Перспективное планирование по ознакомлению дошкольников с природой Хабаровского края
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Богданович Татьяна Ивановна

Мною разработано планирование на два года по ознакомлению детей старшего дошколного возраста с природой Хабаровского края. В старшей группе дети знакомятся с расительным миром, а в подготовительной - с животным. Планируются данные занятия один раз в неделю. К каждой теме подобраны: художественное слово, определённая  практическая деятельность: рисование, лепка, аппликация и т.п.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planirovanie_i_igry_po_dv.docx26.61 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ г.Хабаровска

«Детский сад комбинированного вида №34»

Перспективное планирование

 по ознакомлению старших дошкольников с природой родного края

Выполнила:

Богданович Т.И.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(старшая группа)

«РАСТИТЕЛЬНЫЙ  МИР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»

Сентябрь

1.Диагностика.

Цель: выявить уровень знаний детей по данной теме.

2. «Хабаровский край на карте России».

Цель: познакомить детей с географическим положением Хабаровского края, обратить внимание на протяжённость края с севера на юг, разнообразие растительного и животного мира.

Практическая деятельность: Обвести по границе Хабаровский край, соединяя точки.

                (3.стр1,стр.12-20,1стр.3)

Октябрь

1.«Наш край чудесный и родной».

Цель: знакомство с тайгой: три уровня растительности, таёжный воздух, общее знакомство с растениями. Чтение и обсуждение рассказа Юрия Аракчеева «Песня уссурийской тайги».

Практическая деятельность: рисование тайги (мелками и красками).

                (1.стр.114,159;2стр.86,87,85;3.стр.14;стихи)

2. «Кедр- долгожитель смешанных лесов».

Цель: знакомство с внешним видом, плодами, семенами , их пользой. Разучивание стихотворения Е.Кохана «Кедр».

Практическая деятельность: разукрашивание кедровой шишки (раскраска).

                (1стр.115;5 стр., стихи)

3. «Хвойные деревья нашего леса».

Цель: рассмотреть ветки и шишки кедра, сосны, ели, лиственницы, пихты; сравнить: чем похожи, в чём отличия.

Практич. Деятельность: схематическое зарисовывание  сосны, кедра, ели, пихты, лиственницы.

(4стр.70)

4. «Орехи «дальневосточные»».

Цель: знакомство с маньчжурским ясенем и лещиной, их плодами.

Практическая деятельность: приготовление пирога с орехами, разукрашивание грозди маньчжурского ореха.

                (1стр.136, 139, 155;4стр.151; раскраска)

Ноябрь

1.Деревья в хвойно- широколиственных лесах. «Бархатное дерево».

Цель: повторить названия деревьев, уже известных, растущих в хвойно- широколиственных лесах нашего края(рябина, калина, берёза, тополь, липа). Знакомство с Амурским бархатом, его использованием людьми.

Практич. деятельность: аппликация «Ветка бархата Амурского».

                (1стр.134, 139;3 стр.15)

2.«Дуб монгольский».

Цель: знакомство с этим видом дуба, его отличием от европейских дубов; его семенами, пользой для людей и животных. Разучить считалку о дубе.

Практич. Деятельность: поделки из жёлудей.

                (1стр.126; 4стр.151; считалки)

3. «Азиатская черёмуха».

Цель: знакомство с одним из видов черёмухи – азиатской, её пользой для человека и самой природы. Чтение произведения Ивана Баранова «Сказ о душистой черёмухе».

Практич.деятельность: рисование по прочитанному произведению.

                (1стр.120; 2стр.176)

4. «Как семена путешествуют».

Цель: познакомиться с разными способами размножения растений, рассмотреть семена деревьев.

Практич.деятельность6 д/и «С какого дерева семечко», «угадай дерево»(загадки).

                (1стр.104; 4стр.216)

Декабрь

1.«Царица уссурийских медоносов».

Цель: знакомство с липой амурской, липой маньчжурской, их лечебными свойствами.

Практич.деятельность: объёмная аппликация «Цветы липы».

                (1стр.117, 123; 4стр.93)

2. «Всегда хороши леса приамурские…».

Цель: показать красоту дальневосточных лесов в каждое время года, выяснить роль леса в жизни человека, вспомнить правила поведения в лесу. Чтение стихов о лесе.

Практич.деятельность: нарисовать знак «В лесу нельзя…».

                (1стр.108, 158; 4 стр.4-; стихи)

3. Игра- соревнование «Самый умный древовед».

