Картотека прогулок по теме "Насекомые и их знакомые"
картотека по окружающему миру (старшая группа)

Фадеева Ирина Евгеньевна

Уважаемые коллеги! Скоро лето!. Представляю вашему вниманию картотеку прогулок по теме "Насекомые и их знакомые"

ПРОГУЛКА№1 КУЗНЕЧИК

! Возьмите на прогулку мелки, сантиметр, пластилин.

Беседа. Сегодня на прогулке мы будем изучать кузнечиков. Что вы знаете о них? Где живут? (в кустах, на поле, на опушке леса и в степном разнотравье). Чем питаются? (насекомыми (тля, гусеницы жуки и т.д.), растениями). Враги? (мелкие грызуны, жабы, ящерицы). Маскировка? (коричнево-зеленый окрас помогает скрыться в траве). Размножение? (летом откладывают в землю яйца по 70-100 штук). Как передвигаются? (прыгают на расстояние в 40 раз больше длины их тела). Интересное! Орган слуха находится на ногах, а стрекочет он крыльями.                           

Кузнечики—маленькие и невероятно прыгучие насекомые. Поэтому девизом нашей прогулки будет «Прыгай!».                                                                                                                                                 

П/игра «Кузнечик». При помощи сантиметра измерьте рост ребенка и отметьте его мелками на асфальте. Теперь начнем прыгать. Встаньте к линии ног или головы и прыгните вперед. Удалось перепрыгнуть свой рост? А кузнечик может прыгнуть в 20 раз дальше, чем размер его тела. Вспомните, чем питается кузнечик и снова прыгайте. (называем еду для кузнечика, а ребенок прыгает, если ее может насекомое съесть. Если нет, стоит на месте.)                                               

П/игра «Полоса препятствий» (поиграйте в личинку, которая смогла ее преодолеть). Рисуем преграды мелками на асфальте. Можно выложить из веточек, листиков и камушков. Обозначьте, какие препятствия можно перешагнуть, какие перепрыгнуть(на1или2ногах).                                         

Сбор палочек, веточек, камушков и листиков. (соединяйте их пластилином сконструируйте своего кузнечика.)                                                                                                                                

Разучите с детьми песню «В траве сидел кузнечик».

ПРОГУЛКА№2 МУРАВЕЙ

 

! Возьмите на прогулку лупу, сладкий фрукт (дольку), лопатки для песочницы.

Наблюдение. Муравья найти несложно, поэтому ищем! Очень пригодится вам в этом лупа. Когда муравей будет найден, достаньте кусочек заготовленного фрукта и положите его на землю рядом с муравьем. А теперь доставайте лупу, садитесь на корточки и наблюдайте.                                                             

 Загадка : Он работник настоящий. Очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом ,Из хвоинок строит дом.                                                                                                                                                                                                                             

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (в муравейнике из веток и хвои высотой больше, чем рост папы). Чем питаются? (растительной и животной пищей, соком тли. Делают запасы на зиму). Враги? (Медведи, ежи, лягушки, рыбы, птицы, кроты, ящерицы). Как живут? (Имеют профессии: военные, строители, врачи, фермеры). Размножение? (есть «царица», которая откладывает яйца). Как передвигаются? (Передвигаются при помощи 6-ти лапок с коготками). Интересное! Муравьи общаются с помощью запаха. Для общения друг с другом они пользуются разнообразными сигналами: прикасаясь к другому муравью ногами, усиками или головой. Давайте и мы попробуем прикосновением пообщаться. (Сначала дотрагиваемся до ребенка так, чтобы передать короткое послание. Потом узнайте, понял ли он вас. Поменяйтесь местами.).                                            

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли» От друзей муравьишка отстал. (Дети приставляют ладони к щекам, ритмично покачивают головой). Ножку тонкую он поломал. (Ритмично сгибают и разгибают ноги). Травкой быстро ее обмотал В муравейник скорей побежал. (Ритмично бегут на месте). Ну, а солнце за лес уж зашло.. Стало сразу так страшно, темно. (Ритмично закрывают глаза ладонями). Хорошо, что друзья помогли. Муравьишку домой принесли. Мо-лод-цы! (Делают ритмичные хлопки).                                                                                                    

Игры с песком «Строим муравейник» (дополняем веточками ).                                                                          

П/игра «Враги для муравья» (дети- это муравьи. Они выходят на поиски еды из муравейника-песочницы (который построили). Вы в любой момент его прогулки кричите «Название животного/птицы вышел на охоту» и если тот, кого вы назвали враг муравья, то дети быстро бегут в муравейник. Если нет, то гуляют. Вы же пытаетесь поймать маленького муравьишку. Если он забежал в домик-муравейник, то вы ему уже не страшны.). 

