Конспект занятия по экологии в средней группе «Путешествие в подводное царство-государство»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Наталья Алексеевна Пронина

Любовь к природе - великое чувство. Оно помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Великий педагог В.А.Сухомлинский говорил: "К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность". На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Всё больше внимания уделяется экологическому образованию, формированию экологического сознания, экологической культуры. Учитывая актуальность проблемы взаимодействия человека и окружающей среды, в нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры, интенсивно формируются различные способности, основы моральных качеств личности. Принимая во внимание психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, мы считаем своим педагогическим долгом начать реализацию образовательной деятельности по формированию экологической культуры наших воспитанников с учетом современных требований. Система дошкольного образования стала начальным звеном общей системы образования, утвержден федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, где прописаны требования и к экологическому воспитанию детей. Одним из требований в реализации задач познавательного развития, является необходимость формирования у детей бережного, уважительного отношения к родной природе, как общему дому, знакомить с наиболее распространенными представителями флоры и фауны. Используя исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколения народные обычаи и традиции, имеющие прямое отношение к природоохранной деятельности и экологической культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kospekt_zanyatiya_po_ekologii_v_sredney_gruppe.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по экологии в средней группе

«Путешествие в подводное царство-государство»

Составила: Пронина Н.А.

Цель: Закрепить знания детей о море и морских обитателях.

Задачи занятия:

Образовательные:

Расширить и систематизировать знания детей о представителях морского дна, об их особенностях, о приспособленности к жизни в водной среде, о внешнем виде, питании, передвижении, желание у детей активно изучать подводный мир.

Развивающие:

Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

Воспитательные:

Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, потребность детей в общении с живой природой, любовь к живому, повышать интерес к познанию, желание сохранить её красоту.

Методы и приёмы:

Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к детям, беседа, использование дидактических пособий, наглядного материала, рассматривание картины, проведение физкультминутки, пальчиковой гимнастики, технических средств.

Развивающая среда:

Передвижная доска; мольберт; конверт с текстом письма; игрушки – морские животные; картины с изображением морских животных, проведение д/ игры «Поймай рыбку», аудиозапись с шумом моря, спокойной музыкой; картинки со схемами строения рыбы, коллективная работа – панно подводного мира.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций из серии «Обитатели моря», беседа о морских обитателях, коллективная работа - изготовление морского дна, проведение опытов экспериментов с водой.

Ход занятия

1. Организационный момент (Дети стоят в кругу с воспитателем.)

Психологический настрой:

Для начала встанем в круг

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся.

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть

Можно встречу начинать.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам в группу пришла необычная посылка, давайте посмотрим, что в ней. (Открывает посылку, все достают)

Воспитатель: здесь письмо, давайте прочтем.

В нем соленая вода,

Ходят по нему суда.

Летом взрослые и дети

Ездят отдыхать туда. Что это?

Дети: Море.

Беседа:

- Какая вода в море? (соленая)

- А в реках и озерах вода какая? (пресная)

- Без воды человек жить не может: он ее пьет, готовит пищу, умывается, стирает, убирает свое жилище. Людям требуется много воды.

- Вода очень нужна растениям, животным, рыбам – всему живому на Земле!

- А что будет, если на Земле не будет воды –морей, рек, озер?

- Погибнет все живое вокруг и погибнем и мы.

А я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в царство подводного мира, превратиться в исследователей и вместе изучить этот загадочный подводный мир. Вы согласны?

Вы, желаете заглянуть в необычный подводный мир? (ответы детей) В этом нам помогут волшебные слова:

Быстро, быстро кружимся,

С волшебством подружимся,

Хлопнули в ладоши и остановились,

На берегу теплого, синего моря все мы очутились.

-Вот мы и на берегу моря. Давайте посмотрим, что здесь интересного. Но что-то странная здесь тишина? А это что за коробка? \открываю, в нем записка, читаю\

-«Мы – жители волшебного подводного царства. Просим о помощи. Нас заколдовала морская ведьма, и теперь нас никто не видит. Волшебные чары можно расколдовать, выполнив задания.»

-Ребята, поможем жителям подводного царства? Для этого нам нужно отправиться на морское дно, в волшебное путешествие по морскому царству!

