Беседы
учебно-методический материал по окружающему миру (старшая группа)

Светлана Алексеевна Гребнева

Цикл беседо малой родине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл besedy.docx123.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»

Беседа с детьми старшей группы

Составитель:

С. А.Гребнева,

воспитатель ВКК

Г.Полевской

Цель: Закрепление знаний детей о родном городе.

Задачи:

- Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к красивым местам родного города.

- Расширить, активизировать и уточнить словарь детей по теме "Город".

Оборудование: иллюстрации  родного города и его достопримечательностей, компьютерная презентация «Мой город»

Ход беседы:

Чтение стихотворения.

Я по городу хожу,

Я про город расскажу,

Поликлиника, аптека,

Магазин, библиотека,

Много здесь жилых домов,

И деревьев и цветов.

Землю роет эксковатор-

Строят здесь кинотеатр.

Школа, ресторан, музей...

Город нужен для людей.

(Смиртнова Л.Н.)

Беседа с детьми.

Слайд 1

-Как называется наш родной город в котором мы живем?

В нашем путешествии породному городу нам будут помогать наши верные друзья книги, иллюстрации, слайды.

Наш город не очень большой, но в нем есть много улиц больших и маленьких. Каждая улица имеет свое название.

-Кто может назвать улицу, на которой находится наш детский сад?

- Кто знает название улицы на которой, расположен ваш дом?

В нашем городе есть замечательные места.

Слайд 2

-Это музей. Он может рассказать нам о прошлом.

Слайд 3

-Еще в нашем городе есть памятники, воинам, сражавшимся за нашу Родину. У памятника Воину-освободителю зимой и летом горит вечный огонь, который напоминает нам о тяготах войны.

Слайд 4

-Люди разных профессий стараются, чтобы наш город был чистым и опрятным. Давайте назовем профессии ваших родителей.

Упражнение "Чего много в городе?"

Воспитатель раздаёт картинки детям и спрашивает: "Чего много в городе?"(дети отвечают и показывают свою картинку). Ответы детей разные: улиц, дорог, светофоров и т.д.

Слайд 5.

Какими красивыми словами можно описать наш город? (красивый, чистый, уютный и т.д.)

Физкультминутка: «Путешествуем по улицам города»

 Цель: уметь воспроизводить образ пластично, эмоционально окрашивая его; дифференцировать свои мышечные ощущения, управлять ими; использовать знания о городе в создании игрового образа. Ходьба по узкой улочке по одному, по широкому проспекту в колонне по двое, по трое, по площади — по кругу; ходьба на носочках с вытянутыми вверх руками — высотные дома; подметаем улицы, катаемся на велосипедах в сквере, на лодках  на пруду , качаемся на качелях, прыгаем на батуте в цирке-, идем скользящим шагом, как трамвай по рельсам, разбегаемся в разные стороны, как транспорт по своим маршрутам, застываем на месте по сигналу светофора и т.п.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»

Беседа с детьми старшей группы

Составитель:

С. А.Гребнева,

воспитатель ВКК

Г.Полевской

У каждого человека есть малая Родина, для нас – это наш Полевской. Любовь к родному городу, гордость за свою малую родину, интерес к его истории, уважение к людям, к культурному наследию – вот, что нужно прививать нашим детям, маленьким гражданам Полевского, поскольку своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая, с которой он свыкается, сживается, которая впитывается с «молоком матери».

В настоящее время в нашем городе усилия педагогов направлены на сохранение культурносозидательной функции образования. Содержание дошкольного образования определяет создание необходимых психолого - педагогических условий для формирования и развития основ духовной культуры личности ребёнка, а именно: бережное отношение к матери-земле, трудолюбие, забота о детях, гостеприимство, чувство долга, память о предках, построивших наш удивительный город.

Можно с радостью отметить рост интереса дошкольников к истории города. Знание истории и культуры своего народа, умение понять её, желание приобщиться к её дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если знакомить его с этим, начиная с детства.

Содержание деятельности: Начальные представления о символическом значении изображений на гербе и флаге города, перечисление символических изображений на гербе и флаге: зелёный каменный цветок, коронованная золотая ящерица, 8- конечная звезда, знак Венеры; проявление интереса к историческим событиям, объектам знаково - символического содержания: значки, монеты, флаги, гербы; приобщение к культуре своего отечества.