 

Прогулка№3 ОСА

! Возьмите на прогулку пластилин и гуашь (желтая/ черная/ белая). Желтый шарик (предварительно маркером нарисуйте черные полоски на нем, повязки жёлтого цвета на голову.                                                     

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (В гнезде, которое называется улей). Чем питаются?

(Соком ягод и плодов). Враги? (Клещи, жуки, шершни). Защита? (Используют жало с ядом и челюсти ). Размножение? (В улье матка-«царица» ос откладывает яйца). Как передвигаются? (На спине две пары крыльев). Интересное! Опасное жало есть только у ос женского пола.

Речевая игра (придумайте рифмы к слову оса. Оса-коса-колбаса-роса ит.д.)

Игра-имитация «Осы». Предложите детям изобразить летающую осу на прогулке. За хищный нрав и схожую окраску ос еще называют «летающими тиграми». А как может выглядеть летающий тигр? (дети изображают ).

Какого цвета оса? Желто-черного. Предложите детям искать сегодня на прогулке все желто-черное (машина, одежда и пр.).

Сбор веточек и камушков.  (Из веточек выкладываем соты, раскрашиваем камушки под ос.). Рисуем палочками на земле соты и раскладываем в них своих ос. Д/ игра «Покорми пчел» (найти плоды для питания или сок растений).

Лепка из пластилина (слепить яйца-потомство). Нарисовать на земле/песке палочкой соты и разложить яйца в них. В каждой соте по одному яйцу.

П/ига «Осы» («Осы» стоят в центре круга своей группы. У каждой «осы» на голове желтая повязка. Другие игроки держат левую руку на правой щеке ладонью вверх. По сигналу ведущего «осы» начинают с жужжанием двигаться от одного игрока к другому по ходу часовой стрелки. Они стараются ужалить (коснуться рукой) в ладонь одного из игроков. Ужаленный игрок, не сходя с места, старается поразить «осу» — стащить с нее повязку. Если «оса» сможет ужалить 3 игроков и не будет при этом пораженной, она меняется местами с одним из игроков.).

П/игра «Поймай осу». Надуйте посильнее шарик и отпустите. Он полетит резко. Задача детей поймать его. Завяжите надутый шарик играйте им не давая коснуться до земли. Если шарик упадет, тот, кто его упустил называет какой-нибудь факт об осе (что он запомнил.)

Прогулка№4 БОЖЬЯ КОРОВКА

! Возьмите на прогулку мелки, пластилин.

 

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (В траве на опушках леса, степях, лугах, садах.). Чем питаются?

(Хищница. Питается тлей, клещами, гусеницами, личинками). Враги? (Птицы, лягушки, ящерицы). Защита?    (Пятна на спине предназначены для отпугивания хищников). Размножение? (Откладывает личинки). Как передвигаются? (Летает при помощи двух крыльев.). Интересное! Умеют притворяться мертвыми, чтобы избежать опасности.

Выучить присказку «Божья коровка улети на небо…». Как только найдете коровку обязательно расскажите ей присказку.

Д\игра «Из каких частей состоит»: «Божья коровка, покажи мне твою головку». Ребенок показывает, поочереди называем разные части. (предварительно, поговорите о том из каких частей состоит божья коровка: крылья, надкрылья, брюшко, ножки, усики, голова. А какие части тела есть у нас?).

Божья коровка умеет притворяться мертвой, чтобы избежать опасности.

П/игра «Берегись» (водящий-птица, остальные–коровки. Коровки летают с цветочка на цветочек (их можно нарисовать на асфальте мелками). Вдруг появляется птица. Дети-коровки должны замереть при приближении. И так стоять, пока водящий не уйдет/отвернется. Если шелохнулись, то проиграли).

Рисование на асфальте «Божьи коровки» (они бывают самых разных цветов. Нарисуйте несколько представителей: красную, желтую, черную. Предложите придумать свою).

Расскажите, что Божьим коровкам существуют даже памятники во многих странах: Японии, Варшаве, Сеуле, во французском городе Мийои, в России-в Волгограде Придумай свою скульптуру божьей коровки. (Ее можно вылепить из песка или сконструировать из природных материалов, собранных на прогулке. Скрепляйте природный материал пластилином).

Речевая игра «Придумайте историю из жизни божьей коровки», основываясь на информации, которую узнали дети , одно предложение говорит воспитатель, второе ребёнок, вы третье и т.д.

Прогулка№5 БАБОЧКА

! Возьмите на прогулку шаблон бабочки, мелки, фантики, нитки, гуашь, кисточки.

