Экологическое воспитание детей старшего возраста через экспериментально - исследовательскую деятельность
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Арефьева Юлия Александровна
Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём. В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Экологическое воспитание детей старшего возраста

через экспериментально - исследовательскую   деятельность

Экология – это мировоззрение современного человека, осознающего ответственность за будущее общего для всех нас Дома – планеты Земля, и нет на сегодняшний день актуальней и важней задачи, чем экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру (природе, вещам, людям), ценностной ориентации в нём.

В дошкольном возрасте происходит усиленное физическое и умственное развитие, интенсивно формируются различные способности, закладывается основа черт характера и моральных качеств личности. Именно в этот период необходимо заложить основы экологической культуры.

Экспериментально – исследовательская деятельность даёт понять детям не только осознание связей и зависимостей, существующих в мире природы, но и даёт возможность качественно освоить перечень трудовых умений и навыков, необходимых для организации экологического воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности дошкольники осознают свою позитивную роль в жизни природы, что окажет благотворное влияние не только на развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер, но и на развитие духовности и нравственности.

В дошкольном возрасте основной формой организации исследовательской деятельности являются опыты. Опыт – это специфическое, организованное педагогом, но осуществляемое самими детьми наблюдение за теми специфическими изменениями, которые происходят с объектами природы под влиянием определённых, искусственно созданных условий.

С детьми дошкольного возраста можно проводить несложные опыты с различными объектами живой и не живой природы. Специально организованные опытные ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчётливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, их жизнедеятельности. Через опыты можно ярко продемонстрировать их связь со средой обитания. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, поэтому они развивают наблюдательность, восприятие и мышление.

Наблюдение результатов опытнической ситуации должно проходить по одной и той же логической схеме, которая включает следующие моменты: определение состояния объекта меняющихся внешних параметрах, условий, которые вызвали изменения, сравнение разных объектов.

Эксперименты и наблюдения бывают случайные и плановые.

Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Однако это не значит, что случайные эксперименты проводить просто. Чтобы воспитатель мог заметить в природе что-то способствующее развитию познавательной активности ребенка, он должен обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо него непонятыми и незамеченными. Отсюда следует, что подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование педагога, кроме того и постоянная психологическая готовность разглядеть в природе новое и интересное. Это значит, что, гуляя с детьми и выполняя свои многообразные обязанности, он должен одновременно выискивать в природе явления, которые могут заинтересовать детей, пополнить багаж их знаний или просто доставить удовольствие, вызвать положительные эмоции. Безусловно, это не просто, особенно если учесть отсутствие специальной биологической литературы, адресованной работникам ДОУ.

Плановые наблюдения и эксперименты начинаются с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, изложенным выше. Воспитатель знакомится с ним заранее — и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома.

Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотреблять этим не следует. В подавляющем большинстве случаев такой стиль себя не оправдывает, так как лишает детей инициативы и свободы воли. Ссылка на экономию времени несостоятельна, поскольку постановка экспериментов является не самоцелью, а просто одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности.

Точно так же нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

Во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины. Нужно давать возможность работать с увлечением, тихо вести беседу, быть раскрепощёнными.

Большую роль в развитии познавательной деятельности детей играют игры - экспериментирования. Задача взрослых - создать условия для детских открытий, научить их видеть волшебство в привычных вещах. В детском саду мы создали такие условия в виде мини - лаборатории.

Ребенок сам по себе уже является маленьким исследователем, проявляя все больше интерес различного рода, исследовательской деятельности, в частности, и к экспериментированию. Этот вид детской деятельности очень важен для развития интеллектуальных способностей ребенка. Детское экспериментирование нацеливает наших детей на добывание знаний как самостоятельно, так и с помощью взрослых. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности - прием пищи, когда дети играют, когда занимаются на занятиях, гуляют, спят. В процессе экспериментирования с новыми объектами ребенок может получить совершенно неожиданную для него информацию. Но разве наблюдательность не является природным свойством ребенка. Оказывается, что нет, это то качество, которое необходимо развивать так же, как развивают у детей память, внимание, логику.

