Педагогическая шкатулка
план-конспект занятия по окружающему миру

Цыпкало Ольга Михайловна

Конспект НОД  - для детей с 2-3 лет. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие «Большие и маленькие мячики»

Тип занятия: ФЭМП

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1. Образовательные:

- учить различать количество предметов: много – один – много

- упражнять в установлении сходства и различия между предметами, имеющие одинаковое название.

2. Развивающие:

- формировать умение обследовать предметы, выделяя величину, включать движение рук по предмету в процессе знакомства с ним;

- формировать умение называть свойства предметов: большой, маленький;

- повторять несложные фразы.

3. Воспитывающие:

-  воспитывать желание слушать стихотворения;

- сопровождать чтение небольшого поэтического произведения игровым действием.

Планируемые результаты:

- Различать один и много предметов.

- Может образовать группу из однородных предметов.

- Общается в диалоге со взрослыми.

- Слушает доступные по содержанию стихотворения.

- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

- Умеет выполнять ходьбу и бег, не наталкиваясь на других детей.

Словарная работа: большие, маленькие, ладошка.

Приемы работы: игра; художественное слово; показ и объяснение способов выполнения действия; помощь; вопросы; показ игрушки;  повтор ребенком слов, фраз за воспитателем; поощрение;  включение движения рук по предмету; подвижные игры; самостоятельное выполнение действий.

Материалы: корзина с большими и маленькими мячами (для каждого ребенка); две коробки разной величины; музыкальное сопровождение; звуковоспроизводящее оборудование.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение  и отбивает от пола мяч.

В о с п и т а т е л ь.  По мячу ладошкой бьем

                                  Дружно, весело вдвоем.

                                  Мячик, Мячик, мой дружок,

                                  Звонкий, звонкий, звонкий бок.

                                  По мячу ладошкой бьем

                                  Дружно, весело вдвоем.

                                  Мяч бросаю и ловлю.

                                  Я с мячом играть люблю.

                                                                       Е.Железнова

(Показывает детям мяч) Дети, что это? (Ответы детей.) Сколько у меня мячей?

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

Воспитатель показывает детям на большие и маленькие мячи, лежащие в корзине.

В о с п и т а т е л ь. Посмотрите, что лежит в коробочке? (Ответы детей) Много или мало мячей в корзине?

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

В о с п и т а т е л ь. Посмотрите, мячи в корзине большие маленькие. Вот это маленький мяч. Я беру и зажимаю в ладошке. Мяч спрятался в ладошке. Какой по величине этот мяч? (Ответы детей.) Возьми, Лена, мяч двумя ладошками. Спрячь его в ладошках! У Лены в руках маленький мяч. Лена, какой по величине этот мяч? (Ответ ребенка.) Ребята, какой по величине мяч спрятался у Лены в ладошках?

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

В о с п и т а т е л ь. Дети, покажите ладошками, какого размера маленький мяч.

Дети соединяют кисти рук в форме шара. Воспитатель показывает детям большой мяч.

В о с п и т а т е л ь. Вот это большой мяч. Света, возьми его ладошками. Спрятался большой мяч в ладошках? (Ответ ребенка.) Не получается спрятать мяч в ладошках. Мяч большой, он не помещается в ладошках. Обними мяч руками. (Ребенок берет мяч двумя руками и прижимает к себе.) Какой по величине этот мяч?

Индивидуальные и хоровые ответы детей.

В о с п и т а т е л ь. Покажите все руками, какой большой мяч.

Воспитатель и дети соединяют руки кольцом перед собой, показывая размер мяча.

Сортировка мячей по величине.

В о с п и т а т е л ь. У меня есть две коробки: большая и аленькая. Какая по величине эта коробка?

Д е т и: Это большая коробка

В о с п и т а т е л ь: Что можно сказать о величине этой коробки?

Д е т и: Это маленькая коробка

В о с п и т а т е л ь: Давайте в большую коробку положим большие мячи, а в маленькую – маленькие. Я беру большой мяч и кладу его в большую коробку. В какую по величине коробку я положила большой мяч? (Ответы детей.) Катя, возьми один мячик. Какой по величине мяч взяла Катя? (Ответы детей.) Положи его в коробку. В какую по величине коробку ты положишь мяч? (Ответы детей.)

Воспитатель с детьми сортирует мячи по величине, раскладывая их в большие и маленькие коробки. Необходимо побуждать детей употреблять в речи словосочетания «большой мяч», «маленький мяч», «большую коробку», «маленькую коробку», используя индивидуальные и хоровые ответы малышей.

Когда дети разложат мячи, воспитатель показывает пустую корзинку.

В о с п и т а т е л ь. Сколько мячей в корзине? (Ответы детей.) Каждый взял по одному мячу, и в корзине ни одного мяча не осталось. Мы разложили мячи в разные коробки: большие мячи положили в большие коробки, а маленькие – в маленькие. Молодцы, у вас все хорошо получилось. Давайте сейчас поиграем с маленькими мячами.

