Конспект экологической прогулки с детьми среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) "Проказы Шапокляк в стране насекомых"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Наталья Юрьевна Капсаргина

Конспект экологической прогулки с детьми среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет) "Проказы Шапокляк в стране насекомых"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_prokazy_shapoklyak_v_strane_nasekomyh.doc1012.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект экологической прогулки с детьми среднего дошкольного возраста (4 - 5 лет)

Составила: Капсаргина Наталья Юрьевна

Тема: «Проказы Шапокляк в стране насекомых»

Цель: создание социальной ситуации для расширения представлений детей о насекомых, их среде обитания, формирования бережного отношения к живой природе.

Задачи:

  • Создание условий для воспитания у детей бережного отношения к природе, воспитания у детей интереса к жизни насекомых и бережного отношения к ним.
  • Создание условий для закрепления называния геометрических фигур и их цвета.
  • Создание условий для развития желания помогать окружающим.

Организация детских видов деятельности:

  • совместная деятельность ребёнка со взрослым;
  • совместная деятельность ребёнка со сверстниками;
  • самостоятельная деятельность ребёнка;
  • творческая деятельность детей.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций, рассматривание альбома «Насекомые»;
  • беседы с детьми о насекомых;
  • подготовка рассказов о насекомых по карточкам.

Ход НОД

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия, задачи

Вводная часть (организационный и мотивационный момент)

Организационный момент

Перед прогулкой воспитатель настраивает детей к прогулке. Определение погоды (ясно, солнечно). Воспитатель: «Летом так ярко светит солнышко. Все улыбнулись солнышку -  цветы и птицы, насекомые и мы! Улыбнитесь друг другу и мне!»

Дети слушают воспитателя

Мотивационный момент

Воспитатель: Откуда здесь могла появиться коробка?

Как вы думаете что там? Вы хотите узнать, что внутри?  

Дети самостоятельно обнаруживают новый предмет (коробка), собираются вокруг него, обращаются к взрослому с вопросами. Дети рассматривают коробку.

Предположения детей

Мотивировать детей на проявление познавательного интереса. Побудить детей к обсуждению вопросов.

Создать условия для эмоционального отклика, дружелюбной атмосферы.

Условия для развития самостоятельности и инициативы

Условия для выражения детьми своих мыслей

Воспитатель: Как вы думаете от кого оно?

На конверте картинка Чебурашки.

Воспитатель: Правильно, письмо от Чебурашки, он просит помощи. Воспитатель читает письмо. «Здравствуйте, ребята! Случилась беда,  Шапокляк перепутала домики насекомых и они теперь не могут их найти. Необходимо их найти. Помогите, пожалуйста! Карта вам в помощь!»

Дети рассматривают коробку, открывают.

Озвучивают свои предположения. Внимательно слушают

Основная часть

Воспитатель:

 - И так, ребята мы с вами отправляемся в путешествие на помощь Чебурашке.

Ребята, а как же нам добраться?

- Хорошо, давайте вы вагончики, а я поезд. Цепляйтесь скорее друг за другом.

Поезд приезжает на участок. Вход на участок завален мусором.

Воспитатель: Как вы думаете, кто это сделал? Это проделки Шапокляк! Но мы легко справимся с этой задачей, правда ребята?!

Воспитатель и дети собирают мусор в пакеты.

Выслушиваются ответы и предложения детей.

Ответы детей: «Давайте на поезде!»

Дети удивлены, предположения детей. Дети предлагают собрать мусор.

Мотивировать детей на проявление познавательного интереса. Побудить детей к обсуждению вопросов.

http://floraenc.ru/attachments/Image/45q54.jpeg?template=generic

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4aff3006120f1f72838e0a6f5d94c7fd&n=33&h=215&w=323

http://proxy12.media.online.ua/uol/r3-0f2e573865/56a18fc1c4ee8.jpg

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=68e56df78b03beb9f29268f12e7ea6b8-l&n=13

http://www.pixempire.com/images/preview/insect-world.jpg

Воспитатель: Посмотрите внимательно на карту, где же у нас первое задание?

