Конспекты занятий по ознакомлению детей с народной культурой.
план-конспект занятия по окружающему миру

Корниенко Наталья Александровна

Конспекты занятий по ознакомлению детей с народной культурой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_n.k.docx620.46 КБ

Предварительный просмотр:

 Развлечение « В гостях у кукол наших бабушек»

Цель: Вызвать интерес к старине, показать как менялась кукла со временем; научить делать куклы.

Оборудование : выставка кукол из разного материала ( игрушки и илюстрации0

Воспитатель загадывает детям загадку и просит найти отгадку в окружающей обстановке:

День рождения был у Тани,

К ней пришли ее друзья.

Вместе с тортом и цветами

Подарили ей меня.

В ярком платье. С синим бантом

Я красива и мила. Отгадайте кто же я? ( кукла)

Воспитатель рассказывает детям, что в настоящее время в магазине игрушек можно купить любую куклу, которую только пожелаешь А в старинные времена  таких магазинов не было, кукол  таких не делали. Педагог просит воспитанников подумать и ответить  где дети в давние- давние времена брали кукол. Выслушав мнения детей, воспитатель подводит их к тому, что дети находили ветки дерева с сучками, напоминающие человечка, лепили фигурки из глины, которой было много по берегам рек  Вспоминают имя замечательного пензенского  мастера Зоткина , лепившего из глины чудесные фигурки людей и животных . Рассматривают  абашевские игрушки. 

 

Педагог спрашивает у детей, что рассказывали им их бабушки  об играх с куклами. Говорит, что она пригласила свою старенькую соседку в гости, чтобы та рассказала об играх своего детства.

В зал заходит Дарья Никитична с корзинкой в руках, здоровается с детьми, говорит что любит  вспоминать свое детство, помнит свои детские забавы и сейчас с удовольствием расскажет детям о куклах  своего детства.

Рассказ Дарьи Никитичны:

« когда я была маленькой девочкой, кукол мастерили всяких. В городе, в магазине, продавали  дорогих кукол с фарфоровым красивым личиком,  в пышных платьях.  Но эти куклы были очень дорогие, нам таких не покупали.  С этими куклами забавлялись в богатых домах.

А нам шили кукол из тряпочек.  Шили и женок и мужичков. Лицо когда пустое оставят, а то и углем намажут. Кукол хранили в коробе с крышечкой. А у меня вот куклы в корзине лежат, не выбрасываю, храню как память, внучкам показываю».

Дети рассматривают куклы.

Дарья Никитична говорит детям, что не всегда девочки ее детства ждали, когда взрослые  смастерят им кукол. Они и сами своими руками шили кукол из тряпок, из старых чулок, а то « пальтушку» свернут, платок или капор  повяжут – вот и кукла. Посадят куклу в колясочку и возят по деревне! ( В это время бабушка показывает, как делали такую куклу).

А еще сами изготавливали «зольных» кукол. Бабушка спрашивает, хотят ли дети научиться мастерить кукол из  золы? Раскладывает из корзинки все необходимое на столе и приступает к работе, комментируя свои действия : смешивает золу с водой, лепит комочек, оборачивает его белой тканью, перевязывает ниткой – голова. Сворачивает плотное толстое туловище из ткани, будто пеленает куклу. Грудь скатывает из шариков, юбку наматывает, собирает ее под грудью  и подвязывает. Делает кукле кукленка – сбивает маленькую головку, сворачивает  туловище, завертывает его в пеленку и в свивален.  Бабушка говорит детям, что куклы были не такими уж красивыми, но дети все равно очень любили с ними играть.

Предлагает и детям изготовить по кукленку. Помогает, уточняет действия. Кукол ставят сохнуть.

 А бабушка обращает внимание на современных кукол, сидящих  на стульчиках в  уголке, отмечает какие они красивые. Нарядные.  Спрашивает у детей  знают ли где их мастерят.  Подчеркивает, что в Пензе есть своя фабрика игрушек, где выпускаются такие чудесные куклы и другие игрушки для пензенской детворы.

 Воспитатель предлагает детям  потанцевать для Дарьи Никитичны  с куклами  под веселую музыку. ( Танцевальные  движения произвольные – музыкально- театрализованное творчество детей).

Лучшим танцорам Дарья Никитична  дарит лоскутики  ткани.  Затем рассказывает, что  есть такая профессия – одевальщицы кукол. Эта  профессия очень старая. 100 лет назад к одежде кукол  относились очень серьезно и ответственно: изучали национальную одежду разных народов- русских, татар, цыган, украинцев, мордвы, подбирали подходящие ткани. Вышивку на одежде куклам делали вручную, специальные мастера- сапожники шили куклам обувь, плели лапоточки из мочальных сеток, что шли на решета, изготавливали бусы, пуговицы. Одевать кукол начинали с обуви: сперва на ноги онучи наматывали, обматывали их крест накрест  суровой ниткой и лапоточки привязывали. Надевали на куклу костюм Затем уже куклу причесывали, убирали ей головку кокошником или повязывали платочком.  А кисти плели и пояски крутили из цветных ниток.

