"Волшебница вода"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Барилова Арина Игоревна

"Волшебница вода"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Волшебница - вода»

Составитель: воспитатель :Барилова Арина Игоревна

Цели и задачи:

  • закрепить знания детей о том, в каком виде вода существует в природе, о состоянии воды в окружающей среде (дождь, снег, иней, лед, пар, роса, туман);
  • развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования с жидкостями воды: прозрачность, отсутствие формы, вода-растворитель;
  • развивать навыки проведения опытов;
  • воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу.

Предварительная работа:

- Беседы по темам: «Кому нужна вода?», «Как человек использует воду?».

- Составление альбома «Вода в природе и в жизни человека».

- Наблюдения в природе за осадками, сезонными явлениями.

- Заучивание стихов, потешек о воде, чтение художественной литературы, дидактическая игра «Для чего нужна вода».

Оборудование: глобус, альбом «Вода в природе и в жизни человека»; иллюстрации; стаканы с водой; мелкие предметы; чашечки с мукой, сахаром, солью; ложки; кружочки синие, фиолетовые, голубые; проектор.

 

Ход занятия:

Приветствие:

- Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас не простое занятие, посмотрите, к нам пришли гости, они хотят посмотреть, как вы выросли и чему научились, давайте поздороваемся с нашими гостями!

А чтобы узнать о чем будет наше занятие, вам нужно будет отгадать загадку, Саша готова?

Ребенок:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг?

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели.

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без…. ВОД

-Правильно, сегодня мы будем говорить о воде и ее свойствах!

Вводная беседа

Воспитатель показывает глобус

- Что это? Что такое глобус? Кто знает, что на глобусе обозначается голубым цветом? ( слайд вода).

 Нет на свете ни одного живого организма, который может прожить без воды. Кому нужна вода? (человеку, животным, птицам, насекомым, растениям).  Зачем вода нужна растениям?(слайд вода в жизни растений)

Ответы детей: (Чтобы расти, без воды растения погибнут

-Ребята,  как растения получают воду?»

Ответы детей: поглощают из почвы с помощью тоненьких волосков, которые покрывают корни.

(слайд «Как растения получают воду»)

А какое значение имеет вода в жизни животных?

Ответы детей: животные пьют воду, а некоторые живут в воде. (слайд «Вода в жизни животных»)

А для чего вода насекомым?

Ответы детей: вода нужна насекомым, чтобы жить.( слайд «Вода в жизни насекомых»

А как человек использует воду?(слайд «Как человек использует воду»)

А теперь давайте с вами придумаем рассказ «Если бы у нас в саду не было бы воды»

1. Мы пошли бы мыть руки, а в кране нет воды. Ходили бы с грязными руками.От грязных рук можно заболеть.

2.Повора не смогли бы приготовить нам еду.

3. Инна Викторовна не смогла бы помыть посуду и убрать в группе.

4.Без воды все растения в нашем саду погибли бы.

- Ребята, человек на 80% состоит из воды и ему нужно очень много жидкости, не только воды. Мы с вами сейчас поиграем в игру «Кто больше назовет съедобной жидкости».

- Мячик передавай, съедобную жидкость называй. (Лимонад, квас, морс, минеральная вода, кисель, какао, компот, кока-кола, молочный суп, сок и т. д.)

- Вода – настоящая волшебница. Она умеет превращаться и изменяться. Летом мы видим воду в виде чего? ( Слайд «Дождь, град, роса, туман»). А зимой она превращается во что? (Слайд « Снег, иней, лед, ледяные узоры»).

Загадки:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Чуть солнце ее припечет,

Заплачет она и умрет. (Сосулька.)

 

Что за звездочки сквозные

На пальто и на платке?

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь, вода в руке. (Снежинки.)

 

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан.

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода.)

 

Рассыпался горох на 70 дорог,

Никто его не подберет?

На царь, ни царица,

На красная девица. (Град.)

 

Серебристой бахромой

На ветвях висит зимой.

А весной на весу

Превращается в росу. (Иней.)

 

И в него льется, и из него льется,

А сам по земле плетется. (Ручей.)

 

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду

Покуда он идет. (Дождь.)