Цель: Формировать уважительное отношение к символике родного города, понимание того, что символы призваны объединять людей, живущих в одном городе.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с гербом и флагом г. Полевского, его историей, углубить представления о родном городе.

Развивающие: Развивать навыки разговорной речи: ясно выражать свои мысли, отвечать полными предложениями на поставленные вопросы; активизировать, уточнить и дополнить словарный запас (герб, символы, стела, следопыты); развивать культуру речевого общения.

Воспитывающие: Воспитывать чувство гордости за свой город, его жителей, уважение к символике города.

Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка».

Оборудование: ширма с гербами и флагами России и Свердловской области, карта Свердловской области со значками гербов городов области, воротнички – полоски белого, синего, красного цвета, на обратной стороне которых изображение знаков герба Полевского, макет стелы, вывеска «Музей», бумажный щит для герба и знаки: кольцо, соединённое с крестом, восьмиконечная звезда, каменный цветок и ящерка; выставка гербов Свердловской области; фотографии медеплавильного, железоделательного завода (старые фото, фото П. П. Бажова; аудиозапись.

Воспитатель: Дети, мы с вами продолжаем разговор на тему «С чего начинается Родина?

- Пожалуйста, ваши рассуждения, с чего же начинается Родина для каждого человека?

- Я считаю, что Родина- это наш город.

- А еще мы говорили, что семья это тоже Родина, потому что это самое родное.

Воспитатель: Все вы, дети, правы. Родина - это место, где родился человек.

У каждой страны, области есть свои отличительные знаки или символы. Назовите, какие символы вы знаете?

Дети: Отличительными знаками или символами являются герб, флаг, гимн.

Воспитатель: Города   имеют гербы, рассмотрите их и расскажите, что интересного вы заметили?

- Все ли они одинаковые?

Дети: Они отличаются по форме, картинкам, цветам.

Воспитатель: В гербе изображают самое главное для города - события, достопримечательности, то, чего нет в других городах; по гербу можно догадаться, чем занимаются его жители.

Воспитатель: Люди, которые отправляются в поход в различные города, чтобы собрать материал о каких-то исторических событиях называются следопыты.

Сегодня мы с вами следопыты и задание у нас узнать еще об одном из городов Уральского края.

Воспитатель: наш город находится от г. Екатеринбурга, главного города нашей области, в 47 км на юго-западе.

- Каким видом транспорта будем добираться, ваши предложения?

Дети предлагают: на автобусе, пешком, железной дорогой, на маршрутке.

 Беседа об истории герба. (выставляется макет стелы).

Воспитатель: Дети, обратите внимание, при въезде в любой город устанавливается специальный знак, он называется стела. Повторите, это новое для вас слово. На этом знаке можно прочитать название города, дату его появления и увидеть герб или одну из частей герба.

- Кто сможет прочитать название города?

Дети: Город называется Полевской.

Воспитатель: Появился город в 1718 году.

-В очень далекие времена жители нашего города нашли ценное полезное ископаемое, а называлось оно - руда. Построили завод и стали в огне плавить руду, чтобы получить металл. Этот металл назывался медью, а завод медеплавильным. Теперь на этом месте находится машиностроительный завод. На заводских слитках меди ставили (показываю) вот такую печать завода - кольцо, соединенное с крестом. Этот знак вошел в герб нашего города .

Позже в нашем городе появился завод, где изготовляли железо. Он так и назывался - железоделательный. На своей продукции рабочие ставили отличительный знак завода - это восьмиконечная звезда, которая называлась северной звездой. Сейчас это знаменитый в стране Северский трубный завод.

В нашем городе родился и жил знаменитый уральский писатель П. П. Бажов. О природных богатствах нашего города он писал в своих сказах. Его знаменитый каменный цветок и золотая ящерка стали главным украшением герба.

Воспитатель: Мы с вами узнали об отличительных знаках города Полевского.

- Как по-другому сказать, что у города появилось?

Дети: У города появился символ и он установлен на стеле.

