Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением для младшей группы
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)

Фатима Хазретовна

Цели:

            Создавать условия для приобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа разработана в соответствии с Основной Общеобразовательной Программой Дошкольного Образования Дошкольных групп МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий. ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» аула Шенджий определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования.

ООП ДО разработана на основе:

- Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации;

- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

- Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от17.10.2013г. № 1155;

- СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию, организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утверждённым постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26.

- и с учетом Конвенции ООН о правах ребенка.

Цели и задачи реализации ООП ДО

        Ведущие цели ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

- формирование основ базовой культуры личности;

- всесторонне развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями;

- подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

- обеспечение жизнедеятельности дошкольника.

        Особое внимание ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:

- патриотизм;

- активная жизненная позиция;

- творческий подход в решении жизненных ситуаций;

- уважение к традиционным ценностям.

        ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий направлены на решение следующих задач:

- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей ребенка);

- обеспечения преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка ка субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

- объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности  и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим  и физиологическим особенностям детей;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Принципы и подходы к формированию ООП ДО

Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий

        В ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

        ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всесторонне развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных.

        ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:

- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей;

- всестороннее воспитание;

- обогащение развития на основе организации разнообразных видов детской творческой деятельности.

        Особая роль в ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

        ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий строится на принципе культуросообразности, реализации которого обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполняет недостатки духовно-нравственного и эмоционального воспитания. Образование рассматривается как процесс приобщения ребенка к основным компонентам человеческой культуры (знание, мораль, искусство, труд).

        ООП ДО Дошкольных групп при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий:

- соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие как важнейший результат успешности воспитания и образования ребенка;

- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;

- строится с учетом принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого  детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;

- строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.

Цели программы «познавательное развитие»

        Познавательное развитие предполагает:

- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

- формирование познавательных действий, становление сознания;

- развитие воображения и творческой активности;

- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ»

        Цели:

        Создавать условия для приобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям.

        Задачи:

        Продолжать знакомить с признаками предметов, совершенствовать умение определять их цвет, форму, величину, вес. Развивать умение сравнивать и группировать предметы по этим признакам.

        Рассказывать детям о материалах, из которых сделаны предметы, об их свойствах и качествах.

        Объяснять целесообразность изготовления предмета из определенного материала (корпус машин — из металла, шины — из резины и т. п.).

        Помогать устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом предметов.

        Расширять знания детей об общественном транспорте (автобус, поезд, самолет, теплоход).

        Расширять представления о правилах поведения в общественных местах.

        Формировать первичные представления о школе.

        Через проектную деятельность, экскурсии, игры, произведения литературы продолжать знакомство с культурными явлениями (театром, цирком, зоопарком, вернисажем), их атрибутами, людьми, работающими в них, правилами поведения.

        Дать элементарные представления о жизни и особенностях труда в городе и в сельской местности с опорой на опыт детей.

        Расширять представления о профессиях.

        Познакомить детей с деньгами, возможностями их использования.

        Формировать элементарные представления об изменении видов человеческого труда и быта на примере истории игрушки и предметов обихода.

         Принципы

•соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

•сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

•соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

•обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

•строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

•основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

•предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

 •предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра

ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

        Во второй младшей группе детского приобщение к социокультурным ценностям проводится как в форме игр-занятий, так и в форме дидактической игры, в которой игровое правило регулирует действия и взаимоотношения детей, а правильное решение задач обеспечивает достижение цели игры. При организации и проведении игр-занятий, дидактических игр важно создать атмосферу, позволяющую каждому ребенку реализовать свою активность по отношению к окружающему миру.

        Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.

ИГРОТЕКА

        Цель:

- приобщение ребенка к игровому взаимодействию;

- развитие любознательности и инициативности;

- обеспечение условий индивидуализации в процессе познавательного развития.

        Задачи:

- обогащать математические представления детей дошкольного возраста, представления об окружающем мире и мире природ;

- развивать мышление детей в процессе познавательной деятельности;

- расширять сферу применения математических представлений, представлений об окружающем мире и мире природы в ситуациях познавательно-игрового общения;

- актуализировать коммуникативные навыки.

ПОИСКОВО-ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

        Цель:

- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;

- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности.

        Задачи:

- развивать восприятие и наблюдательность детей дошкольного возраста;

- стимулировать развитие аналитических навыков, устанавливать причинно-следственные связи;

- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;

- развивать эвристические способы познания окружающего;

- обогащать познавательно-исследовательское общение со сверстниками.

«СОБРАНИЕ ВЕЛИКИХ ИДЕЙ И ЗНАМЕНИТЫХ ИСТОРИЙ»

        Опосредованное  обучение является одним из важных элементов, составляющих педагогическую технологию, которая разработана для программы. В процессе познавательного общения ребенка с интересным собеседником, во  время путешествий, наблюдений, опытов, событий повседневной жизни, во время содержательного досуга расширяется кругозор ребенка. Специальное изучение коллекционирования как известной сферы человеческой деятельности не только доступно дошкольникам, но и привлекательно для них.

