"Огонь - наш друг или враг?"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Березина Ольга Николаевна

конспект НООД по формированию основ безопасного поведения с огнём в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ogon_drug_ili_vrag.docx30.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НООД по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста «Огонь  - наш  друг или враг?»

Задачи:

Образовательные:

 • дать детям представление о пользе и вреде огня, рассказать, что он издавна был другом человека;

 • расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни;

 • уточнить представления детей о причинах возникновения пожаров.

 Воспитательные:

 • воспитывать у детей ответственность за свою безопасность.

 Развивающие:

 • развивать речевую активность;

 • обогащать и активизировать словарь детей по теме занятия.

Материал: презентация на тему «Огонь - наш друг или враг?», книги разных авторов о пожаре (С. Михалков «Дядя Степа», Л. Толстой «Пожарные собаки», С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» и т.д.), карта путешествия, нарисованный факел на ватмане, картинки – огонечки с изображением пользы и вреда огня, медальки «Юный пожарный» по количеству детей, плакат по пожарной безопасности, сундук, клей-карандаши (по количеству детей), бумажные салфетки.

Место проведения: музыкальный зал.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Дети отгадайте загадку и узнаете, о чем мы с вами поговорим. 

 У меня характер яркий

 Аппетит у меня жаркий

 Я могу съесть целый дом

 Улицу, микрорайон

 Мне достаточно искры,

 Чтоб взметнулись вверх костры

 Ты рукой меня не тронь

 Обожжешься! Я - (огонь)

 (слайд 1)

Воспитатель: Слово «огонь» известно человеку с давних времен. А что вы знаете об огне? Как выглядит огонь? (Ответы детей) Верно, огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени все время в движении, они трепещут, дрожат. А где его можно увидеть? Огонь  человеку друг или враг? (ответы детей) Где мы можем узнать информацию об этом? (книги, ТВ, интернет, взрослый).  

(слайд 2)

Воспитатель:  Ой, ребята, посмотрите здесь какой – то кувшин, уж не сидит ли в нем знаменитый Джин?

 (слышится голос Джина).

Джин: Хо – хо – хо! Кто нарушил мой покой? За то, что разбудили меня, Придётся вам пройти много моих испытаний с помощью карты. Справитесь – будет вам награда, а если нет – ничего не получите.

Воспитатель: Кого мы с вами разбудили? Посмотрите, какую карту он нам дал. Это карта путешествия в мир огня. Сколько здесь испытаний? (Дети считают по нарисованным окошкам) Справимся с ними? Отправляемся в путешествие. А на чем можно путешествовать? (ответы детей) Я  предлагаю, на чем отправиться? (На ковре-самолете) (Слайд 3).

Слайд 4. 

Воспитатель: Мы с вами попадаем в город прошлого, в каменный век. В каменном веке первобытные люди уже научились добывать огонь. Как они это делали, кто расскажет? (Ответы детей: при помощи трения одной палки о другую, высекать из камня) (слайд 5) 

Воспитатель: Наши предки знали немало хитростей добывания огня. Они считали его живым существом и поселяли его жить в свои пещеры. Как вы думаете, как помогал огонь людям? (Ответы детей: он помогал людям выжить, спасал от холода, его использовали в охоте на животных, использовали для приготовления пищи) (слайд 6)

Воспитатель: Молодцы. Справились с первым заданием. Закроем фишкой первое окошко на карте (предлагается ребенку это сделать). Джинн нас отправляет в город Олимпию Древней Греции (слайд 7)

Воспитатель: В этом городе впервые стали проходить олимпийские игры. Кто знает, что такое олимпийские игры? (Ответы детей: спортивные соревнования спортсменов из разных стран) (слайд 8) 

Воспитатель: На олимпийских играх зародилась традиция зажигать от солнечного луча огонь в большой чаше. Этот огонь горел, все дни пока проходили Олимпийские игры. Как вы думаете, что же он мог символизировать, обозначать? (предположения детей)

Воспитатель: Олимпийский огонь символизировал мир и дружбу всех стран нашей планеты. Если олимпийские игры проходят зимой, как они называются? (ответы детей: зимние) А если летом? (ответы детей: летние)

 Кто знает, в каком городе проходили зимние олимпийские игры в прошлом году? (ответы детей:  в России, в городе Сочи) Молодцы. Скажите, в каком городе мы побывали? (Ответ детей: в Сочи). Чем известен этот город? (ответы детей: южный курорт).

Воспитатель: Закроем фишкой этот город на карте (ребенок закрывает магнитиком), летим дальше.

(слайд 9)

Воспитатель: Мы попали с вами в город Доброго огня.

Вспомните,  где еще люди могут применять огонь (ответы детей)  Сила огня очень велика. Посмотрите, где еще использую огонь? (слайд 10) (Ответы детей: для запуска ракет, космических кораблей).

(Слайд 11) 

Воспитатель: Как вы думаете, как помогает в больших печах на заводах огонь? (ответы детей: он помогает плавить металлы и стекло).

(Слайд 12)

 Воспитатель: А здесь где применяют огонь? (ответы детей: для изготовления кирпича  для обжига глиняных изделий)  

Воспитатель: Предлагаю вам сделать символ доброго огня в виде горящего факела. Подойдите к столу и выберите со стола только те картинки – огонечки, на которых показано как огонь помогает людям (дети выбирают и наклеивают на заранее нарисованном ватмане факел, воспитатель спрашивает у детей по ходу работы, что они выбрали из картинок и почему)

Воспитатель (показывает сделанный символ и говорит):

Люди силу и мощь ощутили

С той поры, как огонь приручили.