Игра «Соберем мячики». Воспитатель показывает на мячи в коробке, легко подбрасывает один мяч над коробкой и читает стихотворение.

Ты поймай мой яркий мяч

И отдай его, не прячь.

Мячик, прыгай, не спеши

И детишек посмеши.

                                                                      Н.Пикулева

Воспитатель произносит: «Раз! Два! Три! Мячи лови!» - и просит детей считать вместе с ней. Звучит музыка. Воспитатель высоко подбрасывает мячи вверх, они рассыпаются по всей комнате, дети собирают мячи и приносят воспитателю. Игра повторяется 2 – 3 раза.



Предварительный просмотр:

Занятие «Варим кашу для Мишки»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Тип занятие: познавательное

Задачи:

  1. Познавательные:

- учить отвечать на вопросы:

- учить внимательно слушать народные песни, стихи.

      2. Развивающие:

- формировать умение выполнять с помощью взрослого несколько игровых действий, играть рядом, не мешая друг другу;

- формировать умение отвечать на вопросы.

      3. Воспитывающие:

- формировать умение здороваться и прощаться (по напоминанию взрослого);

Словарная работа: крупа, горох, манная крупа.

Планируемые результаты.

- Играет рядом с другими детьми, не мешая им, подражает действиям сверстника.

- Общается в диалоге с воспитателем.

- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

- Выполняет простейшие действия (с помощью воспитателя).

- Сопровождает речью игровые и бытовые действия.

- Слушает доступные по содержанию стихотворения.

Предварительная работа: пересыпание крупы ложкой; разучивание пальчиковой гимнастики «Каша».

Приемы работы: игра; показ и объяснение действия; самостоятельное выполнение действий; помощь; напоминание; указание; поощрение; художественное слово; пальчиковая гимнастика; обыгрывание стихотворения.

Материалы:

Игрушка-медведь (по количеству детей); поднос, пиала с крупой, две пустые пиалы, ложка, сито (по количеству детей), горох, манная крупа, игрушечные кастрюля и ложка, тканевая салфетка, пластиковый стаканчик (по количеству детей).

Ход занятия

Воспитатель приносит в группу игрушку-медведя, привлекает к ней внимание детей. Воспитатель от лица игрушки-медведя здоровается с детьми.

Игровая ситуация с игрушкой-медведем.

В о с п и т а т е л ь  Вышел из лесу медведь

                                 Начал топать и реветь.

                                 - Чем ты, Мишка, огорчен?

                                 - Мне приснился страшный сон,

                                 Видел девочку Алину –

                                 В роще съела всю малину!

                                                                                В. Праздничнова

Мишка, не огорчайся, не расстраивайся. Хочешь, дети угостят тебя кашей? Давайте сварим для Мишки кашу. Кто хочет варить кашу вместе со мной? Посмотрите, я принесла крупу!

Воспитатель помогает детям сесть на стулья за столы.

Просеивание крупы.

Воспитатель показывает пиалу, в которой горох перемешан с манной крупой.

В о с п и т а т е л ь. Ой, беда! Горох и манная крупа перемешались. Как же варить кашу (Ответы детей). Надо отделить горох от манной крупы. Сейчас я покажу, как можно отделить горох от манной крупы.

Воспитатель показывает способ выполнения действия, сопровождая словами. Воспитатель ставит на стол поднос с двумя пустыми пиалами, между ними ставит пиалу с крупой и кладет ложку.

В о с п и т а т е л ь. Отделить горох от манной крупы мне поможет сито. Я беру сито, кладу его на пустую пиалу, в правую руку беру ложку (берет ложку в левую руку – зеркальный показ), зачерпываю ложкой смесь круп, насыпаю ее на сито и просеиваю. Смотрите: вся манная крупа просеялась, на сите остался только горох. Горох пересыпаю в пустую пиалу.

Воспитатель выполняет действия до тех пор, пока пиала со смесью манной крупы и гороха не опустеет. В процессе пересыпания можно слегка наклонять пиалу, чтобы было удобнее зачерпывать.

В о с п и т а т е л ь. Смотрю в пиалу – она пустая. Весь горох просеяли! Дети, посмотрите в пиалу! Она пустая? (Ответы детей). А где лежит горох? (Ответы детей). В какой пиале манная крупа (Ответы детей).

Воспитатель выставляет перед каждым ребенком поднос с двумя пустыми пиалами, пиалой со смесью манной крупы и гороха, ложкой и ситом и предлагает отделить манную крупу от гороха с помощью сита. Дети выполняют задание. Воспитатель помогает детям, подсказывает, сопровождает их действия словами.

В о с п и т а т е л ь. Молодцы! А теперь сварим кашу для Мишки.

Пальчиковая гимнастика «Каша». Воспитатель проговаривает текст и вместе с детьми выполнят действия. По желанию детей пальчиковая гимнастика повторяется.

