Конспект организации интегрированнойобразовательной деятельностипо основной образовательной области" Познание" для детей 5- 6 лет «Путешествие в историю жилищ людей»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сидякина Наталья Николаевна

Дети знакомятся с историей развития жилища

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_istoriya_zhilishcha.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

                         Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида №37

                                                                                                                  города Кузнецка

Конспект организации интегрированной  образовательной деятельности  по основной образовательной области «Познание»

 для детей 5- 6 лет

                                                         «Путешествие в историю жилищ людей»

                                                                    Сидякиной Натальи Николаевны

                                                воспитателя первой квалификационной категории

                                                                                                       

                                                                                                             Кузнецк 2018 год

Ф.И.О.:  Сидякина Наталья Николаевна

Тема: «Путешествие в историю жилищ людей»

Вид непосредственной образовательной деятельности: интегрированная

Интегрирование образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы».

Форма деятельности: подгрупповая деятельность взрослых и детей.

Количество детей: 8 человек.

Возраст детей: 5-6 лет.

Продолжительность:  30 мин.

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

Форма проведения: игра-путешествие.

Цель: расширение  знаний детей об истории жилища.

Задачи:

Образовательные задачи:

Формировать понятие о том, как изменилось и совершенствовалось жилище человека;

Развивающие задачи:

Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих строительные материалы;

Развивать умение обобщать и делать выводы;

Совершенствовать умение внимательно слушать и слышать вопрос, отвечать полным ответом;

Развивать логическое мышление.

Воспитательные задачи:

Формировать коммуникативные качества, дружелюбие;

Воспитывать уважение к архитектурному наследию наших предков.

Методы и приемы:

Успокаивающие упражнения перед занятием.

Игровой  (использование сюрпризных моментов).

Наглядный  (использование иллюстрации).

Словесный  (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Материалы и оборудование:

Картинки с изображением жилищ (сказочные: лубяная и ледяная избушки, домики трех поросят, теремок;

жилища птиц, животных, насекомых: гнездо,  дупло,  муравейник,  нора,  берлога,  логово,  улей, конура;

жилища людей: изба, многоэтажный дом, коттедж, строительные материалы);

 иллюстрации с изображением шалаша, пещеры, землянки, деревянного сруба;

 конверт с письмом, мяч, заготовки для мнемотаблицы.

п/№

Этапы, цель, продолжительность

           Содержание деятельности

                            педагога

    Содержание деятельности

                        детей

    I часть

  II

часть

  III

часть

Организационный момент.

3 мин.

Цель: организация детей, создание положительного эмоционального настроя, развитие навыков общения.

Основная часть

23мин.

Цель: Формировать знания детей об изменении и совершенствовании жилища человека;

Упражнять в образовании относительных прилагательных от существительных, обозначающих строительные материалы;

Развивать познавательный интерес,  умение обобщать и делать выводы;

 

Итог занятия

4 мин.

Цель: подведение итога занятия, определение его результативности, закрепление материала.

В: Ребята, я очень рада вас видеть!

Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки!

Упражнение «Подари улыбку»

       Собрались все дети в круг.
        Я - твой друг и ты - мой друг.
        Крепко за руки возьмёмся
        И друг другу улыбнёмся

Молодцы! Теперь мы создали  хорошее настроение  на весь день!

Посмотрите, у меня в руках загадочный конверт, его я нашла в нашем почтовом ящике.

Как вы думаете, от кого он?

Правильно, его прислал домовенок Кузя!

Ребята, здесь есть еще письмо! Вам интересно его содержание?

Тогда, чтобы нам было удобно, я предлагаю пройти  на свои места и прочитать письмо!

(воспитатель читает письмо)

«Дорогие друзья! Я обращаюсь к Вам за помощью! Баба Яга перепутала все картинки, с изображением жилищ птиц, животных, насекомых и людей. И теперь,  я не знаю, кто в каких домах живет. А мне очень интересно это узнать! Ведь, наверно, у всех живых существ есть свои жилища!

                  Заранее спасибо, ваш домовенок Кузя!»      

Ну что, поможем Кузе?

Вот они, наши картинки!

(Воспитатель достает картинки, с изображением жилищ из конверта, показывает детям и выкладывает их на магнитной доске перед детьми)

Как это все ,можно назвать одним словом?

Верно, молодцы!

А для чего они нам всем нужны?

Умницы!

Какие жилища вы видите на картинках?

Правильно!

А теперь, давайте поможем Кузе разложить жилища по группам, каждую группу в отдельное окошко таблицы, которая находится перед вашими глазами на доске!

Задание понятно?

Тогда выходите к доске и начинайте выполнять! Будьте внимательны!

Молодцы! Правильно заполнили таблицу, без ошибок! Я думаю, что Кузя будет доволен, а все правильно разложенные картинки, мы вышлем ему обратно!