Но бывает огонь и другим -

Не согреет ладошек он ваших.

Превращает все в пепел и дым.

И жесток он, и  грозен, и страшен.

Воспитатель: И с этим испытанием мы справились. (Ребенок отмечает фишкой на карте) Отправляемся в следующий город.

(Слайд 13 )

Воспитатель: Как он называется? (дети отвечают:  город злого огня)

Какой вред может принести огонь? (могут сгореть вещи, дом, лес, погибнуть животные, люди)

(слайд 14) 

Воспитатель: Отчего может произойти пожар? (дети отвечают: баловство с огнём). Воспитатель дополняет ответы детей: от неправильного обращения с огнём; игра со спичками, не потушенный костёр, не выключенные электроприборы.

(слайд 15 )

 Воспитатель:

 - Если случился пожар, что ты будешь делать? (дети отвечают, педагог дополняет и конкретизирует ответы)

- если есть возможность, покинуть помещение, а не прятаться;  

- позвонить по телефону 01. Что ты сообщишь по телефону? (название посёлка, улицы, фамилию, где и что горит)

- позвать на помощь взрослых

- Если много дыма в помещении, что надо сделать? (ответы детей - закрыть нос и рот влажной тряпкой, накинуть на себя что-нибудь мокрое, двигаться нагнувшись).

- Молодцы, ребята! Что надо делать, чтобы огонь приносил пользу и радость? (ответы детей - правильно с ним обращаться).

 Физминутка «Не ошибись» (дети стоят в кругу).

 Воспитатель: Я буду называть слова, а вы, услышав слово, относящееся к пожару, должны подпрыгнуть: пожарный, торт, пила, огнетушитель, пакет, кисть, пожарная каска, ноты, огонь, спички, 01, стол, пожарная машина.

 Воспитатель: Молодцы, ребята! И с этим испытанием справились (Ребенок отмечает фишкой). Сколько  испытаний осталось? Летим в город Сказок.

(Слайд 16)

 Воспитатель: Вспомните произведения и сказки, в которых рассказывается о случаях пожара (дети называют произведения)

- Кто помнит эту сказку?

 А лисички взяли спички

 К морю синему пошли

 Море синее зажгли…

 - Из какой сказки эти строки? Кто автор? (ответ детей: К. Чуковский «Путаница»)

 -Кто зажег море и чем? ( ответ детей: лисички взяли спички) .

 -Чем тушил море крокодил? (ответы детей: пирогами, и блинами, и сушёными грибами).

 -Кто помог потушить огонь? (ответы детей: бабочка прилетела, крылышками помахала, стало море потухать и потухло).

 - Молодцы! Справились с заданием (Ребенок отмечает фишкой окошко).

 (слайд 17)

 Воспитатель: Мы попадаем с вами в Играй-город. Отгадайте загадки, а отгадку найдите на экране под нужной цифрой:

1. Пеной

Доверху набит,

На огонь

Всегда сердит.

Как увидит,

Так стремится

На него

Дождем пролиться (огнетушитель)

2. Выпал на пол уголек,

Пол из дерева зажег.

Ты не жди, и ты не стой

Побыстрей залей…(водой)

3. Он и жёлтый и сыпучий,

Во дворе насыпан кучей.

Он с тобой готов играть,

В беде взрослым помогать.

Что это? (песок)

 Игра «Четвертый лишний» 

Воспитатель: Найдите из четырех предметов пожароопасный предмет (слайд 18 – 19)

Итог занятия:

(Слайд 20)

 Воспитатель: Огонь может быть не только другом, но и врагом.  Девочки нам напомнят о пользе огня (девочки отвечают). Мальчики – о вреде огня (мальчики отвечают) (педагог хвалит детей)

Воспитатель: Огонь может быть не только другом, но и врагом. Что обещал Джин, если мы пройдем все испытания? Он мне шепнул на ушко и указал место, где лежит сюрприз. (Воспитатель находит сундук и достает из него для детей мндальки «Юный пожарный», костюмы пожарного, плакат).



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг».

Конспект досуговой деятельности на тему: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг». Задачи:- расширять и уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной     жизни...

Занятие "Огонь наш друг, огонь наш враг."

Цель:Показать роль огня в жизни человека, как положительную, так и            отрицательную. Закрепить знания о вреде и пользе огня. З...

Газета для родителей "Огонь - наш друг, огонь - враг"

Интересная форма работы с родителями....

"Огонь - наш друг, огонь - наш враг"

Презентация на тему "Огонь - друг и враг". Наглядная демонстрация двух ипостасей огня. Памятка детям при пожаре....

Конспект физкультурного развлечения по пожарной безопасности для детей подготовительной к школе группы "Огонь - наш друг, огонь - наш враг"

Материал адресован работникам дошкольных учреждений.Цель:выработать навык правильного анализа и адекватного поведения в экстремальной ситуации, т.е. грамотных действий в тех условиях, которые могут се...

Поделки на тему "Огонь - наш враг, огонь - наш друг".

"Сам не справишься с пожаром,Этот труд не для детей.Не теряя время даром,"01" звони скорей.Набирай умело,Чтоб не всё сгорело!...

«Огонь – наш друг, огонь – наш враг».

Программное содержание:·         Обучение детей ориентировке в проблемных ситуациях;·         Формировать у детей ...