Инновационные подходы в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
презентация к уроку по окружающему миру (старшая группа)

Торопова Светлана Александовна

Хочу поделиться опытом работы по использованию инновационных методов в исследовательской, познавательной деятельности детей дошкольного возраста: метеостанция, зелёная аптека, песочная терапия, сказкотерапия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Инновационные подходы в исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

 Дошкольное образование сегодня - это сложный процесс, стремящийся к совершенствованию, развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребности ребенка, семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям.

  Введение инноваций в образовательный процесс - это не прихоть, не равнодушное отношение к творческому поиску эффективных форм работы с детьми, это - требование времени.

  В Концепции модернизации дошкольного образования важнейшим направлением деятельности образовательных учреждений названо создание условий для достижения нового качества образования. Оно во многом зависит от того, насколько эффективно осваиваются инновации. В настоящее время, практически каждый педагог включено в сферу инновационной деятельности и  имеет право на инновационную деятельность. Так как объектом любой педагогической инициативы становятся дети, воспитатель должен взять на себя определенные обязательства по подготовке и организации нововведения.

Тогда, когда появляется необходимость разрешить какую-то проблему, когда создается противоречие между желанием и реальным результатом, возникает потребность в инновациях.

 

Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности.

 Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике. Следовательно, изменения в образовательном процессе происходят не хаотично, а прогнозируются педагогом на основе закономерностей и направлены на достижение конкретных целей.

Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в группе, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой.

Часто у педагогов возникает вопрос: с чего начать инновационную деятельность, каков будет ее конечный результат?

 Алгоритм инновационного процесса такой же, как и у любой педагогической деятельности:


1. Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы)
2. Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур).
3.Проведение экспериментов.
4. Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков.
5. Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта). 


 Наша
проблема:

у дошкольников не сформированы знания о погоде, её предвестниках;  недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды, с использованием измерительных приборов, экспериментальной и познавательной деятельности.

Цель

создание условий для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников на участке, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде, её предвестниках, и способах прогнозирования, ее значении в жизни человека.

Задачи:

- создание метеостанции на участке

- разработать плана кружка «Юные метеорологи»

- сбор информации, её обработка и применение в практике

- познакомить с профессией метеоролога;

- формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде);

- познакомить детей с назначением метеорологической станции;

- познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, гигрометром, ветряным рукавом, солнечными часами;

- обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой;

- формировать представления о четырех частях света.

- формировать и совершенствовать знания детей о экспериментальной деятельности с помощью пескотерапии, сказкотерапии.

Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской деятельности: 

  • эвристические беседы;
  • постановка и решение вопросов проблемного характера;
  • наблюдения;

  • моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
  • опыты;
  • фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности
  • «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
  • подражание голосам и звукам природы;
  • использование художественного слова;
  • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие  ситуации;
  • трудовые поручения, действия.

Результат

 В конце учебного года по результатам диагностики и наблюдениям, благодаря работе, по плану кружка «Юные метеорологи», дети усвоили знания о том, что такое погода, как она может изменяться и влиять на жизнь людей и животных. Познакомились с работой метеоролога,  метеостанции, её оборудованием и назначением, животными – синоптиками,  растениями – барометрами, с явлениями природы, в разное время года, приметами, научились предсказывать погоду по облакам.  Благодаря этому  у детей появились новые знания, новые интересы, фантазии, мечты.  Дети получали большое удовольствие от наблюдений, экспериментов и их результатов. Всё это сформировало у детей положительную мотивацию к наблюдениям, исследованиям, участию в коллективной, познавательной, трудовой деятельности, развитие социального опыта, богатый словарный запас, багаж экологических знаний.

Таким образом, наши цели и задачи были реализованы с помощью инновационных  технологий в сфере исследовательской деятельности.

Результаты работы:

На начало года:

Высокий уровень – 0 %

Средний уровень – 46%

Низкий уровень – 54%

На конец года:

Высокий уровень – 48%

Средний уровень – 52%

Низкий уровень – 0%


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Инновационные подходы в познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста Подготовила: Торопова Светлана Александровна

Слайд 2

Дошкольное образование Дошкольное образование сегодня - это сложный процесс, стремящийся к совершенствованию , развитию, ищущий новые возможности, создающий необходимые условия для удовлетворения потребностей ребенка , семьи, общества, обеспечивающий условия для творческой, профессиональной работы педагогов, отвечающей самым современным требованиям.