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (Зимует в дуплах и под корой деревьев, в пещерах, подвалах и на чердаках домов). Чем питаются? (Питается нектаром цветов через хоботок). Враги? (Птицы, осы, стрекозы, богомолы, ежи, лягушки, грызуны). Маскировка?  (Узор на крыльях призван обмануть врага.). Размножение? (Яйцо –личинка (гусеница) –куколка –бабочка). Как передвигаются? (Летает при помощи четырёх крыльев.). Интересное! Бабочки различают всего три цвета: красный, зеленый и желтый.

Дайте ребенку шаблон бабочки. Пусть он прикладывает его к любым понравившимся фонам. Бабочка будет менять окрас. Задача ребенка придумать ему название.

Сбор природного материала: камни, палочки, листочки. Раскрасьте их гуашью и выкладывайте бабочек прямо на асфальте.

Игра на развитие речевого дыхания «Отправьте бабочку в полет». Найдите листики. Это будут бабочки. Положите его на ладошку и дуйте, чтобы он полетел. Можно устроить соревновательный момент. Встать рядом и дуть на листик. У кого листик улетит дальше, тот выиграл.

П/игра. Сделайте совместно с детьми бабочки из фантиков на ниточке и пустите их полетать по участку держа за ниточку.

Расскажите, как появляется бабочка. Пока вы рассказываете, дети должны без слов жестами или всем телом создавать иллюстрацию к вашему рассказу. (Бабочка откладывает яички. Из них вылупляются личинки-гусеницы. Они поедают листву растений. Едят много. Наевшись, гусеница подрастает и из отверстия на брюшке начинает выделять тонкую нить. Этой нитью она обматывает себя, превращаясь в кокон или куколку. Куколка прикрепляется к коре дерева, прячется под листьями и замирает. Хотя куколка кажется совершенно неподвижной, внутри нее растет насекомое. Наконец, из куколки вылупляется бабочка.)                                                                                                                                             

Нарисуйте на асфальте несколько кругов разных цветов мелками. Пририсуйте кругам лепестки. Это будут цветы. Дети-бабочки.  Вы называете цвет и бабочка-ребенок должен быстро найти цветок такого цвета и приземлиться на него. Если это слишком легко, то можно поставить условие, что приземлиться на цветок нужного цвета можно только если на ребенке этот цвет тоже есть.

                                  Прогулка№6 ГУСЕНИЦА

! Возьмите на прогулку мелки, лупу, бусинки и проволоку, втулку от туалетной бумаги, длинную ленту из ткани (чтобы хватило на обмотку втулки), зеленую синельную проволоку и маленькую бабочку (из нее же).                                                                                                                      

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (Большинство живут на земле, некоторые в воде). Чем питаются?

(Зеленью и плодами. Некоторые питаются себе подобными). Враги? (Жуки, черви, жужелицы, мухи ). Маскировка? (Окраска гусеницы зависит от среды обитания). Размножение? (Гусеница превращается в бабочку, а та откладывает яйца-личинки). Как передвигаются? (Передвигаясь, гусеница втягивает и выпускает коготки на ножках.). Интересное! После появления на свет, гусеницы увеличивают свой вес в 20 000 раз. Ищем гусеницу и рассматриваем её через лупу.

На что похоже ее тело? На шарики/ овалы, скрепленные между собой. Ищем на прогулке все предметы шарообразной формы.

Ирга малой подвижности. А как двигается гусеница? Медленно! Представь, что она идет по кругу. Нарисуйте круг на асфальте и медленно двигайтесь по линии не заступая в стороны.

Рисование на асфальте «Такие разные гусеницы» (из 3кружочков, из 5 кружочков, из 7кружочков; Какая из них самая длинная? А какая короткая? А насколько кружочков вот эта длиннее вот этой.

Творческая мастерская. Мастерим гусениц (нанизываем бусины на проволоку)

П/игра «Живая гусеница» (Дети берут друг друга за пояс. Воспитатель встает чуть поодаль от них. Задача догнать вас, обходя препятствия слаженно, не расцепляясь).                                                                                                                                                

Посмотрите, как из гусеницы получается бабочка. (Из синельной проволоки сделайте гусеницу. Найдите веточку и обмотайте ее проволокой (чтобы получилась зеленая пружинка), заранее сложите бабочку и спрячьте. Теперь говорите, как много ест гусеница, чтобы набраться сил. Когда она выросла, из брюшка у нее выделяется нить и она обматывает ей себя. Вы же обмотайте лентой втулку. Теперь предложите ребенку поместить в нее гусеницу. Спрячьте кокон в листве. Незаметно с другого конца подложите бабочку и заберите гусеницу. Погуляйте и вернитесь к втулке. Пусть дети заглянут внутрь. А там о чудо! Бабочка.

