Познавательно-игровая викторина "Мы - дети планеты Земля!"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Брусликова Елена Васильевна

Цель викторины:

1.  Вовлечь родителей в игровой диалог с детьми.

2.  Помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей.

3.  Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon my_-_deti_planety_zemlya_-_viktorina.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Мы — дети планеты Земля!

Познавательно-игровая викторина

ЦЕЛИ ВИКТОРИНЫ

1.  Вовлечь родителей в игровой диалог с детьми.

2.  Помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей.

3.  Создать атмосферу общности интересов и эмоциональной взаимоподдержки.

ПОДГОТОВКА

Накануне викторины дети вместе с родителями рисуют на тему «Мы путешественники», в которых отражают свои впечатления о поездках по России или другим странам.

Понадобятся шесть столов с мольбертами для удобного выполнения различных заданий. Устраивается выставка рисунков. Оборудуется «Магазин сувениров» с предметами народного прикладного творчества.

* * *

Ведущий. Культуру России невозможно представить без народного искусства. Люди всегда стремились к красоте, творчеству, украшая свой дом, все, что их окружало в труде и быту.

Народные умельцы и мастера делали на забаву и на потеху ребятишек игрушки. (Коротко описывает представленные в «Магазине сувениров» экспонаты.) Вот сестрицы-матрешки мал-мала-меньше, чем не забава — спрятать всех в одну. Каждая глазастая, румяная, нарядная. Богородские мастера-игрушечники вырезали изделия из дерева. Для пущей забавы фигурки из дерева мастер делал двигающимися. Вот медведь стучит молотом по наковальне или пилит дрова с мужиком. Крестьянские дети воспитывались в строгости, но родители не забывали порадовать их игрушками: делали собственными руками дымковские глиняные росписные игрушки.

Задание детям. На столах у каждой команды по конверту с изображением росписи народных промыслов России: Хохлома, Гжель, Дым-ково, Филимоново, Полхово-Майдан, Городец. Предлагается отобрать из «Магазина сувениров» изделия, выполненные в технике вышеуказанных промыслов. Ответить, как называется вид росписи, почему ее так назвали, из какого материала сделаны изделия.

Задание родителям. На столе разложены тексты стихотворений, описывающие определенную роспись народного промысла. По ходу выбора детьми соответствующих изделий взрослые читают соответствующие стихи.

Хохлома

И богаты и красивы,

Гостю рады от души

Кубки, чаши и ковши.

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Дымково

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Гжель

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки — быль или небыль —

Изделия рук золотых.

Филимонова

Вот индюк нарядный,

Весь такой он складный,

У большого индюка

Все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост

У него совсем не прост –

Точно солнечный цветок.

И высокий гребешок,

Красной краскою горя,

Как корона у царя.

Городец

Если взглянешь на дощечки,

Ты увидишь чудеса.

Конь бежит!

Вся земля вокруг дрожит.

Птицы яркие летают,

И кувшинки расцветают.

Жостово

Расписной поднос красивый,

Ярок в нем узор на диво,

В нем вся русская краса,

Красок дивных чудеса.

Национальная одежда — это своеобразная книга. Научившись ее читать, можно много узнать о традициях, обычаях и истории народа. На нашей выставке представлены куклы, одетые в праздничную национальную одежду. В нее наряжались женщины, проживающие в Тамбовской, Калужской, Орловской, Нижегородской губерниях.

Задание родителям. Для каждой команды родителей предлагается табличка с номером, на которой дается название какого-либо элемента национального женского или мужского костюма. Родители выбирают куклу с соответствующим номером и в ходе совместного рассматривания и обсуждения деталей ее наряда находят необходимую часть или элемент одежды в ее костюме.

Понёва — самая главная деталь в южнорусском женском костюме. Понева — это прабабушка современной юбки. Она непременно надевалась поверх рубахи. В этом комплекте особенно ярко выражен многослойный характер русского костюма.

Навершник — верхняя наплечная одежда из домотканной шерстяной ткани, по типу демисезонной одежды, носили весной или осенью. Навершник всегда старались как-то украсить: вышивкой, аппликациями из дорогих тканей, блестками.

Коротеня — элемент праздничного девичьего наряда: коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики.

Кика, повойник— головные уборы замужних женщин, которые, по древнему обычаю, должны были тщательно закрывать свои волосы.