Слайд 3

Инновационная деятельность В настоящее время, практически каждый педагог включен в сферу инновационной деятельности и имеет право на инновационную деятельность . Инновационная деятельность — это особый вид педагогической деятельности. Инновация (нововведение) — в социально-психологическом аспекте — создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике.

Слайд 4

Цели, задачи, алгоритм Цели и задачи инноваций строятся на основе тщательного анализа текущей обстановки в группе, с одной стороны, и из прогнозов его развития — с другой . Алгоритм инновационного процесса Выявление проблемной образовательной области, выдвижение цели обновления (обращается внимание, прежде всего на актуальность и значимость проблемы) 2 . Теоретическое обоснование инновационной идеи, поиск методов исследования, мониторинговых процедур. 3.Проведение экспериментов. 4 . Выявление недоработок, определение путей устранения недостатков. 5 . Последующее апробирование (подведение результатов, их презентация, распространение педагогического опыта).

Слайд 5

Наша проблема: у дошкольников не сформированы знания о погоде, её предвестниках и способах её прогнозирования; недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды, с использованием измерительных приборов, экспериментальной и познавательной деятельности.

Слайд 6

Цели и задачи: Цель создание условий для познавательной и исследовательской деятельности старших дошкольников на участке, формирование у дошкольников элементарных представлений о погоде, её предвестниках, и способах прогнозирования, ее значении в жизни человека. Задачи: - создание метеостанции на участке - познакомить с профессией метеоролога; - формировать представление о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира (народные приметы о погоде); - познакомить детей с назначением метеорологической станции; - познакомить детей с приборами – помощниками: термометром, флюгером, дождемером, барометром, компасом, ветряным рукавом; - обучение детей снятию показаний приборов, сравнению их между собой; - формировать представления о четырех частях света. - формировать и совершенствовать знания детей о экспериментальной деятельности с помощью пескотерапии, сказкотерапии.

Слайд 7

Наши инновационные подходы к созданию условий и реализации познавательной и экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Слайд 8

Уголок место обитания насекомых

Слайд 9

Искусственный муравейник

Слайд 10

Живой барометр При влажности «колючка» дружит с тучкой, а если солнышко поближе солнышко к « колючке»

Слайд 11

Зелёная аптека

Слайд 12

Наша метеостанция

Слайд 13

Оборудование метеостанции Шишка – если влажно чешуйки закрывает, сухо -раскрывает. Для разнообразия можно использовать как еловые, так и сосновые шишки. Барометр – показывает атмосферное давление Ветродуи -

Слайд 15

Облако улавливатель – помогает предсказать погоду, осадки

Слайд 16

С песком эксперименты совершаем и знания свои мы пополняем

Слайд 17

Живёт у нас песочный человечек, рассказывает сказки он для нас

Слайд 18

Наши результаты Таким образом, наши цели и задачи были реализованы с помощью инновационных технологий в сфере исследовательской деятельности.

Слайд 19

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование в старшей группе "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста"

Перспективное планирование «Познавательно-исследовательская деятельность детейстаршего дошкольного возраста»...

Сообщение на семинаре - практикуме "Инновационные подходы в развитии речи детей старшего дошкольного возраста"

В сообщении перечислены инновационные подходы в развитии речи детей, используемые мною....

План по самообразованию воспитателя старшей группы на 2018-2019 гг. «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 комбинированного вида» Авиастроительного района г. Казани План по самообразованию воспитателя старшей...

Проект "Развитие Soft Skils в поисково - исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением инновационных технологий».

Актуальность - создание условий  для  поисково-исследовательской деятельности детей позволяет  каждому  ребенку найти  дело  по  своим силам, интересам  и спосо...

проект Развитие Soft Skils в поисково исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением инновационных технологий».

Методика исследует предпочитаемый вид деятельности, выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях детей. Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены дети, занимающиеся р...

Инновационные технологии познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста

Инновационные технологии познавательно-исследовательской деятельности детей младшего дошкольного возраста...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Главным ориентиром жизнеспособности и цивилизованности государства является - здоровья граждан. В решении этой проблемы ведущая роль принадлежит системе образования. Но условиях современного темпа и о...