        Коллекционирование в общем понимании представляет собой собирание однородных предметов: книг, марок, игрушек, предметов быта целевого назначения, предметов старины или искусства, образцов определенного производства и много другое.

        Главное в коллекционировании не только собирание большого количества объектов или отыскание редких экземпляров, а их систематизация,  а также расширение представлений о коллекционируемых предметах, их авторах, назначении, способах создания, истории «жизни» экспонатов коллекции. Процесс составления и пополнения коллекции, как правило, эмоционален, потому что коллекционированием занимаются люди тогда, когда им это очень интересно.

        При реализации образовательной области «Познавательное развитие» могут использоваться своеобразные формы коллекционирования:

- собирание великих идей;

- изучение истории научных открытий и изобретений;

- истории создания полезных вещей, которыми пользуется человечество.

        Тематика такого коллекционирования многообразна и бесконечна.

        В процессе «собирания» и обсуждения коллекции дети

- определяют достоинства и недостатки каждого нового прибора, нового принципа работы часов;

- наблюдают за развитием человеческой мысли;

- анализируют;

- находят объяснение выражению, послужившему названием темы;

- делятся своими знаниями с родителями и другими детьми, знакомя их с «экспонатами» коллекции.

КЛУБ ИГР, ПРАЗДНИКОВ, ТУРНИРОВ И ЗАБАВ

        Цель:

- создание условий для развития любознательности, инициативности и самостоятельности в процессе познавательной деятельности;

- обогащение партнерской и самостоятельной поисковой деятельности;

- приобщение к игровому взаимодействию в процессе познавательного развития.

        Задачи:

- обогащать математические представления детей         дошкольного возраста, представления об окружающем социальном, предметном мире и мире природы;

- расширять сферу применения способов поисковой деятельности в решении проблемных ситуаций;

- актуализировать коммуникативные навыки, обогащать познавательное общение со сверстниками.

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

        Цель:

- формирование предпосылок обще учебных и регулятивных универсальных учебных действий.

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

        Непосредственная образовательная деятельность (НОД) начинается с 9.00 часов (1, 3 неделя).

        Продолжительность НОД в средней  группе – 15 минут.

        Возраст  детей 3-4 года

Материально-техническое обеспечение

Методическая литература для педагога

Дыбина. О.В.Ознакомление с предметным и социальным окружением: Младшая группа  Мозайка-синтез Москва 2014

Плакаты большого формата

 

«Овощи»  М.: Мозаика-Синтез, 2010.

«Фрукты»  — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

ЗНАЧИМЫЕ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ

ООП ДО ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП ПРИ МБОУ «СШ № 24» А.ШЕНДЖИЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Характеристика особенностей развития детей четвёртого года жизни

        В возрасте 3 – 4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

        Игра

        Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной - двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

        Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться.

Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

        Лепка

        Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

        Деятельность

        В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов – индивидуальных единиц восприятия, переходят к сенсорным эталонам – культурно-выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до 5 и более форм предметов и до 7 и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса – и в помещении всего дошкольного учреждения.

        Память и внимание

        Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

        Мышление

        Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учетом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

        Воображение

        В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

        Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей. Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребенка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

        Мотивы

        В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях.

        Поведение

        Сознательное управление поведением только начинает складываться; во многом поведение ребенка еще ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребенком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитателя. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

        Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

        Цель включения НРК в содержание психолог-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

        Реализация НРК в Дошкольных группах при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих РА;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих РА, праздниками, событиями общественной жизни республики, ее символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

ВИДЫ ДЕТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, В КОТОРЫХ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРОЙ

- игровая деятельность (игры с куклами в национальных костюмах, народные подвижные игры);

- экскурсии;

- организация выставок изделий национального декоративно-прикладного творчества;

- театрализованная деятельность, народные праздники.

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

        Основными задачами в познавательном развитии детей с учетом национально-регионального компонента являются:

- воспитание познавательного интереса и чувств восхищения результатами культурного творчества представителей разных народов, проживающих в РА;

- ознакомление с предметным и социальным миром, миром природы с использование возможностей народной и музейной педагогики.

        Познавательное развитие детей с учетом НРК с учетом программы    «Расти умным, здоровым, смелым и воспитанным», в которой условно выделены четыре учебных блока, разделенных по видам деятельности:

Расти умным – образовательная деятельность

здоровым –оздоровительная деятельность;

смелым -  исследовательская деятельность;

умелым – практическая деятельность;

воспитанным – социально-коммуникативная

        Первый блок посвящен формированию у детей экологических знаний.