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у города Полевского флаг?

Воспитатель: Что общего у флага и герба?

Дети: Знаки, они являются символами города Полевского.

Воспитатель: Теперь можно возвратиться обратно к карте, к тому месту, где мы с вами начали разговор.

На карте появился герб.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»

Беседа с детьми старшей группы

Составитель:

С. А.Гребнева,

воспитатель ВКК

Г.Полевской

http://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2016/12/1_4d9c575bb9450e93a5707a09a6ce5cc8.jpg.jpg


Цель и задачи: 
1. Развивать общие представления о том, что в лесу живут разные звери которые по – разному приспосабливаются к жизни в зимнее время года; 
2. Воспитывать у детей интерес к жизни диких животных;
3. Обобщить знания детей о типичных повадках зверей зимой, способах защиты от врагов, добывания пищи. Дать знания о том, что животные могут выжить, если приспособятся к тяжёлым зимним условиям.
4. Воспитывать любознательность, любовь к живой природе родного края;
5. Закрепить с детьми признаки зимы;
6. Активизировать словарь по теме «Дикие животные зимой».

Ход беседы:


Зима - суровое время года. Для диких животных зимой наступает сложный период. Зимой холодно, много снега и мало пищи. Диким животным трудно выжить в эту пору.

Некоторые животные мигрируют. Другие впадают в спячку. Но многие звери приспосабливаются к суровым условиям и ведут свою лесную жизнь. Они добывают себе пищу, выводят потомство, и зорко осматривая округу, охраняют своих деток.

Животные в лесу заранее подготавливаются к тяжелым испытаниям.

Мигрирующие животные.

Многим жителям Восточного Подмосковья трудно представить мигрирующих животных. 
«Разве у нас такие водятся?» - спросите Вы.
«Разве у нас бывают постоянные засушливые сезоны как в Африке? Да и антилопы, кажется, не водятся?
Да, в нашей местности нет таких переселений. Но в северных частях нашей необъятной страны зимой проходят похожие явления.
Что же это за животные такие? 
Ежегодную миграцию наших северных оленей можно сравнить с миграцией копытных в Африке. Эти путешествия оленей не так зрелищны, ведь олени любят передвигаться маленькими группами или в одиночку. Все олени повинуются своим инстинктам, идут по бескрайним просторам тундры на юг в лесотундру и тайгу. Из года в год по одним и тем же тропам идет более миллиона северных оленей. В те места, где им легче пережить зиму.

Зимняя спячка.

Зимняя спячка – это не просто приспособление животных к суровым испытаниям. Для многих животных – это единственный шанс пережить зиму и избежать голодной смерти.
Медведь – это настоящий мохнатый гигант. Он очень крупный и сильный.
Любит медведь полакомиться различными злаками, корневищами, орехами и ягодами. Медведь обожает половить рыбку. Часами он готов стоять неподвижно на берегу водоема и выжидать свою добычу. Медведь готов вытерпеть много сотен укусов пчел, чтобы отведать свое излюбленное лакомство - мед.
Но вот всего этого разнообразия зимой практически нет. И наш «хищный вегетарианец» зимой впадает в спячку. 
Перед тем как впасть в спячку медведь сооружает себе берлогу. Строят свое жилище медведи из веток и стволов. Старается уйти в глухие чащобы. Но прежде чем впасть в спячку, медведь наедает себе много жира. 
Знаете ли Вы, что медведь не всю зиму спит? Бывает зимой медведь просыпается и выходит немного побродить, а затем возвращается и снова засыпает. Зимой у медведицы рождаются медвежата. И как любая заботливая мать, медведица заботится о своих малышах.

Не спящие зимой дикие животные.

Задолго до наступления холодов животные отращивают более теплую и густую шерсть. Многие из них создают запасы еды и утепляют свое жилье.
Одним из таких запасливых зверьков является белка. Еще в теплое время она сделала себе домик в дупле или на крепком суку. Жилище белки утеплено сухими мхами, сеном и листочками. В домике у белки обязательно имеется два входа. Грызун на зиму запас много орехов, желудей, шишек и грибов. Свои припасы белка прячет по всему лесу: под старыми пнями, в пустых дуплах и корнях деревьев. Выходит из домика белка только тогда, когда нужно забрать припасы из тайника. 

