Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Зимушка- Зима"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Пистер Ирина Владимировна

Конспект коррекционно - образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Зимушка-Зима"21.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционно-образовательного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Тема: «Зимушка – зима»

Цели:

- систематизировать знания детей о времени года – зима и зимних месяцев, включая аудиозапись; уточнять представления о зимней одежде, обуви, головных уборах, о материале, из которого они сделаны, о способах ухода за предметами с помощью дидактических игр «Зимняя одежда»;

-создать условия для активизации и расширения словаря по теме: зима, зимняя одежда, декабрь, январь, февраль, метель, вьюга, мороз, гололед, морозный, снежный, сковывает, кружится, завывает, заметает, трещит; развития связной речи через высказывания о своих желаниях, рассказа по сюжетной картине; учить согласовывать прилагательные с существительным в роде, числе и падеже;

- воспитывать чувственность к природе, используя яркую наглядность, просмотр аудиофильма, замечать красоту природных явлений.

Оборудование: аудиофильм, аудио, снежинки (7 шт), картинки: снегопад, метель, вьюга, мороз, гололед, картинка зимы, аудио вьюги, сапоги, валенки, колготки, комбинезон или брюки, кофта, шарф, пуховик, шапка и варежки, тапочки, юбка, плащ, шорты, (те же самые только большие), картинка мальчика.

Ход занятия:

  1. Вводная часть
  1. Организационный момент

Оборудование: аудиофильм, картина зимы (1)

Ребята, отгадайте загадку:

После осени пришла и сугробы намела. Снег на полях, лед на водах. Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)

Послушайте.

Просмотр аудиофильма.

  1. Актуализация знаний

Оборудование: аудиозапись, картины зимы (5)

Какое сейчас время года? (зима).

Почему? (на улице холодно, морозно, земля покрыта снегом, щиплет ушки, щиплет нос, люди надели теплую одежду, дети катаются на санках, лыжах, лепят снеговиков, катаются с горок).

Что зимой бывает? (лед, снег, мороз, метель, вьюга, снегопад, иней, наступает Новый год).

Ребята, а что вы хотите на Новый год? Есть у вас желания? (покататься на санках, получить в подарок от деда мороза…) (каждого)

Ребята, а у зимы есть зимние месяцы. Сколько их? (три). Как их зовут? (декабрь, январь, февраль). Сейчас какой месяц зимы? (декабрь).

Декабрь – это первый месяц зимы. Именно в конце декабря наступает праздник – Новый Год. После декабря какой месяц зимы наступит? (январь). И последний месяц зимы называется февраль.

Ребята, послушайте песенку про зимние месяцы (песня).

Запомнили, как зовут зимние месяцы? Назовите их (декабрь, январь и февраль). Сейчас наступил декабрь.

  1. Целевая составляющая

 сегодня мы с вами поговорим о зиме и зимней одежде.

  1. Основная часть
  1. Игра «Снежинка»

Оборудование: снежинки (6 шт)

Ребята, зимой много снежинок. Снежинка – это маленькая ледяная звездочка. Снежинка – это замерзшая вода. Ведь зимой очень холодно. Все замерзает.

У вас на столе снежинка. Подуйте на нее сильно – сильно и долго – долго. (несколько раз)

  1. Игра «Явления природы»

Оборудование: снегопад, метель, вьюга, гололед фото (4)

Ребята, а какие явления природы у зимы? Что у нее есть такого, чего нет у осени, весны, лета?

Зимой может быть снегопад. Это когда идет снег. Много снега. Он крупный и густой.

Может быть метель. Метель – это когда дует ветер и летит снег. То есть снег с ветром. Метель поднимает снег с крыш, метет.

Может быть вьюга. Она завывает, стоит гул. И как юла завывает.

Может быть мороз. Мороз - это когда холодно, щиплет нос и ушки.

Может быть гололед. Гололед – это когда скользко и можно упасть. Надо быть осторожным.

Ребята, зимой стоит морозный и снежный день. Это значит, что холодно и может идти снег. Снег может кружится когда дует ветер. Может завывать вьюга. И нас может сковывать от мороза (когда очень холодно, мы делаем вот так).

Лед может трещать – когда на него наступить. То есть сломаться.

  1. Игра «Расскажу тебе про зимнюю одежду, обувь и головных уборах»

Оборудование: картинки: шуба, пуховик, варежки, колготки, шарф, шапка, ботинки, валенки, комбинезон, брюки, кофта. (10 средние или большие)

Ребята, зима – самое холодное время года. У зимы короткие дни и длинные ночи. Земля покрывается снегом. Деревья стоят без листьев. Животные зимой спят и у них появляется теплый густой мех. Чтобы не замерзнуть.

Ребята, а человек тоже меняет одежду. Была осенняя одежда, а стала зимняя.

Я вам загадаю загадки про зимнюю одежду, а вы попробуйте угадать:

Греет, а не печка (пуховик)

Дали братьям новый дом

Чтобы жили впятером

Брат большой не согласился

И отдельно поселился (варежки)

По дороге я шел

Две дороги нашел

По обеим пошел (колготки)

Что сейчас наденем смело

Чтобы горло не болело? (шарф)

Каждый день, когда гуляю

Ее надеть не забываю

Надеваю я сама,

Чтоб не мерзла голова (шапка)

Какая зима? (Холодная, морозная). 
Почему дети ходят гулять, не смотря на мороз? (Потому что тепло одеты). 

 Какую зимнюю одежду человек надевает? (ботинки, валенки, колготки, комбинезон или брюки, кофту, шарф, пуховик, шапку и варежки)

Ребята, а почему обязательно надевать шапку, варежки? Чтобы не замерзнуть и не заболеть.