        В ходе изучения данного раздела ребенок:

- узнает об особенностях живой и неживой природы о разнообразии живых организмов, связях между ними и с окружающей средой, о необходимости охраны и бережного отношения кто всему живому;

- получает знания о природе своего края как неотъемлемой части природы в целом, о необходимости рационального использования и охраны ее богатств;

- получает опыт применения гигиенических правил (уход за зубами, ушами, руками и т.д.) и условий безопасного поведения (знание правил дорожного движения, поведения в помещении, на улице, с незнакомыми людьми и т.д.).

        Второй блок. Оздоровительная деятельность включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия, которые осуществляются в режиме дня: утренняя гимнастика, физкультурные минуты во время занятий, физические упражнения и подвижные игры на прогулках, праздники, Дни здоровья.

        Старшие дошкольники получают возможность относиться к движению как к предмету игрового экспериментирования. Они не только передают знакомый образ в движении, но и учатся создавать новое движение, изменять и и преобразовывать его структуру. Этому способствуют творческие композиции широко используемые в игровом занятий: посредством движений и поз дети отгадывают двигательные загадки, показывают действия, изображенные на картинках и оживляют их; знакомое упражнение «обновляют» новыми структурными элементами, т.е. в процессе двигательного творчества ребенок получает возможность личностного самовыражения.

        Третий блок – «исследовательская деятельность» и четвертый – «практическая деятельность» взаимосвязаны как между собой, так и с другими блоками.

        Труд в природе (практическая деятельность):

- способствует развитию у детей эмпатии (сочувствия, сострадания, сопереживания живым существам);

- позволяет ребенку увидеть результат своей помощи живому;

- позволяет почувствовать радость дружеских контактов с миром природы;

- совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка;

- благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.

        Играя с растениями и животными, наблюдая за ними (исследовательская деятельность), дошкольник учится распознавать настроение, повадки, характер живого существа, его своеобразие, что также способствует формированию чуткости и душевной отзывчивости ребенка.

        В ходе реализации пятого блока:

- у дошкольников формируется целостная система знаний об окружающем мире, которые трансформируются в умения экологически целесообразного поведения в природе, с окружающими людьми, на улице, дома;

- ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

        При обучении детей экологической грамотности учитывается возрастные особенности детей:

- на первой ступени – в младшей группе дети только знакомятся с основными правилами поведения, самообслуживания, здорового образа жизни;

- в средней группе эти знания повторяются и закрепляются;

- в старшей (выпускной) группе они трансформируются в навыки.

        Аналогично происходит формирование учебных, иследовательских, практических знаний, умений и навыков.

        Необходимым условием, повышающим эффективность процесса обучения, является многократное повторение пройденного материала, в различной форме (игра, экскурсия, домашнее задание и т.д.).

        Каждое занятие по данной программе является комплексным – интегрирующим разные виды деятельности:

- учебно-оздоровительную;

- учебно-исследовательскую;

учебно-практическую;

- практически-исследовательскую;

- учебно-оздоровительно-воспитательную.

        Тематику занятия воспитатели выбирают из программы по своему усмотрению, времени года.

        Занятия оздоровительной гимнастикой проводятся с воспитанниками каждый день, утром и после дневного сна. Продолжительность этих занятий составляет от 5 до 15 мин. Занятия оздоровительной гимнастикой:

- способствуют мобилизации, укреплению, оздоровлению организма, повышению активности;

- формируют полезную привычку к одному из правил здорового образа жизни.

        Интеграция физического воспитания с другими видами деятельности в рамках данной программы, благотворно влияет на развитие детей дошкольного возраста, формирует у них адекватное экологическое сознание, создает определенный эмоциональный настрой, повышает функциональную активность ребенка, развивает физические качества.

        Виды совместной деятельности педагога и детей

- организованная образовательная деятельность;

- изобразительная деятельность (экологическая тематика);

- трудовая деятельность (обучение детей по уходу за растениями, животными в уголке живой природы, на участке);

- развитие речи (умение объяснять, рассказывать);

- совместной наблюдение во время прогулки, в живой уголке;

- постановка опытов;

- игры (дидактические, развивающие, сюжетные, подвижные);

- чтение детской художественной литературы, рассматривание картинок о природе, разучивание стихов;

- сбор коллекции семян, камней, осенних листьев;

- изготовление поделок из природного материала;

- просмотр диафильмов, видеофильмов;

- совместное ведение календаря природы, дневника наблюдений;

- участие в выставках, конкурсах рисунков, показательных выступлениях, экологических праздниках.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)

1 блок «Расти умным»

Формирование представлений о живой и не живой природе, о разнообразии живых организмов, о сезонных (осенних, зимних, весенних, летних) изменениях в климате родного края, в растительном и животном мире Республики Адыгея.

Учить различать признаки растения (листья, корень, стебель), животного (тело, лапы, голова).

Познакомить детей с комнатными растениями в уголке живой природы, с отличительными признаками для дальнейшей практической работы по распознаванию, обучить простейшим приемам по уходу за ними.

Расширять представления о домашних животных и их поведении.