Прогулка№7 КОМАР

! Возьмите на прогулку мелки, бумагу, ножницы, пластилин и коктейльные трубочки.

 

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (Везде, где есть люди). Чем питаются? (Самцы питаются нектаром при помощи хоботка, самки кровью). Враги? (Стрекозы, лягушки, жабы, жуки, пауки, ящерицы, птицы). Маскировка? ( В отличие от других насекомых, комары не маскируются). Размножение? (Чтобы отложить яйцо самка должна выпить крови). Как передвигаются? (Для полёта использует только передние крылья, задние издают противный писк). Интересное! Больше всего привлекают комаров люди с 1-ой группой крови и с 3-й.

Писк, по которому можно заранее узнать о приближении комара–это шум от быстрых взмахов крыльев насекомого. Игра «Комар» (учим пространственные направления). Дети или воспитатель поочереди встают и закрывают глаза. Пока один стоит, второй летает вокруг и быстро машет руками. Тот, чьи глаза закрыты должен постараться услышать с какой стороны подлетит комар по шуму крыльев-рук. Если совсем тихо машете, то можно тихонько пищать. Угадывать сторону можно показав рукой направление (не открывая глаз) или назвать: сзади, слева, спереди и т.д..

Благодаря маленькому весу комары способны безбоязненно разгуливать по паутине, не привлекая внимания пауков. Игра «Паук-комар» (нарисуйте на асфальте большую паутину. А теперь паук должен схватить комара. Двигаться можно только в пределах паутины и только по линиям. Сошел с линии–проиграл.)

Комара привлекает углекислый газ, который мы выдыхаем. Значит будем тренироваться задерживать дыхание, чтобы комар нас не учуял. Устройте соревнования, кто дольше задержит воздух.

Творческая мастерская (мастерим комара) Ножницам вырежьте крылья комара (их два), голову, грудь и брюшко. Найдите тоненькие палочки и разрежьте их на лапки (помните сколько?). Теперь пластилином аккуратно прикрепите все это к коктейльной палочке так, чтобы ее кончик выходил из головы (как хоботок).

Поиграйте с поделкой (бегайте, пищите, как комар и пр.)

 

Прогулка№8 ВОДОМЕРКА

 

! Возьмите на прогулку мелки, компас. Кусочек бархатной ткани или бумаги!

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (В воде (пруд, озеро, река) вблизи берега). Чем питаются?             (Хищники: мух, слепней, комаров, икру рыб). Враги? (Рыбы, личинки водного клеща). Маскировка?             (Может менять оттенок цвета тела.). Размножение? (Откладывает яйца на листьях). Как передвигаются?           (Кончики лапок покрыты жесткими волосками, ими отталкивается от воды насекомое.).

Интересное!Встревоженные чем-то насекомые убегают всегда в южном направлении. Именно поэтому сегодня будем учиться определять стороны света. Работа с компасом (научите детей им пользоваться). Рисование на асфальте сторон света. И начните играть в п\игру «Водомерки». (Вот водомерки гуляют по воде и вдруг опасность! Они должна убежать в южном направлении. Кто ошибся, тот и водит).

П/игра «Лабиринт для водомерки» (Нарисуйте мелками на асфальте небольшой лабиринт синим мелком. Это будет вода. Можно нарисовать другими мелками препятствия, которые сложно водомерке преодолеть. Задача детей пройти по лабиринту, а препятствия перепрыгивать. Так бы поступила водомерка настоящая. Встревоженные чем-то насекомые убегают всегда в южном направлении.)

Как удается водомерке скользить поводе? Ее лапки покрыты волосками и похожи на бархат (достаньте кусочек бархата и потрогайте его вместе с детьми).

Водомерки способны передвигать ногами так, что от нее идут красивые узоры поводе. Предложите детям нарисовать ногами что-то на песке, а воспитатель отгадывает, что они нарисовали.

Речевая игра. Если дети знают буквы и умеют складывать простейшие слова, напишите крупно на асфальте слово ВОДОМЕРКА и предложите им сложить из него много маленьких слов. Например, вода, рак, дом, кора ит. д.

Прогулка№9  ЖУК_ПОЖАРНИК

                                      ! Возьмите на прогулку пластилин, мячик, картинка -пожарная машина.

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (Предпочитает садовые растения и деревья). Чем питаются?             

