Конспект организации НОД детей в старшей группе с учетом образовательных возможностей и психофизиологических особенностей части воспитанников, испытывающих умеренные трудности в процессе обработки сенсорной информации "Мы рады зиме"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Рязанцева Галина Владимировна

В данном конспекте размещен материал для проведения занятия для детей с ОВЗ, имеющими затруднения в сенсорном восприятии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_sensorika.doc125.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект организации непосредственно образовательной деятельности детей в старшей группе с учетом образовательных возможностей и психофизиологических особенностей части воспитанников, испытывающих умеренные трудности в процессе обработки сенсорной информации

по теме: «Мы рады зиме»

Цель: Обогащение сенсорного опыта детей.

Задачи приоритетной образовательной области:

  • «Познавательное развитие» –  развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий и  первичных представлений об   объектах окружающего мира, их  свойствах и отношениях, развивать проприоцептивную и кинестетическую чувствительность, мелкую моторику пальцев;  

Образовательные задачи в интеграции образовательных областей:

  • «Речевое развитие» - обогащение активного словаря (блестящий, белый, холодный; лед скользкий, гладкий; приглашение); развитие связной, грамматически правильной   речи.)                                                                  
  • «Художественно-эстетическое развитие» - развитие продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении;  
  • «Социально-коммуникативное развитие» - воспитывать эмпатические чувства, желание оказывать друг другу эмоциональную поддержку.
  • «Физическое развитие» - приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений;
  • «Познавательное развитие» - формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, их  свойствах и отношениях: обогащение и  систематизация представлений детей о свойствах льда; обобщение  представлений детей о признаках зимы (зимой идет снег; солнце светит, но не греет; деревья стоят без листьев; на улице холодно; люди тепло одеты; зимой бывает лед; лед – это замерзшая вода);   развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Планируемые результаты НОД:

Целевые ориентиры: ребёнок   проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности;  активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми; различает условную и реальную ситуации; ребёнок проявляет любознательность,  интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения  явлениям  природы; склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы;  владеет устной речью,   может использовать речь для   построения речевого высказывания в ситуации общения; ребёнок   может следовать   правилам в разных видах деятельности, соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;   у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,   владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Предпосылки УД: коммуникативные – умение слушать и отвечать на вопросы; участвовать в совместной деятельности; познавательные –  умение ориентироваться по условным обозначениям; выделять существенные признаки объектов окружающего мира  (признаки зимы; свойства снега и льда);  регулятивные – умение осуществлять действия по образцу и заданному правилу;  умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.   

 

Оборудование: «Зеркальный шар», фонарик, конверт с рисунком «Зимы», «медальоны» с разными запахами (футляры от киндер-сюрпризов с отверстиями, картинки фруктов, овощей, хвои,  пушистые варежки, елочка, ленточки, замороженные бусины.

Структура НОД

Содержание НОД

Образовательная область (вид деятельности)

Формы работы

Наличие средства

Образовательные цели и задачи по ФГОС

Итоговый образовательный результат (целевые ориентиры)

Вводная часть

Дети входят в группу. Игровая зона.    Создание «волшебной» атмосферы с помощью эффекта плавающих по всему залу, (группе) световых пятен. На зеркальный шар направляется луч света.                                                                    -На что похожи эти пятна?                              -Что вы себе представляете, глядя на них?                                                                           -Правда, похоже на звездное небо? В детстве я любила смотреть на звездное небо и мечтать. А вы? О чем вы мечтаете? (о путешествиях, о подарках)                                                             -Посмотрите, ребята, мы не сразу заметили, а теперь при свете огоньков видна коробка. Давайте посмотрим, что это за сюрприз. Воспитатель достает из коробки  конверт (на конверте изображены    снежинки  и зимние узоры).

- Ребята,  что у меня в руках?

- А что на нём изображено?

- Ребята, здесь на конверте написано – приглашение.

- А что такое приглашение, как вы думаете?

- Интересно,  от кого может быть это приглашение, как вы считаете? Выслушиваются предположения детей.

Познавате-льное развитие

(коммуни-кативная)

Рассматрива-ние

Слово, установка «Зеркальный шар»

Развитие интересов детей, любознательно-сти,   познавательной мотивации; формирование познавательных действий и  первичных представлений об   объектах окружающего мира

Обогащение активного словаря

Ребёнок    активно взаимодействует со   взрослым

Различает условную и реальную ситуации;   проявляет любознательность

Владеет устной речью,   может использовать речь для   построения речевого высказывания в ситуации общения

Вводная часть

- Сейчас я вам загадаю загадку, и мы с вами узнаем, кто же прислал нам такой красивый конверт.

- Дел у меня немало – я белым одеялом

Всю землю укрываю, в лед реки убираю,

Белю поля, дома, зовут меня…. (Зима).

 - Ребята, так кто же прислал этот сюрприз?

-А  прислала его сама Зимушка – Зима.  И приглашает она нас поиграть. Ну что отправляемся в путешествие?