Формировать у детей чувство ответственности за жизнь животных, которых они принесли в дом или в живой уголок.

Учить идентифицировать человека и животного, находя сходства и различия в их потребностях.

Учить определению особенностей внешнего строения человека (голова, шея, руки, ноги), органы чувств человека и их функции: глаза – зрение, уши – слух, кожа – защита).

2 блок «Расти здоровым»

Формировать потребность ежедневно выполнять утреннюю зарядку.

Соблюдать элементарные гигиенические правила ухода за своим телом (мыть руки, чистить зубы и т.д.)

способствовать овладению элементарными физическими упражнениями, направленными на развитие систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, опорно-двигательной и т.д.)

Учить навыкам точечного массажа.

Учить распознавать основные эмоции у себя и других, словесно объяснять их, отчетливо выражаясь с помощью жестов, мимики, поз.

Учить ритмично двигаться под музыку, творчески выражать свои эмоции через движения.

Учить играть в подвижные экологические игры.

3 блок «Расти смелым» (исследовательская деятельность)

Развивать умение проводить наблюдения за явлениями неживой и живой природы (за солнцем, дождем, листопадом, цветами, за рыбами в аквариуме, птицами, домашними животными).

Проводить с детьми элементарные опыты.

Развивать речь: составлять и пересказывать рассказы и сказки о природных объектах и явлениях.

Рассматривать с детьми дидактические картинки и иллюстрации о природе родного края.

Просматривать диафильмы, видеофильмы.

Вести календарь природы.

Учить рисовать сезонные изменения в природе на занятиях в группе карандашами, мелками – во время прогулок.

Рассказывать и читать детскую художественную литературу.

4 блок «Расти умелым» (практическая деятельность)

Учить собирать коллекции семян, камней, осенних листьев.

Поощрять помощь воспитателю

- в подготовке корма для животных на зиму (собирать срезанную траву, раскладывать на солнечном месте);

- по уходу за аквариумными рыбками, (другими животными) кормить их, мыть кормушки;

- в уборке сухих листьев на участке;

- поливать растения под руководством взрослого;

расчищать дорожки от снега;

- кормить птиц во время прогулок;

Обучать правилам поведения во время экскурсий в природу.

5 блок «Расти воспитанным» (для всех возрастных групп)

Проводить беседы о бережном отношении ко всему живому: растениям, животным, человеку.

Учить детей общепринятым правилам поведения, отрабатывая их в модельных ситуациях (в природе, со взрослыми, сверстниками, за столом, на улице) с учетом традиций, обычаев, обрядов.

Вырабатывать навыки этического общения с людьми при встрече, расставании (благодарить за оказанные услуги, приветливо здороваться, прощаться, уступать место, оказывать помощь, проявлять внимание.)

Учить детей выслушивать ответы сверстников, не перебивая и не выкрикивая.

Учить соблюдать правила дорожного движения (не переходить улицу без взрослых, знать о цветах светофора), соблюдать правила поведения в общественном транспорте.

Совершенствовать эмоциональную сферу личности ребенка: формировать элементарные представления о добре и зле, скупости и щедрости; поощрять проявления положительного эмоционального состояния и чувств к членам семьи и окружающим людям.

На основе содержания народных сказок знакомить детей с хитростью и простодушием, ленью и трудолюбием, проявлением этих качеств у людей.

Развивать эстетическую сферу личности ребенка (разучивать стихи о временах года, читать рассказы о красоте родного края).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

Дата прове-дения

Тема

Программное содержание

Прим.

Сентябрь

1

Расскажи о любимых предметах

Закреплять умение детей находить предметы рукотворного мира в окружающей обстановке; учить описывать предмет, называя его название, детали, функции, материал.

2

Моя семья

Ввести понятие «семья». Дать детям первоначальные представления о родственных отношениях в семье: каждый ребенок одновременно сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама и папа – дочь и сын бабушки и дедушки. Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи.

Учить детей группировать предметы по назначению; воспитывать желание помогать взрослым.

Октябрь

3

Петрушка идет трудиться

Картинки с изображением предметов, необходимых для игр и для труда на огороде, на кухне, в квартире; три макета: огород, кухня, комната.

4

Мои друзья

Формировать понятия «друг», «дружба». Воспитывать доброжелательные взаимоотношения между детьми, побуждать их к добрым поступкам; учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Ноябрь

5

Петрушка идет рисовать

Продолжать учить детей группировать предметы по назначению; развивать любознательность.

6

Детский сад наш так хорош – лучше сада не найдешь

Уточнить знания детей о детском саде. (Большое красивое здание, в котором много уютных групп, есть два зала (музыкальный и физкультурный), просторная кухня, где повара готовят еду, медицинский кабинет, где оказывается помощь детям. Детский сад напоминает большую семью, где все заботятся друг о друге.) Расширять знания о людях разных профессий, работающих в детском саду.

