Проект "Зимушка - зима"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Проект "Зимушка - зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_proekta_zimushka_-_zima.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Зимушка - зима»

Автор:

Дегтеревич Елена Николаевна, воспитатель МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6 г. Шебекино»

Исполнители проекта и основные участники: 

Дети средней группы, педагоги детского сада, родители воспитанников (лица, их заменяющие).

Базисный компонент:

Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксаы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Тип проекта: 

По продолжительности -  среднесрочный.

По составу участников проекта – групповой.

По направленности деятельности участников проекта - познавательно-речевой.

Образовательные области:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Цель:        

Формирование знаний у детей 4-5 лет о живой и неживой природе в зимний период.

Задачи:

Расширять и углублять  знания  детей о зимнем времени года.

Формировать знания о взаимосвязи, взаимозависимости живой и неживой природы.

Развивать наблюдательность, познавательную активность, инициативу.

Содействовать формированию сотрудничества в детско-родительских  отношениях.

Воспитывать бережное отношение к природе и к окружающему миру.

Сроки и этапы  реализации:        

I. Подготовительный этап (декабрь -  февраль).

 Постановка  цели, задач.

 Изучение методической литературы.

II. Разработка проекта (декабрь).

Подбор методической литературы.

Выбор форм работы с детьми и родителями.

Выбор основных мероприятий.

Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.

Определение и формулировка ожидаемых результатов.

III. Внедрение проекта (январь).

Проведение непосредственной образовательной деятельности, бесед, наблюдений, опытов, работа c мнемотаблицами.

Знакомство с репродукциями  картин известных художников.

Знакомство с музыкальными произведениями и с произведениями художественной литературы.

Составление рекомендаций для родителей.

Изготовление родителями и детьми  кормушек для зимующих птиц.

Консультация для родителей «Как обустроить комнату ребенка - исследователя».

IV. Итоговый этап (февраль).

Фотоальбом «Познавать интересно».

Книга рассказов «Зима».

Совместная творческая работа детей и родителей «Кто как зимует».

Информационный диск для родителей «Зима».

Итоговая НОД для педагогов ДОУ.

Перечень основных мероприятий:        

Разработка рекомендаций для родителей.

Создание условий в группе и на игровом участке.

Разработка конспектов мероприятий.

Консультация для родителей.

Ожидаемые результаты:        

Формирование у детей разносторонних знаний о взаимосвязи живой и неживой природы в зимний период.

Воспитание бережного отношения к природе.

Привлечение родителей  воспитанников  к сотрудничеству и взаимодействию.

Усиление ресурсного обеспечения группы.

Актуальность проекта:

В 4-5 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы.    

Новизна проекта:

Направление данного проекта  не рассматривалось ранее педагогами  в дошкольном учреждении.

Объем и содержание работы:

Направления деятельности

Содержание деятельности

Ресурсы

Исполнители

Сроки реализации

Наблюдения с детьми  за сезонными изменениями зимой.

Неживая природа

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

декабрь - февраль

Деревья и кустарники

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

декабрь - февраль

Птицы зимой

Кормушка, корм

Воспитатели, дети

декабрь - февраль

Животные зимой

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

декабрь - февраль

Труд взрослых

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

декабрь - февраль

«Зачем нам зима?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

декабрь – февраль

Опыты, эксперименты

Определение направления и силы ветра

Участок группы

Воспитатели, дети

4-я неделя

декабря

«Какой бывает снег?»

Участок группы, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

января

«Снег и  лед - вода»

Тазик, банка, формочки

Воспитатели, дети

4-я неделя

января

Чтение произведений

«Снег – что это такое?»   З. Трофимова.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

«Зимовье зверей» русcкая народная сказка

Книга /произведение

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

«Поет зима, аукает…»     С. Есенин

Книга /произведение

Воспитатели, дети

4-я неделя

декабря

«Лисичка – сестричка и волк» русская народная сказка

Книга /произведение

Воспитатели, дети

4-я неделя

декабря

«Мороз – воевода» Н.Некрасов

Книга /произведение

Воспитатели, дети

2-я неделя

января

«Зима»         И. Суриков

Книга /произведение

Воспитатели, дети

2-я неделя

января

«Где зимуют почки?»        Н. Павлова.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

3-я неделя

января

«Лес зимой» В. Бианки.