В настоящее время наблюдается процесс отчуждения детей от природы. Многие дети живут практически в искусственной среде, не имея возможности общаться с природными объектами. Дети всё больше времени проводят в планшетах, компьютерах за компьютерными играми, телевизором. Но никакой фильм о природе не заменит живого общения с природой. Ребенок должен иметь возможность вдохнуть запах цветка, потрогать траву, кору, побегать босиком по траве и лужам, обнять дерево. Самостоятельно открыть тайны природы.

Я считаю, что экологическую культуру и экологическое сознание нужно воспитывать с самого раннего детства. Человек с новым сознанием будет чувствовать ответственность за то, что его окружает, и будет выполнять несложные правила.

Экологическое воспитание можно совместить со всеми видами деятельности дошкольника. Именно поэтому работа получается и полезной и интересной как для воспитателя, так и для детей и родителей. В результате ребенок усваивает все прочно и надолго, ведь он слышит, видит и делает все самостоятельно.

Дети, прирожденные исследователи, и тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Вот поэтому я использую в работе опытно – исследовательскую технологию.

        Я считаю, что взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности и начинать эту работу необходимо с  детских лет, именно в этот период закладывается позитивное отношение к природе.

        Начиная работу в этом направлении, я определила для себя следующие проблемы:

-у детей низкий уровень знаний о природе, они бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне развития экологической культуры.

-родители не готовы на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание, имея недостаточный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения на природе, что свидетельствует о низком уровне развития их экологического сознания.

         Анализируя  работу, я пришла к выводу, что одним из эффективных методов воспитания с детьми является метод экспериментирования, потому что детское экспериментирование – это метод практического и целенаправленного действия. Он дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами, со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти и речи ребенка, активизируются умственные и исследовательские способности, формируется у детей собственный жизненный опыт.

  Поэтому, в экспериментирование я включала в разные формы работы с детьми.

в организованную деятельность

самостоятельную деятельность

совместную деятельность

экскурсии

прогулки

наблюдения

трудовую деятельность

 проведение опытов

        Для того  чтобы увлечь детей экспериментальной деятельностью, в группе создана детская мини-лаборатория, оборудованная необходимым оборудованием для опытов и экспериментов. В нее помещена картотека опытов, конспектов НОД по освоению детьми окружающего мира. При помощи оборудования, хранящегося в лаборатории, дети имеют возможность проводить простейшие опыты с водой,  воздухом, песком глиной, магнитами, камнями.  В процессе экспериментирования дети учатся наблюдать, быть ответственными и бережливыми по отношению к миру природы и получают реальные представления о целостной картине мира.

        Вместе с детьми составили правила безопасной работы с разными материалами, которые очень легко запоминаются. Поместили их в уголке экспериментальной деятельности. Создали картотеку познавательных и занимательных опытов и экспериментов.

        В  работе большое внимание уделяю проведению организованной познавательной образовательной деятельности с элементами экспериментирования и провела следующие НОД: «Рассматривание веток деревьев»; «Зимующие птицы», «Берёза-символ России», , «Лес-наше богатство», «Перелетные  птицы»,  «Удивительные свойства воды»,  «Хлеб и каша – пища наша», и т.д. Строила их из наблюдений, экскурсий, природоведческих и тематических бесед, рассматривание картин, дидактических игр экологического содержания, художественного слова, опытов и экспериментов.

 Цикл познавательной организованной образовательной деятельности помог поспособствовать более глубокому расширению экологических знаний воспитанников, а также развитию речи, мышлению, творческих способностей, культуре поведения в природе.

Прогулки  широко используются для экологического воспитания детей. Знакомство детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).  Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как,  совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения  " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки и  корешки", "Загадки на узнавание деревьев, кустарников, цветов», (по листьям и форме цветка) животных (по звукам, следам и т. д.). Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром .Через игры  дети могут определить силу и направление ветра. Общение детей с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. И я считаю полезным и интересными для детей выходы на прогулку. Я рассказываю детям, как трудно вырастить большое дерево, сколько опасностей его подстерегает: и затоптать могут и сломать. Дети бережно начинают относиться к посаженным саженцам. После наблюдений обязательно прочитаю стихотворение, я убеждена, что именно стихи помогут найти путь к детскому сердцу.