 Бабушка показывает детям куклу в национальном костюме Пензенского края.

Затем продолжает рассказывать: « Вручную раньше трудились не напрасно, Что с любовью сделано, даром не пропадает.»

 Бабушка предлагает детям поиграть в одевальщиков кукол, в игру « Кто скорее соберет куклу на зимнюю прогулку». Детям предлагается по порядку надеть на куклу одежду и быстро перенести ее на игрушечные санки в другой конец зала.  В конце игры бабушка одаривает победителей призами.

Воспитатель благодарит Дарью Никитичну за интересный рассказ, предлагает ей экскурсию по детскому саду. ( Дети рассказывают гостье, где что находится).

Занятие « Одежда разных времен».

    Программное содержание: Формировать представление детей об изменении одежды с течением времени. Расширять знания детей об особенностях народного костюма в сравнении с современной одеждой. Обратить внимание на то, что люди всегда стремились украсить свою одежду. Оборудование: карточки с изображением людей в народных национальных костюмах две карточки с изображением старинного и современного домов ( набор на каждого ребенка), бумажные заготовки частей народных костюмов (головные уборы верхняя одежда, обувь).

1 На фланелеграфе две карточки  с изображением старинного и современного зданий Воспитатель предлагает детям посмотреть на разложенные на столе карточки с изображением людей в старинной и современной одежде и помочь этим людям найти свои дома, просит детей мотивировать свой выбор.

Далее воспитатель беседует с детьми по вопросам:

- Можно ли по современной одежде определить, кто перед вами: русские, мордва, чуваши, татары или люди  другой национальности? ,

-можно ли определить по народному костюму?

Народный костюм имеет несколько частей. Какие?( Головной убор, одежда, обувь) Рассматривают карточки с изображением людей в народных костюмах.

2. Воспитатель спрашивает у детей , знают ли они, как называют людей, которые шьют одежду? (Портные)

- Почему их так называют?

Далее рассказывает детям о том, что давным – давно, когда еще не было их прабабушек, прадедушек ( в Древней Руси), вся одежда называлась порты, Поэтому тот, кто ее шил, и назывался портным.

Портные в зависимости от того, что они шили. Стали называться по – разному. Предлагает детям догадаться, что шили те, которых она будет называть: шубник, кафтанник, рукавичник. Спрашивает, почему дети так думают. Воспитатель рассказывает детям, что в деревне одежду почти всегда шили дома. В бедных семьях сама хозяйка, в богатых- служанка.

 Спрашивает у детей, как они думают, берегли ли люди раньше свою одежду. Уточняя ответы детей, подчеркивает, что к одежде относились очень бережно, ее донашивали, перенашивали. Чинили.

- Где хранилась одежда? ( Сначала в сундуках, затем в шкафах.)

Уточняют, обратившись к карточкам на фланелеграфе,  часто встречающиеся цвета в народных костюмах (красный , желтый , синий).

3. Воспитатель подчеркивает, что народ стремился украсить узором народные костюмы ( бумажные заготовки). Дети работают в группах, в каждой из которой есть образец ( тот или иной национальный орнамент). Детям представляется  возможность самостоятельного выбора орнамента.

4. Устраивают выставку народных костюмов, которые дети украшали. Каждый ребенок, выставляя свою работу, говорит, какой народный костюм он украшал.

В процессе деятельности детей звучит народная музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством «Краса ненаглядная»

знакомство детей с народным декоративно прикладным искусством....

Конспект занятия по приобщению детей к народной культуре Кубани «Кубанские посиделки».

Цели:Приобщить детей к народной культуре Кубани.Обобщить знания детей о кубанских традициях, быте, названий вещей.Дать представления о названиях казачьей одежде, обычаях, песен и игр.Способствовать тв...

Конспект занятия по ознакомлению детей с народно-прикладным искусством

Познакомить детей с народным декоративно прикладным искусством.- Расширять и закреплять представления детей об отдельных видах народных промыслов: Городец, хохлома, дымка.- Учить детей составлять узор...

Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски

К  Конспект занятия по ознакомлению детей с народным искусством (рисование) в старшей группе «Городецкая роспись» деревянной доски  Цель:1)...

Конспект занятия по ознакомлению дошкольников с народной культурой "Октябрь- капустник" для детей старшей группы

Второе занятие проекта по изучению народного календаря. Почему сентябрь в старину называли Капустник? Какая народная кукла символизирует этот месяц в народном календаре?...

Конспект занятия по ознакомлению детей с народными традициями и культурой «В гостях у сороки»

Приобщать  детей к истокам русской народной культуры (знакомство с русским костюмом, чтение потешек).Расширение и активизация словаря: сарафан, бусы, ленты, чугунок, горница.Развивать умение разл...

Презентация к занятию по ознакомлению детей с народной культурой и традициями.

Тема занятия "Ходит сон вдоль окон" - знакомство детей с колыбельными песнями. с культурой наших предков....