Декабрь

7

Петрушка – физкультурник

Совершенствовать умение группировать предметы по назначению. Уточнить знания детей о видах спорта и спортивного оборудования. Развивать наблюдательность.

-Побуждать детей группировать предметы по назначению. Закреплять умение различать предметы природного и рукотворного мира; определять функцию предмета по схематичному изображению.

-Побуждать детей группировать предметы по назначению.

8

Целевая прогулка         «Что такое улица»

Формировать элементарные представления об улице; обращать внимание детей на дома, здания разного назначения, тротуар, проезжую часть. Закреплять знания о названии улицы, на которой находится детский сад; поощрять ребят, которые называют улицу, на которой живут. Объяснить, как важно каждому ребенку знать свой адрес.

Январь

9

Узнай все о себе, воздушный шарик

Познакомить детей с качествами и свойствами резины. Учить устанавливать связь между материалом, из которого сделан предмет, и способом его использования.

Материал. Воздушные шары (два надутых, один сдутый), резиновые перчатки, резинка для волос.

10

Замечательный врач

Формировать понятия о значимости труда врача и медсестры, их деловых и личных качествах. Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к ним.

Февраль

11

В мире стекла

Помочь выявить свойства стекла (прочное, прозрачное, цветное, гладкое);

Воспитывать бережное отношение к вещами;

Развивать любознательность

12

Защитники Отечества

Дать представления о воинах, которые охраняют нашу Родину; уточнить понятие «Защитники Отечества» Познакомить с некоторыми военными профессиями (моряк, танкисты, летчики, пограничники)

Март

13

В мире пластмассы

Познакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы; помочь выявить свойства пластмассы

(гладкая, легкая, цветная.) Воспитывать бережное отношение к вещами;

развивать любознательность

14

В гостях у музыкального руководителя

Познакомить с деловыми и личностными качествами музыкального руководителя Развивать эмоциональное, доброжелательное отношение к нему.

Апрель

15

Путешествие в прошлое кресла

Закреплять знания о назначении предметов домашнего обихода (табурет, стул, кресло);

развивать ретроспективный взгляд на предметы.

Учить определять некоторые особенности предметов (части, форма)

16

Мой город

Продолжать закреплять название родного города (поселка), знакомить с его достопримечательностями .

Воспитывать чувство гордости за свой город

Май

17

Путешествие в прошлое одежды

Дать понятие о том, что человек создает предметы для своей жизни;

Развивать ретроспективный взгляд на эти предметы (учить ориентироваться в прошлом и настоящем предметов одежды)

18

Наш любимый плотник

Познакомить детей с трудом плотник;

С его деловыми и личными качествами.

Воспитывать чувство признательности и уважения к человеку этой профессии, к его труду

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

МОНИТОРИНГ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

        В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке и не являются:

- основанием для формального сравнения с реальными достижениями детей;

- основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.

        Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая:

- аттестацию педагогических кадров;

- оценку качества образования;

- оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в т. ч. в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей);

- распределение стимулирующего фонда оплаты труда работников детского сада

        Результаты педагогической диагностики используются исключительно для решения следующих задач:

- индивидуализации образования, в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории, профессиональной коррекции особенностей его развития;

- оптимизации работы с группой детей.

ПРИНЦИПЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ

1. Педагогическая диагностика строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, на занятиях).

2. Педагогические оценки дают взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение, т. е. педагоги (воспитатели и специалисты), работающие в группе.

3. Педагогическая оценка должна быть максимально структурирована.

4. Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос.

Инструментарий для педагогической диагностики – нормативные карты наблюдений детского развития, разработанные Н. А. Коротковой и П. Г. Нежновым.

        В основу нормативных карт положены два критерия оценки: интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте и активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в раз-личных жизненных сферах.

        Первый критерий – это интегральные показатели развития ребенка в дошкольном возрасте, а именно – интеллектуальные и мотивационные характеристики его деятельности. Развитие ребенка фиксируется в двух крайних нормативных точках, соответствующих началу и концу дошкольного детства – в 3 года и в 6 – 7 лет, а также в точке качественного сдвига в психическом складе ребенка – между 4 – 5 годами.

        В диапазоне дошкольного возраста выстраиваются три целостных «образа» ребенка, последовательная смена которых служит самым общим ориентиром для воспитателя в оценивании продвижения детей. Происходит переход от ситуативной связанности окружающим предметным полем и процессуальной мотивации к появлению замысла-цели (осознанного намерения делать что-то уже вне прямой зависимости от наличной предметной обстановки) с тенденцией к его воплощению, пока еще неустойчивой, и далее – переход к достаточно оформленным в соотносимых с ними результатах (т. е. к смене процессуальной мотивации мотивацией достижения результата).