(Насекомыми мельче его по размеру и с мягким телом, личинками). Враги? (Птицы, лягушки). Защита? (Выпускает красную вонючую жидкость, может укусить). Размножение? (Самка откладывает яйца). Как передвигаются? (Летает медленно, его спокойно можно поймать рукой). Интересное!Защищает растения от вредителей.

Отправляемся на поиски пожарника. Жук не боится холодной погоды, поэтому встретить его можно в любое время лета. На какого насекомого он похож по окраске? (На божью коровку). А почем у жука так назвали?( По цвету он похож на пожарную машину). Рассмотреть картинку с изображением пожарной машины и найти сходства;)

Игра-фантазия «Может быть..» Если попытаться взять его в руку, жук моментально выпустит ядовитую жидкость со специфически запахом и для закрепления эффекта может укусить. Придумайте с детьми, какой защитный механизм может использовать он при появлении опасности. Например, закричать или убежать или…

Если в доме поселились тараканы, то достаточно впустить в него несколько жуков, чтобы избавиться от надоедливых насекомых. Найдите несколько камушков и при помощи пластилина превратите их в тараканов. Спрячьте «тараканов» на участке. Предложите детям побыть жуком пожарником и поиграть в горячо-холодно. Они должны искать тараканов по вашим подсказкам.

Помогают жуки не только в доме, но и садах. Они охотятся на вредных насекомых и поедают их. Могут покушать и листья, но только в отсутствии живой пищи. Игра съедобное-несъедобное. Кидайте ему мячик и называйте того, кого может съесть жук-пожарник. Если ребенок считает, что это правда, он ловит мячик, если нет–отбивает

Творческая мастерская «Жук пожарник» (при помощи пластилина и природных материалов смастерите своего жука пожарника.)

.

Прогулка№10 МУХА

                                      ! Возьмите на прогулку книгу К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха» .

 

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (В отходах, в живых организмах). Чем питаются?             

(Может питаться пищевыми отходами, экскрементами, соком растений). Враги? (жабы, мухомор, многоножка, цветок «венерина мухоловка»). Польза? (Избавляют землю от трупов, перерабатывают навоз, опыляют растения лучше пчел). Размножение? (Откладывает яйца. До 100 штук за раз). Как передвигаются? (Не умеет планировать, зато взмывает без разгона и садится без торможения). Интересное! Мухи определяют вкус еды при помощи лапок.

Игра "Паук и мухи"-развивать у детей умение выполнять действия по сигналу (кружком обозначается паутина, в которой находится паук — водящий. Все остальные ребята — мухи. Все мухи «летают», жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.

Вспомнить с детьми сказку К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха». Артикуляционная гимнастика «Муха-цокотуха - Есть у нашего Жука соседка- Муха-цокотуха. Как-то раз она рано проснулась и улыбнулась (упражнение «Улыбка»), пошла завтракать, взяла ложечку (упражнение «Лопаточка»), взяла чашечку («Чашечка»), и достала вкусное варенье (упражнение «Вкусное варенье»).                                           

Игра «Муха-цокотуха» Я – Муха-цокотуха, позолоченное брюхо, полетела на лужок, прогуляться на часок (легкий бег, слегка помахивая руками – «крыльями»), на ромашке посидела (присесть на одно колено),дальше полетела (легкий бег, слегка помахивая руками – «крыльями»),на гвоздике посидела (присесть на одно колено),дальше полетела (легкий бег, слегка помахивая руками – «крыльями»),на лютике посидела (присесть на одно колено),домой полетела (легкий бег, слегка помахивая руками – «крыльями»).

Когда муха потирает лапки друг о друга, это значит, что она их чистит, убирая с них то, что на них попало (разный мусор) А как чистим руки мы? Пусть дети  предложат несколько вариантов, как можно очистить руки дома/на прогулке/в поездке и т.д. Усложняйте задачу. Они вам говорят влажной салфеткой, а вы–забыли взять и т.д.

Прогулка№11 СТРЕКОЗА

! Возьмите на прогулку пластилин, мелки, закачайте на телефон басню Крылова «Стрекоза и муравей»!

 

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (На лугах, полях, опушке леса). Чем питаются?  (Питается комарами, мухами, оводами, бабочками и др.). Враги? (Птицы, рыбы и пауки). Маскировка? (Могут видеть одновременно, что происходит впереди, сзади и сбоку). Размножение? (Откладывает яйца в месте, которое выбирает самец). Как передвигаются? (Одни из самых быстрых насекомых). Интересное!

Стрекозы всегда голодны. Стрекозы-самые древние летающие хищные насекомые. В век динозавров стрекозы были размером с человека. С английского языка стрекоза(Dragonfly) дословно переводится как дракон-муха. Обсудите с детьми, почему так назвали стрекозу. Чем она напоминает дракона? Внешне или по образу жизни?