Порты — основная часть мужской одежды. Они были темных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обертывали онучами, а поверх одевали лапти или сапоги.

Задание детям. Игра «Что лишнее». На предложенных карточках выбрать лишнее слово, подчеркнуть его и объяснить свой выбор.

Например: Россия, Египет, Турция, Волга. Волга — лишнее слово, это река, а остальные слова — название стран.

Саманта, Моника, Маша, Эста.

Москва, Белгород, Париж, Сочи.

Волк, жираф, лиса, тигр.

Попугай, воробей, голубь, орел.

Киви, банан, малина, ананас.

Как можно показать время того или иного события? Представим себе, что мы путешествуем на машине времени: делаем моментальные снимки и помещаем их в альбом, что-то было очень-очень давно, а что-то позже.

Задание детям. «Путешествие во времени». Каждой команде предлагается набор картинок с предметами, изделиями. Их следует расставить на мольберте в порядке возникновения в жизни человека и использования им.

Пещера, избушка, дом XVIII—XIX вв., современный многоэтажный дом.

Костер, лучина, керосиновая лампа, люстра.

Телега, карета, старый автомобиль, современный автомобиль.

Набедренная повязка, платье XVIII—XIX вв., современная одежда.

Бревно, лавка, кресло XVIII—XIX в., кресло модерн.

Плот, лодка, парусник, корабль.

Задание родителям. «Московская мозаика». Предлагаются демонстрационные рисунки — пазлы с изображениями московских памятников архитектуры: Третьяковская галерея, Триумфальная арка (Коломенское), Церковь Вознесения Господня, Исторический музей, Царь-пушка, Царь-колокол. Нужно составить целостную картинку с изображением этих памятников и правильно назвать их.

Во всем мире люди строят дома, чтобы иметь кров и защиту. Они используют материалы, которые у них есть под рукой. В разных странах используются разные материалы для строительства домов.

Задание родителям. В соответствии с предложенными табличками с географическими названиями — «Океания», «Северная Америка», «Полярный круг», «Россия», «Африка», «Средняя Азия» — выбрать на выставке рисунок дома, подходящий для проживания в этой местности.

В Африке многие жилища построены из глины, высушенной солнцем. Толстые стены защищают от солнца и в доме всегда прохладно. Хижины африканцев покрыты сверху соломой.

В Океании в жарких, сырых местах дома строят на сваях, чтобы в них было прохладно и сухо.

За Полярным кругом оленеводы живут в ярангах. Их собирают из длинных шестов и покрывают оленьими шкурами.

Коренные жители Северной Америки — индейцы, живут в хижинах — вигвамах.

Многие народы Средней Азии: узбеки, таджики, туркмены живут и сейчас в глинобитных домах в многочисленных аулах.

В России — в сельской местности многие люди предпочитают строить свои дома из дерева.

Задание детям. Каждой команде предлагается дополнить тот или иной дом фигурками людей, животных или объектов растительного мира, присущих этой местности (чукча — олень, полинезиец на лодке — кокосовая пальма, узбек в тюбетейке — ослик, мужчина в косоворотке — береза, индеец — конь, африканец — слон).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательной викторины для родителей и детей «Мы — дети планеты Земли»

Цель: вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; помочь родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создать атмосферу общности интересов и эмоциональн...

Проект "Мы - дети планеты Земля" (региональный и национальный компоненты).

Данная проектная деятельность расширяет представления о многообразии современного мира, формировать способность видеть сходства и различии  между людьми разных национальностей. Вызвать интерес и ...

Конспект занятия "Дети планеты земля"

Конспект занятия в старшей группе "Дети планеты земля"...

" Мы - дети планеты Земля".

Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной группы....

"Заветные желания детей планеты Земля"

Развлечение с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста, посвященное дню космонавтики. К сценарию прилагается видео фильм, который вы можете посмотреть у меня на странице в контакте....

Конспект познавательной викторины для родителей и детей Мы - дети планеты Земля!

Данный конспект мероприятия поможет педагогам вовлечь родителей в игровой диалог с детьми; родителям осознать важность их непосредственного участия в патриотическом воспитании детей; создать атмосферу...

«Мы – дети планеты Земля!» Сценарий выпускного праздника для детей подготовительной группы

Задачи: - воспитание уважительного отношения к человеку труженику, результатам его труда,    родной земле;- формирование представления о Земле и о жизни людей на Земле;- обобщение предс...