экспериментирование « Физика для малышей»
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Здесь содержится примерное планирование по эксперементированию на год старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Экспериментирование « Физика для малышей»
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребёнка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, протекающая в форме экспериментальных действий. Как доказал, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии и саморазвитии ребёнка, на способности обучатся в дальнейшем. Именно экспериментирование является одним из ведущих видов деятельности у маленьких детей. Для ребёнка важен конечный результат – создание базы данных о мире. И он стремиться достигнуть его любой ценой.
Не для кого ни секрет, что ребенок дошкольник по природе своей – исследователь. Осознанное экспериментирование как способ познания мира, начавшись примерно в пятилетнем возрасте, сохраняется в течение всей жизни. Именно поэтому он вовлечен в исследовательский поиск практически постоянно. Это его нормальное, естественное состояние. Уже в младшем дошкольном возрасте, познавая окружающий мир, ребенок стремиться, не только рассмотреть предмет, но и потрогать его руками, языком, понюхать, постучать. В старшем возрасте многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, почему загорается лампочка, из чего все сделано и т. п. В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что – то новое. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то – же время знакомит с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Ценность реального эксперимента, в отличие от мыслительного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно новый продукт.
Экспериментирование всегда считалось эффективным способом обучения детей. И, наверное, выход в одном – в широком внедрении метода организованного и контролируемого детского экспериментирования дома и в детском саду, индивидуального и коллективного, во всех видах деятельности.
Общаясь с детьми своей возрастной группы, я отметила, что детей интересует, почему зимой идёт снег, а летом дождь, почему горит лампочка, почему не все предметы притягиваются к магниту и т. п. У детей возникает масса вопросов, на которые они самостоятельно не могут дать ответ. Для того чтобы поддержать интерес к экспериментальной деятельности, расширить знания детей я решила открыть «Школу волшебников», где в совместной исследовательской деятельности взрослого с детьми (опыты, эксперименты), ребёнку будет предоставлена возможность изучать окружающий мир, делать свои открытия и изобретения.
Определила цель:
Создание условий для развития поисково - познавательной деятельности детей 5-7 лет как основы интеллектуально - личностного, творческого развития.
Задачи;
1 . Развитие у детей дошкольного возраста предпосылок диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, что, в свою очередь способствует проявлению творческих способностей.
2. Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств ( эталонов, символов, условных заместителей, моделей ).
3.Расширение перспектив поисково - познавательной деятельности путём включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия.
4.Поддержание у детей инициативы, сообразительности, пытливости, самостоятельности, оценочного и критического отношения к миру.
Программу « Физика для малышей» составила с учетом детских интересов и возможностей. В основе программы представлены методические рекомендации по проведению занятий с использованием экспериментирования , , и методические разработки «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» , «Детское экспериментирование» , «Неизведанное рядом» . Программа рассчитана на детей в возрасте от 5 до 7 лет. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией , «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией .
Иными словами, данная программа не является искусственной надстройкой, и поэтому естественно и органично интегрируется в целостный педагогический процесс.
Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю, длительностью 20 минут. Всего 32 занятия в год. Диагностика проводилась 2 раза в год: вводная – сентябрь, итоговая апрель. Для изучения познавательных способностей детей использую методики «Маленький исследователь» под редакцией , «Выбор деятельности», «Радости и огорчения» под редакцией . Что позволяет сделать выводы о том, как дети умеют наблюдать, задавать вопросы, классифицировать, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
В данной программе разработан цикл занятий по темам: «Из чего все сделано?» (знакомство со стеклом, пластмассой, железом, бумагой); знакомство с физическими явлениями «Свойства воды», «Магнетизм», «Электричество». Особенностью курса является выделение специального времени на занятия в кружке «Школа волшебников», направленного на развитие основных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Тематическое планирование занятий в кружке « Физика для малышей» (Старший дошкольный возраст)
Дата | Тема | Содержание | Задачи |
Сентябрь | Вода | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды (льется, течет, прозрачная, чистая вода не имеет вкуса и т. п.) | Делать выводы на основе полученных знаний о свойствах воды. Объяснять изменение агрегатного состояния воды под воздействием температуры. Уметь проводить и объяснять опыты в ходе которых, выявляются свойства воды. Уметь выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Понятно для окружающих выражать свои мысли |
Октябрь | Магнетизм | Познакомить детей с понятиями «магнит», «магнетизм» | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о магните и его свойствах: притягивать к себе металлические предметы, область применения (собрать булавки, рассыпанные по полу, определить направление пути по компасу, магнитофон снабжен магнитной головкой и т. п. Учить самостоятельно делать выводы на основе практического опыта с магнитом. Учить определять какие предметы притягиваются к магниту. Учить пользоваться полученной информацией |
Ноябрь | Электричество | Познакомить детей с понятием «электричество», «электрический ток», «статическое электричество» | Сформировать у детей представление об устройстве розетки, выключателя, вилки, структуре проводов, электрической лампочки, устройстве электроприборов; создании статического электричества. Уметь устанавливать причину возникновения статического электричества, собирать простейшую электрическую цепь. Знать меры безопасного взаимодействия с электричеством |
Декабрь | Стекло |
о признаках и свойствах стекла | Делать выводы на основе полученных знаний о свойствах стекла Уметь проводить и объяснять опыты в ходе которых выявляются свойства стекла Понятно для окружающих выражать свои мысли. Знать меры безопасного взаимодействия со стеклом |
Январь | Метал | Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о признаках и свойствах металла | Уметь рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдать Уметь выдвигать гипотезы, сравнивать и делать выводы. Учить пользоваться полученной информацией |
Февраль | Пластмасса | Познакомить детей со свойствами пластмассы | Уметь делать выводы на основе полученных знаний о пластмассе Учить самостоятельно делать выводы на основе практического опыта с пластмассой. Уметь обследовать предметы с разных сторон, выявлять зависимости. Развивать дружеские взаимоотношения во время работы. |
Март | Дерево | Познакомить детей со свойствами дерева | Способствовать расширению знаний детей о свойствах дерева. Уметь делать выводы на основе ранее полученных знаний. Уметь договариваться друг с другом для решения общей задачи |
Апрель | Бумага | Познакомить детей со свойствами бумаги | Уметь делать выводы на основе полученных знаний о свойствах бумаги. Учить самостоятельно, делать выводы на основе практических действий с бумагой. Развивать чувство взаимовыручки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/05/picture-1224994-1583427599.jpg)
Мастер-класс для родителей в рамках работы клуба "Физика для малышей"
Викторина с элементами шоу «В лаборатории Всезнамуса». Провели мастер-класс руководители клуба: Болотова А.А., ШурыгинаВ.А....
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/26/picture-1153906-1587919340.jpg)
Программа занятий в кружке "Физика для малышей"
В материале представлен план работы кружка на год по знакомству детей с элементарными физическими понятиями и явлениями....
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-965541-1509273478.jpg)
Познавательно-исследовательский проект «Физика для малышей»
Познавательно-исследовательский проект «Физика для малышей»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322222-1615883111.jpg)
ФИЗИКА для малышей - конспект НОД для старшего дошкольного возраста
КОНСПЕКТ НОД для детей старшей группы "Физика для малышей"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/16/picture-1322222-1615883111.jpg)
"Физика для малышей" -конспекты занятий кружка для детей подготовительной группы
"Физика для малышей" -конспекты занятий кружка для детей подготовительной группы...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/22/picture-409436-1697995815.jpg)
Познавательный проект "Физика для малышей"
План проектной деятельности для детей старшего дошкольного возраста "Физика для малышей". Целью проекта является создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/27/picture-814171-1669550216.jpg)
Взаимодействие с детьми: "Неделя физики для малышей"
Летний период в дестком саду - это новые идеи в работе с детьми. А еще в летний период двери моего логопедического кабинета закрываются и я выхожу работать на группу. В этом году я работала с малышами...