Конспект непосредственной образовательной деятельности по экспериментированию в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Гафнер Анастасия Ивановна

Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от свойств;
  2. Способствовать освоению представлений о свойствах копировальной бумаги;
  3. Формировать умение детей самостоятельно делать выводы в процессе экспериментальной деятельности с бумагой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственной образовательной деятельности в группе старшего дошкольного возраста «Необыкновенные свойства обыкновенной бумаги»

Цель: развитие познавательной активности и расширение представлений детей о бумаге.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о назначении и использовании разных видов бумаги и использование их в зависимости от свойств;
  • Способствовать освоению представлений о свойствах копировальной бумаги;
  • Формировать умение детей самостоятельно делать выводы в процессе экспериментальной деятельности с бумагой.

Оборудование:  проектор (презентация), почтовая коробка, книга, разные виды бумаги (писчая, газетная, бархатная, обойная, упаковочная, гофрированная, цветная, впитывающая), цветные карандаши, ножницы, макеты бумажных городов, лейки, бумажные цветы, копировальная бумага, простые карандаши и ручки (по количеству детей), скрепки.

Ход занятия:

- Здравствуйте, друзья! Меня зовут Анастасия Ивановна, я очень рада сегодня с вами познакомиться.

- Давайте поприветствуем друг друга.

Встанем мы в кружочек дружно,
поздороваться нам нужно.

Говорю тебе привет,
улыбнись скорей в ответ.

Вместе за руки возьмемся,
и друг другу улыбнемся.

-Ребята, сегодня утром мне на компьютер пришло странное сообщение. Хотите узнать, от кого это послание? Ответ детей

(Звуковое сообщение)

-Вы согласны помочь Коротышкам? Тогда внимательно слушайте загадку.

Она бывает документом,

Салфеткой, фантиком, конвертом,

Письмом, обоями, билетом,

Альбомом, книгой, и при этом,

Она бывает и деньгами.

Что это?

Ответы детей – Это бумага

(дети ищут все виды бумаги, которые в загадке)

-Совершенно верно, это бумага. Загадку мы помогли отгадать, а как вы догадались, что это бумага?

Возможные ответы детей: «Потому что все эти предметы из бумаги»

-Подумайте, может ли человек обойтись без бумаги? Какими бумажными предметами мы пользуемся ежедневно? (бумажными салфетками вытираем рот, читаем книги, рисуем на бумаге, пишем в тетрадях, делаем аппликации, поделки)

-Коротышки хотят больше узнать об этом материале. Давайте им расскажем, но прежде ответьте мне на вопрос. Если раньше люди использовали бумагу только для письма, и она была вся одинакова, то что мы можем сказать о том, какой же стала бумага в наше время?

Предполагаемые ответы- Я могу сказать, что в наше время бывает разная.

А как вы думаете, почему в наше время бумага такая разная?

-Я думаю, она разная, так как нужна для разных целей.

Я предлагаю собрать интересную посылку для Коротышек, составить книгу о бумаге и её свойствах и отправить в цветочный город.

На столе стоит коробка и образцы бумаги.

-Я предлагаю вам заполнить коробку образцами разных видов бумаги. И первую страницу нашей книги оформить образцами бумаги разного вида.

-Чтобы образцы поместились в ящик их необходимо уменьшить в размере.

-А как это сделать? Мне необходима ваша помощь.

Ответы детей: нужно бумагу помять, а можно её отрезать, ещё можно разорвать, я бы бумагу согнула…

-Как много вариантов мы с вами придумали. А давайте всё то, о чём мы с вами говорили, поместим на страницах нашей книги.

Дети отражают на листах книги свои рассуждения о свойствах бумаги.

-Ребята, а вы помните, что Коротышкам очень хотелось бы, чтобы их город был сделан из бумаги? Как вы считаете, возможно это?

Примерные ответы детей: мы считаем, что город, построенный из бумаги, будет не очень прочным. Он будет намокать, ветер будет ломать все дома…

-А давайте проверим, что же произойдет с бумажным городом, если пойдет дождь?

Педагог открывает на поддоне макет бумажного города, на столе стоят лейки с водой, педагог предлагает детям «устроить ливень», поливая макет города из леек.

ОПЫТ 1

-Посмотрите внимательно. Что произошло с бумажным городом? Если на бумажный город польет дождь, что с ним произойдет?

Дети: «Если на бумажный город польет дождь, то город намокнет, бумага размякнет, и Коротышкам негде будет жить»

Вы совершенно правы. Давайте всё то, о чем сейчас сказали, отразим на страницах нашей книги.

Дети продолжают рисовать алгоритмы.

-А вы помните, что коротышки хотели все-все сделать из бумаги, а как вы думаете, что произойдет с бумажными цветами? Давайте расскажем коротышкам, что и цветы бывают из бумаги. А вот что с ними произойдет, если их запустить в пруд, мы сейчас с вами проверим!

ОПЫТ 2

-У вас на столах лежат цветы. Возьмите их в руки, давайте обследуем их. Какие они? Какого цвета? Обратите внимание, что у меня и у вас цветы из разной бумаги, потрогайте мой цветок, чем он отличается от ваших? (Наши цветы плотнее, а ваша бумага тонкая, мягкая, легко рвется) А еще посмотрите, моя бумага немного прозрачна, а ваша совсем не пропускает свет. Посмотрите, моя бумага пористая и мягкая, а ваша? (ответы детей: наша гладкая, твердая)

-Мы с вами будем загибать лепестки к центру. Посмотрите как это нужно делать.

-А теперь отпустим их в воду лепестками вверх и посмотрим, что же происходит?