А из каких сказок вам встретились жилища? Чьи они были?

Сережа, как ты думаешь, из какой сказки этот домик?

Молодец!

Настя, а тебе  из какой сказки досталась картинка?

Верно!

А еще, про какую сказку мы забыли? Кирилл, как ты думаешь?

Молодец!

Все правильно ответил!

А теперь, давайте немного отдохнем и поиграем!

Выходите на ковер!

Физкультминутка «Вы достать хотите крышу»

Вы достать хотите крышу
Потянитесь вверх повыше —
Вы достать хотите крышу

(Потягивания — руки вверх.)
Раз, два, три,
Корпус влево поверни.
И руками помогай,
Поясницу разминай.

(Повороты туловища в стороны.)
Руки в стороны потянем

(Потягивания — руки в стороны.)
И на место снова сядем.

(Дети садятся.)

Ну вот, мы и отдохнули!

Жилища нужны не только героям волшебных сказок – большинство животных , птиц, насекомых находят или строят себе жилища.

Живым существам очень трудно без дома.

 Жилье нужно птицам, зверям, насекомым…

 Для шустрых и быстрых лесных муравьев

 В большом муравейнике пища и кров.

 Лиса и барсук в темных норах живут,

 А птицы уютные гнездышки вьют.

 Живым существам без жилища – беда.

 А людям для жизни нужны всем …? (ДОМА)

Правильно! Человек без дома просто пропадет!

Посмотрите, у меня на доске есть иллюстрации жилищ человека, давайте рассмотрим их!

Какой дом изображен на первой иллюстрации?

А сколько этажей?

Если один этаж, то дом значит одноэтажный!

Раньше такие дома назывались деревенскими.

Как вы думаете, почему?

Из чего их строили такие дома?

Правильно!

Раньше большая часть населения жили в этих прочных и теплых домах из бревен и бруса. Когда строили избу, бревна клали одно на другое очень плотно, а щели конопатили сухим мхом, чтобы в жилище не проникал холод. Крыши изб крыли тесом – тоненькими дощечками.

Дома из бревен и сейчас очень популярны, только при их строительстве используют современные материалы.

Значит,  сейчас с каким мы познакомились домом?

А какие дома в городе?

Из каких материалов их строят?

Верно!

Как называются дома, у которых много этажей?

А могут быть в деревне кирпичные дома?

Чем они отличаются от городских?

Умницы! Теперь, можно и поиграть!

Словесная игра  «Слова слушай, не зевай, что какое называй»

Цель: упражнять в образовании притяжательных прилагательных от существительных, формировать грамматический строй речи

Выходите, вставайте в круг!  Я сейчас поочереди, каждому буду бросать мяч, и произносить словосочетание, а вы должны  будете это словосочетание выразить одним словом и бросить мяч обратно мне.

Например: дом из кирпича – кирпичный.


Дом из кирпича-….., дом из стекла - ……,

дом из бревен-…….дом из блоков -…….,

крыша из железа….., дом в деревне-…,

 дом в городе-…….., дом из дерева -..

дом в один этаж - …,

дом из панелей - …., дом в пять этажей - ………..

Молодцы!

Много тысяч лет назад человек  еще не умел строить дома.

Хотите узнать, какие жилища были раньше?

Тогда, я предлагаю нам всем отправиться в прошлое!

Закрывайте глаза, и медленно поворачиваемся вокруг.

Вокруг себя повернись  - в прошлом очутись!

Вот мы и в прошлом! Можете открыть глаза и проходите на свои места.

Как построить дом надежный,

Человек еще не знал.

В первобытном мире сложном

Он жилье себе искал.

Он страдал от зимней стужи,

Хищный зверь ему грозил.

Человеку дом был нужен,

Где бы он спокойно жил,

Где бы он готовил пищу,

Ел и мирно отдыхал.

Он хотел иметь жилище,

Где б бояться перестал.

Рассказ педагога, сопровождается демонстрацией иллюстраций на магнитной доске.

Нашего далекого предка окружали леса, горы, пустыни. Но природа дома не строит, а как использовать деревья, камни или глину, человек тогда еще не знал. Первобытному человеку было холодно, потому что, в отличие от животных и птиц, он не имел ни теплой меховой шкуры, ни оперения. Нашему далекому предку со всех сторон угрожали опасности.

Человек стал искать, где бы ему спрятаться. Искал – искал и нашел….(изображение пещеры)

Как вы думаете, что это такое?

Да! Он нашел ПЕЩЕРУ 

Как вы думаете, что такое пещера?

 Пещера – это пустое пространство в горе. Он принес туда веток и сухой травы и соорудил себе постель. Устроил в пещере очаг, а вход завесил шкурами животных. Пещера долго служила человеку укрытием от холода и хищников. Но пещеры были не везде.

