В мастерской художника А.К. Саврасова. Рисуем весенний пейзаж.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Евгения Ивановна Ерохина

Занятие по художественно-эстетическому развитию детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_masterskoy_hudozhnika_a.k._savrasova.docx22.98 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «В мастерской художника А.К. Саврвсова».

Рисуем весенний пейзаж.

   Цели занятия:

1. Познакомить с творчеством русского художника А. К. Саврасова. Способствовать становлению и проявлению у детей интересов, эстетических предпочтений, желание познавать искусство. Воспитывать любовь к изобразительному искусству, к творчеству русских художников, к родной земле.

2.  Раскрыть сюжет картины А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

3. Воспитывать интерес к весенним явлениям природы, эмоциональную отзывчивость на весеннее пробуждение природы.

4. Познакомить с новым видом изобразительной техники – «рисование по -  мокрому».

5. Развивать у детей чувства композиции и, цветовосприятия.

   Материалы для занятия:

1. Аудиозапись произведения П. Чайковского «Времена года».

2. Демонстрационный материал: портрет художника А. К. Саврасова; репродукции картин «Грачи прилетели», «Сельский вид», «Весенний день», «Закат над болотом», «Дворик», «Рожь».

3. Альбомный лист А4.

4. Набор акварельных красок.

5. Кисть.

6. Стаканчик с водой.

7. Салфетка.

8. Трубочка для коктейля, пипетка или маленькая ложечка.

Ход занятия.

1.  Организационная часть.

   Воспитатель.

- Мы продолжаем знакомится с творчеством русских художников, произведение которых радует нас своей красотой, чувственностью, яркостью и выразительностью образов.

Воспитатель. 

- Сегодня мы узнаем о замечательном русском художнике Алексее Кондратьевиче Саврасове и его творчестве.

- Кто из вас знаком с творчеством этого художника?

- Какие его картины вам известны? («Весенний день» и «Рожь»)

   Дети рассматривают эти и другие картины А. К. Саврасова.

Рассказ воспитателя о жизни А. К. Саврасова  (1830-1897).

 Судьба художника Алексея Кондратьевича Саврасова в русском искусстве трагична. Один из прекраснейших мастеров лирического пейзажа, добрый и ранимый человек, он остался известен широкой публике только как автор одной знаменитой картины - "Грачи прилетели". Хотя на самом деле кисти Саврасова принадлежат и многие другие прекрасные пейзажи-картины. Не случайно сам Исаак Левитан, один из его учеников, отводил Саврасову главную роль в становлении национальной пейзажной школы. Именно Саврасов первым показал всю скромную прелесть русской весны, последнего снега, бегущих ручьев, разливающихся рек, деревенских околиц и двориков. В этом художнике жила истинная душа художника-поэта, хотя иногда Саврасову не хватало опыта и мастерства для выражения всех своих переживаний.
   В 14 лет попреки желанию отца Саврасов поступил в Московское Училище Живописи Ваяния и Зодчества, а затем и много лет преподавал в нем. Оттуда вышло немало прославленных художников - Левитан, Поленов, Коровин, Нестеров - все они учились у Алексея Кондратьевича.
   Саврасов любил говорить своим ученикам:
"Без воздуха пейзаж - не пейзаж! Сколько в пейзаж березок или елей ни сажай, что ни придумывай, если воздух не напишешь - значит пейзаж дрянь."
В конце жизни Саврасову пришлось испытать много лишений, последние годы он провел в бедности, болезнях, едва перебиваясь продажей своих этюдов. Но память о великом пейзажисте, о его любви к Родине и к своему искусству навсегда останется в сердце каждого русского человека.
   К числу лучших картин Саврасова можно причислить "Грачи прилетели", "Рожь", "Просёлок", "Лосиный остров", "Распутица", "Ранняя весна", "На Волге", "Разлив на Волге».
   Картина «Грачи прилетели» - высшее творческое произведение А. А. Саврасова. Её сюжет необычно прост: ранняя весна, тает снег, прилетели грачи. В своей основе этот пейзаж был увиден Саврасовым в натуре. Работу над картиной художник начал ранней весной 1871 года в селе Молвитино Костромской губернии. Затем А. К. Саврасов некоторое время жил и работал в Ярославле. Художник создал в картине живой и трепетный образ русской природы.   В картине художник закрепил своё впечатление безкрайнего простора, сумел передать ощущения спокойного величая, пробуждающейся природы. Но природа это самое будничное. Тает грязный снег, талые воды стекают в пруд, земля освобождается от снежного покрова. Небо покрыто облаками, гонимыми ветром, всё в природе озарено весенним солнцем. На берёзах в своих гнездах суетятся, гомонят грачи. А за невысоким забором течёт неспешная жизнь людей, из трубы дома идёт дымок. Красиво рисуется на фоне неба стройный силуэт церкви. Человек в картине Саврасова остается как бы за кадром и всё его неизмеримое присутствие хорошо ощущается в этом скромном и поэтическом мире.   Для Саврасова важнее всего было решить извечную задачу: уловить и передать гармонию между человечком и окружающей его природой. В своей картине Саврасов первым из русских пейзажистов сумел раскрыть душу русской природы. Левитан писал об этой картине: «Какая простота! Но за этой простатой вы чувствуете мягкую, хорошую душу художника, которому всё это дорого и близко к сердцу».