        Качественные сдвиги в развитии ребенка в диапазоне дошкольного возраста предстают в виде трех ступеней (уровней):

        I уровень – ситуативная связанность наличным предметным полем, процессуальная мотивация;

        II уровень – появление замысла, не зависящего от наличной предметной обстановки, с частичным сохранением процессуальной мотивации (неустойчивость замысла, нет стремления к достижению определенного результата);

        III уровень – четко оформленный замысел (цель), воплощающийся в продукте (результате), мотивация достижения определенного результата.

        Второй критерий оценки, положенный в основу нормативной карты развития, – это активность, инициативность ребенка как субъекта деятельности в различных жизненных сферах.

        Наблюдения за тем, что собственно делает ребенок, дают возможность выделить сферы его инициативы:

- сферы, обеспечивающие развитие наиболее важных психических процессов (психических новообразований возраста);

- сферы, обеспечивающие эмоциональное благополучие ребенка, его самореализацию, полноту «проживания» им дошкольного периода детства, включенность в те виды культурной практики, которые традиционно отведены обществом для образования дошкольника.

        Нормативная карта развития задана как индивидуально-групповая, так как образовательный процесс в детском саду ориентирован на группу детей. Это позволяет видеть групповую картину:

- доминирующий уровень развития детей в группе,

- детей, развитие которых отклоняется в сторону запаздывания или опережения.

        Наличие такой картины достаточно для принятия эффективных мер по индивидуализации образовательного процесса.

        Поскольку речь идет об инициативе ребенка, воспитатель заполняет карту на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, а не на занятиях или в совместной партнерской деятельности со взрослым, где инициатива задается педагогом.

        Воспитателю не нужно организовывать какие-то специальные ситуации наблюдения. Для оценки он использует те сведения, которые уже есть в его сознании (тот «образ» ребенка, который у него сложился).

        Карта заполняется воспитателем три раза в год:

первый раз – по прошествии первого месяца учебного года;

второй раз – в середине года (в январе);

третий раз – в конце года, показывая итоговый результат продвижения детей группы.

        Заполняя карту, воспитатель против фамилии каждого ребенка делает отметки во всех трех столбцах, используя три вида маркировки:

«обычно» (данный уровень – качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего):

«изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени);

«нет» (данный уровень - качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем). Прежде всего, из описаний трех уровней на бланке воспитатель выбирает тот, который характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере, и в данном столбце проставляет маркировку «обычно». Маркировка «обычно» проставляется только в одном столбце, но она обязательно должна быть.         В двух других столбцах воспитатель проставляет маркировки «изредка» и «нет». Каждую из них допустимо ставить против фамилии ребенка один или два раза. Главное, чтобы все столбцы были заполнены. Оценивается именно данная сфера инициативы (ее уровень-качество), а не частота появления по сравнению с другими сферами инициативы. Если при заполнении карты воспитатель хочет проставить маркировку «обычно» сразу в двух или трех столбцах или проставить маркировки «изредка» и «нет» во всех трех столбцах, не используя маркировку «обычно», это означает, что относительно данного ребенка у него еще не сложился определенный «образ» и с оцениванием следует повременить, поставив перед собой задачу в ближайшую неделю понаблюдать за ребенком в данной сфере активности. В итоге заполнения карты развития у воспитателя появляется целостная наглядная картина уровня развития каждого ребенка по всем сферам инициативы и картина всей группы по отношению к обще-принятые возрастным нормативам. Заполнив бланк, воспитатель прежде всего ориентируется на маркировки «обычно». В результате для каждой сферы инициативы проявляется как бы «профиль» группы, означающий наличный уровень развития детей.

        К концу года дети должны уметь:

  • Участвовать в коллективном разговоре: задавать вопросы, отвечать на них, аргументируя ответ; последовательно и логично, понятно для собеседников рассказывать о факте, событии, явлении.
  • Быть доброжелательными собеседниками, говорить спокойно, не повышая голоса.
  • В общении со взрослыми и сверстниками пользоваться формулами словесной вежливости.
  • Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов.
  • Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
  • Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения; составлять по плану и образцу рассказы из опыта, о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия.
  • Иметь  элементарные представления об эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), месте человека в природном и социальном мире, происхождении и биологической обоснованности различных рас. 
  • Знать что Земля — наш общий дом, на Земле много разных стран; о том, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
  • Иметь  элементарные представления об истории человечества через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
  • Знать о Ю. А. Гагарине и других героях космоса.
  • Иметь представления о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная, многонациональная страна, представления о Москве — главном городе, столице России.
  • Называть Флаг, герб и гимн России.
  • Иметь представления об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
  • Иметь представления о родном крае,  достопримечательностями региона, в котором живут дети.
  • Иметь возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
  • Иметь представления о своей принадлежности к человеческому сообществу, о детстве ребят в других странах, о правах детей в мире (Декларация прав ребенка), об отечественных и международных организациях, занимающихся соблюдением прав ребенка (органы опеки, ЮНЕСКО и др.).
  • Иметь  элементарные представления о свободе личности как достижении человечества.
  • Иметь представления о людях разных профессий.
  • Иметь целостный взгляд на человека труда: ответственность, аккуратность, добросовестность, ручная умелость помогают создавать разные материальные и духовные ценности.

