка. Точь-в-точь как первая, только размером поменьше. А в ней ещё одна. А в ней ещё одна… И так их было сделано десять штук, вместе с первой, конечно.

Вот и расписал Пётр Золотые Кисти Машенькину куколку. Да такая пригожая она получилась, что любо дорого поглядеть! И остальных куколок, которые в первой прятались, тоже разрисовал.

Получились они точно сёстры – близнецы, всем одинаковые. И личико красивое, и рубашка, и сарафан с цветами лазоревыми. Про платочек тоже не забыл.

Машенька на свою куколку наглядеться не могла. Назвала она её Матрёшка. Ни на миг с ней расстаться не соглашалась. И спать с собой укладывала, и кормила-поила её, и нехитрые свои детские новости ей рассказывала.

А Матрёшка помогла Машеньке считать научиться. Да так быстро и правильно Машенька стала считать, что отец нарадоваться не мог на свою смышлёную дочку.

И полетела весть о Машенькиной Матрёшке по всей Руси и за пределы её. И во многих городах, деревнях и сёлах стали делать таких куколок. Звали их всех одинаково, Матрёшка. А наряды были у всех разные. И только по наряду тому можно было сказать, откуда эта Матрёшка к нам в дом пришла. 

БЕСЕДА с детьми.

(Воспитатель  расспрашивает детей:

Каким был сказочный город?

Кто жил в сказочном городе?

Чем играла Машенька? Почему?

Что она попросила у своего отца?

Почему Ивана звали «Умелые руки», а Петра «золотые кисти?»

Чем помогла Матрёшка Машеньке?

Почему отец нарадоваться не мог на свою дочку?

Почему весть о Матрёшке полетела по всей Руси?

Как можно узнать, откуда пришла Матрёшка?)

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята, вы молодцы. Сказку слушали очень внимательно и ответили на все мои вопросы!

Я предлагаю всем немного размяться.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Матрёшки утром в лес пошли                 (шаг на месте)
По дороге гриб нашли                        (наклон вперёд, выпрямиться, руки на поясе)
А за ним-то раз, два, три                         
(наклоны туловища из стороны в сторону)
Показались ещё три!                         
(руки вперёд, затем в сторону)
И пока грибы срывали,                         
(наклоны вперёд, руки к полу)
Матрёшки в школу опоздали.                 
(руки к щекам и покачать головой из стороны в

сторону)

Побежали, заспешили                         (бег на месте)
И грибы все уронили!                         (присесть)

ВОСПИТАТЕЛЬ:  Сейчас мы послушаем песенку и посмотрим видео  «Ай, да мы матрешки». Можно потанцевать вместе с матрёшками.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Ребята. Понравилась вам первая сказка? А хотите послушать ещё одну?

Тогда устраивайтесь поудобнее.

За глубоким и бескрайним синим морем, за высокими горами с заснеженными вершинами, за густым лесом есть  ещё один необычный город. Живут в этом городе игрушки, самые разные игрушки со всех концов света: из России и Китая, из Америки и Австралии, из Бразилии и Марокко.

Когда-то все эти игрушки принадлежали детям, но потом дети выросли и разучились в них играть. Вот игрушки и решили уйти и построить город, где бы жили только они.

Живёт в этом городе и добрый волшебник, которого игрушки называют Мастер. Он всегда помогает игрушкам: лечит сломанные,  мирит поссорившиеся, помогает советом, а иногда и волшебным словом.

Вот послушайте, какая история произошла в этом городе.

Пропавшая матрёшка

На высоком пригорке стоит очень хорошенький деревянный домик с красными узорчатыми ставенками на окнах. Перед домиком разбит небольшой уютный садик, в котором растут ромашки, маки и колокольчики. Живут в этом домике семь сестричек-матрёшек: старшая Матрёна, а за ней Маша, Даша, Саша, Наташа, Груша и, самая маленькая сестричка, Глаша.

Дом у сестёр матрёшек всегда полон веселья и смеха, сияет чистотой и наполнен невероятно аппетитными запахами булочек, блинчиков, пирожков и ватрушек. Живут сёстры дружно, почти никогда не ссорятся, ну а если вдруг и такое случится, то тут же мирятся. Не могут матрёшки ходить обиженными и поссорившимися. Все они друг друга любят, друг о друге заботятся, а особенно о самой младшей сестричке Глаше.

А ещё у матрёшек много друзей в Городе Игрушек. Часто дом полон гостей. Особенно летними вечерами, когда так приятно посидеть в беседке в саду и попить чаю из самовара, с медовыми пряниками.

Вот и в тот августовский вечерок, когда солнце уже клонилось к закату, пили чай в беседке сёстры-матрёшки, а также их гости: мишка Тедди, озорной Пиноккио, деревянный расписной петушок и подъёмный Кран.

По чести сказать, Кран в беседку не помещался, но это совсем не мешало ему стоять рядом и поддерживать разговор, время от времени заглядывая внутрь.

— Ну что ж, пора нам! Поздно уже, да и хозяевам надо отдохнуть, — произнёс мишка Тедди, поднимаясь со своего места.

— Спасибо вам за угощение и за гостеприимство! Всё было очень вкусно! – стали благодарить гости довольных хозяек.

— Пойдёмте, мы проводим вас до калитки, — произнесла старшая сестра.

— Ох, ну, и наелась я сегодня! Целых пять ватрушек! Даже с места тяжело встать, — сказала  средняя матрёшка Саша.