Стрекоза может одновременно видеть, что происходит впереди, сзади и по бокам. А ребенок так может. Потренируем боковое зрение. Пусть ребенок смотрит прямо, а вы стоя с боку от него показывайте ему предметы, которые есть с собой (может лопатку, листик, сумку, мячик, все, что есть под рукой). А он должен постараться боковым зрением увидеть предмет и назвать его.

Игра. Стрекозы отличные охотники. Они могут захватывать паука из его сети. Нарисуйте небольшую паутину. Положите по центру камушек–паук. Найдите веточку (не очень тонкую), задача детей кинуть веточку так на паутину, чтобы она вышибла камень-паука за пределы паутины.

Творческая мастерская «Стрекоза». (Вам понадобится веточка не большая , вертолетики клена (2пары) и пластилин. Палочка станет телом, вертолетики крыльями. Прикрепите их при помощи пластилина к веточке. А голову и глаза сделайте из шариков пластилина. В группе можно покрасить крылья и тельце краской, чтобы стрекоза стала цветной и красивой.)

Стрекозы проводят зиму в стадии личинки. Зимуют они в воде. Весной личинка выползает из воды на стебель растения и после последней линьки превращается во взрослую стрекозу. Прочитайте или прослушайте басню Крылова «Стрекоза и муравей» и обсудите ее. Нужно ли было делать запасы настоящей стрекозе? Что хотел сказать этой басней автор? Мог кто-то другой оказаться на месте стрекозы в басне?

Прогулка№12 ПЧЕЛА

                                                                         ! Возьмите на прогулку мыльные пузыри

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (Везде, где есть цветущие растения. Строят ульи). Чем питаются?             

(Нектаром и пыльцой с цветов.). Враги? (Птицы, осы, шершни, пауки, муравьи, жучки, ежи, мыши). Защита? (Набив брюшко нектаром, пчела теряет способность жалить). Размножение? (Главная пчела, матка откладывает яйца). Польза? (Дают людям мед, обладающий массой полезных свойств). Интересное!

За день пчела может посетить 5-7 тысяч цветков. Основная цель нашей прогулки понять, чем пчела отличается от осы.

Окрас пчелы менее яркий. Оса черно-желтая и гладкая. Пчела–с волосиками и цвет больше похож на темно-коричневый-желтоватый (Смотрите по сторонам и ищите оттенки одного цвета. Чтобы сравнить, например, это ярко черный, а вот светло серый).

У осы тонкая талия. У пчелы переход от груди к брюшку сильно сглажен. Попросите детей втянуть живот. Такая талия у осы. А теперь надуйте живот–это пчела.

Оса не собирает мед. Пчела–собирает. Поэтому пчелы летают медленнее, осы более резки в своих движениях. Предложите детям игру «Изобрази полет осы или пчелы» (задача по полету угадать,кто летит. Теперь поменяйтесь).

Дом осы выглядит так, как будто сделан из бумаги. Пчелы живут или в дуплах деревьев или в домиках, построенных людьми. Можно встретить огромные дикие ульи. Разравняйте в песочнице небольшой кусочек и проткните пальцем дырочки в шахматном порядке (это будут соты пчелиные). Соберите несколько маленьких камушков. Это будет мед, чтобы его собрать, нам нужны цветы и пыльца. (дети ищут цветы. Нашли один цветок, бегите к сотам и в одно отверстие кладите один камушек. Теперь снова ищите цветок. )Тяжело пчелам?

Игра с мыльными пузырями. Пчелы едят только пыльцу, а осы–еще и хищники (будем ловить насекомых, как оса. Например, мух. Мыльный пузырь–это муха. Выдуваете много пузырей. Задача детей их лопнуть. Как можно больше.)

После укуса жало пчелы остается в человеке (или животном),оса жало не теряет. Боль возникает из-за яда, который выпускают насекомые. Жало у них очень острые. (Предложите найти на участке все острые предметы и проговорите с детьми, как не пораниться ими;)

Прогулка№13 ЖУК (Металлический)-июньский

! Возьмите на прогулку зеркальце, краски или гуашь и палитру для смешивания красок.

 

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (Чаще всего селится в садах и лесах). Чем питаются?             

(Грызут листья, молодые побеги и лепестки, переспелые плоды деревьев). Враги? (Птицы: сороки,грачи, галки). Название. (С греческого название переводится «золотистый ,металлический жук»). Размножение? (Самка откладывает яйца по 15-20 шт). Передвижение? (Перед полетом одним требуется поднять надкрылья, другим нет). Интересное! Пол насекомого зависит от температуры вокруг.