На карте первое задание отмечено красным кругом  и на дереве круг. Дети подходят к дереву, а там загадка и домик насекомого, покрытый платочком. Воспитатель читает загадку номер 1:

Кто работает с утра:
Строит дом, несет дрова, 
Тащит целый воз еды,
Мало ест, не пьет воды,
У него полно друзей.
Тот работник…
 (Муравей)

Воспитатель: В каком домике живёт муравей?

Воспитатель открывает домик.  Дети оставляют муравья рядом с его домиком.

Воспитатель: Саша расскажет секрет про муравья. Послушаем!

Воспитатель: Ребята, я тоже знаю секретики про муравьёв! Муравьи выращивают растения для того, чтобы кормить семью, а также у муравьёв есть наставники, которые обучают молодых муравьёв. Муравьи умеют пасти и размножать свою еду, специально разводят тлю, гусениц и мучнистых червецов.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше!

Смотрят на карту и ищут на участке жёлтый квадрат.

Квадрат желтый под крышей.

Загадка номер 2:

Пролетела мимо уха
Вроде муха, но не муха
Эта муха  не жужжала
У нее, ребята, жало
Коль ужалит, будет «ай»
Кто же это отгадай!
- Муха с жалом? – Чудеса!
Знают все это – 
(Оса)!

Воспитатель:

Молодцы, а в каком домике живёт оса?

Воспитатель открывает домик.  Дети оставляют осу  в домике.

Воспитатель: Ксюша свои секретики про осу.

Воспитатель: А вот и мой секретик - с помощью ярких желто-черных полосок на брюшке осы предупреждают людей и хищников, что они вооружены ядовитым жалом и могут дать достойный отпор любому врагу. Есть  рабочие осы, обеспечивающие семью едой. Это могут быть пережеванные кусочки листьев, цветочная пыльца, муха, муравьи или пчела. Прилетев в гнездо с добычей, они передают ее рабочим осам, ответственным за кормление личинок. На голове осы также находятся усики, выполняющие несколько функций. Помимо обоняния и осязания эти «антенки» распознают колебания воздуха и выступают в роли вкусовых сосочков, а при постройке гнезда оса измеряет усиками размеры ячеек.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Отправляемся дальше!

Смотрят на карту и ищут на участке синий треугольник .

Синий треугольник  на колодце.

Загадка номер 3:

Среди веток тонких,
Средь цветов, травинок
Натянул охотник
Много тонких ниток, -
В нежной паутине
Меж лесных дорожек
Он поймает в сетку
Бабочек и мошек (Паук)

Воспитатель:

А в каком домике живёт паучок?

Воспитатель открывает домик.  Дети садят паучка на паутинку.

Воспитатель: Полина кое - что интересное знает про пауков. Послушаем её!

Воспитатель: Пауки полезны. Только одно такое существо убивает очень много вредных насекомых, которые попадают в его сети. У пауков на ногах находятся чувствительные волоски, которые определяют съедобная или нет добыча оказалась в сетях. У паука очень крепкие челюсти.

Воспитатель: Что нового, интересного вы узнали?

Физкультминутка:

Спал цветок и вдруг проснулся (туловище вправо, влево)

Больше спать не захотел.(туловище вперёд, назад)

Шевельнулся, потянулся (руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел (руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся – бабочка кружит и вьётся.(покружиться).

Воспитатель: Молодцы, отдохнули, а наше путешествие продолжается!

Смотрят на карту и ищут на участке зелёный овал.

 Зелёный овал на траве.

Загадка номер 4:

Оттолкнулся от земли -
И догнать мы - не смогли!
Ноги - как пружинки, 
Крылышки на спинке!
Не зелёная трава...
Не живёт у речек...
- Мама, мама, я права? -
Это же  ... ? 
(Кузнечик)

Воспитатель: Где живёт кузнечик?

Дети отпускают кузнечика в траву.

Воспитатель: Матвей подготовил интересный рассказ  про кузнечика.

Воспитатель: А вот что интересного знаю я: стрекотать у большинства видов кузнечиков могут только самцы. Органы слуха у этих созданий расположены на передних лапках. Усы кузнечиков длиннее, чем их тело.

Отправляемся дальше!

Воспитатель: Последняя остановка у нас оранжевый ромб .