 Это валенки (и так показ каждой картинки)

А все это одним словом называется зимняя одежда, потому что одевают ее только зимой. 
Какая зимняя одежда есть у вас? 

  1. Игра «Какой, какое, какая одежда?»

Оборудование: картинки: вязаная кофта, шерстяная кофта, шерстяной шарф, вязаный шарф (4)

Ребята, а вы знаете из чего сделана кофта? Какая она может быть?

 например: Кофта (какая?) – вязаная, шерстяная

А теперь давайте с вами попробуем сказать про шарф. Из чего он может быть сделан и какой он?
Шарф (какой?) - шерстяной, вязаный…

  1. Игра «Зимняя одежда»

Оборудование: мальчик, юбка, тапочки, шорты, кепка, ботинки, валенки, колготки, комбинезон или брюки, кофту, шарф, пуховик, шапку и варежки (15).

Посмотрите сколько много у меня одежды. Давайте поможем мальчику Коле собраться на прогулку зимой. В какую одежду мы его оденем? (каждый ребенок выходит). Дифференциация одежды, головного убора, обуви.

Одели, теперь пробуем составить предложение.

  1. Физминутка «Зима»

Пришла зима (трем ладошки)

Принесла мороз (массаж плеч)

Пришла зима (трем ладошки)

Замерзает нос (нос массируем)

Снег (плавные движения руками)

Сугробы (кулаками по коленям)

Гололед (ладонями потираем колени)

Все на улицу – вперед! (подпрыгиваем)

Теплые штаны надели (топаем)

Шубку, шапку, варежки.

Руки в варежках согреем

И гулять отправимся (обнимаемся)

  1.  Игра «Уход за одеждой»

Оборудование: творческая игра варежки, маркер. ИЛИ: варежка черно – белая, на ней простым карандашом точки, ластиком стереть.

Чтобы дольше сохранить одежду в хорошем состоянии, следует приучать себя к бережному отношению к одежде.
Скажите, для чего человеку нужна одежда? (Согревает, оберегает, защищает, украшает )
Одежда имеет большое значение в жизни человека. Она согревает его.

Для того чтобы одежда, которую мы носим, служили дольше, за ней нужно правильно ухаживать.

Художественное слово:

У Саши модный пиджачок,
Но тут и там висит «значок» —
От сметаны, от котлеты,
От пюре, от винегрета.

Ребята, знакомы ли вам такие мальчики как Саша?
А как вы думаете, хорошо ли быть таким неаккуратным?
Почему?
Потому, что не хорошо ходить в грязной одежде, на тебя все обращают внимание и могут сделать 
замечание.

Что бы человек не одевал: шапку, юбку, они должны быть чистыми. Чтобы на ней не было пятен. Как люди заботятся о своей одежде? Гладят одежду утюгом, чтобы она не была мятая. Стирают ее, чтобы была чистая и без пятен. Нужно вешать одежду на вешалку, чтобы она не была мятая.

И сейчас мы с вами позаботимся о варежках. Они были белые. Но их долго не стирали, не заботились и они стали грязные, серые. Давайте с вами почистим варежки!

  1.  Физминутка «Скажи наоборот»

Оборудование: мяч

Летом дни жаркие, а зимой - холодные.

Летом дни длинные, а зимой – короткие.

Снег мягкий, а лед – твердый.

Листья желтые осенью, а зимой ветки деревьев покрыты – снегом.

Летом мы купаемся, а зимой лепим – снеговиков.

Весной все тает, а зимой все – замерзает.

  1.  Игра «Какой? Какая? Какое?»

Зима какая? Холодная, снежная, морозная

Снег какой? Белый, пушистый, мягкий, хрустящий, блестящий

Лед какой? Холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий

О чем можно сказать:

Морозный что? День, вечер

Холодная что? Зима, ночь

Ледяные что? Сосульки, горки

  1. Игра «Рассказ по картине»

Оборудование: картина, схема, условно графическая схема

Ребята, за что вы любите зиму?

Давайте с вами попробуем составить рассказ по картине.

  1. Рефлексия

Игра «Правильно – неправильно»

Если неправильно, то говорите «нет». Если правильно, то говорите «да»

Снег черный

Снеговик горячий

Лед мягкий

На улице зимой холодно

На коньках качаются

Зимой листопад.

Ребята, что мы сегодня с вами делали? Какое время года наступило? Сколько зимних месяцев? Как их зовут? Какая зимняя одежда бывает?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи у детей с ЗПР среднего дошкольного возраста "В лес за грибами"

познакомить детей с грибами (подберезовик, подосиновик, лисичка, сыроежка, белый гриб, мухомор), учить различать съедобные и ядовитые грибы, познакомить с правилами поведения в природе при сборе грибо...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме «Одежда».

Коррекционно-развивающее занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель занятия - уточнение и расширение словаря по теме ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР "Мир животных"...

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для воспитанников старшего дошкольного возраста с ОВЗ Тема: « Продукты питания. Витамины».

Задачи1)    Образовательные - познакомить с понятием «витамины», их ролью в жизнедеятельности человеческого организма; уточнить представления воспитанников о здоровой пище; ...

Занятие по ознакомлению с окружающим миром «Всемирный день рек» для детей старшего дошкольного возраста.

Занятие систематизирует знания детей о реке, ее назначении, знакомит детей с рекой родного края, формирует экологическую культуру детей....

Презентация к занятию по ознакомлению с окружающим миром по теме " Посуда" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР

Данный материал позволит расширить и систематизировать представления детей о видах посуды, ее назначениии, материалах из которых она изготовлена. Презентация составлена на мтериалах сети интернет, нах...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР

Занятие учителя-дефектолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР.Тема — Продукты питания. Витамины...