Лось – это настоящий гигант. Еды ему нужно очень много. Зимой лоси могут жить в одиночку или вместе. Чем питаются лоси зимой? Лоси любят есть кору молодых осинок, побеги молодых сосен. У лосей очень крепкие и крупные зубы. Когда в округе нет молодых побегов, своими зубами лоси перетирают и грубую кору у старых деревьев. Отдыхают лоси закопавшись в снег. 
Большим копытным приходится нелегко зимой. Но еще труднее кабанам. Если зима стоит мягкая, без снега, то кабаны достают разные корешки и листочки. Могут съесть и грызуна. В лютые морозы или большие снегопады кабаны часто голодают, становятся слабыми и беззащитными перед хищниками. Для своего спасения кабаны сбиваются в стаи и только ночью выходят на поиски еды.
Волки — это самые опасные лесные хищники. Шерсть у них зимой становится густой и длинной. Такая шерсть помогает перенести волку зимние холода. И даже в сильные морозы волк может спать на снегу, укрыв свой нос пушистым хвостом. Как только начинает темнеть, волки выходят на охоту. В поисках пищи волки проходят очень большие расстояния. Порой многие десятки километров. Охотятся они на зверей любого размера в одиночку или стаей. Слаженные действия всей стаи помогает выжить волкам. 
Истинным хозяином леса зимой является лиса. Рыжая хитрюга зимой и летом ходит в шубе одного цвета. Только шерсть становится густой с толстым подшерстком. По снегу лисица ходит не проваливаясь, благодаря лапкам, покрытым шерстью. Лисы живут в норах. Но многие плутовки спят прямо на снегу. Они прикрывают свой нос большим пушистым хвостом. Лисица не делает припасов. Поэтому каждый день она выходит на охоту. Часто лисы пробираются к деревням воровать домашних птиц. Довольно часто лисица ловит зайцев. Но основной пищей лисиц зимой являются мыши.
На зиму мыши запасаются семечками и засушивают ягоды. Они очень прожорливы и каждый день им необходимо много еды. В снежные зимы мыши роют длинные ходы в сугробах. Мышки любят прятаться в стогах сена и перебираться в сараи и дома человека.
Бобры – большие труженики. Дружная семья всю осень строит свою прочную хатку, валя осины, ивы и другие деревья. Вход в хатку всегда устроен под водой. Враг не подберется. Да и вода зимой теплее, чем воздух
Зимой заяц беляк меняет серую шубку на белую. У зайца русака цвет шубки становится только чуть светлее. Зимой подушечки лапок у зайцев покрываются шерстью. Поэтому у зайцев лапки сильно не мерзнут. А еще поэтому зайцы могут убегать от хищников по скользкому льду. В отличии от многих других грызунов он не делает припасов. Питается только тем, что может найти зимой: маленькими веточками и молодой корой ивы, березы и осины. Настоящие лакомство для зайца – это замерзшие ягоды. Поэтому зимой ему очень туго. Днём зайцы прячутся от хищников в норках, вырытых в сугробах. Поесть зайцы выходят в темное время суток. Спят они на снегу. 
Зима – это самое трудное время года для зверей. Тяжела и опасна жизнь животных в эту суровую пору.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы

Составитель:

С. А.Гребнева,

воспитатель ВКК

Г.Полевской

Цель: создание условий для формирования у детей любви, интереса и уважения к родной культуре и историческому прошлому своего народа, желание поддерживать народные традиции.

Задачи:

познакомить с элементами русского национального костюма: женского и мужского, символикой вышивки;

обогащать и активизировать речь детей за счёт новых слов: рубаха, сарафан, кокошник, передник, косоворотка, порты, онучи, лапти, кепка;

расширять кругозор, закреплять знаний малых фольклорных форм (потешки, загадки);

развивать мелкую моторику, художественные навыки, творческое воображение, любознательность, эстетический вкус, познавательную активность.

воспитывать у детей интерес и уважение к родной культуре и историческому прошлому своегонарода, желание поддерживать народные традиции.