Познаватель-ное развитие

(коммуникати-вная)

Рассматривание

Слово

Развитие интересов детей, любознательно-сти,   познавательной мотивации

Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира

Ребёнок    активно взаимодействует со   взрослым,  проявляет любознательность

- Ребята, что нам надо сделать, если мы с вами собираемся пойти зимой в лес?  (Ответы детей).

 - Конечно, надо тепло одеться:

Все на улицу – вперед! (одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак (меняем).

Физическое развитие

(двигательная, коммуникативная)

Физкульт-минутка (логоритмическое упражнение)

Слово и

движение

Приобретение опыта двиг. деятельности, направленной на разв-е координа- ции движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений

У  ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,   владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

Структура НОД

Содержание НОД

Область (вид деятельнос-ти)

Формы работы

Средство

Цели и задачи по ФГОС

Результат

(целевые ориентиры)

  Теплые  штаны наденем, (ладонями проводим по ногам).

Шапку, шубу, валенки (ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами).

Руки в варежках согреем (круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони)

И завяжем шарфики (ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи).

 - Все тепло оделись?

-  А теперь давайте дружно скажем волшебные слова:

1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши)

В зимний лес пойдем гулять (ходьба на месте)

Влево, вправо наклонись (наклон влево, вправо)

Вокруг себя обернись (покружиться)

В лесу зимнем окажись.

  Физическое развитие

(двигатель-ная, коммуникативная)

Физкультминутка (логоритмическое упражнение)

Слово и

движение

Приобретение опыта двигательной деятельности, направленной на развитие координации движений, крупной и мелкой моторики рук, выполнение основных движений

У  ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен,   владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими.

 

Структура

Содержание НОД

Область (вид деятельно-сти)

Формы работы

Средство

Цели и задачи  по ФГОС

Результат (целевые ориентиры)

Основная часть

- Ребята, вот мы  и   в зимнем лесу. Смотрите, какая еще одна красивая коробка.  В коробке находятся медальоны с запахами (апельсина, мандарина, лука, чеснока, яблока, хвои).-   Давайте откроем ее и попробуем узнать запахи зимы.

Дидактическая игра «Узнай по запаху»

-Отгадайте по запаху, что спрятано в медальонах и покажите соответствующую картинку.

Стихотворение «Запах Нового года»  Вкусно пахнет Новый год!                     Скоро, скоро он придет!                                    Пахнет он смолистой хвоей,     Мандаринов кожурою,                       Пахнет сдобным тестом сладким                 И ванильной шоколадкой!                     -Какой праздник ждут зимой все ребята?                                                              -Что он нам принесет?

 

 

Речевое развитие

(коммуникативная)

Игра на определение запахов, беседа

Слово, коробка с медальонами из киндеров и «сюрпризы» в них.

Обогащение активного словаря; развитие обоняния, связной, грамматически правильной   речи.

 

Ребёнок   проявляет инициативу и самостоятельность в   общении.

 Различает условную и реальную ситуации;   проявляет любознательность.

Обладает элементарными представлениями из области живой природы;  владеет устной речью,   может использовать речь для   построения речевого высказывания в ситуации общения.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности – умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Структура

Содержание НОД

Область (вид деятельно-сти)

Формы работы

Средство

Цели и задачи  по ФГОС

Результат (целевые ориентиры)

Основная часть

Давайте представим себе, что мы находимся в лесу: ветерок шумит, снежок хрустит, дятел по дереву стучит. Мы присели на полянке. Как хорошо, приятно и спокойно отдыхать! Но что это?

Вот хрустнула ветка, вот еще одна… Кто это? Как страшно нам стало! Мы сжались в комочек, застыли. Брови подняли вверх, глаза широко раскрыли, рот приоткрыли. Боимся пошевелиться и вздохнуть, голову втянули в плечи, глаза закрыли. Ой, страшно! Что же это за огромный зверь?

И вдруг у своих ног мы услышали: «Ой!». Открыли глаза. Да это же зайчата! Возьмите их в руки (пуховые варежки). Расскажите о своих зайчатах, какие они?

Вот видите, дети, зайчики ласковые. А мы - то думали, что это? Кого вы себе представляли? А на самом деле это были маленькие зайчата. Поэтому в народе говорят «У страха глаза велики!».

Речевое развитие

(коммуникативная)

Ситуативный разговор, тактильное изучение предметов

Слово, обследовательские действия

Развитие тактильной чувствительности связной, грамматически правильной   речи.

 

Ребенок  владеет устной речью,   может использовать речь для   построения речевого высказывания в ситуации общения.

-Скажите, какое дерево в декабре самое главное?

-Конечно елка! Елке в каждом доме рады. Наряжают ее, как королеву, украшают, балуют обновками, песенки ей поют. Елки в декабре повсюду: живые и искусственные, маленькие и большие. Я для вас приготовила маленькую елочку.

Воспитатель вносит елочку, предлагая детям  потрогать ее и ответить на вопрос какая она. Проводится сравнение с зайчатами.                    Давайте ее украсим. Предлагаю нарядить ее разноцветными бантиками. Выбирайте, какой цвет понравился (дети называют цвета ленточек).                                           -Завязывают бантики и располагают их на елке (обговорить: выше - ниже - между).