Цель: повторить названия, внешний вид, свойства, особенности изученных деревьев Хабаровского края, разместить рисунки-деревья на карту нашего края.

4. «Сказки про деревья».

Цель: прочитать и обсудить сказку Дачи Удинкан «Чёрный змей и дух Хадо», предложить детям самим придумать сказку о деревьях.

        (2стр.162)

Январь

1.Кустарники в лесу.

Цель: знакомство со вторым «ярусом» леса. Знакомство с папоротником (орляк), его пользой и заготовкой. Знакомство с декоративным кустарником-рододендроном даурским.

Практич.деятельность: приготовление салата из папоротника.

        (1стр.140, 147, 153;4стр.91)

2. «Дальневосточные лианы».

Цель: знакомство с лимонником, барбарисом амурским, виноградом амурским; их особенностями и плодами.

Практич.деятельность: рисование лианы(по выбору).

(1стр.129, 144,153,115,123; 2стр.88; 4стр.146,153)

3. «Чудеса тайги».

Цель: знакомство с женьшенем и элеутерококком, их свойствами и пользой для здоровья.

Практич.деятельность: аппликация «элеутерококк»(цветная бумага).

                (1стр.129,133; 2стр.88)

Февраль

1.«Наши лекари-растения».

Цель: знакомство с большим разнообразием лекарственных растений нашего края, чтение таблицы, что у какого растения надо собирать. Разучить правила сбора лекарственных растений.

Практич.деятельность: лепка «Веточка шиповника».

                        (1стр.131)

2.Ядовитые растения.

Цель: обратить особое внимание детей на то, что есть и опасные растения, которые надо знать. Рассмотреть чемерицу, лютик едкий, вех ядовитый. Разучить стихотворение Н.В.Усенко «Чемерица».

Практич.деятельность: аппликация из цветной бумаги и ваты «вех ядовитый».

                        (3стр.16; 6стр.6, 14)

3.Растения водоёмов.

Цель: знакомство с растениями6 кувшинка, кубышка, эвриала, бразения Шребера, их сходства и отличия. Легендарный лотос. Разучить стихотворение Н.Усенко «Лотос».

Практич.деятельность: разукрасить лотос.

                        (1стр.150, 4стр.99, 100,103, 124,126; 5)

4.Викторина о травах.

Цель: повторить названия изученных трав, их особенности, учить их находить по внешнему виду, отличать лекарственные и ядовитые. Нанести на карту нашего края картинки-травы.

Март

1.«Дальневосточные подснежники».

Цель: знакомство с появлением первоцветов: адониса(горицвета) амурского, сон-травы(прострел даурский), их внешним видом. Разучить стихотворение Н.В.Усенко «Горицвет».

Практич.деятельность6 коллаж из ткани и ниток «первый цветок».

                        (1стр.135, 139; 4 стр.36; 6стр.1)

2. «Лесные красавицы».

Цель: знакомство с красивоцветущими: красоднев(жёлтая саранка), лилия даурская, синюха голубая, лихнис (огонёк), местами их обитания. Чтение произведения Алексея Вальдю «Саранка».

Практич.деятельность: оригами «цветок».

                        (1стр.141; 2стр.174; 4стр.72; 6стр.16,18,19)

3. «Радужный цветок и лесная орхидея».

Цель: знакомство с ирисом(касатик мочевидный), башмачком, их внешним видом и особенностями. Разучить стихотворение Н.В.Усенко «Башмачки».

Практич.деятельность: оригами «цветок»

                        (1стр.142; 4стр.75; 6стр.10)

4. «Как цветы собирались на бал».

Цель: повторить названия изученных цветов, их внешний вид и отличительные признаки. Развивать умение придумывать окончание сказки. Развитие творчества и воображения.

Практич.деятельность: изготовление масок цветов, костюмов(дома с родителями).

                        (7стр.82)

Апрель

1.«Мы по ягоду пойдём».

Цель: знакомство с ягодами Хабаровского края: повторить знакомые, познакомиться с новыми(облепиха, жимолость, ирга, вишня войлочная, брусника, клюква, голубика, морошка), где растут и чем полезны.

Практич.деятельность6 дегустация варенья из разных ягод, д/и «Угадай на вкус».

                        (3стр.20; 4стр.127, 143)

2. «Уссурийская тайга- грибная целина».