Давайте сядем поудобнее, закроем глазки и послушаем звуки природы.

- Закройте глаза, покачаемся на волнах, как хорошо, приятно….

Аудиозапись - (шум моря)

На что похожи эти звуки, которые вы слышите? (Предполагаемые ответы детей: звуки моря, плеск волны, прибой, шум волны и т. д.)

Воспитатель: совершенно верно! Это шум моря.

2. Основная часть

Вот мы и на морском дне. Море огромное, море прекрасное, море синее. Оно восхищает и удивляет. На морском дне растут целые заросли водорослей, есть красивые, разноцветные камни и моллюски с волшебными раковинами.

Вы готовы выполнять задания, чтобы помочь морским обитателям?

-Вот первое задание: - Каким бывает море? \тихое, спокойное, холодное, теплое, прозрачное, штормовое, бурлящее…\

Как вы думаете, море – это только вода, только песок, только камни? Или кто-то живет в морской пучине? - Дети перечисляют морских жителей. Отгадайте загадку:

Крылья есть, а не летает, ног нет, а не догонишь (рыба)

А как приспособлено тело рыбы к жизни под водой (строение рыбы? (ответы детей)

Воспитатель показывает картины со схемами строения рыбы:

-Перечислим элементы ее строения: хвост, плавники, туловище, голова.

- А чего у рыбы нет? (Шеи).

- Каких морских обитателей вы знаете (ответы детей)

- А теперь отгадайте загадки о морских обитателях (по мере разгадывания загадок, выставляю картинки с изображением животных на мольберт):

1 - Через море – океан плывет огромный великан

И с судна видит капитан : на великане бьет фонтан. \кит\

Это самое большое животное в мире. Многие думают, что это рыба, хотя на самом деле - нет. Оно кормит своих детенышей молоком. Когда оно плавает, в море виден фонтанчик воды. В сказках про него говорят: «чудо-юдо».

2. Что за дивная лошадка? Очень странные повадки:

Конь не сеет и на пашет, под водой с рыбешкой пляшет.

Назови его дружок : рыбок друг - \морской конек\

Морской конек - небольшая рыба одна из самых необычных существ на свете. Необычная форма тела этого животного напоминает шахматную фигурку коня.

3. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

Голова и восемь ног, вот и весь я - \осьминог\

Воспитатель: Правильно, осьминоги живут у самого дна, скрываясь между камнями или в подводных пещерах. Осьминог получил свое название за количество ног. Их ровно восемь.

4. Гроза всей живности морей, не знаем мы зубов острей.

Ее боится даже кит, а безопасна, если спит.

Потрогать можно, раз заснула. Кто эта рыбина? \акула\

Это большие, быстрые и зубастые рыбы. Зубы у них - в шесть рядов, и острые, как пила. Кожа этих рыб покрыта чешуей и острыми шипами, поэтому даже легкое прикосновение к ним наносит серьезные раны.

5. Кто так медленно ползёт,

Словно груз большой везёт?

Панцирь твердый, очень прочный.

Защитит и днём, и ночью.

Но всегда дрожит от страха

Долгожитель. (черепаха).

Это - самые необычные обитатели моря. У них на спине овальный панцирь, большая голова на короткой шее, а ноги похожи на ласты. В воде они очень подвижны и грациозны, а по суше передвигаются медленно-медленно.

6. Глубоко на дне она, словно на небе видна,

Но не светит и не греет, потому, что не умеет. \морская звезда\

Эти животные - хищники. Питаются звезды моллюсками. Они постоянно ползут по морскому дну, только очень медленно. Движутся они с помощью ножек с присосками, ряды которых находятся на нижней стороне лучей.

7 Для нее волна – качели, и плывет она без цели

Ниоткуда в никуда, вся прозрачна, как вода. \медуза\

Медузы бывают круглыми, как шар, плоскими, как тарелка, вытянутыми наподобие прозрачного дирижабля. Все медузы ядовиты.

8. Над волной дугою взвился,

Спинкой чёрной заискрился.

Мимо Гагр плывёт… Афин!

Белобрюхий кто? (Дельфин)

- Правильно! А как мы можем назвать их всех вместе?