Материал: куклы мальчик и девочка одеты в русские костюмы, ноутбук, телевизор или проектор, электронная презентация, шаблоны рубахи мужской для мальчиков и женского сарафана для девочек, цветные фломастеры и карандаши.

Ход занятия

I часть. Воспитатель: Здравствуйте, красны девицы и добрые молодцы! (поклон детям). С давних времен на Руси все люди были вежливые, всегда приветствовали друг друга поклоном и добрыми словами. Здравствуйте – это пожелание доброго здоровья.

Давайте мы поздороваемся, друг с другом и поклонимся, как в старину.

Девочки поклонитесь мальчикам«Здравствуйте, добрые молодцы!»

Мальчики с поклоном девочкам«Здравствуйте, красны девицы!»

Дети, а вы знаете, что значит, добрые молодцы и красны девицы? (ответы детей)

На Руси в стародавние времена считали, что парень должен быть крепкий, здоровый, бодрый, поэтому и «добрый молодец». А «красны девицы, потому, что слово «красная»означало красивая девушка в нарядной одежде.

- А для чего нам нужна одежда? (ответы детей). А знаете, как в старину называли одежду? Её называли оболочкой. А одеваться – значит облачаться. Одежда укрывает наше тело от непогоды, холода и солнца с одной стороны, а с другой – выражает представление о красоте. Сегодня мы познакомимся с вами с русской народной одеждой и символами, которыми их украшали. А помогут мне мои помощники, вот они - красна девица Алёнушка и добрый молодец Иванушка. Давайте рассмотрим, в чём они одеты.

- Ребята, какие элементы женской одежды вы узнали и можете назвать? (дети называют элементы национального костюма).

В: Совершенно верно, женщины на Руси носили: рубаху, сарафан, лапти. Рубаха – важная часть женской одежды, она длинная, ниже колен. Рубаху красиво украшали вышивкой. Поверх рубахи надевали сарафан или юбку (понёву) и передник, также расшитые узором. На голову надевали платок или кокошник. На Руси был обычай: когда девушка замуж выходила, она должна была волосы убирать под платок.

Рассмотрим мужской костюм (дети называют элементы национального костюма). Основой мужского костюма тоже была рубаха, она доходила до колен.

- Кто из вас знает, как называлась такая рубаха? (ответ детей-рубаха-косоворотка).

- Кто догадался, почему она так называется? (ответы детей).

Да действительно, она так называется, потому что разрез ворота находится не посередине, а на боку (косо). Рубаху носили на выпуск и подпоясывали кушаком или пояском. Обязательной частью мужского костюма были широкие, длинные штаны – портки. Портки заправляли в сапоги, или их обертывали онучами (узкие длинные куски ткани) и поверх надевали лапти. Лапти – это плетённая обувь, плели их из лыка дерева липы. Ещё лапти плели из бересты – берёзовой коры. Это были праздничные лапти.

II часть. Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть разные варианты женского и мужскогонародного костюма(Дети садятся на стулья, включается презентация).

Как вы считаете, кто шил, создавал одежду? (ответы детей). Всю одежду женщины шили и украшали сами для себя, для своих родных, поэтому и называлась она народной. Предлагаю вам сейчас украсить свою одежду. А какую, вы узнаете, отгадав загадки. Сначала отгадывают девочки:

Каждый день поутру надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовется (Сарафан).

Загадка для мальчиков:

Рукав длинный иль короткий,

Планка иль косоворотка.

На груди – кармашки.

Что это? (Рубашка).

Молодцы, загадки отгадали, приглашаю вас в мастерскую, где вы сами сможете создать свой вариант одежды. (Дети проходят дальше и садятся за столы, девочки отдельно от мальчиков).

III часть. Воспитатель: Ребята, вы обратили внимание, что одежду по вороту, рукавам, подолурусские мастерицы украшали вышивкой. В старину знаки на вышивке имели особое значение. Например, извилистая или ломанная линия – это знак воды. На что похож этот знак?(на волны, на реку). Ручеек журчит и веселит нас, несет радость, веселье. Круг – это знак солнца. Что оно дарит людям? (тепло, добро). Поэтому и сам знак обозначает плодородие, счастье, благополучие. Квадрат или ромб – земля, засеянное поле. Он приносит счастье, богатство, достаток. Крест берег людей от злых сил. Каждый цвет в одежде обозначает что-тосвое: красный – благополучие, хорошую жизнь, символ праздника; желтый – тепло и ласку; синий – радость; черный – богатство. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил. Такой узор, ребята, называется оберег, заклинание в виде знаков.

Чтобы подготовить пальчики, сначала проведём пальчиковую гимнастику, я вас познакомлю с русской народной потешкой «На блины»:

Стала Маша гостей созывать(хлопки в ладоши на каждое слово).

- И Иван приди (подушечка полусогнутого указательного пальца правой руки мягко покачивает подушечку большого пальца левой руки,

И Степан приди (покачивает подушечку указательного пальца,

Да и Андрей приди (покачивает подушечку среднего пальца,

Да и Матвей приди (покачивает подушечку безымянного пальца,

А Митрошечка: ну, пожалуйста! (покачивает подушечку мизинца на каждое слово - 4 раза).

Стала Маша гостей угощать(хлопки в ладоши на каждое слово).

- И Ивану блин (левая рука ладонью вверх, большой палец правой руки нажимает на подушечку большого пальца раскрытой ладони,

И Степану блин (нажимает на подушечку указательного пальца,

И Андрею блин (нажимает на подушечку среднего пальца,

И Матвею блин (нажимает на подушечку безымянного пальца,

А Митрошечке – мятный пряничек (нажимает на каждое слово-4 раза).

Стала Маша гостей провожать(хлопки в ладоши на каждое слово).

- Прощевай, Иван (загибаем большой палец левой руки,

Прощевай, Степан (загибаем указательный палец левой руки,

Прощевай, Андрей (загибаем средний палец левой руки,

Прощевай, Матвей (загибаем безымянный палец левой руки,

А ты, Митрошечка, моя крошечка,

Да ты побудь со мной ещё немножечко (пальцы правой руки поглаживают по очереди мизинчик).

Ну что, размяли пальчики? Теперь приступайте к работе. На столе перед вами образцы вышивки, но вы придумайте каждый свой узор и украсьте одежду по вороту, рукавам и подолу с помощью цветных карандашей или фломастеров.

IV часть. Творческие работы детей. Подведение итогов.

Воспитатель: Девочки, мальчики, покажите мне и друг другу свои работы. Какие вы молодцы! Такие замечательные сарафаны и рубахи у вас получились!

Что нового для себя вы сегодня узнали? В чем сходство и различие женского и мужского костюма? Что означала вышивка на одежде?

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Полевского городского округа

«Детский сад № 40 общеразвивающего вида»

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы

Составитель:

С. А.Гребнева,

воспитатель ВКК

Г.Полевской

Цель: формирование умений создавать декоративную композицию на объемной форме.

Задачи:

1) Обучающие:

 · познакомить детей с искусством миниатюры на яйце, с различными приемами украшения пасхального яйца;

· обучать декоративному оформлению пасхальных яиц;

· уточнять представления о композиции и элементах декора.

2) Развивающие:

Развивать:

·самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств оформления;

· чувство композиции;

· образное мышление, творческое воображение.

3) Воспитательные:

· прививать чувство уважения к народным традициям;

· воспитывать чуткое отношение к близким, желание порадовать их своим подарком.

Оборудование и материалы к занятию: 

Демонстрационный материал: украшенные пасхальные яйца, иллюстрации  с изображениям  расписных яиц и элементами узоров.

Раздаточный материал: формы для декоративной росписи (яйца), гуашь, кисточки, фломастеры,  маркеры,  бумажные полотенца, влажные салфетки, баночка с водой,  подставки для яиц.

Предварительная работа:  беседа о русских народных праздниках и традициях россиян. Изготовление и украшение подставок для яиц.

Формы организации детей на занятии: подгрупповая (10 человек), индивидуальная.

Ход НОД:

1.Организационно-мотивационный этап

Воспитатель: Ребята проходите.

Сюрпризный момент  (воспитатель и дети подходят к столу, на котором лежат 2 яйца: обыкновенное и раскрашенное пасхальное)

- Посмотрите, что за чудо

  Положил нам кто-то в блюдо? (ответы детей)

- Да, это яйца. Я предлагаю вам сесть и посмотреть, чем они отличаются? (садятся, ответы детей)

 - Вы правы. Это (показывает) это обыкновенное куриное яйцо. И оно - настоящее чудо. Из него с приходом весны зарождается новая жизнь. Яйцо – символ Солнца и Жизни.

А второе яйцо не простое:
Золотое расписное, 
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй  сказке?

 Беседа про Пасху

- Символом какого праздника является расписное яйцо? (Пасхи) Кто из вас хотел бы рассказать об этом празднике? (высказывания детей)

- Действительно, Пасха – это самый главный весенний праздник у всех христиан. С давних пор - еще со времен наших предков и до наших дней – его отмечают очень торжественно и весело. Праздник продолжается целую неделю. Во время пасхальной недели принято ходить в гости, угощаться куличами, блинами, дарить друг другу подарки и обмениваться крашенными яйцами.

 2. Этап целеполагания  

 - Ребята, вы догадались, чем мы сегодня займемся? (ответы детей) Верно, мы сегодня узнаем об искусстве украшения яиц и будем сами украшать пасхальные яйца.

Украшенное яйцо-замечательный подарок.  Хотите порадовать своих родных? Для кого из близких вы будете делать сувенир? (Ответы детей)

Проблемная ситуация

- Ребята, а какие яйца мы будем раскрашивать?  Где же мы их возьмем? А если бы у нас сейчас были яйца, мы бы украшали их сырыми или вареными? Почему не стоит украшать сырые яйца?

- Предлагаю вам сегодня украшать пустые яйца.  Я уже приготовила их, заранее через дырочки выдула из них белок и желток.

   

    3. Этап обсуждения общего плана деятельности

- Приглашаю вас в мастерскую. (дети садятся за столы)  

- С чего мы начнем работу? (ответы детей) Сначала яйцо нужно загрунтовать – покрыть краской определенного цвета, а затем, когда краска подсохнет, эту основу мы украсим узорами.

 - Для того, чтобы удобнее было закрашивать яйцо, можно использовать палочки. Аккуратно вставьте их в отверстие яйца. Теперь оно легко поворачивается (дети самостоятельно грунтуют поверхность яйца, после чего влажными салфетками протирают руки). Теперь нужно подсушить их.

 - А пока они сохнут давайте побольше узнаем об искусстве оформления пасхальных яиц. Приглашаю вас на выставку. 

(рассматривание сувенирных пасхальных яиц и иллюстраций)

- Целое искусство создали люди по раскрашиванию яиц. Мастера делали их из дерева, фарфора, глины, кости, расписывали различными красками, украшали их бисером, лентами, драгоценными камнями и даже золотом и серебром.  В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца.

Пасхальные яйца могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы, до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке.

 Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. 

 - Посмотрите, как можно расписать яйца, сколько существует различных способов украшения яйца: (на магнитной доске образцы расписных бумажных яиц) растительные узоры: листочки, веточки, цветочки,  орнамент: полосочки, кружочки, точки, колечки; сюжетные и пейзажные картинки и тд.

Здесь есть готовые образцы, когда вы будете украшать свое яйцо, можете использовать их в работе, а можете придумать узоры сами.

Тренинг:

- А теперь, давайте возьмемся за руки и я вам расскажу главную тайну росписи:

На Руси считалось, что садясь расписывать яйца, мастера должны иметь чистые помыслы, делать это с открытым добрым сердцем и большой любовью. Если делать это от всей души, то получиться прекрасное творенье. Чувствуете, как тепло моих рук передается вам? А теперь садитесь за столы и подумайте прежде, чем приступить к работе. Что чувствует ваша душа? Что говорит ваше сердце, ваши чувства? Какой узор просится на ваше яйцо?

 -Приглашаю вас в мастерскую (воспитатель и дети садятся за столы)

4. Этап осуществления деятельности

 - Посмотрите, ребятки, здесь есть всё необходимое для вашего творчества: красивые краски, удобные тоненькие кисточки, ватные палочки, фломастеры и маркеры, маленькие цветочки, различные пасхальные наклейки, клей. В работе вам поможет ваша фантазия и образцы для рисования. Желаю вам успешной работы!