        Большое значение в экологическом воспитании детей придают играм. В работе используюся дидактические игры с экологическим и природоохранным содержанием. В играх дети уточняют, закрепляют и расширяют имеющиеся знания и представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных, о правилах поведения  в ней, о природных взаимосвязях. Например: «Что такое природа?», «Связь живой и неживой природы», « Что опасно для природы?», «Чьи следы» и т.д. В процессе игр и экспериментов у детей расширяется  сенсорный опыт и обогащается жизненный опыт, а также развиваются такие качества как организованность, дисциплинированность, аккуратность, ответственность, целенаправленность, последовательность.

        Особое внимание на  формирование экологических знаний у детей  отводится чтению художественной литературы.

 Знакомство детей с произведениями известных детских писателей-природоведов:

М. Пришвина, В. Бианки,  Е. Чарушина,

 Разучиваем стихи о природе русских поэтов: Н.А. Некрасова, И.А. Бунина, Ф. Тютчева

 Беседуем о прочитанном, делаем выводы.

В книжном уголке группы собраны разнообразные красочные книги о природе, энциклопедии для детей, художественные произведения, журналы, газеты, статьи.

        В уголке познавательной деятельности  собрали природный материал: коллекции семян, перьев, листьев, ракушек, камней, шишек. Подборка дидактического материала для решения задач экологического образования детей, иллюстративный материал, дидактические игры с экологическим содержанием, муляжи фруктов и овощей, видео-аудио материал. Наглядный материал помогает мне знакомить детей с различными природными объектами и развивать навыки классификации различных объектов по различным признакам и сенсорным навыкам.

        В групповой комнате находится «Зелёная зона», где расположены комнатные растения.  Комнатные растения подобраны в соответствии с возрастом детей.

Детям нравится наблюдать за комнатными растениями. В процессе наблюдений за растениями они учатся различать виды растений; замечают изменения в развитии растений: семечко набухло, появился первый росток, первый листок, обращают внимание на красоту цветов и листьев, наблюдают за их ростом, цветением, учатся правилам ухода, закрепляют их названия. Дети свободно различают и называют их. Наблюдая за ростом растений, и проводя опыты, дети легко определяют, когда необходимо поливать, рыхлить растения и что им нужно для роста и развития.

        Научившись понимать состояние растений и проводя опыты, дети легко определяют, когда необходимо поливать рыхлить растения и что им нужно для роста и развития. Научившись понимать состояние растений, дошкольники сочувствуют, оберегают и сохраняют их.

        Гуляя ежедневно на прогулке, дети учатся наблюдать за изменениями в живой и неживой природе, проводить простейшие опыты, наблюдения-эксперименты, выполнять трудовые поручения.

        Длительной и кропотливой, но очень интересной и познавательной в экологическом воспитании является работа по созданию и выращиванию «мини-огорода». Если  в группе круглый год растут цветы, то почему бы не вырасти овощам?  Дети c увлечением выращивают зелёный лук, салат, петрушку, укроп, наблюдают за ростом моркови, фасоли. У них есть возможность в течение длительного периода наблюдать за ростом растений от семени до семени, ухаживать за ними, делать зарисовки в дневниках наблюдений и проводить опытно-экспериментальную деятельность.

Для более тесного контакта детей с живой природой на участке детского сада оформлены клумбы, совместно с родителями и детьми разбит небольшой огород. Например, можно наблюдать за цветущими культурными или дикорастущими растениями (рассматривание стебля, листьев, цветов, их формы, окраски и т.д.).  Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети учатся заботиться о растениях, наблюдая за трудом взрослых: рыхление, полив, прополка.  На мини - огороде совместно с детьми выращиваем овощные культуры: кабачки, капусту, помидоры, огурцы, перец. Ухаживая за растениями, дети приобретают опыт ухода за растениями, наблюдают за ростом растений от момента всходов до полного созревания, учатся различать растения.

        На территории нашего детского сада растут различные виды деревьев: берёза, ель, липа, рябина. Имеются разные виды кустарников: сирень, черемуха, смородина. На участке растут травянистые растения-барометры: мать и мачеха, ноготки, одуванчик. Они помогают детям наблюдать, определять изменения в погоде и делать выводы. Дети знают: если цветки мать и мачехи закрываются-следует ожидать дождя; ноготки закрывают свои оранжевые чашечки-верный признак того, что собирается дождь. Одуванчик, плотно сжимая свою пушистую шапку-к ненастью. На участке созданы кормушки для привлечения птиц.

