Проект "Знакомство с нетрадиционными праздниками в календаре" в средней группе
проект по окружающему миру (средняя группа)

Гусак Анна Вячеславовна

Проект "Знакомство с нетрадиционными праздниками в календаре" в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №38

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Проект

«Знакомство с нетрадиционными праздниками в календаре»

Составители:

Гусак Анна Вячеславовна,  воспитатель

Груздева Юлия Ивановна,  воспитатель

2017- 2018

Проект по приобщению к праздничной культуре

в средней группе

«Знакомство с нетрадиционными праздниками в календаре»

Вид проекта: познавательно – творческий.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь – май).

Участники проекта: дети средней группы, педагоги и родители.

Основное направление проекта: изучение нетрадиционных праздников в календаре. Мероприятия проводятся в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, наблюдений за растениями и их природными изменениями, чтение художественной литературы, отгадывания загадок, кроссвордов;  развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования, праздники, пополнение экологического  уголка, сменная информация для родителей.

Актуальность проекта: Включение череды праздников в образовательный процесс детского сада позволяет сказать о создании системы праздничной культуры в целом. В старинной православной традиции у всякого праздника был свой чин и порядок, которому надо было следовать. Дети в старину на праздниках присутствовали в разных ролях: наблюдателей, участников, виновников торжества. Соответствовать современным требованиям – это не только шагать в ногу со временем, но и работать с опережением, видеть перспективу, постоянно обновляться, быть инициатором нового, интересного. Педагогам часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно придумать, чтобы порадовать детей, обогатить их знания и представления о мире. В ДОУ ежегодно проходят традиционные мероприятия: праздники, посвященные государственным и народным праздникам, музыкальные и спортивные развлечения, выставки детских рисунков по временам года. Но интенсивный ритм жизни дошкольников и необходимость активного отдыха требует от воспитателей проведение небольших праздников и развлечений регулярно. В журналах «Дошкольное воспитание» и «Справочник старшего воспитателя» опубликовывался «Календарь знаменательных событий и памятных дат». Оказывается, в мире кроме общеизвестных праздников существует масса интересных дат, которые могут стать поводом для познавательных досугов и совместных проектов взрослых и детей. Подготовка к развлечению может включать в себя совместную работу воспитателя с детьми и родителей с ребенком, тем самым, формируя у дошкольников желание к самостоятельному поиску, сбору информации.

Цель проекта: Сформировать у детей и родителей первоначальные представления о праздниках в календаре, истории и традициях их празднования.

Задачи проекта:

Образовательные:

  1. Расширять представления о государственных, народных, православных и других конфессий праздниках.
  2. Формировать потребность проводить свободное время в разнообразной творческой деятельности.
  3. Учить водить хороводы, петь песни, танцевать, играть на детских музыкальных инструментах.

Развивающие:

  1. Развивать эмоциональную сферу, толерантность, чувство сопричастности к всенародным торжествам.
  2. Продолжать формировать умение нарядно одеваться в праздничные дни, преподносить подарки и сувениры друзьям и близким.
  3. Развивать творческие способности, мышление, воображение, память и т. д.
  4. Развивать любознательность и потребность в приобретении новых знаний.

Воспитательные:

  1. Формировать культуру здоровья личности, приобщать к здоровому образу жизни, побуждать отдавать предпочтение интересной и полезной для здоровья деятельности (игра, спортивные увлечения, чтение книг, рисование, лепка, моделирование и т. д.)
  2. Формировать стремление активно участвовать в развлечениях, умение общаться, быть честными, доброжелательными, отзывчивыми; сопереживать не только действующим лицам в театрализованных спектаклях, но и сверстникам в процессе общения с ними; осмысленно использовать знания и умения в свободное время.
  3. Создавать атмосферу радости и веселья.