Познаватель-ное развитие

(речевое)

Практические действия. Рассматривание

Слово, Обследователь-ские действия

Формирование познавательных действий и  первичных представлений об   объектах окружающего мира.

 

  Ребенок   проявляет любознательность.

Обладает элементарными представлениями из области живой природы;  владеет устной речью,   может использовать речь для   построения речевого высказывания в ситуации общения.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности -  умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Основная часть

Хороша наша елка. Но чего-то не хватает! (ответы детей)

Да! Надо добавить бусы, я сейчас принесу бусинки.

Внести кубики льда с замороженными в них бусинками.

Странно но, здесь только льдинки. 

-  А что такое лед?

 (лед – это замерзшая вода)

- Как можно сказать про лёд, какой он?

- Давайте возьмём  льдинки в руки.  

Что вы чувствуете, какой лед на ощупь? (лед холодный, твердый, гладкий, скользкий).

-Я нечаянно уронила их в воду. А Дед Мороз заморозил их и попали бусинки в плен. Как же быть?                    

Как можно освободить бусинки из ледяного плена? (Высказывания детей).

-Погреть в руках;  

-положить на батарею;  

-отковырнуть ножом;                                      -положить в теплую воду;                                -оставить в группе.

Выбираем три гипотезы и проверяем:                                                    1. Поставить на батарею.                                2. Погреть в руках.                                       3. Положить в теплую воду.

Предлагаю разделиться на группы: кто, какую картинку выберет,   тот такой способ и будет использовать (воспитатель предлагает по количеству детей картинки с условным обозначением способа разморозки льда, дети выбирают картинки и распределяются по трем группам, у каждой группы – свой стол с соответствующим условным обозначением и оборудованием).                 Дети проводят опыты, используя выбранный способ разморозки льда, воспитатель оказывает индивидуальную помощь.

Вывод: быстрее всего бусинки освободила теплая вода.

Познаватель-ное развитие

(познавательно – исследовательская)

Практические действия. Рассматривание

Практические действия

Ситуативный

Разговор

Обследовательские действия , слово

Наблюдение

Опыты

Слово

Формирование познавательных действий и  первичных представлений об   объектах окружающего мира, их  свойствах и отношениях.

 

Развитие интересов детей, любознатель-ности и познавательной мотивации

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Ребёнок   проявляет инициативу и самостоятельность в   познавательно-исследовательской деятельности;      проявляет любознательность,  интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения  явлениям  природы; склонен наблюдать; обладает элементарными представлениями из области живой природы;  

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности -  умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Ребенок  склонен наблюдать, экспериментировать; обладает элементарными представлениями из области живой природы.

Основная часть

Нанизываем бусинки на нитку, украшаем елку.

Художественно-эстетическое

Выполнение поделки

Практические действия, слово

Развитие мелкой моторики рук продуктивной деятельности детей; удовлетворение потребности детей в самовыражении

У ребенка хорошо развита тонкая моторика пальцев и рук,  проявляет инициативу и самостоятельность в выполнении задания

Структура

Содержание НОД

Область

(вид деятельности)

Формы работы

Средство

Цели и задачи по ФГОС

Результат

(целевые ориентиры)

Заключительная часть

- А теперь, давайте скорей возвращаться в детский сад.    

- Дружно скажем волшебные слова: 1, 2, 3, 4, 5 (хлопаем в ладоши).

В   лес ходили мы гулять (ходьба на месте).

Влево, вправо наклонись

(наклон влево, вправо)

Вокруг себя обернись (покружиться).

В детском садике  окажись!

Физическое развитие

(коммуникативная,

двигательная)

   Логоритмическое упражнение  

Игровые двигательные действия

Слово

Приобретение опыта двигательной деятельности  

Ребенок подвижен,   владеет основными движениями

Заключительная часть

- Ребята, сегодня мы с вами были на прогулке в лесу.  

- А кто нас с вами туда пригласил?

- Что мы видели в зимнем лесу?

 - Что интересного было для вас сегодня, что  особенно понравилось и запомнилось?

Речевое развитие(коммуникативная)

Ситуативный

разговор

Слово

 Развитие связной, грамматически правильной   речи.

 Ребенок владеет устной речью,   может использовать речь для   построения речевого высказывания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС

Конспект по ФЭМП для детей старшей группы с участием  "Цветика -семицветика". В конспекте даны задания на развитие логического мышления, для закрепления порядкого и количественного счёта, умению ...

Конспект занятия по математике в старшей группе с учетом ФГОС

Детям понравится играть с героями мультфильма" Фиксики" :-) ...

КОНСПЕКТ НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС Тема: «Цветик - семицветик».

КОНСПЕКТ НОД ПО МАТЕМАТИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С УЧЕТОМ ФГОС Тема: «Цветик - семицветик»....

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: "Деление предмета на две равные части".

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе на тему: "Деление предмета на две равные части"....

Конспект организации нод детей в старшей группе по теме « У белочки в гостях»

Содержит  разнообразные речевые игры и упражнения, чистоговорки, дидактические игры....