И человек придумал ШАЛАШ (изображение шалаша).

Что использовали для постройки шалаша?

Для постройки шалаша брали стволы молодых деревьев, располагали их конусом и укрывали ветками.

Там, где было много камней, человек пытался строить из них дома. Но каменные сооружения быстро разваливались.

 Почему?

Правильно, сейчас кирпичи между собой скрепляют раствором цемента и песка.

 Затем человек стал использовать камни при строительстве ЗЕМЛЯНКИ (изображение землянки).

Что такое землянка?

В местах, где рос лес, древний человек выкапывал яму, обкладывал ее камнями, а над ямой сооружал навес из веток.

Позже, стены землянки стали укреплять бревнами, а на крышу для тепла, стали насыпать толстый слой земли. И все равно  жить под землей человек не стал.

Как вы думаете, почему?

Правильно!

Проходили столетия, и человек научился использовать толстые стволы деревьев для строительства деревянных срубов. Появился деревянный дом – ИЗБА (изображение деревянного дома) .

Когда человек открыл свойства глины, стали появляться каменные дома (показ иллюстрации). После изобретения кирпича, стали расти кирпичные дома (показ иллюстрации).

 Сейчас мы живем в современных многоэтажных домах.

Ну вот, наше увлекательное  путешествие закончилось! Пора возвращаться домой!

Вставайте, закрывайте глаза.

Вокруг себя повернись – в саду очутись!

Что вам запомнилось в нашем путешествии?

Что нового узнали?

Какой материал использовали раньше при строительстве домов?

Молодцы! Мне тоже понравилось наше путешествие!

А сейчас, мы немного отдохнем и обязательно напишем ответ домовенку Кузе и поблагодарим его за интересные задания!

        

(Дети вместе с воспитателем встают в круг и выполняют упражнение)

(Дети рассматривают конверт, на котором изображен домовенок Кузя)

от домовенка Кузи!

Да!

(Дети проходят на свои места и садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед магнитной доской)

Поможем!

Дома, жилища!

Чтобы было, где жить! Спасаться от холода!

Жилища животных, птиц, насекомых, сказочные,  людей!

Да!

(Дети  классифицируют картинки, заполняя мнемотаблицу: жилища для человека, для животных, для птиц, насекомых, сказочные жилища)

Этот домик из сказки «Теремок», там жили животные!

Это картинка из сказки «Три поросенка», в одном жил Ниф -Ниф, в другом - Наф -Наф, а в третьем - Нуф -Нуф

Мы забыли про сказку «Заюшкина избушка», в лубяной избушке жил заяц, а в ледяной – лиса.

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом)

     

Дети проходят на места

Дома!

 

Деревянный!

Один

Потому что, их строили в деревнях!

Дома строили из дерева, бревен

Деревянным

Высокие

Их строят из кирпича, железобетона.

Многоэтажные

Да

Эти дома не такие высокие, как в городе, там нет квартир, этот дом для одной семьи.

Кирпичный, стеклянный, бревенчатый, блочный,

железная, деревенский,

городской, деревянный,

одноэтажный,

панельный, пятиэтажный.

Хотим!

(дети возвращаются на свои места)

Пещера

Пещера – дом в горе.

Ветки деревьев

Камни человек ничем между собой не скреплял

Дом под землей

Жилище под землей

Потому что было холодно и сыро.

(Дети встают, закрывают глаз и поворачиваются вокруг себя)

Игры, задания и т.д.

Узнали, какие были раньше жилища

Деревья, камень, шкуры животных, мох.

(Дети и педагог расходятся)

11111111111111111


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ПУТЕШЕСТВИЕ В ИСТОРИЮ ЖИЛИЩА»

КОНСПЕКТ  НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТЕЙ  СТАРШЕЙ  ГРУППЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ...

Занятие по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Увлекательное занятие для развития речи в старшей логопедической группе(при изучении темы "Дом"),а также можно использоват при ФЦКМ.      ....

Конспект интегрированного занятия для старшего дошкольного возраста «Путешествие в историю жилищ людей»

Конспект интегрированного занятия «Путешествие в историю жилищ людей» Программные задачи:  Познакомить детей с историей возникновения жилища людей; сформировать представление о прошлом ...

Конспект "Знакомство с историей жилищ людей"

Конспет по ознакомлению с историей жилищ людей....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему «История жилищ человека» (река времени)

Тема: «История жилищ человека»Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательной деятельности «История жилищ человека»....

Конспект организации музыкальной непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе по теме « Солнышко в гостях у ребят!»

Конспект  организации  музыкальной  непрерывной  непосредственно  образовательнойдеятельности  детей в средней группепо  теме « Солнышко в гостях у ребят!&raqu...