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПО ТЕМАТИЧЕСКОМУ БЛОКУ «ПОЗНИНИЕ»

РАЗДЕЛ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРЕДМЕТНЫМ И СОЦИАЛЬНЫМ МИРОМ»

        К концу года дети младшей группы могут

        Называть разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знают их назначение.

        Называть признаки предметов.

        Называть домашних животных и знают какую пользу они приносят человеку.

        Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения. Называть времена года.

        Знают свое имя и фамилию, возраст, имена членов своей семьи.

        Знают некоторые военные профессии.

Код

Сфера инициативы

ФИО

Т

Творческая инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

Ц

Инициатива как целеполагание и волевое усилие

1 уровень

2 уровень

2уровень

К

Коммуникативная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

П

Познавательная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

Д

Двигательная инициатива

1 уровень

2 уровень

2уровень

обычно

изредка

нет

КАРТА РАЗВИТИЯ

КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФОНА РАЗВИТИЯ

Код

Составляющие психологического фона

Показатели благополучия

ФИО

Б

Растущая независимость в бытовом плане

Уверенно справляется с бытовыми задачами

стремиться к самообслуживанию

В

Контакты со взрослыми

Легко обращается за помощью

Делится впечатлениями и эмоциями

С

Контакты со сверстниками

Легко вступает в контакты

Имеет близких друзей

Я

Демонстрирует свои достижения

Защищает себя и свои права

обычно

изредка

нет

Дата заполнения___________________________________________

ПАСПОРТ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ»

Назначение функционального модуля

Для педагогов

Для родителей

- приобщение ребенка к игровому взаимодействию;

- развитие любознательности и инициативности;

- обеспечение условий индивидуализации в процессе познавательного развития;

 - формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

- приобщение к социокультурным ценностям;

- беседы;

- создание условий для гармоничного развития детей в условиях семьи

Источник требований по организации модуля

Нормативные требования по организации развивающей предметно-пространственной среды

Реализуемые образовательные области

Социально-коммуника-тивное

Познава-тельное

Речевое

Художественно-эстетическое

Физическое

х

х

х

х

Реализуемые виды деятельности

игровая

коммуникативная

 познавательно-исследовательская

изобразительная

музыкальная

двигательная активность

восприятие художественной литературы и фольклора

конструирование из различных материалов

трудовая

х

х

х

Х

Целевой возраст детей

Возрастная группа

вторая группа раннего развития

младшая группа

средняя группа

старшая группа

Подготовительная группа

Возраст

2-3

3-4

4-5

5-6

6-7

х

ЧАСТЬ, ФОРМИРУЕМАЯ УЧАСТНИКАМИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

        Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.

        Родителям и воспитателям необходимо преодолеть субординацию, монологизм в отношениях друг с другом, отказаться от привычки критиковать друг друга, научиться видеть друг в друге не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

        Ведущие цели:

- создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей (способности разрешать разные типы социальнo-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребенка);

- обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.

        Основные задачи взаимодействия детского сада с семьей:

- изучение отношения педагогов и родителей к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;

- знакомство педагогов и родителей с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;

- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;

- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;

- привлечение семей воспитанников к участию в совместных с педагогами мероприятиях, организуемых в районе (городе, области);

- поощрение родителей за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

ВЗАИМОПОЗНАНИЕ И ВЗАИМОИНФОРМИРОВАНИЕ

        Возможность для обоюдного познания воспитательного потенциала дают:

- специально организуемая социально-педагогическая диагностика с использованием бесед, анкетирования, сочинений;

- посещение педагогами семей воспитанников; организация дней открытых дверей в детском саду;

- разнообразные собрания-встречи, ориентированные на знакомство с достижениями и трудностями воспитывающих детей сторон.

        Постоянное взаимоинформирование о разнообразных фактах из жизни детей в детском саду и семье, о состоянии каждого ребенка (его самочувствии, настроении), о развитии детско-взрослых (в том числе детско-родительских) отношений происходит:

- при непосредственном общении (в ходе бесед, консультаций, на собраниях, конференциях);

- опосредованно, при получении информации из различных источников:

стендов, газет, журналов (рукописных, электронных),

семейных календарей, разнообразных буклетов, интернет-сайтов (детского сада, органов управления образованием),

переписки (в том числе электронной).

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

        В современном быстро меняющемся мире родители и педагоги должны непрерывно повышать свое образование.

        Под образованием родителей понимается обогащение знаний, установок и умений, необходимых для ухода за детьми и х воспитания, гармонизация семейных отношений; выполнения родительских ролей в семье и обществе. При этом образование родителей строиться не на императивном принципе, диктующем, как надо воспитывать детей, а на принципе личностной центрированной.

        Основные формы просвещения:

- родительские собрания;

- родительские и педагогические чтения.