Гости закивали, соглашаясь с ней. Каждый из них съел бессчетное число ватрушек и пирожков с вишней.

Мирно беседуя, хозяйки и гости отправились к калитке.

— Ой, а где наша Глашенька? – вдруг спросила Маша.

— Наверно уснула в беседке на лавке, — ответила ей Груша. – Я сейчас сбегаю, посмотрю.

Гости и хозяйки остановились около куста чайной розы, ожидая возвращения Груши.

— Как хорошо пахнет! – восхитился Пиноккио.

— Да, у этой розы очень приятный аромат, особенно сильно он чувствуется ночью, — объяснила Даша, которая больше других сестёр любила возиться в саду.

— Ой-ой-ой! Пропала наша Глашенька! – вдруг услышали все взволнованный голосок Груши. – Нет её в беседке. И в доме нет. Ой-ой-ой! Пропала и в беду попала!

-Ой-ой-ой! Что же делать? Как же быть? – заголосили хором все матрёшки, только Матрёна строго посмотрела на них и произнесла:

— Хватит причитать! Так мы её никогда не найдём. Ну-ка успокойтесь!

Матрёшки успокоились и посмотрели на старшую сестру. Она велела всем разделиться, взять в руки фонарики, и ещё раз осмотреть дом и сад. Минут через 10 игрушки снова собрались. Нигде не было Глаши, как сквозь землю провалилась! Вроде уже везде посмотрели. Скоро уже совсем стемнеет, ещё сложнее будет найти малышку-матрёшку. Даже спокойная Матрёна встревожено качала головой.

Тут вдруг все услышали голос подъёмного Крана:

— Друзья! Не расстраивайтесь! Найдём мы Глашу! Мы ведь ещё не везде посмотрели.

— Да где же, где мы не проверили? Говори! – загалдели игрушки.

— В самом главном месте, — улыбнулся Кран. – Ну-ка сёстры-матрёшки, становитесь в ряд, будем искать вашу пропавшую сестрёнку.

Тут все поняли, о чём говорил кран и стали улыбаться, надеясь, что он окажется прав. Матрёшки стали в ряд, сначала кран нагнулся к Матрёне и осторожно снял с неё голову. Внутри матрёшка оказалась полой, но пустой. Затем пришла очередь Маши, потом Даши. Кран осторожно снимал с матрёшек верхнюю часть, заглядывал внутрь, а потом также осторожно возвращал на место. Когда он поднял головку Саши, то все увидели, что внутри сестры сладко спит малютка Глашенька, ни сном ни духом ни ведая, какой переполох вызвало её исчезновение. Игрушки радостно засмеялись, вспоминая, как Саша жаловалась, что отяжелела от ватрушек.

— Эх, глупые-глупые мы матрёшки, — качала головой Матрёна. – Спасибо тебе, Кран.

— А я-то даже и не помню, как Глаша оказалась у меня внутри, — призналась Саша.

Вот такая история произошла с матрёшками. Ища сестрёнку, матрёшки так разволновались, что забыли, что у каждой внутри есть пустое место, куда может поместиться меньшая по размеру сестра. Всех сестёр-матрёшек можно собрать в одну. В Грушу Глашу, в Наташу Грушу, В Сашу Наташу, в Дашу Сашу, в Машу Дашу, а в самую старшую Матрёну (или Матрёшу) Машу со всеми остальными матрёшками внутри. Вот и получится – все семь матрёшек в одной.

Не забыли вы об этом свойстве матрёшек? А вот матрёшки разволновались и совсем забыли. Спасибо Крану за помощь.

БЕСЕДА с детьми (по второй сказке)

ВОСПИТАТЕЛЬ:

Ребята, что нового вы сегодня узнали о Матрёшках?

Что понравилось?

А  вы сможете рассказать хотя бы одну из этих сказок дома?

Дети отвечают.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сегодня я хочу предложить вам домашнее задание: придумайте свою сказку про матрёшку. Нарисуйте к ней иллюстрацию.

 А мама, бабушка, или может быть, старшая сестрёнка запишет вашу сказку и, здесь все вместе мы послушаем ваши сочинения. Согласны?

Я думаю, что это будет очень интересно.

В заключение, мы посмотрим клип, под него можно потанцевать.

Клип «РУССКИЕ МАТРЁШКИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Художественная литература для реализации образовательной области "Чтение художественной литературы" по программе "От рождения до школы". Примерный список для заучивания наизусть. Для чтения в лицах.

В материале представлены тексты художественных произведений для детей подготовительной группы по разделам: Примерный список для заучивания наизусть", ""Для чтения в лицах"....

Конспект НОД по художественной литературе в средней группе. (Образовательная область « Чтение художественной литературы») « Цветик - семицветик»

В занимательной форме дети вспоминают о разных сказочных героях. НОД проводится с использованием ЭОР. Интересна детям  средней группы детского сада....

Oзнакомление с художественной литературой .Весеннее настроение. Приобщение к художественной литературе и художественное творчество.

Цели:познакомить дошкольников с русской поэзией, c картинами известныххудожников; с музыкой П.И.Чайковского,развивать художественно-творческие способности детей,создать радостное весеннее настроение....

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)».

«Развитие у детей старшего дошкольного возраста эмоциональной отзывчивости средствами художественной литературы ( вид детской деятельности – восприятие художественной литературы и фольклора)»....