Этапы реализации проекта

  1. этап «Организационный» - сентябрь
  • Определение цели и задач
  • Изучение литературы по проектной деятельности
  • Выбор дат праздников по месяцам тех, которые самые интересные и познавательные
  • Подбор методической, художественной, детской литературы; иллюстративных материалов,  дидактических игр, пособий.
  • Оформление  уголков к темам проекта по месяцам
  • Подбор мультфильмов по темам проекта: «Снеговик  – почтальон» и т. д.

  1.  этап «Основной»:

Перспективное планирование работы с детьми по проекту

Образовательная работа в рамках проекта

Месяц

Образовательная область

Непосредственная образовательная деятельность

Задачи

Октябрь

«День Бабушек и дедушек в России»

Познавательное развитие

 Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Беседа «Наши любимые бабушки и дедушки»;

Слушание песен: «Бабушки старушки»; «Без бабушки, без бабушки не испечь оладушки»;

Р. Паулса «Бабушка рядышком с дедушкой»; 

Физминутка «У Меланьи, у старушки»; «У дедушки Егора…»

ВХЛ: «Дедуля» Т. Боковой; «Бабушкины руки» Льва Квитко; «Бабушка» А. Барто; «Очень бабушку люблю!» Тамара Маршалова;

Д/игра «Что радует и огорчает пожилых людей»;

Составление рассказов о бабушке «Я бабушкин помощник»;

Помощь в оформлении стенгазеты «Бабушки и дедушки наши любимые». 

Воспитание любви, уважения, сочувствия, сопереживания к близким людям (бабушкам, дедушкам, тётям, дядям и т. д.);

Учить вежливости и доброте к окружающим;

Заботиться о своих близких.

Ноябрь

«День Рождения Деда Мороза»

Познавательное развитие

 Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Рассматривание  стенгазеты «Великий Устюг»;

Беседа «История Деда Мороза»

С/и «Верно или неверно?»;

Музыкальная разминка «Шел веселый Дед Мороз»;

ВХЛ: стихи «Добрый дедушка Мороз», «Дедушка Мороз», «Кто пришел?», «Дед Мороз» и другие.

Игра - эстафета «Перенеси снежок в ложке»;  

П/И «Два Мороза», «Мороз красный нос»

Просмотр мультфильма «Дед Мороз и лето»;

Изготовление подарков Деду Морозу: аппликация «Рукавичка для Деда Мороза», рисование «Портрет Деда Мороза».

Доставить детям радость от встречи с любимым персонажем;

Формировать доброжелательные отношения в коллективе;

Развивать потребность дарить друзьям подарки и поздравления.

Декабрь

«Международный день чая»

Познавательное развитие

 Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Беседа о пользе чая

Рассматривание различных сортов чая (крупнолистовой и т.д.);

Физминутки «Я – чайник ворчун»;

П. гимнастика: «Мы готовим чай»;

ВХЛ: Д. Хармс «Иван Иваныч Самовар»;

Продуктивная деятельность: лепка «Чайный сервиз» (с использованием киндер сюрпризов), ручной труд «Кружка чая»;

Словесная игра «Что едим мы с чаем?»;

Просмотр мультфильма «Смешарики. Индийский чай».

Развлечение «Мы за чаем не скучаем».

Познакомить детей с чаем, с правилами его заваривания, с церемонией чаепития; с самоваром.

Развивать интерес к обычаям и традициям своей Родины.

Воспитывать любовь к русским народным традициям, культуру поведения.

Январь

Международный День Снеговика

Познавательное развитие

 Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Беседа и обсуждения: «Откуда пришел снеговик?», «Почему Снеговик любит холод?»

Наблюдение на прогулке за снегом;

Слушание песен «Марш Снеговиков»;

Танцевальная разминка «Снеговик»;

Рассматривание иллюстраций: «Дети на прогулке», «Зимние забавы»  ВХЛ:  Усачёв «Школа снеговиков»

Подвижные игры: «Сугроб, лыжи и коньки», «Заморожу, берегись»;

Продуктивная деятельность: рисование: «Какая зима без Снеговика?». 