Ну-ка, ну-ка, ну-ка, ну ли!       Выставлять попеременно ладошки            

                                                  перед собой

Не ворчите вы кастрюли!        Ладони пере собой вертикально,

Не ворчите, не шипите,           разводить в разные стороны

Кашу сладкую варите,           Указательным пальцем одной руки

Кашу сладкую варите            выполнять вращательные движения

                                                    по ладони другой руки («мешать кашу»)

И Мишутку накормите       «Зачерпнуть ложкой кашу»,            

(По И. Токмаковой)             протянуть вперед

Малоподвижная игра. Воспитатель читает стихотворение и выполняет с игрушкой-медведем игровые действия, используя предметы. Затем предлагает каждому ребенку выполнить игровые действия с игрушкой- медведем, побуждая проговаривать стихотворение.

Мой мишка

На плите сварилась каша.         Поставить на стол игрушечную кастрюлю.

Где большая ложка наша?        Показать ложку.

Я тебе перед едой                       Вытереть лапы игрушке-медведю

Лапы вымою водой.                   Тканевой салфеткой.

Повяжу тебе салфетку –             Завязать игрушке-медведю

Ешь котлетку, ешь конфетку,     салфетку.

Молоко свое допей,                     Поить игрушку-медведя «молоком»

                                                                  из пластикового стаканчика.

И пойдем гулять скорей!            Взять игрушку-медведя на руки,

                            З. Александрова          Прижать к себе.



Предварительный просмотр:

Занятие «Тонет-плавает»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

Вид занятия: познавательное

Задачи:

  1. Образовательная:

- развивать речь, как средство общения.

     2. Развивающие:

- формировать умение экспериментировать с материалами и веществом (водой), упражнять в вылавливании сочком из воды;

- формировать умение играть рядом не мешая друг другу;

-  формировать умение называть цвет предметов, материал, из которого они сделаны (бумага, дерево, резина);

    3. Воспитывающие:

- воспитывать желание слушать стихотворения;

Словарная работа: тонет, тяжелый, легкий, плавает, сачок.

Планируемые результаты.

- Играет рядом с другими детьми, не мешая, подражает действиям сверстника.

- Общается в диалоге со взрослыми.

- Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, подражает его действиям, принимает игровую задачу.

- Выполняет простейшие действия (с помощью воспитателя).

- Сопровождает речью игровые и бытовые действия.

Предварительная работа: игра с водой; разгадывание загадки о воде.

Приемы работы: игра; показ и объяснение действия; самостоятельное выполнение действий; помощь; напоминание; указание; поощрение; художественное слово.

Материалы: таз с водой; сачок; мелкие предметы из разного материала (ложки деревянная и металлическая, пластмассовый и деревянный шары; мелкие резиновые мячи); резиновые игрушки (в одной вырезано дно для сравнения, какая из игрушек тонет и почему); бумага (бумажный кораблик); небольшие камешки; поднос; салфетки. 

Ход занятия

В о с п и т а т е л ь.  Послушайте загадку и угадайте, с чем мы будем сегодня играть!

Меня пьют, меня льют,

Всем нужна я.

Кто я такая?

                                                            (Вода)

(Ответы детей.) Правильно, играть мы будем с водой. Вот я налила воду в таз. Попробуйте, какая вода: холодная или теплая? Мы будем играть с теплой водой. На подносе лежат разные предметы. Давайте узнаем, какие из них утонут, а какие будут плавать.

Дети по очереди берут предметы, называют их и аккуратно опускают в воду. Воспитатель задает вопросы каждому ребенку, комментирует результат.

В о с п и т а т е л ь.  Что ты взял? (Ответ ребенка.) Какого шарик цвета? (Ответ ребенка.) Шарик утонул или плавает? (Ответ ребенка.) Это деревянный шарик, он не тонет, плавает на поверхности воды. Деревянный шарик не тонет.

Аналогично дети опускают в воду остальные предметы, наблюдают. Воспитатель активизирует детей, помогает сделать вывод: какой предмет плавает, а какой – тонет.

По окончании эксперимента воспитатель с детьми вылавливают предметы из воды с помощью сачка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия. Тема: «Шкатулка добрых дел».

  Программное содержание: - закреплять правила общения: уметь дружно играть, не обижать друг друга, не отнимать игрушки, вежливо их просить. - помочь детям сделать вывод, ч...

Педагогическая находка Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе Тема: «Чудо – шкатулка»

Занятие предназначено для  развития познавательного кругозора детей старшего дошкольного возраста...

Педагогическая шкатулка

Практический материал для воспитателей ДОУ. Д/И "Кто что ест"...

Педагогическая шкатулка

Дидактическая игра "Найди пару"...

«Поддержка детской инициативы у детей 4 -7 лет» Представление опыта работы по применению педагогической технологии «Шкатулка предметов по интересам» старшего дошкольного возраста»

- Инициативность – частный случай самостоятельности, это мотивационное качество  и  волевая характеристика поведения человека....

«Представление опыта работы по применению педагогической технологии «Шкатулка предметов по интересам» старшего дошкольного возраста»

Сегодня общепризнано: первый источник разнообразия - ценность познания и творчества, определяющая субъективное восприятие мира с детских лет. В связи с этим принципиально меняется содержание и ор...