Методическое пособие "Экологическая тропинка"
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Чупина Надежда Леонидовна

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно – правильных отношений к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научит видеть и понимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_tropinka.docx24.87 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическое пособие «Экологическая тропинка»

(для детей от 3 до 5 лет)

Автор: Чупина Надежда Леонидовна

воспитатель ФМАОУ  Банниковской  СОШ  д ∕ с «Аленка»  

Данное пособие изготовлено для детей в возрасте от 3 до 5 лет.

Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно – правильных отношений к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научит видеть и понимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому – главные задачи экологической работы в ДОУ.

Именно по этому, мною было изготовлено  наглядное дидактическое пособие «Экологическая тропинка». Благодаря данному пособию наши занятия проходят в увлекательной и интересной форме, тем самым мы развиваем у детей воображение, мышление и художественный вкус. Каждый ребенок задает в день сотни вопросов, ему все интересно, и он ждет на все свои вопросы ответы.

Целью создания пособия стало закрепление знаний и  интереса детей к миру природы.

Задачи пособия «Экологическая тропинка»:

Образовательная:
- Закрепить знания детей о диких  животных, насекомых, птиц, рыбах. Отмечать характерные их признаки.
- Формирование  знаний об особенностях времен года, их основных признаках, сменяемости, периодичности и цикличности.
- Формировать умения различать животных и их детенышей.
- Формировать грамматический строй речи детей.
Развивающая:
- Развивать у детей память, мышление, воображение. 
- Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.
Воспитательная:
- Воспитывать у детей любовь и доброе отношение к живой природе.

С помощью данного пособия мы  учимся  с детьми:  сравнивать, находить сходства и различия; формировать умения различать животных и их детенышей; закреплять знания о среде обитания животных (насекомых, рыб, птиц); показывать взаимосвязь животных в природе и их огромную значимость друг для друга.

 Пособие  состоит из пяти разных вариаций, что дает возможность детям выбрать по желанию понравившуюся игру.  В зависимости от календарной тематики занятий детей,  картинки  могут меняться.

На каждом поле изображено разное время года (зима, весна, лето, осень), что одновременно позволяет запомнить детям последовательность времен года, которые в свою очередь являются фоном для различных дидактических игр,   а пятое поле  - среда обитания (воздушная, наземная и водная). В данных полях  сделаны прорези при  помощи канцелярского ножа примерно по 2 см., в которые будут вставляться необходимые картинки к определенной игре. Это картинки животных, насекомых, птиц, рыб, а также картинки,  определяющие время года. Картинки обклеены скотчем, так как предназначены для длительного пользования.

    Пособие  оборудовано карманами для хранения всего используемого материала, а также оно трансформируется в виде сумочки,  что позволяет занимать меньше места для ее хранения.

   При создании пособия исходила из того, что оно должно быть ярким, нарядным, привлекательным для детей, а так же  обучающим, развивающим, полифункциональным, таким, чтобы одновременно могло играть несколько детей. 

Данное пособие  можно активно использоваться как  на занятиях по экологии и ознакомлению с окружающим миром, так и на занятиях  по развитию речи.

Примерные игры, которые можно использовать в данном пособии.

Вариант № 1.                  Д/и «Следы животных»(3-5 лет)

Цель:

— развивает логическое мышление, грамматический строй речи,

— знакомит малыша с дикими животными,

— хорошо тренирует память и мелкую моторику пальцев рук детей.

Итак, перед Вами на одних карточках изображены  животные на других   следы этих животных. Теперь можно и поиграть. Покажите малышу следы того или иного животного, а потом покажите картинку самого животного и объясните, что это его следы. После того как малыш хорошо усвоит, чьи те или иные следы, можно предложить ему поиграть. Например, Вы показываете ему следы диких животных и предлагаете выбрать из двух вариантов зверей, чьи это следы, постепенно можно добавлять все больше и больше карточек, пока малыш не начнет самостоятельно раскладывать все карточки.

Упражнение «Назови правильно»

Ребенок должен правильно назвать чей это след:

Например:

След зайца – заячий

След лисы – лисий

След медведя – медвежий и т. д.

Вариант № 2.            Д/и «Найди детеныша »(3 – 5 лет)

Цель: Закреплять знания детей о детёнышах  животных.

Материал: Предметные картинки  животных и их детёнышей.

Ход игры: дети берут предметные картинки с изображением  животных. Педагог сообщает, что детёныши бегали по лесу, играли и потерялись. Нужно помочь детёнышам найти своих родителей.