Выставка поделок из бросового материала «Парад снеговиков».

Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях. 

Развивать физические способности по средствам игр и забав

Воспитывать у детей интерес к совместной деятельности

Февраль

Всемирный День спонтанного проявления доброты

Познавательное развитие

 Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Беседа о доброте, игры, игровые упражнения;

Просмотр мультфильма: «Приключение поросенка Фунтика»;

Прослушивание песен: «Дорогою добра»; гр. «Барбарики» «Доброта»;

ВХЛ:  В.Осеева «Волшебное слово»; «Добрые слова»;

В. Сутеев «Мешок яблок»;

Акция «Подари Обнимашки»;

П/игры: «Улыбнись и друг с другом подружись», «Лавата», «Если нравиться тебе»;

С/игр «Волшебный стул»;

Разучивание «Мирилок»

Н/п игра «Что такое хорошо и что такое плохо»

Дать первоначальные знания о Дне спонтанного проявления доброты

Формировать представление у детей о доброте как важном человеческом качестве

Воспитывать любовь, уважение, доброту к окружающим

Март

Всемирный день Водных ресурсов

Познавательное развитие

 Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Беседы: «Что мы знаем о воде», «Бережем воду вместе»;

Опытно-экспериментальная деятельность:  «Вода это жидкость», «Очищение воды», «Вода меняет цвет», «Вода – растворитель», «Мыльные пузыри», «Плавает-тонет»;

Просмотр презентация для детей «Волшебница вода»;

Подвижные игры: «Ручеек», «Море волнуется», «Водяной», «Ходят капельки по кругу»;

Д/игра: «Звук, свет, вода»

Продолжать формировать у детей знания о значении воды в жизни человека

Развивать навыки проведения опытов 

Прививать у детей навыки бережного использования воды.

Апрель

 День Земли

Познавательное развитие

 Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Беседа «Как мы можем помочь нашей планете?»;

Составление рассказа по картине «Труд людей весной»;

Благоустройство территории вокруг детского сада;

Создание «Красной книги»

Д\и. «Кто где живет».

Наблюдение на прогулке за деревьями, появлением почек, первых листочков.

Д/И «Экологический светофор»

Заложить основы экологического воспитания: прививать любовь к родной природе, бережное и внимательное отношение к ней.

Помочь детям понять, насколько серьезна и важна проблема охраны окружающей среды, осознать, что состояние природы зависит от поступков  каждого человека и каждый в ответе за тот мир, в котором мы живем.

Воспитывать чувство доброты, сопереживания и сопричастности ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

Май

Международный день семьи

Познавательное развитие

 Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Физическое развитие

Прослушивание песни «Это моя семья» гр. «Домисолька»  Просмотр мультфильма «Мама для мамонтёнка»,

Чтение сказки «Три медведя».

Пальчиковая игра «Этот пальчик дедушка…»

Ситуационная беседа по вопросам «Что делает ваша семья утром (вечером)»; «На кого ты похож? И почему?»;

П/игра «Дружная семейка»;

С/игра «Семья»

Дать первичные ценностные представления о семье, семейных традициях, обязанностях; сплотить детей и родителей.

Развивать коммуникативные качества ребенка - свободное общение со взрослыми и детьми.

Создание благоприятной атмосферы доброжелательности и взаимопонимания.

Перспективное планирование по взаимодействию  с родителями при реализации проекта

Месяц

Мероприятие

Форма работы

Сентябрь

Знакомство с темой, целями и задачами проекта

Нетрадиционные праздники в детском саду и дома

Родительское собрание

Анкетирование

Октябрь

«День Бабушек и Дедушек в России»

Стенгазета «Бабушки и дедушки наши любимые».

