Пояснительная записка к методическому семинару на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Данный материал может быть интересен дошкольным работникам при подготовке к аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка»

Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок (занятие) по ФГОС»

Пояснительная записка к методическому семинару

Тема «Формирование познавательного интереса  детей раннего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности»

Подготовила:

воспитатель 1 кв. категории

Власова Е.М.

р.п. Сосновское 2018г.

 «Люди, научившиеся  наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

 и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне,в сравнении с теми,

кто такой школы не прошёл».

К.Е. Тимирязев

Маленькие дети по своей природе исследователи. Это объясняется тем, что младшим  дошкольникам  присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. Малышам хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность – желание познать закономерности окружающего мира.

 Очень важно интерес ребенка, любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным для него с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.

Федеральный государственный образовательный стандарт диктуют нам сегодня направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости. Сформировать у выпускников детского сада такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний .

Поэтому тема методической разработки «Формирование познавательного интереса  детей раннего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности» является актуальной на сегодняшний день.

Актуальность данного опыта заключается в необходимости  формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.Развивая познавательную активность у детей дошкольного возраста, мы развиваем и детскую любознательность. Доказывая это, можно опереться на слова Н. Н. Поддъякова: «Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности их интеллектуальных впечатлений, интересов».

Теоретическую основу педагогического опыта составляют труды многих отечественных педагогов.Познавательной активностью ребёнка занимались Е. Э. Баранова, Н.В Зайцева, А.Н. Поддъяков, Н. Минакова, А. И. Савенков и др. По их мнению, актуальность проблемы развития познавательной активности заключается в том, что взаимодействие ребёнка с окружающим миром зависит от его активности и деятельности. Активность закладывает начало формирования умственных качеств личности, её инициативности и самостоятельности.

В работах многих отечественных педагогов: Н.Н. Поддьякова, А.П. Усовой, Е.Л. Панько говорится, что “детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития”, и выделяют основную особенность этой познавательной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Диапазон личного вклада и степень его новизныпроявляется в творческом использовании инновационных методов игрового проблемного обучения в процессе опытно – экспериментальной деятельности, с целью формирования познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста.

Для   того,   чтобы методически   правильно   организовать работу по развитию   познавательно-исследовательской  деятельности  детей,  я  решила  более  углубленно  проработать данную тему.

        Изучив практические и теоретические материалы о детской экспериментальной деятельности, я определила  

цель моей работы - развитие познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста через включение в процесс экспериментирования.

Для достижения цели были  поставлены следующие задачи:

1.Создание развивающей предметно – пространственной среды

2.Формирование представления детей об окружающем мире

3.Стимулирование речевой и мыслительной активности детей

4.Развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

В основе ведущей педагогической идеи лежит формирование познавательной активности детей, путем внедрения опытно – экспериментальной деятельности, которая позволит ребенку реализовать свои познавательные способности.

Алгоритм методической работы по данному направлению

На подготовительном этапе мной былаподобрана  и изучена методическая  литература, создана предметно - развивающая среда в соответствии с возрастом детей, проведена диагностика познавательной активности детей, разработано перспективное планирование по экспериментальной деятельности.

В начале учебного года проведено обследование уровня познавательной сферы детей используя диагностику К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной, Л.Г.Голубевой. Результаты диагностики показывают, что у детей 2-3-х лет преобладает низкий и средний уровень развития познавательных способностей по таким критериям как проявление интереса, выполнение опыта по образцу.  Так же большинство детей затрудняются в формулировке выводов даже с помощью взрослого. Наиболее легким для детей был метод наблюдения.

В среднем у большинства детей наблюдается низкий уровень познавательной активности. Таким образом, по результатам предварительной диагностики можно сделать вывод, что развитие познавательных способностей является актуальным направлением работы с детьми раннего  дошкольного возраста.

При организации опытно – экспериментальной деятельности  применяются разные формы работы с детьми: НОД, фрагмент НОД, игровая деятельность, в процессе наблюдения и режимных моментах.Каждая из них имеет свои преимущества, возможно сочетание предлагаемых форм.

  • Методы и приемы я использую как традиционные: наглядные, словесные, практические; так и инновационные - метод проблемного игрового обучения.

Приемы также имеют разнообразный характер:

  • Игровая мотивация
  •  Проблемно – поисковый
  •  Сюрпризный момент
  •  Использование коммуникативныхтехнологий
  •  Музыкальное сопровождение
  •  Исследовательский
  • Метод проектов

Фрагмент перспективного планирования по экспериментальной деятельностина учебный год составлен на основе тематического плана данной возрастной группы с постепенным усложнением познавательных задач. Согласно тематическому плану разработан цикл занятий и картотека опытов.

Для поддержания интереса к экспериментированию я практикую задания, в которых проблемные ситуации моделируются от имени сказочных героев. В группе организован уголок экспериментирования, «хозяином» которого может быть любой сказочный герой.Уголок экспериментальной деятельности  оборудовандидактическим столом для игр с водой и песком, где содержатся книги познавательного характера для малышей в картинках, песок,  набор игрушек резиновых и пластмассовых для игр с водой поролоновые губки, простейшие приборы и приспособления: сита, лопатки, формочки, мельницы и др. «Погремушки», «Звонкие бутылочки» (коробочки, баночки с разными наполнителями).

