Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Шустрова Елена Андреевна

Конспект занятие по теме "Космос" для старше-подготовительной группы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №121 комбинированного вида Выборгского района Санкт-Петербурга

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие»

                                         Выполнила воспитатель: Шустрова Е.А

Санкт-Петербург

2019

Цель НОД: расширять знания детей о Солнечной системе, вызвать интерес к космическому пространству.

Программное содержание (задачи):

  1. Социально-коммуникативное развитие:

- формировать у детей чувство сплочения, единства, положительного эмоционального настроя внутри коллектива;

- учить высказывать свою точку зрения, слушать сверстников;

- воспитывать умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

2. Познавательное развитие:

- совершенствовать навык прямого и обратного счета;

- закрепить умение отгадывать загадки;

- познакомить с глобусом; объяснить на основе экспериментальной деятельности, что такое земное притяжение;

- дать представление о влиянии Солнца и Луны на планету Земля;

- расширить знания детей о профессии космонавта , воспитывать уважение к этой профессии;

- формировать умение делать умозаключения и выводы на основе опытно-экспериментальной деятельности.

3. Речевое развитие:

- активизировать словарный запас детей;

- развивать умение правильно отвечать на вопросы;

- развивать грамматически правильную речь.

4. Художественно-эстетическое развитие:

- развивать чувство прекрасного через красоту звездного неба.

5. Физическое развитие:

- способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей средствами физминутки.

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Словарная работа: галактика, скафандр, ракета, космонавт, гравитация, кратеры, космический корабль, глобус, лунные моря, спутник.

Оборудование: проектор, доска, глобус, модель машинки, игрушечный человечек, мячи, разрезные картинки, блоки-модули, числовой ряд, тазик с мукой, мячики разной величины.

Демонстрационный материал: презентация.

Раздаточный материал: резиновые мячи, числовой ряд (от 1 до 10), разрезные картинки.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята давайте поздороваемся с гостями.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться, доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам

И каждый становится добрым, доверчивым,

Пусть доброе утро длится до вечера!

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в путешествие. Только мы не поедем, а полетим. На чем можно лететь?

Воспитатель: Как называется человек, который управляет самолетом?

Воспитатель: А как называется человек, который летит в космос?

Воспитатель: Правильно! Профессия космонавта появилась совсем недавно. Космонавт - это человек, который испытывает космическую технику и работает на ней в космосе.  (Слайд  №2  Космонавт).

Воспитатель: Дети, а что такое Космос?

Необъятный мир, который находится за пределами Земли.

Воспитатель: Да, действительно, нет ему конца и предела. А знаете ли вы, что Космос еще называют другим словом – Вселенная.  Нас окружает Вселенная - это необъятный мир за пределами Земли.    (слайд №3 Космос)

Вселенная образовалась в результате, так называемого, Большого взрыва 15 млрд. лет назад. Из материи, которая понемногу охлаждалась, образовались планеты, звёзды, галактики, кометы и другие небесные тела.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто был первым космонавтам Земли?

Воспитатель: Совершенно верно, первым космонавтом Земли был Юрий Алексеевич Гагарин.  (Слайд  №4  Гагарин).

12 апреля 1961 года на корабле «Восток», он облетел вокруг Земли 1 раз за 1 час 48 минут. Он вернулся на Землю живым и здоровым. И ученые решили, что человек может жить и работать в космосе. Космонавты - мужественные люди. Они живут и работают в необычных условиях - в невесомости, в безмолвном и опасном космосе.

Воспитатель:  Представьте, что сегодня вы - космонавты.

                           Чтобы космонавтом стать,

                           Надо  очень много знать,

                          Быть проворным и умелым

                          И при этом очень смелым

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, кто может попасть в отряд космонавтов?

- Космонавтом хочешь стать, должен много-много…(знать)

- Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит …(труд)

- Ждут нас быстрые ракеты для полетов на … (планеты)

- Самый дружный будет наш, наш веселый …(экипаж)

Воспитатель: На чем отправляется в полет космонавт?

Дети: на ракете.

Воспитатель: правильно, на космическом корабле. Давайте постоим свой корабль из модулей.