Цветочки распустились, потому что бумага намокает и становится тяжелой.

-Ой, ребята, а почему же ваши цветы распустились и плавают в воде, а мой цветочек совсем не распустил свои лепестки и сразу утонул?

(Потому что наша бумага была плотнее)

-А какая тогда бумага была у меня? А почему тогда мой цветок утонул?

-Ребята, Чем плотнее бумага, тем больше ей понадобится времени для намокания. Именно поэтому мой цветок так быстро впитал воду и утонул, а ваши цветочки, под тяжестью от намокания водой, распустились.

-Давайте укажем в нашей книге, что из обычной бумаги коротышки могут сделать цветочки, но в воде, в озере или пруду даже самые плотные цветы намокнут и  со временем утонут.

-А у меня как раз есть одна игра про цветочки:

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Распускают лепесточки. (потом раскрываются в виде чаши, перед лицом)

Ветерок немножко дышит, (затем кисти движутся против часовой стрелки и потом по часовой стрелке)

Лепестки колышет. (кисти рук наклоняются влево и вправо)

Наши красные цветочки (прижимаем локти друг к другу, смыкаем кисти в виде лодочки)

Закрывают лепесточки, (показать пальчиками, как лепестки закрываются)

Они тихо засыпают,

И головкою кивают.

-Ребята, а у меня к вам предложение, давайте пригласим всех коротышек цветочного города в гости в наш город, чтобы они сами смогли увидеть из какого материала сделаны наши дома. Но как мы их пригласим?

Ответы детей: пригласительные

-Точно, какие вы молодцы! Давай нарисуем для коротышек пригласительные открытки. Но подождите.. нас с вами так мало, а коротышек в цветочном городе гораздо больше, мы устанем рисовать! Что же можно придумать, чтобы пригласительных было больше?

(предложения детей)

- А я хочу вас сказать, что  существует волшебная бумага. Вот посмотрите, какая она. Что вы можете о ней рассказать? (Бумага тонкая, шуршит). Скажите, кто-то из вас уже знаком с такой бумагой? (ответы детей). Называется эта бумага  копировальной. Может быть, вы сами догадаетесь для чего она нужна, ведь ее название говорит само за себя. (предположения детей)

- С помощью копировальной бумаги можно нарисовать несколько одинаковых рисунков, т.е. скопировать. Что вы еще заметили? Одинакова ли бумага с обеих сторон?

-Обратите внимание, что одна сторона бумаги блестит, потому что на неё нанесена краска, а другая сторона гладкая, матовая на ней нет краски.

-Ребята, так зачем же нужна копировальная бумага? (Чтобы делать копии). Как вы думаете, копировальная бумага сможет нам помочь в создание пригласительных для коротышек?

Ответы детей

- Для создания пригласительных и их копий нам понадобится: белая бумага и копировальная бумага, запомните, ребята, что белой бумаги всегда должно быть на 1 лист больше. Чтобы получить копию, нужно писать по матовой стороне копировальной бумагой, чтобы сторона с краской могла отпечатать копию на втором листе. Перед вами есть белые и копировальные листы бумаги, а так же у каждого из вас лежат карточки с последовательностью создания копии. Давайте приступим и нарисуем пригласительные для коротышек.

-Замечательно ребята, давайте всё с вами упакуем в  почтовую коробку, и конечно же не забудем и про нашу книгу.

-Как вы считаете, доброе дело мы с вами сделали? О чём узнают Коротышки, получив нашу книгу?

Дети – Коротышки узнают о том, что бывает разная бумага. Еще они узнают, что бумагу можно мять, рвать, разрезать ножницами и рисовать на ней. Мы в своей книге рассказали Коротышкам, что дома из бумаги будут непрочными, они размокнут.

-Спасибо вам, ребята. Вы очень мне помогли. После нашей встречи я обязательно отправлю эту посылку в Цветочный город. Теперь я уверена, что Коротышки много узнают о бумаге и ее свойствах, а получив наши пригласительные, наверняка захотят к нам в гости! Ну а чтобы коротышки узнали из каких материалов сделаны дома в нашем городе, когда приедут к нам в гости, я дарю вам вот такие блокнотики! В них вы сможете зарисовывать все результаты опытов и экспериментов. А так же поэкспериментируете дома или в группе с ребятами с копировальной бумагой. До свидания, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физическому развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие Незнайки в страну Спортландию»

Виды детской деятельности: физическая, познавательная, игровая, коммуникативная, музыкально – художественная. Цели: Познакомить детей с различными видами спорта: (баскетбол, легкая атлетика...

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Труд пожарных» для детей старшего дошкольного возраста....

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП в группе старшего дошкольного возраста (с 5 – 6 лет) Образовательная область «Познание» Тема: «В гости к елочке»

КонспектНепосредственно  образовательной  деятельностипо ФЭМП в группе  старшего  дошкольного  возраста(с  5 – 6 лет)Образовательная  область  «Познание»Т...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию у детей старшего дошкольного возраста «Лаборатория познания: «Свойства песка и его значение для жизни людей»

Данный конспект может лечь в основу проектно-исследовательской работы с детьми дошкольного возраста. Дети с удовольствием подключатся к исследовательской деятельности, с интересам будут участвовать в ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по экспериментированию с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие на пляж» - свойства песка.

Экспериментирование с песком в младшей группе: изучение свойств песка, сравнение сухого и мокрого песка, поиск "кладов"....

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по конструированию в группе старшего дошкольного возраста (итоговое занятие)

Конспект непосредственно - образовательной деятельности по конструированию в группе старшего дошкольного возраста (итоговое занятие) с использованием электронного конструктора "Знаток"...