Свою работу на практическом этапе я начала с экспериментов с водой, согласно тематическому плану. С помощью предметно - манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети убедились в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

На занятиях дети получили представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; что вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; что вода может быть теплой и холодной.

С помощью дидактических игр «Чистые ручки» и «Помощники» дети узнавали о том, что руки и предметы станут чище, если их помыть водой.

Совместно с детьми мы провели опыты с целью получить представления о том, что вода прозрачная; что прозрачная вода может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются; что некоторые вещества, растворяясь, могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, что лед может превращаться в воду.

Знакомясь с темой«Песок», проводились различные эксперименты с песком. На прогулке в ходе дидактической игры  «Испечем угощение» дети пробовали слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия мы с детьми подвели итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедились, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

С большим интересом рассматривая песочные часы – малыши пришли к выводу, что сухой песок может сыпаться.

Помимо этого мы с детьми проводили наблюдения в природе на прогулке, где было выявлено, что песок – это множество песчинок.

С помощью предметно-манипулятивной деятельности и в режимных моментах дети получали представления о том, что воздух легче воды.

При проведении дидактической игры «Сделаем ветерок» дети  дули на вертушки, убеждаясь, что воздух двигает предметы.  В игре «Буря в стакане» малыши дули через соломинку в стакан с водой и увидели, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнали, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедились, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, нами было выявлено, что ветер – это движение воздуха.При пускании мыльных пузырей дети познакомились с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Организуя такие игры, побуждала детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Такие игры доставляют детям радость,

удовольствие, именно такие игры приобретают опыт поисковых действий и установление причинно-следственных связей.

Только совместными усилиями родителей и педагогов дошкольного учреждения можно добиться устойчивого положительного результата в воспитании ребенка.

Данная работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекали родителей к активной помощи. Так, например, мы предлагали детям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители

помогали, направляли детей на выполнение заданий. Также родителям предлагали домашние задания по поиску информации и иллюстративного материала. Кроме этого, родители помогают нам в оформлении разнообразных коллекций. Они собирали экспонаты во время отпуска, на даче, на прогулках, проявляя при этом большой интерес к этому занятию. Для просвещения родителей проведены консультации по темам:

- «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»;

-«Экспериментирование с водой, песком»;

     - «Игра или экспериментирование»;

 Оформлены папки-передвижки, буклеты. Также родители могут ознакомиться с информацией на сайте ДОУ. Наша работа с родителями  основана на взаимном сотрудничестве и уважении, ну а дети, видя, что это все интересно не только им, но и их родителям с еще большим воодушевлением занимаются экспериментальной деятельностью.

В ноябре  была проведена промежуточная  диагностика с целью выявления уровня познавательной активности детей. Использовалась та же методика обследования  уровня познавательной сферы детей К.Л. Печора, Г.В. Пантюхиной, Л.Г. Голубевой.

У детей за данный промежуток времени повысился уровень познавательного интереса, обогатился кругозор познанием мира природы. Дети научились видеть вокруг себя интересное в природе, наблюдать за растениями и животными, делать простейшие умозаключения, различать живые и неживые объекты природы, понимать их взаимосвязь. Это дает нам полагать, что такая система развивающего обучения способствует повышению уровня интеллектуально-познавательного развития детей и их умственного развития в целом.Анализ результатов диагностики показал, что у детей заметно повысился уровень познавательного интереса.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Чем раньше привить любовь к природе, расширять знания об окружающем мире, тем качественнее будут протекать такие психические процессы у детей, как воображение, память, внимание, восприятие, мышление.

Дети стали более самостоятельны, любопытны, появился интерес к экспериментированию, расширился кругозор. Собственные исследовательские поиски дошкольников     способствуют     повышению     у детей уровня культуры мышления, развитию коммуникативных, интеллектуальных и личностных качеств ребенка. В результате организации детского экспериментирования, я пришла к выводу, что у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности.

Поэтому я планирую продолжать развивать у детей интерес, любознательность и познавательную активность в процессе экспериментирования.

Для дальнейшей работы в уголке экспериментирования необходимо пополнять его материалом — дидактическим, практическим, наглядным.

До конца учебного года в данной группе согласно разработанному перспективно – тематическому плану будет проводиться дальнейшая работа по ознакомлению детей с такими объектами неживой природы как:

  • Игры со снегом и льдом
  • Игры с камнями
  • Игры с крупой
  • Игры с бумагой и древесиной
  • Игры со звуком

Сравнивая результатов выявленных в процессе работы срезов, можно судить о том, что познавательный интерес возрос, знания во многом расширились, углубились, систематизировались.

Опыт получает распространение в различных формах и  видах деятельности.    

Список литературы 

  1. Соломенникова О. А. Ознакомление с природой. Система работы в первой младшей группе детского сада.-М.: Мозаика – Синтез, 2013.
  2. Коробова М.В. Малыш в мире природы: метод. пособие для воспитателей и родителей / М.В. Коробова, Р.Ю. Посылкина; [науч. Ред. Г.Г. Григорьева]. – М.: Просвещение, 2005.
  3. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: Сфера, 2005.
  4. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.
  5. Крашенников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников: Методическое пособие. – М.: Мозаика – Синтез, 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт по теме самообразования за 2017- 2018 учебный год "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности...

Методическая разработка мастер-класса «Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность на примере опытов с водой»

Цель: повышение мотивации педагогов к овладению опытно-экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаЗадачи:1.  Познакомить педагогов с опытно-экпериментальной деятельность...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...