Воспитатель: вот наш корабль готов, давайте пройдем за стол и выложим там цифры от 10 до 1.  А теперь давайте посчитаем.

Дети: 10-9-8-7-6-5-4-3-2-1- старт!

(Слайд №5 Запуск ракеты)

Воспитатель: Наша ракета оторвалась от Земли и вот уже мы с вами в открытом космосе.  А что мы увидим превым, вы узнаете, отгадав загадку.

Планета голубая

Любимая, родная,

Она твоя, она моя

А называтся… (Земля)

(Слайд №6  Земля из космоса).

Воспитатель: Какую форму имеет Земля?

Какого она цвета?

 Мы видим, что Земля имеет форму шара. Более темные участки на снимке - это вода на нашей планете, светлые - суша, самые светлые - это облака. Наша планета - огромный шар. Чтобы ее объехать вокруг, нужно много месяцев.

Давайте посмотрим на глобус. Глобус - это уменьшенная модель Земли, как и этот игрушечный автомобиль - уменьшенная модель настоящего автомобиля.

(Показ модели настоящего автомобиля).

Модель меньше настоящей машины в сотни раз, а глобус меньше Земли в миллионы раз. Мы живем примерно вот здесь

(Воспитатель показывает на глобусе).

Поставим сюда игрушечного человечка.

(Дети по одному пробуют поставить человечка)

Воспитатель: Почему человечек все время падает? Ведь мы живем  на такой же круглой планете и не падаем с нее.

Дети: (Предположения детей).

Воспитатель: Давайте проведем опыт. Подбросим вверх мяч. Он упал вниз?

Дети: Да.

Воспитатель: Конечно, он обязательно упадет вниз, на землю, как и любой предмет, подброшенный вверх. Почему же мяч падает?

Да потому, что на предметы действует сила земного притяжения-гравитация. Земля притягивает к себе все предметы и всех людей, которые на ней есть или ненадолго оторвались от нее. Вот почему мы не падаем с Земли, как этот человечек упал с глобуса.

Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.

Освещает ночью путь

Звездам не дает заснуть

Пусть все спят, ей не до сна

В небе светит нам..

Дети: Луна.

(Слайд №7  Луна с космоса).

Дети: Если постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться,

И до Солнца долететь.

И всерьез и понарошку,

Познакомиться с Луной.

Погулять на ней немножко

И вернуться вновь домой.

Воспитатель: Мы с вами прилетели на Луну.

А что такое Луна?

Давайте, выйдем из нашего космического корабля и прогуляемся по Луне.

(Проводится физ. минутка )

Взрослые и дети шагают по Луне.

                                                  Мы ногами топ-топ,

                                                  Мы руками хлоп-хлоп,

                                                  Мы глазами миг-миг,

                                                  Мы плечами чик-чик!

                                                  Раз - туда, два - туда,

                                                  Повернись  вокруг себя!

                                                  Раз - присели,

                                                  Два - привстали,

                                                  Руки к верху все подняли!

                                                  Раз - два, раз - два,

                                                  Возвращаться нам пора!

Дети возвращаются на места.

Воспитатель: Давайте посмотрим, как выглядит Луна с космоса.

Мы видим темные и светлые пятна.

Светлые пятна - это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли воды. Раньше люди этого не знали, поэтому и назвали их морями.

Луна - это не звезда и не планета, Луна - это спутник Земли, большой каменный шар, который в несколько раз меньше Земли. На Луне нет ни воды, ни воздуха. Там не бывает ни дождей, ни снега. На Луне нельзя жить. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Днем на Луне жара до 130 градусов, а ночью - мороз -170 градусов.

Воспитатель: посмотрите, поверхность Луны не ровная, на ней есть кратеры. Что это такое? Как они образовались?

Кратеры (слайд №8)

Воспитатель: Давайте проведём опыт (дети бросают мячики в муку, затем вынимают и видят, что образовались следы, такие же как от метеоритов на Луне).

Воспитатель: Первыми в космическом корабле на Луну слетали американские астронавты, первый человек, ступивший на Луну был Нил Армстронг.

(Слайд № 9 Человек на Луне)                                             

Воспитатель: Ребята, а почему мы видим то целую Луну, то половинку?

