Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ
консультация по окружающему миру

Каширина Светлана Сергеевна

Организация познавательно-исследовательско деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelno-issledovatelskaya_deyatelnost_v_dou.docx28.02 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ

Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне

в сравнении с теми, кто такой школы не прошел.
К.А. Тимирязев

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одной из главных задач педагога является «формирование общей культуры личности детей, в т. ч. ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности» и создание для этого благоприятных условий.

Культурная среда, в которой живет и развивается современный дошкольник, этому мало способствует. Детям важно давать возможность экспериментировать, фантазировать, высказывать свои суждения, учиться выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, находить свое место в коллективе, сопереживать, заботиться о других.

Традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения, при котором дети воспринимают знания в готовом виде, сегодня уже недостаточен. Наряду с ним следует использовать технологии системно-деятельностного подхода. Они ориентированы на формирование личности ребенка и его развитие в самостоятельной деятельности, направленной на «открытие нового знания». Решению поставленных задач способствует организация в ДОУ познавательно-исследовательской деятельности.

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ призвана:

  • развивать творческую самостоятельность личности;
  • расширять кругозор детей;
  • формировать познавательные способности к синтезу, сравнению, обобщению, классификации;
  • развивать мышление и речь;
  • создавать комфортные условия для развития познавательной активности в ходе экспериментирования;
  • формировать у детей потребность самостоятельно удовлетворять собственную любознательность;
  • совершенствовать командную работу детей.

Направления в познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Образовательная система в России стремится воспитать творческих личностей, а потому доминирующей становится концепция личностно-ориентированного образования, которое призвано не научить, а помочь в становлении самобытной и самостоятельной личности. Такие дети смогут реализовывать собственные цели в жизни. В условиях дошкольного образовательного учреждения реализовать это можно посредством познавательно-исследовательской деятельности, которая основывается на инициативности кадров и передовом педагогическом опыте.

Наряду с другими видами детской деятельности, обозначенными в ФГОС ДО, познавательно-исследовательская деятельность является одной из приоритетных в детском саду. Детская исследовательская деятельность реализуется в нескольких видах работ в зависимости от возраста дошколят.

Возрастная категория

Виды работ

Младшие и средние группы

• исследовательско-творческие - воспитанники детского сада экспериментируют, отражая результаты экспериментов в виде рассказов, стихов, драматизации;

• ролево-игровые - воспитанники решают поставленные проблемы, вживаясь в образы персонажей игр или сказок;

• информационно-практические - в соответствии с социальными интересами дети собирают и обрабатывают информацию;

• творческие - музыкально-танцевальные праздники, детское изобразительное и прикладное творчество

Старшие и подготовительная группа

• поиск решений проблемных вопросов и ситуаций;

• проектная деятельность;

• коллекционирование с классификацией и сортировкой предметов, что позволяет усвоить родовидовые отношения;

• изучение карт для освоения представлений о пространстве и площади, окружающем мире;

• мини-лаборатория с экспериментами и опытами, где дошкольники изучают свойства и предметы, живую и неживую природу;

• примитивная трудовая деятельность - уборка листьев, уход за цветниками;

• экскурсии, походы и прогулки - знакомство с окружающим миром, природой. 

Несмотря на то, что в детском саду используются различные направления познавательно-исследовательской деятельности, ключевым остается эксперимент.

В ходе экспериментирования дети учатся:

  • ставить цели и искать пути их достижения,
  • анализировать явления и объекты,
  • выделять важные связи и признаки,
  • подбирать материалы для самостоятельной деятельности,
  • выдвигать предположения,
  • экспериментировать,
  • подводить итоги.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

Познавательно-исследовательская деятельность базируется на познании мироустройства, взаимосвязи между явлениями окружающего мира, их анализе и систематизации. В дошкольный период подобная деятельность чаще встречается точечно, вплетаясь в продуктивную деятельность или игры. Чем старше становятся дети, тем больше психических функций включается в познавательный процесс.

Детские исследования выполняют несколько важных функций:

  • развивают любознательность детворы;
  • позволяют освоить временные, пространственные, родовидовые и причинно-следственные связи;
  • учат детей систематизировать связи между явлениями и предметами окружающего мира;
  • развивают восприятие, мыслительные процессы;
  • тренируют навыки словесного анализа и рассуждения.

Важно, чтобы педагоги  уяснили, что эффективная познавательно-исследовательская деятельность возможна в случае соблюдения некоторых правил:

  • результат - не самоцель, важно познакомить дошкольников с миром, в котором они живут;
  • деятельность детей свободна от обязательств, потому что малыши должны сохранять чувство внутренней свободы;
  • длительность познавательно-исследовательской деятельности не регламентируется;
  • в ходе осуществления задачи важно учитывать индивидуальные черты дошкольников и давать им право на ошибку.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста обеспечивают им наглядно-образное и наглядно-действенное мышление - лучшую базу для успешного экспериментирования.

Организация познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ подразумевает несколько этапов работы.