        Большое внимание в экологическом воспитании детей я уделяю эколого-оздоровительным мероприятиям, так как оздоровительная работа является приоритетным направлением в организации работы нашего детского сада. На свежем воздухе провожу утреннюю гимнастику, дыхательную гимнастику, игры превращения, подвижные игры, физкультурные праздники, развлечения, соревнования.

        Знакомя детей с особенностями организма человека провела занимательные опыты и игры - эксперименты, в процессе которых дети узнали, что здоровье человека во многом зависит от ответственного отношения человека к окружающей среде.

        Интересной формой работы по экологическому воспитанию со старшими дошкольниками стало составление экологических проектов для детей: «Берегите воду», «Дары природы», «Земля - наш общий дом», «Поможем зимующим птицам». Проекты способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников и взаимоотношений человека с окружающей средой. Стало традицией в нашем детском саду проведение экологических праздников, развлечений, викторин: «Весенний праздник птиц», «День земли»,

Эффективность в экологическом воспитании дошкольников во многом зависит от активности родителей и от того, как они сами относятся к природе, какой пример подают своим детям. В работе  с родителями по экологическому воспитанию детей я использую традиционные формы работы, родительские собрания, беседы и консультации, и нетрадиционные: совместные субботники, привлечение родителей к изготовлению природных композиций, кормушек, скворечников, заготовление корма для птиц. Для родителей подготовила и провела следующие консультации: «Роль игры в воспитании у детей любви к природе», «Зелёный мир за окном», «Экология здоровья». Эффективным средством работы с родителями явилось размещение наглядной информации в уголке для родителей «Не рвите, цветы, не рвите!», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!» Досуг с ребенком на природе, отражены в фотовыставках.

В результате целенаправленной, планомерной и систематической работы по формированию экологической культуры у детей я добилась следующих результатов:

-Повысился у детей уровень экологических представлений о признаках природных объектов и явлений. Дети умеют устанавливать причинно-следственные связи между ними.

-Повысился уровень наблюдательности и познавательный интерес к миру природы.

-Сформировались у каждого ребёнка навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе.

-Повысился уровень экологических знаний у родителей и детей.

   

Список литературы:

  • Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания дошкольников» М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
  • Серебрякова Т. А., Тиманкина С.В. «Подходы к организации эколого- развивающего пространства дошкольного образовательного учреждения». – Н. Новгород, 2006 – 61 с.
  • Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет, издательство. – Волгоград:  Учитель, 2012.
  • 6. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа. – Волгоград:  Учитель, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через игровую деятельность» 1 младшая группа, Сафиуллиной Илгизи Гаязовны. Тема «Экологическое воспитания детей дошкольного возраста через игровую деятельно

Экологическое образование дошкольников- это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-пол...

Презентация опыта "Развитие познавательной мотвации детей старшего возраста через проектно-исследовательскую деятельность". Проект "Почему говорят вода - это жизнь?"

Приоритетными направлениями моей работы являются:• создание условий для реализации креативных возможностей детей, применение в практике деятельности  исследовательских и опытно-экспериментал...

«Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую деятельность».

Развитие познавательных интересов детей старшего возраста через познавательно-исследовательскую  деятельность....

ГМО Развитие познавательной инициативы детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность.

laquo;Проектная технология. Развитие познавательной активности детей младшего дошкольного возраста посредством реализации познавательно-исследовательского проекта «Мы веселые Матрешки»....

Сообщение из опыта работы «Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность»

Сенсорное воспитание детей раннего возраста через поисково-исследовательскую деятельность...

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательно - исследовательскую деятельность» Мастер – класс для педагогов.

laquo;Экологическое воспитание детей дошкольного возраста через познавательно -  исследовательскую деятельность»Мастер – класс для педагогов....

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста через экспериментально-исследовательскую деятельность

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Чтобы избежать развития у детей интеллектуальной пассивности необходимо развивать у ...