Цель: знакомство с грибами наших лесов (повторить известные, узнать новые, уникальные виды: паутинник фиолетовый, осиновик белый, гриб-зонтик девичий, ежовик, рогатик, шишкогриб и др.), правила сбора грибов, их польза для природы и человека. Загадки о грибах.

Практич.деятельность: лепка «грибок в лесу».

                        (4стр.110)

3. «Люби и охраняй природу родного края».

Цель: знакомство с растениями, занесёнными в Красную книгу, воспитание бережного отношения к природе, желание её охранять (знакомство с законами об охране природы), чтение стихов по теме.

Практич.деятельность: вместе с детьми написать письмо-обращение растений к людям «Помогите нам, люди…». Разучить одно из стихотворений(по выбору).

                        (1стр.224; 3стр.12, 13; Красная книга)

4. КВН «Растения нашего края».

Цель: повторить всё об изученных деревьях, кустарниках, травах, цветах, ягодах, грибах. Вызвать уважение и любовь к природе, желание её беречь и охранять.

                        (Картотека: стихи, загадки, кроссворды, считалки).

Май

1.«Моё любимое растение Хабаровского края».

Цель: повторить изученный материал, развивать у детей умение составлять рассказ о своём любимом растении.

Практич.деятельность: составление книги «Моё любимое растение Хабаровского края » (совместно с родителями)

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(подготовительная группа)

«ЖИВОТНЫЙ МИР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ»

Сентябрь

1.Диагностика.

        Цель: выявить уровень знаний детей по данной теме.

2. «Лес- наше богатство».

        Цель: вспомнить, какие леса бывают; показать, что лес- это единая цепочка взаимосвязи и деревьев, и трав, и птиц, и зверей (чтение стихотворения Б.Заходера «Про всех на свете»), роль леса в жизни человека и природы, их взаимозависимость; вспомнить правила поведения в лесу.

Практическая деятельность: д/и «Найди карту нашего края», «Дальневосточное лото».

                (1.стр.221;3.стр.13;10 стр.77; стихи).

Октябрь

1.«Тигр- хозяин тайги».

Цель: знакомство с внешним видом, повадками, особенностями. Разучить стихотворение о тигре. Воспитание уважения и любви к этому зверю нашей тайги.

Практическая деятельность: Разукрашивание тигра.

                        (1.стр.219; 2 стр.89; 4стр.235; 5).

2. «Необычные гости города».

        Цель: знакомство с рысью, красным волком, их повадками, обсудить вопрос: что заставляет этих животных заходить в город?(интересные истории жителей города Хабаровска).

Практическая деятельность: лепка «Красный волк».

                        (1стр.213, 218;приложения).

3. «Наш белогрудый».

        Цель: знакомство с гималайским и бурым медведями, их сравнение, особенности, образ жизни; чтение стихов.

Практическая деятельность: разукрашивание белогрудого медведя, разучивание стихотворения Э. Богатырёвой «Медведь зимой».

                        (1стр.205, 4стр.20, 160; 5; приложения).

4. «Медведь и бурундук».

        Цель: чтение и обсуждение сказки Владимира Санги «Медведь и бурундук»(развитие речи, умения составлять описательный рассказ, находить главное в сказке), знакомство с повадками бурундука. Стихотворение Ю. Архарова «Тигр и бурундук».

Практическая деятельность: рисование по сказке.

                        (2стр.164; 5; приложения).

Ноябрь

1.«Необычные кот и собака».

Цель: знакомство с амурским лесным котом и енотовидной собакой, их особенностями, образом жизни и отличия  от их обычных собратьев.

Практическая деятельность: оригами «лесной кот».

                        (приложения)

2. «Рогатые собратья».

        Цель: знакомство с косулей, лосем, изюбром, кабаргой, амурским горалом, их сходство и отличия, повадки. Чтение сказки «Как звери ногами менялись».

Практическая деятельность: коллективная работа « Олени в зимнем лесу» (рисование, силуэтное вырезание, аппликация).

                        (1стр.210;4стр.159, 201; 7стр.98; 8стр.14, 30; приложения).

3. «Дальневосточные чушки».

        Цель: знакомство с повадками диких кабанов- жителей горных лесов.

Практическая деятельность: рисование «Кабаниха с поросятами».

                        (1стр.214; 4стр.185; 8стр.6).

4. «Летающий зверёк».

        Цель: знакомство с белкой летягой, её отличия от белки обыкновенной.

Практическая деятельность: коллаж «белочка».