Если дети затрудняются, то воспитатель, с помощью наводящих вопросов, выясняет, где они живут-обитают. Они обитают в море. Значит, они морские обитатели.

- Молодцы, с этим заданием справились. Вот мы и расколдовали всех животных. Предлагаю немного подвигаться.

Физ. минутка

Рыбка рыбке говорила.

Плавничками шевелила:

«Чтобы быть здоровой, гладкой,

Будем делать мы зарядку.

Хлоп направо, хлоп налево,

Мы стройны, как королевы!

Будем хвостиком вилять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Два подскока, три хлопка,

Головою два кивка».

(Все слова сопровождаются движениями, которые показывает воспитатель, а дети повторяют.)

Воспитатель: Молодцы! А впереди у нас - новые приключения. Наше путешествие продолжается.

Ребята, давайте рассмотрим нашу коллективную работу – «Подводный мир»:

В нашем подводном мире живут самые разные животные и рыбы.

-А вы знаете кто еще живет на дне морском? - (ответы детей)- растения.

Воспитатель: Да, разные растения:

Водоросли - это водные растения. Они растут на самом дне, как трава на земле. Колышутся водоросли под водой, создают уютные места обитания для рыб и животных морей. Они выделяют много кислорода, которым дышат обитатели морей и океанов. Морские водоросли — это также основной источник пищи для них.

- А какие здесь красивые кораллы. На что они похожи?

Дети: На деревья, на цветы, кустарники.

Ребята, посмотрите внимательно на картинку и скажите: «Где у нас находится морской конек?

Дети: Между медузой и морской черепахой

- А где находится морская звезда? Дети: На дне.

- Где же спрятался осьминог? Дети: Под камнем

- Скажите, где у нас на картинке дельфин? Дети: Над морем

- Молодцы! А где же живут все наши животные и рыбы? Дети: В подводном мире, в море.

Воспитатель: Проходите на свои места. (Дети проходят на стульчики). Сядьте красиво, ноги поставьте вместе и приготовьте руки, мы немного с ними поиграем:

Пальчиковая гимнастика «Рыбки»:

Рыбки плавали, ныряли - Пальцы обеих рук сложены в кулечек, изображая плавающих и ныряющих рыбок.

В чистой тепленькой воде. - Обеими руками изображаете волны.

То сожмутся, - Плотно сжимаете пальцы рук.

Разожмутся, - Растопыриваете пальцы в стороны.

То зароются в песке. - Одну ладошку складываете в кулечек, а другой ладошкой ее накрываете. Как будто рыбка зарылась в песке.

Теперь мы с вами поиграем в игру «Поймай рыбку»:

Воспитатель: Мы сегодня так много узнали. Вам понравилось? Мы замечательно погуляли по морскому дну и увидели много красивых рыб! Но нам, ребята пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

Мы вокруг себя покружимся,

С волшебством подружимся,

Раз, два, три в детский сад,

Всех нас верни!

Вот мы с вами и в детском саду.

Итог: Давайте вспомним, где мы с вами были сегодня? Кого мы там встретили? Что больше всего вам понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в средней группе «Путешествие в зимний лес»

МДОУ детский сад «Солнышко» общеразвивающего вида п. Алексеевский Советского р-на РМЭ            КонспектЗанятия по экологии в ...

конспект занятия по экологии в средней группе "Путешествие по майскому саду"

конспект предполагает использование презентации и рисуночного наглядного материала...

Конспект занятия по экологии в средней группе «Путешествие в подводное царство-государство»

Конспект занятия по экологии в средней группе«Путешествие в подводное царство-государство»...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема: «Путешествие в подводное царство-государство»

Конспект занятия по экологии в средней группеТема: «Путешествие в подводное царство-государство»...

Конспект занятия по экологии младшей группе «Путешествие в подводное царство-государство»

Конспект занятия по экологии младшей группе «Путешествие в подводное царство-государство»...

Конспект занятия по экологии в средней группе Тема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)

Конспект занятия по экологии в средней группеТема занятия: Путешествие капельки (образовательная деятельность экологического цикла)...

Конспект НОД по математике в средней группе по теме «В царстве - государстве геометрических фигур »

Цель: - формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности...