Весна пришла
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Погуляева Елена Васильевна

Конспект НОД по экологическому воспитанию для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vesna_prishla.doc82.05 КБ
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt_tema_lyagushka.doc30.36 КБ

Предварительный просмотр:

«Весна пришла»

Конспект НОД по экологическому воспитанию

В средней группе детского сада

Воспитатель Погуляева Е.В.

НДОУ №66 ОАО «РЖД»

Программное содержание:

  • Закреплять знания детей о характерных признаках весны.
  • Учить слушать, понимать и правильно отгадывать загадки.
  • Развивать и обогащать разговорную речь.
  • Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
  • Расширять представления об окружающем.
  • Воспитывать любознательность и любовь к живой природе.

Оборудование: фланелеграф, предметные картинки о весне с липучкой на обратной стороне для прикрепления на фланелеграф, игрушечный заяц, таз с водой, зеркало, фонарик, гнездо с яйцом, аудиокассета «Птичьи голоса», бумага и краски для рисования, салфетки.

Ход занятия

Скрип около дверей.

Воспитатель:  Посмотрите, дети, к нам еще один гость пришел (игрушечный заяц). Мне Зайка говорит, что очень хочет посмотреть, что дети делают в детском саду. Давайте ему покажем.

1.Пальчиковая гимнастика «Зайка».

Воспитатель: - Садись и послушай, что наши дети знают.

Загадывание загадки о весне:

Тает снежок.

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

Воспитатель:  О каком времени года мы с вами будем говорить? (О весне).

- А как вы догадались, что пришла весна?

- Что делает солнце весной?

- Что происходит со снегом?

- Какого цвета стал снег?


2. Составление коллажа из весенних картинок.

Дети выкладывают приметы весны на фланелеграф и комментируют ответ.

  • Солнце стало (яркое, теплое, день длинный).
  • Снег (тает, темный, крупинками).
  • Появились первые цветы (подснежники, мать и мачеха).
  • Прилетели первые перелетные птицы (скворцы, грачи, ласточки).
  • Весной у всех животных появляются детеныши.

Воспитатель: Зайчик говорит, что этого не знал. А мы ему еще много интересного покажем и расскажем.


3. Опыты с лужей.

На нашем пути встретилась лужа.

Воспитатель: (в роли зайца): А я знаю, что это снег растаял, я измеряю дно лужи.

- Дети Зайка правильно поступает?

- Что может быть?

- Давайте покажем, что нужно сделать? (Перешагнуть через лужу).

Проходят на ковер. Видят миску с водой.

- Ребята, а у нас своя лужа. Потрогайте, какая она? (холодная, мокрая, прозрачная).

- А на что она похожа?

- А если в нее посмотреть, кого мы увидим? (себя)

- Значит, она похожа на зеркало? (Да).

- Солнышко весной веселое, теплое заглянуло в лужу и увидело себя в этой луже, солнышку стало так весело, что оно стало заглядывать во все лужи, так получились солнечные зайчики. Посмотрите, что они умеют.

(Воспитатель обращает внимание на солнечные блики от воды).

4. Физкультминутка «Игра с солнечными зайчиками».

Воспитатель: - А что такое солнечный зайчик?

- Нашему Зайке понравился его брат, но как же он покажет его своим друзьям?

- Давайте мы с вами нарисуем «солнечного зайчика» в подарок пальчиком.


5. Практическая часть: рисование пальцем, стоя возле столов.


6. Экологическая проблемная беседа «Как вести себя в лесу».

Звучит голос птицы (аудиозапись).

Тихо подходим к цветам. Там гнездо с яйцами птиц.

Закрепление правил поведения в лесу.

- Как нужно вести себя в лесу? (тихо)

- Почему нужно вести себя в лесу тихо? (Чтобы не спугнуть животных, не навредить птицам, которые высиживают птенцов и т.д.)

- Можно в лесу разжигать костёр? (иногда - можно)

- когда уходишь из леса, какие правила надо соблюдать? (убрать мусор, потушить костёр)


7. Итог занятия. Рефлексия.

- Что интересного вы сегодня рассказали Зайке?

- Какие задания вам понравилось выполнять?

- Какие задания вам не понравились?


Зайка дарит детям свои портреты. Прощается и уходит.