Ознакомление с календарем нетрадиционных праздников

Заочная консультация

Сбор фотографий Индивидуальные беседы

Ноябрь

«Дед Мороз и Снегурочка»

Зачем детям верить в Деда Мороза?

Мини – музей Деда Мороза. 

Заочная консультация

Консультация

Помощь в оформлении

Декабрь

«15 декабря – Международный День Чая»

Помощь в оформлении выставки «Чай, чай…»

«Мы за чаем не скучаем».

Заочная консультация

Помощь в оформлении Развлечение

Январь

 « Когда на улице снег»,

«Осторожно, гололед!»

 «Парад снеговиков».

Заочная консультация

Консультация

Выставка поделок

Февраль

«Учите детей общаться».

«Покормите птиц зимой».

«Как научить ребёнка не перебивать взрослых»

Заочная консультация

Консультация

Индивидуальные беседы

Март

«Всемирный день водных ресурсов»

«Игры с водой»

Заочная консультация Консультация

Апрель

«22 апреля – День Земли»

Уборка территории детского сада.

Заочная консультация

Субботник

Май

«Что такое семья»

«Новые семейные традиции»

Заочная консультация

Консультация

Ожидаемые конечные результаты:

В ходе выполнения проекта участники и зрители проекта должны:

- Обогатить знания о праздничной культуре;

- Соблюдать культуру поведения на различных мероприятиях, в гостях и т.д.;

- Проявить интерес к дальнейшему знакомству с различными праздниками в календаре.

Продукт проектной деятельности - презентация

Рекомендации:

Усиливать работу по приобщению детей и родителей к истории и традициям различных праздников в календаре.

Дальнейшее развитие проекта:

В дальнейшем планируется продолжить работу в этом направлении: разрабатывать сценарии для проведения занятий, развлечений, праздников, досугов.

Список используемой литературы:

  1. Е.А.Алябьева «Тематические дни недели в детском саду». Планирование и конспекты.  Издательство «ТЦ Сфера»
  2. Л.Г.Горькова, Н.Ф.Губанова. «Праздники и развлечения в детском саду» Формирование праздничной культуры, методика организации праздника, музыкально-эстетическое воспитание, сценарии развлечений
  3. Дыбина О.В.  «Что было до…: Игры – путешествия в прошлое предметов».- М.; ТЦ «Сфера», 1999
  4. Леонова Н.Н. «Чаепитие. Знакомство дошкольников с русскими народными традициями». – СПб.: Издательство «Детсво-Пресс», 2016
  5. Мирошниченко И.В. «Детские праздники» - Издательство: "Феникс" 2007

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятияе ФЦКМ по детскому календарю средняя группа

Конспект открытого занятияе ФЦКМ по  детскому календарю средняя группа...

Сценарий осеннего праздники "Осенний календарь" Подготовительная группа

Сценарий осеннего праздника "Осенний календарь" .Подготовительная группа...

Технологическая карта адвент-календаря (средняя группа)

Технологическая карта адвент-календаря помогает без особых усилий познакомить детей средней группы с традициями празднования Нового Года....

Сценарий новогоднего праздника для детей средней группы. "ВОЛШЕБНАЯ КНИГА Зимы." для детей средней группы.

Новогодний сценарий для детей среднего возраста с интересными персонажами, которые живут в волшебной книге Зимы....

Родительское собрание средняя группа Нетрадиционное родительское собрание в средней группе «Что я знаю о своём ребёнке 4-5 лет?»

Автор: Погорелова Н.Ю.Организация: Крюковская СОШ дошкольное отделение.Адрес: Московская область, Городской округ Чехов. Д.Крюково д. 17Цель: Стимулировать у родителей интерес к родительскому собранию...

"Адвент-календарь" средней группы "Улыбка" в декабре 2023 года

В декабре 2023 года в средней группе "Улыбка" был проведен проект "Адвент-календарь" для социально-коммуникативного развития и сплочения коллектива, творческого развития воспитанни...