«История возникновения колоколов на Руси и в других странах».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Степанова Виктория Анатольевна

Формирование знаний дошкольников о колоколах и колокольных звонов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«История возникновения колоколов на Руси и в других странах».

Занятие по окружающему миру в детском саду. Старшая группа

Описание материала: Материал подготовлен для детей старшего дошкольного возраста, а так же будет полезен педагогам и родителям.
Цель: Формирование знаний дошкольников о колоколах и колокольных звонов.
Задачи:
- Познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания.
- Развивать умение поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения.
- Выражать положительные эмоции (радость, восхищение) при прослушивании записи «Колокольные звоны»
- Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине, уважение русских традиций и почитание колокола как символа русской земли.
Материалы и оборудование: «Колокольчик» (слова Вс. Рождественского, музыка С. Чикобава), запись «Колокольные звоны» (музыка Э. Грига), репродукция картины К. Юона «Купола и ласточки»

Ход занятия:

Воспитатель: Послушайте музыкальное произведение и скажите, как можно его назвать?
Слушание песни «Колокольчик» (слова Рождественского, музыка С. Чикобава)

 Послушайте музыкальное произведение и скажите, как можно его назвать?

( слушание песни «Колокольчик» слова  Вс. Рождественского, музыка С. Чикобава).

 

Колокольчик! Колокольчик!                                  Колокольчик! Колокольчик!

На лугу со всех сторон                                         Неужели это ты

Лёгкий-лёгкий, Тонкий-тонкий                           Так звенишь и так трепещешь

Будто слышится мне звон.                                 Там, где травы и цветы.

                       

Может быть, звонишь ты тоже

Но твой звон не слышен нам,

И понятен только пчёлам

Роще, травам и цветам.

- С принятием христианства на Русь пришли колокола и сразу стали символом державы и мощи духа русского человека. Какой цветок нам напоминает форма колокола? (рассматривание небольшого колокола)

- Ну, конечно, это всеми любимый цветок колокольчик. Даже существует легенда : когда-то давным-давно, епископу Ноланскому, приснился сон, в котором он увидел красивые полевые цветы - колокольчики, от дуновения

которые издавали необыкновенной чистоты приятные звуки. После своего сна епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.

- Для чего нужен колокол? (чтобы созывать народ)
- С помощью колокола созывали народ на службу в церковь и христианские праздники. В давние времена телефонов не существовало и при случае пожара или нападения врагов колокола трезвонили на всю округу и созывали людей на помощь. Тревожный звон колоколов назывался набатом.

Но и часов в те далёкие времена не изобрели и колокол служил отсчётом времени – по сигналу люди ориентировались, когда нужно вставать, когда идти на работу или на праздник.
Посмотрите на картинки с животными, что мы можем о них сказать? (на шее висит колокольчик)

- Для чего вешали колокольчики домашним животным? (чтобы не потерялись) Правильно, при движении колокольчик издаёт звон, тем самым оповещая хозяина о своём местонахождении, а ещё этот звон отпугивал диких животных и не подпускал их близко.
- Давайте послушаем, как звенят наши колокольчики (дать детям позвонить в приготовленные заранее, колокольчики)
- Все одинаково звучат или нет и от чего зависит разный звук (от размера и материала)
- Язык у колокола как смычок у скрипки. Звук зависит во многом от него. Из какого материала он сделан, его формы и веса. У каждого колокола своё особое звучание. Человек, который понимает язык колокола, называется звонарём. Этому искусству нужно долго учиться и только с годами приходит виртуозное владение звуком. 

Благовест – если мерные удары в большой колокол – это призывает к началу службы.
Трезвон – несколько или все колокола вместе – после благовеста.
Перезвон – во все голоса, но по очереди – перед водосвятием.
Красный звон – целый день на большие христианские праздники.