                        (1стр.202; 4стр.203; 8стр.24; раскраска).

Декабрь

1.«Ценный соболь и росомаха».

        Цель: знакомство с внешним видом, повадками соболя и росомахи.

Практическая деятельность: Придумывание сказки.

                        (1стр.209, 217).

2. Животные в Красной книге.

        Цель: познакомиться с животными нашего края, занесёнными в красную книгу; побеседовать о необходимости их охраны. Чтение стихов об охране природы.

                        (1стр.224; 3стр.12; Красная книга).        

3. «Поле чудес».

        Цель6 повторить и полученные знания о животных Хабаровского края, воспитывать любовь и бережное отношение к ним.

(стихи, загадки, кроссворды о животных).

Январь

1.«Птичьи хлопоты. Самая маленькая».

        Цель: знакомство с перелётными и зимующими птицами нашего края, их питанием зимой, необходимость нашей помощи птицам зимой. Знакомство с самой маленькой птичкой нашего края- желтоголовый королёк. Чтение стихотворения П.Комарова «Птичьи голоса».

Практическая деятельность: д/и «какая птичка зимует у нас»; рисование «желтоголовый королёк».

                        (1стр.183; 3стр.25; 4стр.138, 140; 8стр.38)

2. «Голубая сорока».

        Цель: знакомство с редким видом сороки- голубой, её отличие от обычной. Чтение и обсуждение сказки «Сорока и заяц».

Практическая деятельность: рисование по сказке.

                        (1стр.97; 7стр.79)        

3. «Царство дятлов».

        Цель: знакомство с местом разных видов дятлов в природе края(большой пёстрый, чёрный, седоголовый), их внешним видом, пользой.

Практическая деятельность: разукрасить дятла(на выбор).

                        (1стр.190; 4стр.14, 181; 5; 8стр.54, раскраска).

4.»Птицы в зимнем лесу».

        Цель: знакомство с зимующими птицами: пищуха, поползень, урагус сибирский, их обитание в зимнем лесу. Чтение и обсуждение стихотворения Е.Мерзлова «Зимующие птицы».

Практическая деятельность: рисование «Поползень на стволе дерева».

                        (4стр.206, 215; 8стр.38).

Февраль

1.Северные обитатели.

        Цель: знакомство с белой куропаткой, тундряной куропаткой, полярной совой, их сходство и различия. Знакомство с единственным пернатым рыболовом из совиных птиц Дальнего вомтока- рыбным филином.

Практическая деятельность: оригами «Сова».

                        (4стр.218, 220,221; 8стр.57; приложения).

2. «Диковинные птицы».

        Цель: знакомство с кедровкой, свиристелью, клест- еловиком,- их необычность.

Практическая деятельность: объемная аппликация «птица на ветке ели».

                        (4стр.181, 204, 206, 232).

3. «Чудо уточка».

        Цель6 знакомство с уткой мандаринкой- самой красивой из уток, её образом жизни, как главным отличием. Разучить стихотворение В.Захарова «Утка- мандаринка»

Практическая деятельность: разукрасить уточку на берегу реки.

                        (1стр.1944 5).

4. «Вестники весны».

        Цель: знакомство с вестниками дальневосточной весны- скворцами(большой серый, малый даурский, малый японский). Чтение стихотворения М.Смирновой «Скворец».

Практическая деятельность: смастерить скворечник для скворцов.

                        (1стр.97; 4стр.24, 84).

Март

1.«Дом для журавлей и аистов».

        Цель: знакомство с японским и даурским журавлями, дальневосточным аистом, местами их гнездования, образом жизни. Чтение стихотворения В.Захарова «Белый аист».

Практическая деятельность: разукрасить аиста и журавля (сравнить их внешний вид). Лепка одной из птиц(на выбор ребёнка).

                        (4стр.66; 5; 8стр.32; приложения).

2. «Птичьи базары».

        Цель: знакомство с птицами на морских побережьях (кайра, баклан, топорок, чайка, чистик), их образом жизни.

Практическая деятельность: рисование «птичий базар».

                        (1стр.168; 3стр.17).

3. Птицы в красной книге.

        Цель: знакомство с птицами нашего края, занесёнными в красную книгу (повторить уже известных, узнать новых), почему они туда внесены, почему важно беречь и охранять птиц.

                        (3стр.12; Красная книга).

4. Конкурс знатоков птиц.

        Цель: повторить и систематизировать знания об изученных птицах, воспитывать любовь и бережное отношение к птицам.