        Родителям предоставляется право выбора форм и содержания взаимодействия с партнерами, обеспечивающими их образование (педагогом-психологом, старшим воспитателем, группой родителей и пр.). Они привлекаются к участию в планировании и формировании содержания образовательных программ «родительской школы».

        Программы родительского образования разрабатывается и реализуются исходя из следующих принципов:

- целенаправленности – ориентации на цели и приоритетные задачи образования родителей;

- адресности – учета образовательных потребностей родителей;

- доступности – учета возможностей родителей освоить предусмотренный программой материал;

- индивидуализации – преобразования содержания, методов обучения и темпов освоения программы в зависимости от реального уровня знаний и умений родителей;

- участия заинтересованных сторон (педагогов, родителей) в инициировании, обсуждении и принятии решений, касающихся содержания образовательных программ  и его корректировки.

        Основные формы обучения родителей:

- лекции;

- семинары;

- мастер-классы;

- тренинги;

- проекты;

- игры.

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ, РОДИТЕЛЕЙ, ДЕТЕЙ

         Определяющая цель разнообразной совместной деятельности в триаде «педагоги – родители - дети»: удовлетворение не только базисных стремлений и потребностей ребенка, но и стремлений и потребностей родителей и педагогов.

        Формы совместной деятельности воспитывающих взрослых: акции, вечера вопросов и ответов, праздники (в том числе семейные), прогулки, экскурсии, проектная деятельность.

        Семейные праздники

        Традиционными для детского сада являются детские праздники, посвященные знаменательным событиям в жизни страны и Республики Адыгея. Семейный праздник в детском саду – это особый день, объединяющий педагогов и семьи воспитанников по случаю какого-либо события.

        Проектная деятельность

        Проекты помогают взрослым научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

        Идеями для проектирования становятся любые предложения, направленные на улучшение отношений педагогов, детей и родителей, на развитие ответственности, инициативности.

        Образовательная деятельность

        по реализации национально-регионального компонента

        Национально-региональный компонент – педагогически отобранный материал из различных образовательных областей, раскрывающий культурное, национальное, природно-экологическое своеобразие республики; менталитет и духовную культуру Республики Адыгея.

        Цель включения национально-регионального компонента в содержание психолого-педагогической работы по реализации основных направлений развития (образовательных областей) – приобщение детей к национальным традициям, особенностям национальной культуры своего народа, многообразному миру музыкального, изобразительного и литературного искусства Адыгеи.

        Реализация НРК в Дошкольных группах при МБОУ «СШ № 24» а.Шенджий предусматривает следующие направления деятельности:

- приобщение к истокам национальной культуры народов, населяющих Республику Адыгея;

- формирование у детей основ нравственности на лучших образцах национальной культуры, народных традициях и обычаях;

- создание благоприятных условий для воспитания толерантной личности – привития любви и уважения к людям другой национальности, к их культурным ценностям;

- ознакомление с природой Адыгеи, формирование экологической культуры;

- ознакомление детей с особенностями жизни и быта народов, населяющих Республику Адыгея, праздниками, событиями общественной жизни республики, её символикой, памятниками архитектуры, декоративно-прикладным искусством.

Работа с семьей по тематическому блоку «познание»

- обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребенка в семье и детском саду;

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми, сверстниками;

- обращать их внимание на ценность детских вопросов;

- побуждать находить на них ответы посредством совместных с ребенком наблюдений, экспериментов, размышлений, чтения художественной и познавательной литературы, просмотра художественных, документальных видеофильмов;

- показывать пользу прогулок и экскурсий для получения разнообразных впечатлений, вызывающих положительные эмоции и ощущения (зрительные, слуховые, тактильные и др.);

- совместно с родителями планировать, а также предлагать готовые маршруты выходного дня к историческим, памятным местам, местам отдыха;

- привлекать родителей к совместной с детьми исследовательской, проектной и продуктивной деятельности в детском саду и дома, способствующей возникновению познавательной активности;

- проводить совместные с семьей конкурсы, игры–викторины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по ознакомлению с предметным и социальным окружением 2 младшая группа (2015-2016 учебный год) (Продолжение)

Перспективный план работыпо ознакомлению с предметным и социальным окружением2 младшая группа (2015-2016 учебный год)(Продолжение)...

Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением для второй группы раннего развития

Цели:            Создавать условия для приобщения детей среднего дошкольного возраста к социально-культурным ценностям....

Рабочая программа по ознакомлению с предметным и социальным окружением для младшей группы

ЦЕЛИ ТЕМАТИЧЕСКОГО БЛОКА «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»            Первичные представления об объектах...

Перспективное планирование по ознакомлению с природой, предметным и социальным окружением в младшей группе

Умение любить природу не придет само собой. В основе сознательного отношения детей к природе должны лежать знания о ней, которые в яркой и эмоциональной форме преподносит детям воспитатель. Работ...