Загадка номер 5:

На цветке сидит  цветочек,
В два всего лишь лепесточка.
Лепестки цветные, 
По краям резные!
Посидит и улетает.
Если кто не угадает,
То подскажет мамочка:
"Да ведь это ... ( Бабочка)

Воспитатель:  А где живут бабочки?

Дети: На цветах, на лугу.

Дети садят бабочку на клумбу с цветами.

Милана расскажет нам  о бабочках.

Воспитатель: На крыльях  бабочек располагается множество небольших чешуек, которые, под солнечным светом, под разными углами, образовывают характерный рисунок. Но в природе встречаются и бабочки без крыльев. Они живут в коконе и питаются тем, что успели запасти еще гусеницами.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вырезать цветы из цветной бумаги.

А теперь мы с вами поиграем в игру

 «Бабочки». .

Воспитатель: Представьте, что мы бабочки. Когда играет музыка – вы летаете, музыка останавливается вы садитесь на цветок. Подвижная игра «Бабочки».

Воспитатель: Молодцы!

Дети отгадывают загадку.

Рассказ ребёнка. Дополнения детей.

Рассказ ребёнка. Остальные ребята внимательно слушают.

Рассказ ребёнка. Остальные ребята внимательно слушают, а затем дополняют.

Передача образа путём телодвижений.

Рассказ ребёнка. Остальные ребята внимательно слушают.

Рассказ ребёнка.

Передают образ бабочки с помощью двигательной активности

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Развивать умение слушать и выделять основные признаки.

Развивать умение слушать и выделять основные признаки.

Развивать умение слушать и выделять основные признаки.

Создание условий для развития диалогической речи.

Создание условий для передачи эмоционального образа, для переключения внимания и смены видов деятельности.

Развивать умение слушать и выделять основные признаки.

Развивать умение слушать и выделять основные признаки.

Создание условий для эмоционального отзыва на образ бабочки.

Дидактическая игра: «Кто где живёт»

Воспитатель называет насекомых, дети говорят, где они живут.

Дети повторяют за воспитателем и запоминают

Условия для взаимодействия детей со взрослым.

Завершение образовательной деятельности

Что новое вы сегодня узнали?

Вот мы и помогли Чебурашке, а теперь нам пора возвращаться в детский сад! Давайте скажем Чебурашке "До свидания!"

Дети совместно с взрослым приходят к выводу

Дети возвращаются в группу.

Создание условий для подведения итогов прогулки

Рефлексия

- Вот мы и вернулись домой.

Воспитатель задаёт вопрос:

- Ребята, вам понравилась прогулка?

- Что было самым интересным?

А для Шапокляк мы отправим письмо с нашими рассказами о насекомых «Секреты насекомых».

Ответы детей

Условия для выражения детьми своих мыслей.

Условия для развития,  и стимулирования речевой активности, подведение итога совместных открытий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста с использованием арт-терапии "В стране Вообразилии"

Интегрированное занятие с педагогом-психологом для развития эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста с элементами арт-терапии....

Конспект занятия-прогулки с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект проведение прогулки в средней группе.Оборудование для прогулке: маленькие ведёрки, лопатки, мячи.Наблюдение за деревьями и птицами.Цель: - обращать внимание детей на красоту природы, использу...

Конспект занятия-прогулки с детьми среднего дошкольного возраста

Изучение понятия "снегопад", наблюдение за снежинками, любование снегопадом, изучение понятия "сугроб"...

Конспект экологической прогулки с детьми среднего дошкольного возраста «Проказы Шапокляк в стране насекомых»

Цель: создание социальной ситуации для расширения представлений детей о насекомых, их среде обитания, формирования бережного отношения к живой природе.Задачи:Создание условий для воспитания у де...

Конспект познавательной беседы с детьми среднего дошкольного возраста на тему: «Путешествие в страну геометрических фигур»

Конспект познавательной беседы с детьми среднего  дошкольного  возрастана тему: «Путешествие в страну геометрических фигур»...

КОНСПЕКТ ОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

КОНСПЕКТ ОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект летней прогулки с детьми среднего дошкольного возраста "Мы солнышко встречаем"

Конспект летней прогулки "Мы солнышко встречаем" включает в себя беседы с детьми, наблюдение в природе, загадки, подвижные игры....