Слушание колокольных звонов (запись)
- «В светлую седмицу, кто не звонарь» - эта пословица говорит о том, что на светлый праздник Пасхи разрешается звонить в колокол всем желающим. Силу колокола люди знают давно. В старину существовал такой обычай: стать под колокол, дёрнуть за верёвку и принять на себя падающие звуки. Люди с большой охотой становились под колокол, ожидая обновления внутри себя или подходили к Храму, обнимали и стояли рядом. Мы возьмём свои колокольчики и побудем немного звонарями, сначала позвоним по – одному, а затем все вместе.
Физ. минутка «Жаворонок»
В небе жаворонок пел, (махи руками)
Колокольчиком звенел, (вращение кистями рук)
Порезвился в вышине ( руки вверх)
Спрятал песенку в траве (руки через стороны вниз)
Тот, кто песенку найдёт, (приседают, обхватив колени руками)
Будет весел целый год (хлопают в ладоши и прыжки на месте)

Русь издавна славилась искусством отливки колоколов. Колокольные мастера пользовались особым почётом и уважением. Обучались мастерству долго…

     Какие материалы нужны для отливки? Требуется красная и зелёна медь, олово, проволочное железо  серебро,  гвозди, говяжье и свиное сало, вар, белая глина, лычные верёвки, вожжи, весы, подъёмные и кузнечные снасти.

     Если колокол большой отливают, то человек сто. И все православные, добрые, душевные. Начинают с молитвой, чтобы всё удалось. В глубокой яме форма стоит, туда колокольную медь заливают. Настаёт момент, когда он рождается. Верёвки тугие мужики подбирают, колокол со всех сторон цепляют. С трудом поднимают, с молитвой, чтобы не сорвался, не разбился. Как дитя малое оберегают.

В настоящее время изготовление колокола проходит на более высоком уровне, но принцип работы остаётся тот же.

- Самый большой колокол – Царь колокол, он весит 200 тонн,
его отлили в первые годы царствования Петра 1. Над ним трудился русский мастер Иван Моторин с сыном. Когда все было готово к отливке колокола, в Москве случился сильный пожар, который охватил Кремль. Загорелись все деревянные постройки над литейной ямой. При тушении пожара, лили воду и от резких перепад температуры, колокол дал 11 трещин и от него отвалился кусочек. Пользоваться колоколом было нельзя и он стал никому не нужен. Сейчас Царь-колокол стоит в Московском Кремле и является уникальным памятником России.

Подвижная игра: «Колокольчик»
«Колокольчик нам поет, поиграть он нас зовет»-
Дети напевают песенку:
Колокольчик звонкий,
Голосочек тонкий,
Зазвени скорее,
Да повеселее!

У воспитателя или ребёнка два колокольчика - большой и маленький. Под звучание большого колокольчика дети неторопливо гуляют, под звучание маленького колокольчика - легко бегают.

- Давайте посмотрим на картину К. Юона «Купола и ласточки». Как вы думаете, для чего колокола устанавливали на высоких башнях? (чтобы слышно было далеко) Совершенно верно, для этих целей строили высокие звонницы и колокольни.

- Привозить колокольчики из разных стран – стало традицией, разнообразие форм и звучания просто удивительно. Колокольчики полюбились народу и стали составляющей частью национальной культуры. Скоро вы пойдёте в школу и прозвучит ваш первый школьный звонок, который позовёт вас в мир знаний и открытий. Но спустя некоторое время так же прозвенит, но уже последний звонок и возвестит о приходе во взрослую, серьёзную жизнь.

- Сегодня, дети, вы были внимательны, вместе слушали, определяли, рассуждали, чувствовали радость, тревогу, грусть, восхищались прекрасным звучанием колокола – символом нашей Родины.

- О чём мы беседовали?
- Что нового узнали?
- Какой самый большой колокол на Руси?
- Что понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию ("Музыка") "ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОЛОКОЛОВ НА РУСИ" (в соответствии с ФГОС ДО)

ЦЕЛИ:  Приобщать  к истокам  русской  народной   культуры; формировать чувство  сопричастности к национальной  истории; воспитывать  у  детей  чувство...

Занятие для старших дошкольников «История возникновения колоколов на Руси и в других странах».

Цель: сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине....

История возникновения колоколов на руси и в других странах.

Познакомившись с этой темой мы с детьми решили сходить к нам в Храм и посмотреть на наши колокола!Детям очень понравилась наша экскурсия! А на следующий день мы даже послушали их звон!Цель: Сформирова...

Презентация "История возникновения колоколов на Руси"

Презентация рассказывает об истории возникновения колокола в Древней Руси...

Консультация для родителей "История возникновения колоколов на Руси и в других странах"

Сформировать знания о колоколах и колокольных звонах на Руси; познакомить с устройством колокола и особенностями его звучания; воспитывать у детей чувство патриотизма, любви к своей Родине....

Презентация на тему:" История возникновения колоколов на Руси"

Познакомить детей с историей возникновения колоколов и колокольчиков на Руси, с устройством колокола и особенностями его звучания, дать представление, для чего нужны колокола....