 (Звучит музыка П. Чайковского «Времена года. Март».)

Физкультминутка

По весне к нам с юга мчится черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач, насекомых ест всех грач!

(Дети повторяют движения за воспитателем.)

    -  Что вы представляли себе, слушая музыку? А если бы каждый из вас был художником, чтобы вы нарисовали? Например, переломной предстала такая картина. Весна. Утро. Небо светло-серое, без туч, светит солнце. По небу тянутся стаи птиц. Вода в пруду темная, в ней отражаются еще голые стволы деревьев. Вдали виднеется деревня, пастух гонит стадо коров на пастбище. Хорошая картина получилась? А какое время года вы представили? (Весну). А точнее? Раннюю весну? Или позднюю весну? Почему? (Раннюю весну-март. Пробуждается природа: тает снег, прилетают птицы, набухают почки, появляется трава.)

- Ребята, я предлагаю вам нарисовать такую картину природы - пейзаж, вдохновляясь прекрасной музыкой и работами великого мастера А.К. Саврасова. (Воспитатель напоминает детям основные правила рисования пейзажа).

2. Практическая часть.

На эмоциональное восприятие картины влияет не сколько сам сюжет, сколько именно цвет, поэтому выбор красок имеет огромное значение. Например, есть некая лужайка мартовским утром (небо светло-серое, без туч, светит солнце, по небу тянутся стаи птиц, еще голые стволы деревьев, местами лежит снег и т.д.).

 Воспитатель показывает прием изображения рисунка в технике акварель «по – мокрому» и предлагает детям придумать пейзаж самим или вспомнить картинку природы, увиденную ранее, и изобразить, используя данную технику.

1. Используя широкую кисть или губку, плотный альбомный лист смачивается чистой водой, акварель вообще немыслима без воды, а в технике «рисование по сырой бумаге» от воды, точнее, от ее количества, зависит исход всей работы. Кистью рисуем изображение. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, набрать краску и густым мазком с помощью кисти нарисовать. 

2. Другой способ рисования в технике «по – мокрому»: на бумагу наносится рисунок, а затем лист изображением вниз опускается на воду, резко вытаскивается и переворачивается. Так цвета перетекают друг в друга, создавая оригинальные сочетания. Таким способом рисуют пейзажи. Для прорисовки деталей нужно подождать пока рисунок подсохнет, набрать краску и густым мазком с помощью кисти нарисовать. 

Для прорисовки деталей, например, деревьев можно использовать технику «кляксография с трубочкой».

Я научу вас рисовать дерево без кисти и карандаша. Для этого мы будем использовать трубочку и воздух. На бумагу наносим пипеткой каплю жидкой краски и рисуем ствол дерева, раздувая каплю через трубочку («выдуваем» ствол).  При необходимости капаем ещё краску на основу веток и продолжаем раздувать кляксу «рисуя» дерево нужной высоты. Вы просто настоящие волшебники! Смогли нарисовать деревья с помощью воздуха без кисти и карандаша.
3. Итог занятия.

Все рассматривают получившиеся пейзажи, дети устраивают выставку картин.

  - С творчеством какого художника вы познакомились?

  - Какие картины А. К. Саврасова вы запомнили?

  - Что выразил в картине «Грачи прилетели» художник?

  -  Какое настроение у вас осталось от знакомства с этой картиной?

   - Что каждый из вас испытывает с приходом ранней весны, с пробуждением природы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Весенние пейзажи»

Знакомство детей с картинами русских художников-живописцев с прослушиванием музыкальных произведений и художественная деятельность....

Презентация "Рисуем весенний пейзаж"

Точками, теперь известно,Рисовать всем интересно.Молодцы все малыши,Постарались от души!!!...

Творческая мастерская "Изображение весеннего пейзажа"

Творческая мастерская,  направленная на развитие детского творчества в процессе сюжетно-тематического рисования с детьми старшего дошкольного возраста. В процессе работы дети учатся самостоятельн...

В мастерской художника И.И. Шишкина . Рисуем зимний пейзаж.

Занятие по художественно-эстетическому развитию. Рисование зимнего пейзажа, вдохновляясь картинами великого русского пейзажиста И.И. Шишкина....

В мастерской художника И.И. Левитана. "Пейзаж настроения"

Занятие по художественно-эстетическому развитию. Рисование пейзажа нетрадицинными техниками "монотипия" и "диатипия"....

В мастерской художника Ван Гога. Рисуем в технике "импасто" натюрморт.

Занятие по художественно-эстетическому развитию  детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по ИЗО в старшей группе «Природа и живопись. Пейзаж в творчестве русских художников. Весенние пейзажи».

Цель: Познакомить детей с пейзажами русских художников. Задачи:  Учить правильно рассматривать и анализировать содержание картины, описывать колорит, называть цвета, используемые...