Жук настолько яркий, что отражаясь от него солнце пускает зайчики. Давайте представим, что зеркальце - это бронзовка и попробуем поймать в него солнышко и запустить солнечных зайчиков.

В дикой природе жуки едят цветы рябины, щавеля, терна, горошка, чертополоха , шалфея. В садах шиповник, яблоню, грушу, свеклу, морковь, рожь, кукурузу. Любят орхидею, сирень, розы, георгины. Назовите ребенку все лакомства жука вперемешку и предложите распределить их группами. Пусть дети  сами подумают на какие группы их можно поделить( цветы, плодовые деревья, трава и т.д. Спросите, каких еще ребенок знаете представителей названных групп? )

П/игра «Салочки» (водящий ловит жука-ребенка и задает ему вопрос. Ты кто? Ребенок должен ответить

Я жук, я жук,

Я тут живу,

Жужжу, жужжу:

Ж-ж-ж-ж.)

Жук занесен в Красную книгу России. Расскажите ребенку, что такое Красная книга и как тужа попадают животные и растения. Обсудите, что нужно делать, чтобы сохранить жуков. (Например, меньше вырубать деревьев, рядом с которыми жуки обитают).

Цвет у жука очень необычный. Предложите детям назвать цвета, которые можно смешать, чтобы получить этот цвет-пробуем смешивать краски на палитре и создать такой цвет.

Прогулка№14 УЛИТКА

                                                               ! Возьмите на прогулку мелки, кусочек синельной проволоки.

 

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (По всему миру во влажной среде). Чем питаются?             

(Растения, насекомые, падаль). Враги? (Грибной комарик, горшочные черви, земляные клещи). Защита?

(Раковина защищает улитку от высыхания и от врагов). Размножение? (Откладывают яйца). Передвижение? (Медленно скользит на подошве ноги). Интересное! Способны принимать решения, основанные на своем жизненном опыте.

Для начала предложите ребенку определить, является ли улитка насекомым? Почему?

Улитки появились на Земле около 600 миллионов лет назад. Это позволяет считать их одними из самых древних обитателей нашей планеты. На панцире улитки есть годовые кольца, как у дерева и по ним можно определить ее возраст. Посчитаем возраст улиток. (Рисуйте на асфальте улиток, а на ее панцире несколько колец. Пусть дети считают их и определяют, сколько улитке лет).

Эти моллюски могут целиком втянуть себя в раковину благодаря специальной мышце, покрывающей все тело улитки. Поиграйте с детьми в п/игру «Прятки».

Улитки не жуют, а перетирают пищу при помощи 25 тысяч зубов, у них их больше, чем у любой акулы. А сколько зубов выросло у вас, ребята?( Предложите им пересчитать их при помощи своего языка и назвать вам число). У улитки очень плохое зрение и отсутствует слух. Зато прекрасно развито обоняние(нюх). Предложите детям закрыть глаза и принюхаться. Какие запахи они чувствуют? Опишите их как можно красочнее и точнее.

Соль и сахар для улиток равнозначны яду, им нельзя жареное и острое. Начертите мелком линию и сделайте на ней 7 засечек (т.к. улитка продвигается на7см в минуту). Называйте быстро еду, а дети по очереди говорят можно или нет ее есть. Если ответил правильно–шаг вперед. Успеть надо за1минуту.

Творческая мастерская «Улитка». Найдите камушки на улице и при помощи синельной проволоки сделайте улитку.

Прогулка№15 ПАУК

! Возьмите на прогулку мелки, платок для игры в «Жмурки», белые нитки

 

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (Во влажных и сырых местах –в полях, лугах, лесах, по берегам водоемов и рек.). Чем питаются? (Мухи, комары, маленькие кузнечики, тля ). Враги? (Мухи и осы, которые откладывают яйца в тела своих жертв). Маскировка? (Маскируется под кору дерева). Размножение? (Откладывает яйца и прячет их в коконе). Передвижение? (В паутине они оставляют специальные нити без клейкого вещества, по которым и передвигаются). Интересное!

Паутину для ловли добычи плетет только самка. Спросите у детей паук–это насекомое? Как они это определили?

У паука-крестовика 4 пары глаз, хотя видит он очень плохо и различает только размытые силуэты, свет и тень. Найдите небольшую тень на асфальте. Если вокруг нет совсем ничего, то встаньте так, чтобы тень падала от вас. Обведите ее, а теперь придумайте ей новый образ. Дорисуйте ее до какого-нибудь нового существа или предмета, а дети вам помогают.