- Очень интересные загадки и как легко вы с ними справились, но наверно ребята вы уже устали, давайте разомнемся

Физкультминутка

Чтоб головка не болела

Ей вращаем вправо – влево (вращение головой)

А теперь руками крутим –

И для них разминка будет. (вращение рук вперед и назад)

Тянем наши ручки к небу,

В стороны разводим (руки вверх и в стороны)

Повороты вправо – влево,

Плавно производим (повороты влево и вправо)

Наклоняемся легко,

Достаем руками пол (наклоны вперед)

Потянули плечи, спинки

А теперь конец разминке (дети садятся на места)

- Где вода встречается в природе? (море, озеро, ручей, родник, река, океан, лужа, болото).

Словесная игра «Вода какая…»

В море вода какая – морская,

В озере – озёрная,

В реке – речная,

В роднике – родниковая,

В болоте – болотная.

-Молодцы ребята, а вы знаете, что вода на нашей планете никогда не пропадает, она просто меняется, давайте посмотрим мультик про капельку (видео «Путешествие капельки»)

-Вам понравился мультик, а теперь вы превратитесь в капельки,а я буду вашей мамой тучкой, вам нужно будет делать все, что я говорю.

Подвижная игра «Тучка и капельки

Летите капельки на землю, полейте цветы, травы, деревья, напоите животных, птиц, людей. Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали. (на месте) Скучно им стало по одиночке, соединились они в маленькие весёлые ручейки и побежали в разные стороны (бег парами). Встретились однажды ручейки и стали одной большой рекой (бег змейкой). Плывут капельки, путешествуют. Текла река и попала в море. (делают круг), а море соединилось с большим океаном. Пригрело солнышко, стали капельки лёгкими, поднялись вверх, испарились под лучами солнца (тянуться вверх) и вернулись к маме-тучке.

- Вода – одно из самых удивительных веществ на нашей планете и сегодня мы с вами более подробно остановимся на ее свойствах. Для этого мы пройдем в нашу научную лабораторию. Перед этим мы повторим правила поведения в лаборатории. Молодцы, но чтобы вся работа у нас спорилась нам нужно размять наши ручки:

  

Пальчиковая игра «Вышел дождик на прогулку»

Вышел дождик на прогулку   (указательный и средний палец шагают по ногам)

Он бежит по переулку,

Барабанит по окошку.

Напугал большую кошку       (изобразить пальцами ушки кошки над головой)

Вымыл зонтиком прохожих   (изобразить руками над головой зонт)

Крыши дождик вымыл тоже.

Сразу мокрым дождик стал,

Дождик кончился, устал         («стряхнуть» капельки воды с кончиков пальцев).

- И так, садитесь на места, давайте начинать.

Опыт № 1.

Возьмите, стаканчик под № 1 и перелейте содержимое в

стаканчик под номером 2.

Что делает вода? Почему?

Ответы детей (льется, переливается, выливается)

Вода льется, потому что она жидкая.

Если бы вода не была жидкой, то не смогла бы течь в реках и ручейках, не

текла бы из крана.

Поскольку водка жидкая и может течь, ее называют жидкостью.

Опрос детей, почему вода – жидкость?

Вывод: вода – это жидкость, ее можно наливать, переливать.

Ребята, а что еще можно назвать жидкость?

Ответы детей (сок, молоко)

Опыт 2

Ребята, у вас на столе лежит кубик, возьмите его в руки и положите его в

правый угол стола. Скажите, кубик поменял свою форму или остался

прежним?

Ответы детей

А сейчас поставьте кубик в левый угол стола, кубик поменял свою форму?

Ответы детей

Правильно, куда бы мы не поставили кубик он форму не меняет.

Ребята, а вот мне интересно какую форму имеет вода, а вам интересно?

Перед вами формочки разной формы, давайте попробуем налить воду во все

формочки. Что мы видим?

Ответы детей.

Правильно, это значит, вода не имеет определенной формы своей, а

приобретает ту форму, сосуда, в котором находится.

Вывод: жидкая вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в

котором находится

Опыт 3

У вас на столах стоят стаканчики под номером3 и 4, возьмите их.

Что налито в эти стаканчики?

Еще у вас есть полоски, какого они цвета?

А теперь выберете полоску бумаги, которая совпадает с цветом молока.

