Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) Подготовительная группа Тема НОД: «Путешествие в космос»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Саляхетдинова Олеся Викторовна

Задачи:

- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.

- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.

- Развивать интерес к научному познанию социальной действительности.

- Воспитывать интерес детей к Космосу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspek_kosmos._salyahetdinova_o.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                               

Конспект непосредственно образовательной деятельности
Образовательная область «Познавательное развитие»
(формирование целостной картины мира)
Подготовительная группа
Воспитатель: Саляхетдинова О.В.

                         Тема недели: «Космос.  Наша планета»

                            Тема НОД: «Путешествие в космос»

Задачи:

- Расширять представления детей о космосе, подводить к пониманию того, что освоение космоса – ключ к решению многих проблем на Земле.

- Рассказать детям о Ю. Гагарине и других героях космоса.

- Развивать интерес к научному познанию социальной действительности.

- Воспитывать интерес детей к Космосу.

Демонстрационный материал: иллюстрация с изображением Лунтика, Лучика, иллюстрации по теме «Космос» (космонавты, ракеты, скафандр, космические спутники, летательные аппараты, Белка и Стрелка). Аудиозапись «Космический полет». Листки календаря: 5 сентября 1857, 30 декабря 1906, 4 октября 1957, 19 августа 1960, 12 апреля 1961. Емкость с манкой, шарик.

Раздаточный материал: игровые задания, раскраски «Космос».

Словарная работа: космонавты. Скафандр. Планеты. Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Телескоп.Юрий Гагарин. Спутник Земли. Кратеры. Солнце – это звезда. Метеориты, кометы.  

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Ход НОД:

Звучит аудиозапись «Космический полет». Воспитатель обращает внимание на иллюстрацию с изображением Лунтика.

Воспитатель: Ребята, Лунтик нам что-то хочет сказать! Он прислал смс-сообщение. Послушайте: «Ребята, здравствуйте! Я живу на Луне. И приглашаю вас к себе в гости. Прилетайте – поиграем!».

Воспитатель: Ну что, отправляемся в космическое путешествие!

Дети: Да!

Воспитатель показывает конверт.

Воспитатель: Ребята, Лунтик нам выслал в конверте билеты в космос. Но они какие-то странные. Какие-то листики календаря, какие-то даты. Странно. Давайте подумаем. О чем говорят эти даты? Какое отношение имеют они к космосу?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я, кажется, поняла: это и есть наши билеты, а путешествие, которое мы с вами совершим, – это путешествие не только в пространстве, но и во времени! Здорово? Тогда в путь! Мы отправляемся в космос, а значит, как нас можно назвать?

Дети: Космонавты. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: А знаете ли вы: для того, чтобы стать настоящим космонавтом, нужно быть здоровым, выносливым, смелым, ловким, сообразительным и уметь принимать решения, ведь в космосе могут возникнуть разные ситуации и нужно рассчитывать только на себя.

Воспитатель: На чем мы будем совершать наш полет?

Дети: На ракете…

Воспитатель показывает иллюстрацию ракеты.

Воспитатель: А мы можем полететь в космос в обычной одежде?

Дети: Нет! Мы должны надеть скафандр, специальный костюм.

Воспитатель показывает иллюстрацию скафандра.

Воспитатель: Молодцы! Космонавтам нужен особый космический костюм – скафандр. Он защищает тело человека, позволяет дышать. Скажем…

Дети: Скафандр. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Игровое упражнение «Надеваем скафандр».

- На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).

- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).

- Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).

- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).

- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)

Воспитатель:

Не зевай по сторонам!
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.

Физкультминутка «Ракета»

А  сейчас  мы  с  вами,  дети,

Улетаем  на  ракете.

На  носки  приподнимись,

А  потом  руки  вниз.

Раз,  два,

(Стойка  на носках,  руки  вверх, ладоши  образуют «купол  ракеты»)

Три,  четыре –

(Основная  стойка)

Вот  летит  ракета  ввысь!

Звучит аудиозапись «Космический полет».

Воспитатель: Итак, первый пункт нашего маршрута 5 сентября 1857 год.

Воспитатель показывает иллюстрацию.

Воспитатель: Родился Константин Эдуардович Циолковский. Этот необыкновенный человек, учёный-самоучка выдвинул очень много интересных идей по поводу строительства космических летательных аппаратов. Заглянем в его чертёж первого космического корабля. Многие из современников считали его безумцем. А учёный смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.

Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие…30 декабря 1906.

Воспитатель показывает иллюстрацию.

Воспитатель:  Родился Сергей Павлович Королёв, самый главный последователь и ученик К. Э. Циолковского. Долгие годы его называли просто Главным конструктором. А знаете почему? Он является создателем ракетно-космической техники. Под его руководством впервые в мире был осуществлён запуск искусственного спутника Земли. Именно С. П. Королёв создаёт первый космический корабль «Восток-1», на котором Юрий Гагарин совершает первый в мире полёт в космос.

Воспитатель: Следующая остановка – 4 октября 1957 год.

Воспитатель показывает иллюстрацию.

Воспитатель: Начало космической эры. С космодрома Байконур был успешно запущен первый искусственный спутник Земли. Но как он поведет себя дальше, получится или нет? Все человечество замерло у радиоприемников в ожидании и вот… спутник подал свой голос. Люди на космодроме выбежали на улицу, кричали «Ура!», качали конструкторов и военных.

Воспитатель: Продолжаем путешествие. Остановка 19 августа 1960 года. А причем здесь собаки! Мы же говорим о космосе!

Воспитатель показывает иллюстрацию.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Белка и Стрелка — собаки-космонавты — первые животные, совершившие орбитальный космический полёт и вернувшиеся на Землю невредимыми. Они совершили 17 полных витков вокруг Земли. После полёта Белки и Стрелки люди узнали, что человек может лететь в космос.

Воспитатель: Остановка 12 апреля 1961 год.

Воспитатель показывает иллюстрацию.

Воспитатель: Первым космонавтом стал простой русский парень Юрий Алексеевич Гагарин. Его позывной «Кедр» узнали все жители нашей планеты. Гагарин пробыл в космосе 108 минут, совершив при этом лишь один виток вокруг Земли.

Воспитатель:

Солнце в этот день искрилось

Какой был удивительный апрель!

И в сердце радость с гордостью светилась:

Из космоса Гагарин прилетел!

Его все по улыбке узнавали –

Такой улыбки не было второй!

Весь мир рукоплескал! Все ликовали:

Гагарин облетел наш шар земной!

Воспитатель: Следующая остановка 20 ноября 1998 года.

Воспитатель показывает иллюстрацию.

Воспитатель: На орбите стала работать Международная космическая станция (МКС). В её строительстве участвовали 16 стран. До этого в космосе работал орбитальный комплекс "Мир". Сейчас в состав Международной Космической Станции входит 14 основных блоков. Космический корабль "Союз ", запущенный с Байконура 19 марта 2016года, пристыковался к МКС, доставив на станцию экипаж новой экспедиции. В честь 55-летия полёта первого космонавта, на борту корабля изображение Юрия Гагарина и его легендарная фраза "Поехали!".

Воспитатель: После Юрия Гагарина в космосе побывало очень много российских космонавтов, среди них были женщины-космонавты Валентина Терешкова (показ иллюстрации), Светлана Савицкая (показ иллюстрации).

Воспитатель: Ребята, у нас собралась дружная команда. А космонавты и должны быть дружные, помогать друг другу. Предлагаю вам поиграть в игру «Дружная команда». Будем выходить с вами в открытый космос.

Игра «Дружная команда»

Воспитатель: Сейчас крепко возьмитесь за руки и образуйте круг. Запомните, кто ваши соседи. Потом под музыку гуляйте по группе, но когда прозвучит команда «В ракету», вы должны вновь собрать круг, не перепутав своих соседей.

Воспитатель обращает внимание детей на иллюстрацию с изображением Лучика.

Воспитатель: Ой, кто это там появился, такой неяркий и печальный. Кто ты и почему грустишь?

Лучик. Я солнечный лучик. Ребята, а вы знаете, что такое звезды?

Дети: Это огромные огненные шары.

Лучик. А почему они такие маленькие?

Дети: Потому что они находятся очень далеко от нас.

Лучик. А какая звезда к нам ближе всего?

Дети: Солнце.

Дети: Солнце дает нашей планете свет и тепло. Без нее не было бы жизни на Земле.

Лучик. У звезды Солнца есть своя дружная семейка. В нее входят 9 планет, которые вращаются вокруг Солнца. Я увидел ваш корабль и хочу обратиться к вам с просьбой о помощи. По солнечной системе на огромной скорости пролетел пиратский корабль и сбил планеты с орбиты. Помогите планетам вернуться на свои места.

Воспитатель: Мы поможем тебе, Лучик. У меня есть подсказка.

Воспитатель показывает иллюстрации согласно тексту.

Воспитатель:

1. Меркурий – ближайшая к солнцу планета,

Залит он лучами горячего света.

Так много ему достаётся лучей,

Что эта планета других горячей.

2. В честь богини красоты

Названа Венера ты!

В темных небесах сияешь,

Красотой небо озаряешь.

Но газ ядовит в атмосфере Венеры,

Дышать невозможно

Ну что ж тут поделать?

3. От Солнца третья по счёту планета,

Но ей хватает тепла и света,

Чистого воздуха и воды.

Эта планета нам всем дорога,

Это наша планета Земля.

4. Марс - таинственная планета.

Из-за её красного цвета

Назвали планету в честь бога войны.

Слишком его атмосфера трудна.

Жизни на нем не нашли мы пока.

5. А эта планета гордится собой,

Поскольку считается самой большой.

Юпитер — царь планет!

Но жизни на планете нет!

6. Сатурн – красивая планета,

Жёлто-оранжевого цвета.

И кольцами камней и льда

Окружена она всегда!

7. Гигант Уран – планета-лежебока:

Уж точно не подобен он волчку.

Урана ось наклонена настолько,

Что будто движется он «лёжа на боку».

8. Нептун.

На планете этой синей,

Дует ветер очень сильный.

Год на ней велик весьма -

Длится 40 лет зима.

9. Плутон далекая планета

Лучами солнца не согрета,

От земли отдалена,

Нужно пять часов, чтоб свету

Долететь до той планеты,

И поэтому она

В телескопы не видна.

Воспитатель: А сейчас дети помогут планетам построиться!

Дети выстраивают планеты в правильной последовательности в соответствии с текстом.

Воспитатель:

По порядку все планеты,

Назовём сейчас для вас.

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс.

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь – Уран,

Восьмой – Нептун.

И девятая планета

Под названием Плутон

Воспитатель: Что это мы сейчас с вами назвали?

Дети: Планеты. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: Давайте, ребята, повторим планеты.

Дети: Меркурий, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: Ребята, а зачем людям нужен телескоп?

Дети: Чтобы с Земли лучше рассмотреть планеты, звезды.

Воспитатель: Скажем…

Дети: Телескоп. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: Вот, Лучик, мы тебе помогли, собрали планеты по порядку. Нам пора отправляться дальше.

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: В «Солнечной системе» есть кометы. Это небесное тело,  имеющее туманный вид. Когда приближается к Солнцу, у неё образуется светящий хвост. Метеориты (метеоры)- явление, возникающее при сгорании в атмосфере Земли,  например, осколков комет или астероидов. Метеоритами ещё называют падающими звёздами. Давайте скажем…

Дети: Метеориты, кометы.  (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: Вот мы и добрались до Луны. Лунтик рад нас видеть. Лунтик, расскажи ребятам, что такое Луна?

Лунтик: Луна – это спутник Земли. Давайте скажем вместе

Дети: Спутник Земли. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Воспитатель: А почему Луна не падает на Землю?

Лунтик: Потому что Луна не стоит на месте, она вращается вокруг Земли по своей орбите. Ребята, что вы видите на поверхности Луны?

Дети: Ямы.

Лунтик: Правильно. Это кратеры. Давайте скажем…

Дети: Кратеры. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Лунтик: А почему образовались кратеры?

Дети: От ударов об лунную поверхность метеоритов.

Лунтик: Хотите посмотреть как они образуются?

Опыт “Метеоритные кратеры”

Воспитатель: Представьте, что манка – это поверхность Луны, а шар - это метеорит. Метеорит летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность Луны. Посмотрите, что образовалось – углубление, ямы, кратеры. Ребята, почему образовался кратер? 

 Дети: Метеорит тяжёлый, а поверхность планеты мягкая, покрытая толстым слоем пыли, поэтому образуются кратеры.

Воспитатель:  Лунтик хочет с вами поиграть. Загадать загадки.

Космические загадки

Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая …(Медведица).

Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).

Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).

До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).

У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).

Лунтик: Ребята, а вы видели Солнце?

Дети: Да.

Лунтик: Солнце – это планета или звезда?

Дети: Звезда.

Лунтик: Правильно. Давайте скажем…

Дети: Солнце – это звезда. (Хоровые и индивидуальные ответы).

Лунтик: А почему вы не приземлились на Солнце?

Дети: Потому что нельзя, она раскаленное.

Воспитатель: Давайте расскажем Лунтику, что мы узнали про космос, чем мы помогли Лучику.

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Как называются планеты?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Про каких космонавтов мы узнали?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Какая фраза была у Гагарина?

Дети: «Поехали!».

Воспитатель: Ребята, наша страна отмечает 12 апреля праздник – День космонавтики! И Лунтик нам дарит подарки – игровые задания и раскраски про космос.

Лунтик: Ребята, вы молодцы, что прилетели ко мне!

Воспитатель: Нам пора возвращаться. До свидания!

Лунтик: До свидания! Счастливого возвращения на Землю.

Звучит аудиозапись «Космический полет».

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие в Космос? Теперь можно вполнить задания, которые подарил нам Лунтик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по реализации образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) в средней группе Тема «Путешествие в прошлое вместе с Кузькой»

1.      Образовательные:Знакомство детей с русским бытом, утварью;Изучение русского фольклора – песни, танцы, сказки, потешки.2.      Развивающие:Разв...

Конспект непрерывной образовательной деятельности во II младшей группе «Зайчонок потерялся» образовательная область «Познавательное развитие» (Формирование целостной картины мира) с элементами технологий ТРИЗ-ОТСМ-РТВ

Конспект НОД разработан для детей младшего дошкольного возраста. На протяжении образовательной деятельности решаются задачи  приоритетной образовательной области  «Познавательное разви...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира) на тему: "Космическое путешествие" для детей старшей группы ОН

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Физическое развитие», &laqu...