Дети подбирают пару к своей картинке ( животное-детёныш) и составляют предложения.

Например:

- Лисята нашли лису.

Вариант  №  3.                    Д ∕и «Пищевые цепочки» (4-5 лет)

Цель: Закрепить знания детей о пищевых цепочках в лесу.
На этом игровом поле ребенку предстоит определить, кто кем или чем питается в лесу  и проследить взаимосвязь между животными, их значимостью друг для друга. На этом игровом поле изображен летний период года, что позволяет детям лучше отследить пищевую цепочку от растений к насекомым, от насекомых к мелким грызунам и млекопитающим животным к более хищным обитателям леса.
» 
Правила игры: Раздать карточки с изображением растений и животных
и предложить выложить пищевые цепочки. Например:
• растения - гусеница - птицы
• растения - мышка - сова
• растения - заяц - лиса
• насекомые - ежи
• грибы - белки - куницы  и.т.д.

Вариант  № 4.         Д/и «Определи время года» (4-5 лет) 

Цель:

- знать времена года и называть их в определенной последовательности;

- находить, соответствующие данному времени года картинки;

- развивать зрительную память, внимание, речь;

- любить природу в разное время года.

Материалы:

- картины с изображением времен  года;

- фигурные карточки с изображениями характерными признаками того или иного времени года.

 1. Игра «Выбери и объясни!»

Ход игры:

На игровом поле дети выбирают одно из четырех времени года. Ведущий показывает карточку соответствующую определенному времени года. Дети выбирают и называют изображение, если оно соответствует выбранному ребенком времени года. Выигрывает тот, кто безошибочно и вперед всех использует эти предложенные ведущим карточки.

2. Игра «Что не так?»

Ход игры:

Можно разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям поставить их туда, где они должны находиться. Или устроить соревнования: одни расставляют, а другие решают, правильно или нет.

Вариант  №5.                Д/и «Среда обитания» (3-5 лет) 

                   

Цель игры: игра направлена :

- на  формирование словаря: название животных, насекомых, птиц, морских и водных обитателей.

- на классификацию по определенному признаку: летают, ползают, ходят, прыгают, плавают.

- на грамматический строй речи: использование предлогов ( в, над, по), употребление глаголов, обозначающие действия ( летают, ползают, ходят, прыгают, плавают….)

- на развитие речевой среды: информация о среде обитания (вода, воздух, земля, суша…)

- на развитие внимания, памяти, мышления.

Варианты игры. 

1.    Вариант.  Воспитатель дает задание ребенку  разложить картинки животных, птиц, насекомых, рыб на игровом поле по их обитанию ( рыба – вода, лиса – земля, птица – небо). После этого ребенок объясняет,  почему он положил картинку в определенное место.

2.    Вариант. Для игры предлагаем мелкие игрушки.  Дается задание разместить их на игровое поле  по определенному признаку, по способу их передвижения  (плавает, ходит, прыгает, ползает….).

3.    Вариант.   Игровое поле остается прежним, только животных можно заменить транспортом, получится новая игра. Знакомство с видами транспорта ( воздушный, водный, наземный).

Для усложнения игр я в каждый вариант добавила дополнительные картинки, не подходящие по смыслу  к данной игре. Это будет поддерживать интерес к игре  у детей еще длительное время, тем самым  развивая у детей  такие психические процессы,  как внимание, мышление, память.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по разработке элемента экологической тропинки детского сада «Метеоплощадка».

Этот элемент экологической тропинки детского сада является моей авторской работой и разработан в ходе выполнения аттестационной работы на тему "Создание предметно-развивающей среды для познавательной ...

ТРОПА ЗДОРОВЬЯ (методическая разработка)

"Тропа здоровья" позволяет проводить профилактику здоровья детей в игровой форме.Целью организации «Тропы здоровья» является: организация физкультурно-оздоровительной работы в летний период.Основными ...

Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"

Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...

Методические разработки показательного занятия в старшей группе на тему: "Путешествие по зеленой тропинке"

Занятие проводится с целью:1. Расширить и углубить представление детей о лесе, его растительном мире; продолжать учить сравнивать растения по листьям, семенам; закреплять знания о внешнем виде луговых...

Методические рекомендации по организации работы с детьми на экологической тропе.

Важное место в системе накопления ребенком личного опыта,  правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой прир...

Методическая разработка "Создание экологической тропинки на территории ДОУ"

В данной разработке раскрывается способы и этапы построения экологической тропинки на террритории сада....

Методическая рекомендация по организации экологической тропы.

Конспект занятий по экологии для детей средней группы....