Луна светит потому, что ее освещает Солнце. С Земли Луну можно видеть, то круглой, то серпиком, иногда ее совсем не видно. Это происходит потому, что ее по-разному освещает Солнце, и мы видим только освященную часть Луны. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом один раз за месяц. Поэтому она все время меняет вид.  

(Слайд № 10 фазы Луны).

. 

Воспитатель: Поступил сигнал тревоги. К нашему кораблю приближаются осколки метеорита. (Слайд №11). Мы спасемся, если правильно отгадаем загадки.

Задачи на смекалку

1. Сколько ушей у двух мышей? (четыре уха)

2. Сколько лап у двух медвежат? (восемь лап)

3. Наступил январь. Сначала расцвели 3 яблони, а потом еще одна яблоня. Сколько яблонь расцвело? (ни одной)

4. У кошки две лапы левые, две лапы правые, две лапы передние, две лапы задние. Сколько лап у кошки? (четыре лапы)

5. Сколько ушей у двух ежей?

6. Сколько хвостов у четырех котов?

7. Сколько носов у трех слонов?

8. Сколько орехов в пустом стакане?

Спасибо, дети, что помогли мне решить эти сложные задачи.

Воспитатель:  Молодцы, с метеоритом вы справились, а теперь отгадайте загадку.

                                             Шар воздушный золотой,

                                             Над рекой остановился,

                                             Покачался над водой,

                                             А потом за лесом скрылся.    

                                                                                          (Солнце).

Воспитатель:  Правильно, это Солнце.

(Слайд № 12 Солнце).

Воспитатель:  Что такое Солнце? Какое оно?

Дети: Солнце - огромный раскаленный шар. Оно излучает тепло и свет, дает жизнь людям, растениям, животным. Но на самом Солнце нет жизни, там очень жарко.

Воспитатель: Да, вы все правильно рассказали.

Раньше считали, что Солнце - планета, как и Земля. Но сейчас ученые знают, что Солнце - это раскаленная звезда, очень яркая и горячая. Солнце, как печка, вокруг которой мы греемся, и как лампа, от которой идет свет. Земля вращается вокруг Солнца, получая от него живительные лучи. Как вы думаете, почему и животные и растения не могут жить без Солнца?

Дети: (Предположения  детей).

Воспитатель:  Ребята, к нам на корабль поступило зашифрованное послание. Как вы думаете, кто мог его нам прислать?

Дети: Инопланетяне. (Слайд №13)

Воспитатель: В своем послании инопланетяне приветствуют юных землян, желают им здоровья и предлагают собрать их портрет. (собирают портрет из разрезных картинок, звучит космическая музыка)

 Воспитатель: Молодцы! Вы обязательно будете настоящими космонавтами! А теперь пора отправляться в обратную дорогу, домой, на нашу любимую Землю!

    В космосе мы побывали,

В космонавтов поиграли

А сейчас пора прощаться

И на Землю возвращаться

Вот мы и вернулись домой, на Землю. Будем же любить, и беречь нашу планету!

Воспитатель: Ребята давайте вспомним, куда мы сегодня отправлялись в путешествие и что узнали нового и интересного.

 Что понравилось больше всего? Какое задание для вас было трудным?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Космическое путешествие» (Комплексное занятие для детей подготовительной группы)

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается м...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему "Перелетные птицы"

Конспект непосредственной образовательной деятельностив подготовительной группетема: « Составление рассказа о перелетных птицах, с использованием мнемотаблиц»  Приоритетная образовательная о...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Белоствольное чудо России».

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:«Белоствольное чудо России»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Открытка для папы»

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Открытка для папы»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Весна идёт»

Цель непрерывной образовательной деятельности:«Расширение представления о времени года «Весна»....

Методическая разработка. Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Знакомство детей с профессиями ветеринарной клиники"

Данный материал полезен, для того чтобы вызвать интерес к профессиям людей работающих в ветеринарной клинике.Активизация и пополнение детского словаря за счет слов по теме: питомец, ветеринарный врач,...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (5 – 6 лет) «Путешествие в джунгли. Спасение водопада»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.Цель: Расширять представлен...