Самостоятельная работа детей. Оказание педагогом индивидуальной помощи в ходе оформления изделия.     Музыкальное сопровождение

 - Ребята, напоминаю, что вы можете его украсить, нарисовав цветочки, волнистые линии, полоски, точки, геометрические фигуры, даже -церковь или придумать и нарисовать свою пейзажную картинку. Не забывайте про солнышко и солнечные узоры.

- Можете смотреть на образцы расписанных яиц.

- Расписывайте и думайте о том, для кого вы готовите свой сувенир, (так в старину делали). Пока держите в руках яйцо мысли все о том, для кого оно предназначено, оно вбирает в себя энергию добрых мыслей и пожеланий. Подумайте, для кого вы будете делать свой сувенир. А в работе вам поможет творчество, фантазия и музыка.

По окончании работы дети выкладывают сувениры на заранее изготовленные подставки.

Один из детей рассказывает стихотворенье

Как люблю я праздник Пасхи!

Приготовлюсь к четвергу

Бабушка яички красит,

Я ей тоже помогу.

На скорлупке хрупкой, тонкой

Для людей, для красоты

Крашу кисточкой тихонько:

Крестик, солнышко, цветы.

 В светлый праздник Воскресенья

Подарю своим друзьям

По яичку, с поздравленьем

И скажу: «Раскрасил сам»

5. Рефлексивно-результативный этап 

- У нас с вами получилась настоящая выставка сувениров.

Вы старались, вы трудились, и яички на славу у вас получились!

Чем замечательны ваши сувениры?

О чем вы думали, когда готовили их?

С какими чувствами украшали пасхальные яйца?

Я думаю, что ваши сувениры чудесные, дивные, волшебные, прекрасные.

Молодцы, вы потрудились очень хорошо, а результат вашей работы, это ваши сувениры, которые вы подарите своим родным и близким с наилучшими пожеланиями в праздник Пасхи. ВСЕГО ВАМ ДОБРОГО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект обобщающей беседы в старшей группе. Тема: беседа “О нашей пище”.

Вспомните, чем отличается обед от завтрака, ужина. Объясните, почему для первого и второго блюда нужны разные тарелки и столовые приборы. Чем же всегда отличается первое блюдо? (ответы детей). Далее р...

Конспект беседы с детьми на тему: «Беседа о дне Победы»

Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Активизировать словарь по теме, обогащать речь детей. Воспитывать горд...

Конспект беседы «Мы идём в гости и принимаем гостей» (этическая беседа) в подготовительной группе.

Цель: помочь детям углубить интерес к социальному миру, привить оптимальные формы поведения в обществе. Помочь детям во взаимодействии с другими и уверенно чувствовать себя в любой ситуации.Задачи: на...

Цикл бесед по ПДД. Беседа: "Светофор", "Опасность на дороге"

Беседы которые можно проводить в детском саду по ПДД....

Конспект беседы с детьми подготовительной к школе группе на тему: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Подготовила воспитатель МБДОУ д/с №3 Патутина Анна Алексеевна

Тема: «Беседа об искусстве вышивания. Вышивание детьми салфетки». Программные задачи: продолжать знакомить детей с народным творчеством. Воспитывать уважение к мастерам и людям труда, интерес к искус...

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками» Экологические беседы Экологические беседы принято делить на следующие виды: установочные, эвристические и итоговые Установочная беседа помогает воспитателю собрать вниман

Консультация для педагогов «Методика проведения экологических бесед с дошкольниками»Экологические беседыЭкологические беседы принято делить на следующие виды:установочные, эвристические и итоговыеУста...

Конспект ООД на тему: «Беседа о дне Победы» Беседа в подготовительной группе МБДОУ Д/С 13 г. Белореченска воспитатель Русских Т.А.

Гражданско-патриотическое воспитание  сегодня – одно из важнейших звеньев  системы  воспитательной работы.«Что такое патриотизм?» Так,  С.И. Ожегов определял патр...