  1. Педагогам важно заинтересовать детей, пробудить в них любопытство. Важно, чтобы дошкольники активизировали свои поведение, мысли, активно включились в обсуждение материала. Дошкольники самостоятельно определяют длительность и интенсивность деятельности, планируют свое время, выбирая предмет и тематику для исследований.
  2. Дети воспринимают окружающий мир, осмысленно делают работу. Они определяют значимые и интересные для них темы и объекты. У них появляются новые идеи, развивается творческий потенциал, поскольку любознательность и интерес стимулируют развитие мышления.
  3. Дошкольники развивают воображение и приобретают наглядно-образное мышление, что позволяет им усваивать и обобщать знания о явлениях и предметах. Образное мышление позволяет обобщить собственный опыт, изучив заинтересовавший их предмет. Дети используют полученные понятия для решения исследовательских задач, закладывая базу для логического мышления.
  4.  Педагогам остается проверить результаты работы, похвалить детей, позволить им поделиться результатами своего труда с другими малышами.

Структура детского экспериментирования предполагает пять этапов:

  • определение проблемы, постановка темы исследования;
  • выдвижение предположений и гипотез;
  • поиск и подбор оптимальных вариантов решения проблемы;
  • сбор необходимого для решения материала;
  • обобщение, выводы.

Поскольку личностно-ориентированный подход строится на развитии инициативности детей, их сосредоточенности, самостоятельности и активности, важно стимулировать познавательно-исследовательскую деятельность в детском саду. Ключом к успеху является детская активность, которая выражается в самостоятельном выборе формы и вида деятельности.

Педагогика различает три вида активности:

  • познавательная проявляется через действия на основе алгоритма, схемы или образца;
  • исполнительская строится на принятии поставленной задачи и выбора способа ее решения на основе предложенных взрослыми вариантов;
  • творческая – подразумевает самостоятельный выбор способа действия.

Успех познавательно-исследовательской работы строится на повышении детской активности. Чтобы стимулировать ее, педагоги используют ряд приемов:

  • повышают интерес через мотивацию, эмоциональность и образность;
  • стимулируют исследовательское начало у детей через поиск способа решения;
  • применяют приемы развития творческого воображения.

Важно, что опыт инициативности, который ребенок получает в познавательной деятельности, он после переносит в социализацию, коммуникацию или труд.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ 

Практика современной жизни показывает: чтобы добиться успеха, нужно проявлять поисковую и исследовательскую активность, отказаться от наработанных стереотипов. Детям необходимые различные виды деятельности (продуктивная, игровая, творческая), реализуемые вместе со взрослыми, чтобы в достаточной мере развить инициативность и активность.

Познавательно-исследовательская деятельность обеспечивает развитие свободного детского творчества, выполняя ряд задач:

  • позволяет приобрести полезные коммуникативные навыки;
  • сформировать базу для интеллектуальной инициативы и поисковой работы;
  • научить искать пути решения проблем с помощью взрослых, а в перспективе и самостоятельно;
  •  приучить ребенка использовать освоенные методы, применять их для решения других задач;
  • стимулирует желание вести конструктивные беседы, заниматься исследовательской работой.

 

Эффективное развитие познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ в контексте изучения физических явлений, рукотворного мира, живой и неживой природы, невозможно без соответствующей базы: в группах должны быть оборудованы уголки экспериментирования, мини-лаборатории, работать кружки юных исследователей.

Стимулировать заинтересованность в познавательно-исследовательской деятельности можно, если:

  • создать ситуацию выбора, таинственности, мотивировать деятельность сюрпризом, пробудить в них любопытство;
  •  использовать рабочий материал согласно возрасту детей;
  •  умеренно участвовать в деятельности, чтобы воспитанники могли проявить инициативу (в средних группах воспитатель участвует в процессе, в старших - советует и координирует);
  • работать в условиях взаимного уважения и доброжелательности.

Этим же целям служит активное привлечение родителей, вовлечение их в процесс формирования познавательно-развивающей среды. Они могут оборудовать уголок экспериментирования, готовить необходимые материалы, консультироваться с воспитателем, наполнять мини-библиотеку. Ключевое значение имеет совместное творчество детей и родителей, которое обеспечивает успешную социальную практику для воспитанников ДОУ.

 

Общими усилиями педагогов и родителей дети адаптируются к условиям современной жизни, развивают те личные качества, которые станут залогом их будущего успеха. Воспитанники детского сада должны быть толерантными, инициативными, самостоятельными и ответственными, настойчивыми и целеустремленными, а развить в них эти черты позволяет систематическая познавательно-исследовательская деятельность.

Источник: https://www.resobr.ru/article/63117-qqq-17-m5-poznavatelno-issledovatelskaya-deyatelnost-v-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект: развитие познавательно -исследовательской –конструктивной деятельности. Тема: « Широкая и узкая дорожки ». Дидактическая игра « Расставь машины на дорожках»

Цели: учить детей конструировать несложные конструкции, развивать игровые навыки, воображение, моторику, слуховое восприятие, речь, память , мышление, активизировать словарный запас по теме.План...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе "СНЕГОВИКИ"

КОНСПЕКТ  познавательно-исследовательской(конструктивной ) деятельности во второй младшей группе...

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"

Доклад на тему "Детское экспериментирование как средство познавательно-исследовательской продуктивной деятельности"...

Познавательно - исследовательская образовательная деятельность в подготовительной группе «Зимующие птицы»

Задачи:Образовательные: Уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах. Дать детям представление о том, какую роль играют для птиц перья.Развивающие: Развивать память, мышление и воображени...

Мастер-класс для педагогов "Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности"

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Презентация "«Реализация организованной образовательной деятельности по речевому развитию в младших группах в ходе познавательно-исследовательской совместной деятельности взрослого и ребенка, ее интеграция с другими видами деятельности»

Работа по развитию речи детей занимает одно из центральных мест в дошкольном образовательном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребенка. Значимость...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....