У пауков нет ушей, они слышат звуки с помощью растущих на ногах волосков. Запахи они чувствуют тем же способом—чувствительными волосками. Волосков чувствительных у нас нет, зато есть кожа, которая поможет нам чувствовать разные предметы. П/игра «Жмурки» (дети угадывают кого они поймали-мальчик или девочка, как они определили это?)

Чтобы поймать добычу, паук плетет паутину. Давайте и мы попробуем ее сплести. Соберите во время прогулки тонкие палочки, з штуки (обломайте их, чтобы они были приблизительно одного размера). Разложите их снежинкой. Ниткой свяжите в центре, а потом постепенно оплетайте палочки, создавая паутину.

А теперь попробуем пройти сквозь паутину паука. Для этого нарисуем ее на асфальте мелками. Задача пройти сквозь паутину и не стать добычей. Наступать можно только на свободные от «нитей» места. Можно засекать время и смотреть, кто быстрее пройдет паутину.

Прогулка№16 ДОЖДЕВОЙ ЧЕРВЬ

! Возьмите на прогулку лопатку, лупу, мелки, скакалки

Беседа. Что вы знаете о них? Где живут? (В верхнем слое почвы. Не любят сырость и песок.). Чем питаются? (Всеядны. Часто едят полусгнившие остатки растений и даже землю). Враги? (Птицы, жабы, кроты, ежи, барсуки, еноты, кабаны, рыбы). Строение. (Дышит через кожу). Размножение? (Откладывают яйца в специальных коконах). Передвижение? (Вытягивают передний конец тела, цепляются щетинками. Подтягивают заднюю часть тела). Интересное! Зубы у червяка располагаются в желудке. Спросите у детей является ли червяк насекомым? Почему они так считают?

Искать червей лучше после дождя или на свежевскопанных участках земли. Попробуем капнуть землю на клумбе лопаткой. Обнаружили там червей? В земле червяки оставляют дырочки-норки. Через них в землю попадает воздух и вода. Они нужны растениям. Поищем дырочки? Найдя дождевого червя, рассмотрите его под лупой. Попробуйте определить, где у него голова, где хвост

Червяки бывают разной толщины и разных размеров. Соберите палочки на улице. Это будут червячки. Теперь будем сортировать их по длине от самого длинного к самому короткому. А теперь от самого тонкого к самому толстому.

Черви–беспозвоночные создания, в их теле нет костей. Поговорите о том, чтобы было с нами, если бы в нас не было костей. Смогли бы мы стоять, ходить и имели бы форму? Червь может отрастить новый хвост, если его отрезали. Но он никогда не сможет отрастить новую голову. А кто еще может отрастить хвост? (Ящерица).

Нарисуйте на асфальте непрерывную запутанную линию. Скажите детям, что это ползет червяк.Задача ребенка пройти по линии от начала и до конца, как по лабиринту.

Возьмите прыгалки и предложите детям перепрыгнуть несколько раз через них. В процессе нужно отпустить их и остановиться. Прыгалки упадут на землю и закрутятся странным образом. Пусть ребенок представит, что это червяк. Нужно встать на одной ноге в любую петлю, которую образовали прыгалки и сосчитать до числа своего возраста. Петля может быть маленькая и стоять придется на носочке, удерживая равновесие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                           

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progulka.docx1.39 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека прогулок. 2-ая мл. гр. - ЗИМА

Картотека  прогулок  на зимнее время года для второй младшей  группы. В карточках нет индивидуальной работы с детьми,т.к. это мы планируем сами на основании пройденного материала на зан...

"Картотека прогулок " 2-ая мл. гр.- ОСЕНЬ

Картотека полностью готова для проведения прогулок с детьми . Мы в своих планах указываем лишь только номер прогулки и всё. УДОБНО,ПРОСТО И ПРАКТИЧНО (не надо много писать в планах)...

Картотека прогулок "Осень" в младшей - средней группе с учетом ФГОС ДО (из опыта работы)

Карточки проведения прогулок с детьми, с подвижными играми.  Материал дополнен художественными произведениями, народными играми, загадками, потешками. Здесь только неучтена индивидуальная работа ...

Картотека прогулок " Зима" 1 младшая группа

Картотека удобна при написании планов. К каждому структурному компоненту продуманы три цели. Указаны образовательные области. Прописано содержание подвижных игр....

картотека прогулок 2-ая мл.гр.- ЛЕТО

картотека прогулок  для второй младшей группы лето...

картотека прогулок на осень -старший возраст

В последнее время издано много пособий, с помощью которых можно отлично спланировать проведение прогулок.Но все же при календарном планировании очень сложно спланировать прогулку так, чтобы все, что з...