Какого цвета молоко и полоска?

Ответы детей

А теперь выберете полоску, которая совпадает с цветом воды.

Такой полоски нет

Почему?

Ответы детей

Возьмите ложечки и одну ложечку поставьте в воду, а другую в молоко

Что вы видите?

Ответы детей  (в стакане с молоком ложки не видно, а в стакане с водой мы

ложку видим)

Так, что мы с вами можем сказать о воде?

Какая она, если она не имеет цвета?

Ответы детей (прозрачная, бесцветная)

Вывод: вода бесцветна

Опыт 4

Ребята, для следующего опыта нам потребуются трубочки. Возьмите

Стаканчик 5. Давайте попробуем через соломинку попить воду.

Вкуса у воды я не почувствовала, думаю, что у воды нет вкуса, а вы

почувствовали вкус у воды?

Ответы детей

А теперь добавьте в свои стаканчики соль или сахар.

Что изменилось?

Опрос детей.

А почему у вас вода приобрела вкус?

Правильно когда вы добавили сахар (соль) они растворились и вода

стала сладкая (соленая)

Мы с вами изменили вкус воды.

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная и оказывается, она может

принимать вкус того вещества, которое в нее добавили.

Опыт 5

А теперь возьмите стаканчик под номером 6, давайте попробуем понюхать

воду.

Чем пахнет вода?

Правильно вода ни чем не пахнет, у нее нет запаха.

А сейчас я капну в стаканчики волшебную капельку, понюхайте теперь воду, что произошло?

Ответы детей.

Правильно вода не имеет запаха, а может пахнуть лишь тем, что в нее

положили.

Вывод: вода не имеет запаха.

Ну, вот наши опыты и закончились.

Опрос детей понравилось ли им быть учеными и работать в лаборатории.

- Часто бывает, что в реке или в озере находят пустые банки, мусор, бумагу. Как они там оказались? А вы делаете так?

- Что же будет, если озера, реки и моря засорятся? (вода будет грязная, погибнут рыбы и водные обитатели).

- Кажется, что воды на земле много. Но сегодня на планете живет много людей и воды используется очень много. Мы должны ее беречь. Ведь пользуемся мы чистой водой, а выливаем в раковину грязную воду. А как можно беречь воду? (Закрывать краны, не делать сильную струю, не засорять реки и озера.)

- Правильно, ребята, вода всем очень нужна, она дает жизнь и здоровье. Не зря ее называют «матушка», «царица», «волшебница».

Ребята, мне очень понравилось, как вы сегодня поработали, вы очень хорошо отвечали на вопросы, рассуждали и играли и я приготовила вам угощения, но сначала, давайте с вами вспомним, что вы сегодня узнали.

Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация поисково-исследовательской деятельности детей «Волшебница вода» Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение испол

Програмное содержание: закреплять знания детей о свойствах воды ( нет цвета, прозрачная, текучая, без запаха и вкуса ); прививать бережное отношение к воде; развивать умение использовать знания и спос...

Семейный экологический проект «Капелька - волшебница вода». Номинация «Вода в доме».

Цель проекта:Ознакомление ребёнка со значением воды.Задачи проекта:Развитие познавательных способностей ребёнка в процессе совместной исследовательской деятельности и практических опытов с водой;Воспи...

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе «Волшебница вода». Тема Занятия «Мы изучаем воду»

Непосредственная образовательная деятельность по проекту в средней группе«Волшебница вода». «Мы изучаем воду»...

Занимательные опыты с водой. "Волшебница вода"

Расширять знания детей о воде и ее свойствах в результате проведения опытов, познавательную активность в процессе экспериментирования, интерес к исследованию....

«Волшебница-вода». Опытно-экспериментальная деятельность в средней группе Тема: «Волшебница-вода» (средняя группа) Подготовила: Синельник К.В.

Программное содержание:Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, о свойствах воды (жидкая, течет, не имеет формы, прозрачная, без запаха и цвета, растворитель.)Задачи:Образовател...

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, показать огромное значение воды в природе

27 июля в нашем детском саду прошло тематическое развлечение "Волшебница вода" по проекту "Удивительное рядом". Целью мероприятия было расширить и закрепить знания детей о воде, по...