                        (стихи, загадки, кроссворды о птицах).

Апрель

1.Амурские рыбы.

        Цель: знакомство с разнообразием рыб в реках нашего края, с рыбами, занесёнными в красную книгу (чёрный амур, желтощёк, чёрный амурский лещ, мелкочешуйный желтопёр, сом Солдатова).Знакомство с необыкновенной аухой, её внешним видом, способом обитания.

Практическая деятельность: объёмная аппликация «на дне реки».

                        (1стр.173; 3стр.17; приложения).

2. Лососевые рыбы Амура.

        Цель: знакомство с лососевыми рыбами(кета, горбуша, нерка, чавыча), их нерест в Амуре, питание и развитие. Чтение стихотворения П.Комарова «Рыбаки».

Практическая деятельность: силуэтное вырезание (с наклеиванием чешуи из фольги).

                        (1стр.172, 176; 3стр.17).

3. «Амурская тортила».

        Цель: знакомство с дальневосточной черепахой, особенностями её внешнего вида и образа жизни.

Практическая деятельность: придумывание сказки «Приключение черепахи».

                        (1стр.179; приложения).

Май

1.«Моё любимое животное Хабаровского края».

        Цель: повторить полученные сведения о животных нашего края, развивать умение самостоятельно составлять рассказ о животном, воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Практическая деятельность: составление книги «Моё любимое животное Хабаровского края».

Литература:

  1. «Твойродной край» А.Е.Тихонова, Л.А.Востриков,1995
  2. «Лукошко» сост. М.Н.Ходаковская (хрестоматия по дальневосточной литературе), 1997
  3. Атлас «люби и знай свой край»,2002
  4. «Времена года» С.Д.Шлотгауэр,2002
  5. «Рассказы бурундучка» А.Н.Посохов,2007
  6. «Травы мои приамурские» Н.В. Усенко, 2007
  7. «Амурские сказки» Д.Д.Нагишкин, 1977
  8. «Лесные жители» А.Х.Тамбиев,2003
  9. «Весёлые бубенчики», сост. Е.И.Паламарчук,2006
  10. «Мой край» Г.Н.Паневина, А.Н.Махинов,2000
  11. Журнал «Родное Приамурье» 2004-2006гг.
  12. 2Красная книга», 2006г.
  13. «методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева
  14. «Как знакомить дошкольников с природой» ред. П.Г. Саморукова, 1978г.
  15. «Воспитание любви к природе у дошкольников» Ю.А. Вакуленко, 2008г.
  16. «Игровая деятельность на занятиях по экологическому воспитанию» П.Г. Федосеева, 2008г.
  17. «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» методическое пособие составлено Г.И.Агеевой,1991г.
  18. «Физкультурные минутки и динамические  паузы в ДОУ» И.Е. Аверина, 2006г.
  19. «Игровые экологические занятия с детьми» Л.П. Молодова, 1996г
  20.  «Экологическое образование в опыте работы дошкольных учреждений»-М.: Горизонт, Ставрополь: Сервисшкола, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Экологическое воспитание в процессе ознакомления дошкольников с природой родного края"

Красота   родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой храм ещё прекраснее. Поэтому в дошкольном возрасте экологическое воспитание проходит через озн...

Проект по теме: «Ознакомление дошкольников с природой родного края».

Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельности в природных условиях. А ведь экологическое воспитание начинается со знаком...

Буклет для родителей "Ознакомление дошкольников с природой родного края"

Мир природы огромен и прекрасен, красота окрестных мест завораживает. Как же донести эту красоту до детей, как познакомить с природой родного края?   Этот вопрос задают себе все родители....

Перспективный план по ознакомлению дошкольников с родным марийским краем

Формирование представлений у детей старшей группы ДОУ о Республике Марий Эл, о своем родном крае....

Перспективное планирование в средней группе "Ознакомление дошкольников с природой родного края"

Для того чтобы познавательный интерес детей к природе родного края  постоянно подкреплялся, получал импульсы для развития, необходимо создать соответствующие условия, а также использовать приемы,...

презентация по ознакомлению дошкольников с природой родного края "Лекарственные растения нашего края" старшая группа

В данной презентации даны изображения лекарственных растений произрастающих в Крыму и описание к ним....

Перспективный план по самообразованию ("Ознакомление дошкольников с природой родного края Оренбуржья")

Материал может использоваться для составления плана по ознакомлению детей с природой родного края....