Предварительный просмотр:

Экологический проект Тема: "Лягушка" (старший возраст)

I этап

Поселить в террариуме пару лягушек. Они будут объектами для наблюдений и заботы детей в течение года.

Объяснить детям, что лягушки, в свою очередь, проявляют заботу о детях (съедают насекомых: комаров, мух и др.).

Все наблюдения необходимо заносить в альбом "Наши питомцы". В нем можно указать название вида и дать имена лягушкам.

II этап (зима)

Нарисовать на первой странице альбома все, что нужно лягушкам для их жизни (вода, солнце, песок, ил, насекомые и т.д.). На следующей странице дети нарисуют портреты своих лягушек. Здесь возможны варианты: портреты рисует каждый ребенок или выполняется коллективная работа.

Для того, чтобы дети осознали параметры лягушек необходимо помочь им хотя бы схематично нарисовать себя рядом с ними. Подчеркните, что лягушка меньше ребенка, она маленькая и не всегда может себя защитить, поэтому необходимо по мере возможности, оберегать лягушек.

III этап (весна)

Объяснить детям, что осенью лягушки зарываются в ил до весны. В апреле, сразу же после зимней спячки, лягушки мечут икру. Предложить детям (если есть возможность) рассмотреть икринки и зарисовать их в альбом.

Головастики вылупляются уже на пятый день (понаблюдайте за ними и зарисуйте в альбом), а в лягушку головастик превращается через четыре месяца (зарисовать). Можно провести лепку на тему "Лягушонок".

Весной провести экскурсию на водоем. Подходя к водоему, дети еще издали услышат громкие трели "болотных певцов", так в шутку называют болотных лягушек.

Подойдя ближе, посмотрите на квакающую лягушку повнимательнее. По бокам шеи у нее раздуваются и опадают большие округлые пузыри. Наполняясь воздухом они усиливают звук. Если бы их не было, лягушки не могли бы так громко квакать.

Чтобы правильно рисовать лягушек дошкольники должны внимательно следить за изменениями в их жизни и обсуждать их вместе с воспитателям.

Можно предложить игры: "Кто первым заметит, что лягушка изменилась" или "Кто найдет как можно больше изменений?".

После первой встречи с лягушками, когда дети придумают им имена, предложите познакомиться с ними поближе. Пусть каждый ребенок подойдет погладит лягушку (только очень осторожно) и скажет "Здравствуй меня зовут ...".

Поощряйте детей если они каждое утро и (вечер) будут не забывать здороваться и (прощаться) не только со сверстниками и взрослыми, но и с лягушками. Предложить детям сравнить лягушку с человеком. Рассмотрите ее влажную кожу, выпуклые глаза, перепонки на лапках. Она хорошо видит вредных насекомых и ловит их. Лягушек все берегут, они приносят пользу.

Как и человек, лягушка может дышать воздухом. У нее нет жабр и лягушка не может дышать под водой, но мы можем часто наблюдать, как лягушка долгое время может оставаться на дне водоема. Почему она не задыхается без воздуха?

У лягушек очень большие легкие, которые они заполняют воздухом. Когда они ныряют в воду, воздух медленно впитывается в кровеносные сосуды. Это и позволяет лягушкам долгое время находиться под водой.

У лягушек зрение, обоняние и слух, как и у человека, развиты очень хорошо, да и ум тоже есть. Те, кто считает лягушку безмозглой, глубоко заблуждаются.

Если она такая же, как и человек, то и боль она тоже чувствует. Она, как и мы, тоже может пораниться, она растет, живет, стареет и умирает, как человек.

IV этап (лето)

Провести с детьми несколько прогулок к ближайшему водоему - понаблюдать, как лягушки прыгают в водоем, греются в теплой воде.

На следующую прогулку взять с собой таз и посадить туда лягушку - понаблюдать, как лягушка плавает в тазу, как взбирается на камень, который вы туда положите.

Предложите просто послушать кваканье лягушек на третьей прогулке - экскурсии.

Пока дети будут отдыхать, сидя в тени раскидистых деревьев, наслаждаясь при этом кваканьем лягушек, можно рассказать им следующие сведения.

Самый распространенный вид лягушек - зеленая. Она обитает по всей Европе, в северо-западной части Африки и в Азии. Они предпочитают жить в озерах, болотах, топях и трясине. Днем они греются на солнышке уютно расположившись на берегу, и если никто им не мешает, проводят день в сладкой дремоте. Правда, когда мимо пролетает какое-нибудь насекомое, они моментально выбрасывают свой липкий язык и, поймав добычу, быстро ее проглатывают.

В случае опасности зеленая лягушка бросается в воду и, добравшись до дна, зарывается в ил.

Вечернюю зарю эти земноводные встречают большой колонией, в которой все отделение занимает хоровое кваканье.

Зеленая лягушка - хищное животное. Она питается только той добычей, которую поймала сама. Она ест улиток, насекомых, пауков, иногда своих собратьев.

В Германии и Франции обитает озерная лягушка. Французы ее едят и считают большим деликатесом.

На Атлантическом побережье Северной Америки живет лягушка - бык. Так ее прозвали за могучий голос. Они так громко поют, что в некоторых деревнях люди не могут спать по ночам.

На островах Зондского архипелага живет летающая лягушка. У нее на лапках натянуты перепонки, которые позволяют ей планировать с дерева на дерево.

В Центральной Америке живет очень яркая и красивая лягушка - древесница. Но эта лягушка очень ядовита. На коже у нее много ядовитых желез, из которых туземцы добывают яд для стрел.

В группе, наблюдая за лягушками в аквариуме, постоянно обсуждайте с детьми какое настроение у лягушек: грустное, веселое, радостное, игривое и т.д.

Когда меняется настроение, от чего это зависит? Если дать им червяков изменится ли их настроение? Что они "скажут" ребятам? Если дошкольники забудут о своих питомцах, напомните им, что лягушки уже привыкли к ребятам и очень надеяться на то, что они помнят о них.

Записывайте высказывания детей о настроении лягушек и сравнивайте их.

Крайне важна так же практическая работа детей, когда они сами ухаживают за лягушками; меняют воду в аквариуме, ищут червяков, кормят лягушек.

V этап (осень)

На обобщающих занятиях можно рассмотреть и сравнивать рисунки.

Ребята могут рассказать, как менялись их питомцы в течение года. Когда лягушки выгладили лучше всего. Можно предложить дошкольникам представить, что они - лягушки и рассказать о том, что с ними произошло за год, или сочинить сказку используя свои наблюдения.

Д/и "Экологическая цепочка".

В течение года можно использовать следующие художественные произведения:

- В. Бианки "Голубые лягушки" ("Четыре времени года").

- Русская народная сказка "Царевна - лягушка".

- "Лягушка - путешественница".

- "Квакша".

- В. Бианки "Про лягушку" ("Кто как поет").

- Песенка Филлипенко "Про лягушку и комара".

- Песенка "Ква - ква, простые слова".

- Отрывок из произведения С. Маршака "Сказка о глупом мышонке".

- Русская народная сказка "Теремок" (инсценировка).

- Вот лягушка по дорожке Скачет, вытянувши ножки, Ква - ква - ква, ква -

ква- ква, Скачет, вытянувши ножки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пришла весна - пришла Победа!

Предлагаю сценарий учебно-воспитательного материала для детей средней и старшей группы.Цель: патриотическое воспитание.Чтобы мирно всем жилось,Чтобы мирно всем спалось,Каждый день и каждый часЗорко ох...

Конкурс чтецов на военную тему: « Пришла весна- пришла Победа»

Конкурс    чтецов  на   военную  тему:  « Пришла   весна-  пришла  Победа»   Ведущий:     Праздник  Побед...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна - пришла Победа"

Сценарий конкурс чтецов для детей старшего дошкольного возраста, проводимого в рамках проекта "Чтобы помнили..."...

Сценарий конкурса чтецов "Пришла весна, пришла Победа!"

Цель: воспитание у дошкольников нравственно-патриотических чувств, уважение к старшему поколению, формирование представлений о Великой Отечественной войне, о её значении в истории нашей страны и всег...

Организация игровой программы «Пришла весна, пришла, красна»

Основными целями в организации игровой программы должно быть создание праздничного настроения, сплочение коллектива, развитие внимания, тренировка памяти.Основными задачами в организации игровой прогр...

Смотр-конкурс "Пришла весна - пришла победа!" Муниципальный уровень 2015г.

Поздравляем участников городского  смотра-конкурса чтецов - воспитанников МДОУ "Пришла весна - пришла Победа!". Наши воспитанники и музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна Дмитриевн...