Книга /произведение

Воспитатели, дети

3-я неделя

января

«Под снегом на лугу» Н. Павлова

Книга /произведение

Воспитатели, дети

4-я неделя

января

«Я знаю, что нужно придумать»   А. Барто

Книга /произведение

Воспитатели, дети

4-я неделя

января

Рассматривание иллюстраций, картин

Серия «Зимние праздники»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

Серия «Звери зимой»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

4-я неделя декабря

Серия «Зимние забавы»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

2-я неделя

января

Серия «Зимующие птицы»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

3-я неделя

января

Серия «Художники о зиме»

Набор иллюстраций

Воспитатели, дети

4-я неделя

января

Беседы

«Если б не было зимы…»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

«Зачем людям зима?»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

4-я неделя

декабря

«Зима и дети. Зимние забавы»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

2-я неделя

января

«Зима в лесу»

Картины, иллюстрации

Воспитатели, дети

3-я неделя

января

Музыкальные произведения

(слушание)

«Зимние сказки»

Аудиозапись сказок

Воспитатели, дети

декабрь - февраль

«Кабы не было зимы..»

аудиозапись

Воспитатели, дети

3-я неделя

декабря

«Весёлая зима»

аудиозапись

Воспитатели, дети

4-я неделя

декабря

«Новогодний ветер»

аудиозапись

Воспитатели, дети

2-я неделя

января

Раз морозною зимой»

аудиозапись

Воспитатели, дети

3-я неделя

января

«Вальс снежных хлопьев» из балета «Щелкунчик», муз. П.И. Чайковского

аудиозапись

Воспитатели, дети, муз. руководитель

4-я неделя

января

Творческие деятельность / задания

Творческое домашнее задание «Кому нужна зима?»

/беседа-размышление/

Воспитатели, дети,  родители

4-я неделя

декабря

Запись рассказов «Зима»

план рассказа

Воспитатели, дети,  родители

2-я неделя

января

Рисуем дома с мамой «Кто как зимует»

Воспитатели, дети,  родители

3-я неделя

января

Информационный материал для родителей

Информационный диск «Зима»

Воспитатели, родители

4-я неделя

декабря

Консультация для родителей «Как оборудовать комнату

юного исследователя»

Воспитатели, родители

2-я неделя

января

Рекомендации для родителей «Опыты и эксперименты с детьми дома»

Воспитатели, родители

4-я неделя

января

Результаты реализации проекта:

Расширение кругозора детей.

Повышение процента детей  с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Зима».

Привлечение большего количества родителей  воспитанников  к сотрудничеству и взаимодействию.

Усиление ресурсного обеспечения  группы.

Защита проекта:

Фотоальбом «Познавать интересно».

Книга рассказов «Зима».

Совместная творческая работа детей и родителей «Кто как зимует».

Информационный диск для родителей «Зима».

Итоговая НОД для педагогов ДОУ.

Литература:

  1. Баркан, А.И.  Практическая  психология  для  родителей, или  Как  научиться  понимать  своего  ребенка  [Текст] / А.И. Баркан. – М.: АСТ-ПРЕСС,  2001. – 432 с.
  2. Башорина Ю.В. Развитие исследовательской деятельности у старших дошкольников в процессе формирования представлений о величине и ее измерении // www.bestreferat.ru.
  3. Гин А. Задачки – сказки от кота Потряскина. – М.: Вита-Пресс, 2002
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники. - М.: Вита-Пресс, 1999
  5. Детский  сад  и  семья  [Текст]  / под ред.  Т.А. Марковой. – 2-е  изд.,  испр.  и  доп.  -  М.:  Просвещение,  1986. – С. 207.
  6. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста. / Под редакцией О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. – 144с.
  7. Доронова, Т.  О  взаимодействии  дошкольного  образовательного  учреждения  с  семьей  [Текст] /  Т. Доронова  //  Дошкольное  воспитание. – 2000. - № 3. – С. 87-91.  
  8. Дошкольное  учреждение  и  семья  -  единое  пространство  детского  развития  [Текст]:  Методическое  руководство  для  работников  дош

     кольных  образовательных  учреждений / Т.Н. Доронова,  Е.В. Соловье

     ва  и  др. – М.:  ЛИНКА-ПРЕСС,  2001. – С.5-22.

  1. Евдокимова, Е.С.  Педагогическая  поддержка  семьи  в  воспитании  дошкольника [Текст] / Е.С. Евдокимова. – М.:  ТЦ  Сфера, 2005. – 96 с.
  2. Емельянова, Е. Исследовательская деятельность детей / Е. Емельянова // Ребенок в детском саду. – 2009. - № 3.
  3. И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. Детское экспериментирование, 2003.
  4. Концепция дошкольного воспитания.
  5. Паршукова, И.Л. Маленькие исследователи. Виды и структура иссле

довательских занятий в детском саду / Н.Л. Паршукова // Дошкольная педагогика. – 2006. - № 1.

  1. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения.
  2. Т.А. Сидорчук. Базовые алгоритмические действия, используемые при работе с разными типами творческих задач (для воспитателей ДОУ). http://www.natm.ru/triz/articles/sid001.htm.
  3. Тугушева Г.П. Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!

В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....

"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"

Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....

Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой

Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.

Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....