Познавательно-исследовательский проект "Птицы нашего края"
проект по окружающему миру (младшая, средняя группа)

Елена Анатольевна Мотрий

Обоснование актуальности проекта

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицательно влияет как на самих людей, так и на все живые организмы вокруг. Для решения этих проблем нужно с раннего детства повышать экологическую культуру и сознание человека.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста. В экологической проектной деятельности дошкольник имеет возможность не только узнать новую информацию о природе, но и стать исследователем объектов природы (в данном случае, птиц), экспериментировать, вычленять простейшие закономерности, искать пути решения экологических проблем.

Современные люди  имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию мы считаем знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. В нашем крае  птицы живут бок обок с нами и радуют нас своим пением и красочными нарядами. За ними проще наблюдать. Им можно помочь без особых усилий. Каждый ребёнок сможет внести свою лепту в решение экологических проблем, а, значит, в его сознании уже будет заложено с детства: «Природу надо охранять, и я знаю, как это делать!»

Формирование экологической культуры личности дошкольника будет проходить успешно, если будут созданы определённые условия:

  • Повышение интереса к объектам природы (птицам) через познание новой информации о них.
  • Создание условий для опытно-экспериментальной деятельности.
  • Создание условий для природоохранной деятельности (экологические акции).
  • Повышение интереса родителей к совместной деятельности по охране птиц нашего села.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад с. Узморье»

Познавательно-исследовательский проект «Птицы нашего края»

реализуемый в разновозрастной группе (3 – 5 лет)

22.10.2018г. – 22.03.2019г.

Воспитатель

Айтасова К.В.

Узморье

 2018 г.

Обоснование актуальности проекта

Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Эксплуататорское отношение к природе, загрязнение окружающей среды отрицательно влияет как на самих людей, так и на все живые организмы вокруг. Для решения этих проблем нужно с раннего детства повышать экологическую культуру и сознание человека.

Современная концепция дошкольного воспитания показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста. В экологической проектной деятельности дошкольник имеет возможность не только узнать новую информацию о природе, но и стать исследователем объектов природы (в данном случае, птиц), экспериментировать, вычленять простейшие закономерности, искать пути решения экологических проблем.

Современные люди  имеют весьма ограниченный возможности общения с природой, поэтому одной из важных задач работы по экологическому воспитанию мы считаем знакомство детей с природными объектами ближайшего окружения. В нашем крае  птицы живут бок обок с нами и радуют нас своим пением и красочными нарядами. За ними проще наблюдать. Им можно помочь без особых усилий. Каждый ребёнок сможет внести свою лепту в решение экологических проблем, а, значит, в его сознании уже будет заложено с детства: «Природу надо охранять, и я знаю, как это делать!»

Формирование экологической культуры личности дошкольника будет проходить успешно, если будут созданы определённые условия:

  • Повышение интереса к объектам природы (птицам) через познание новой информации о них.
  • Создание условий для опытно-экспериментальной деятельности.
  • Создание условий для природоохранной деятельности (экологические акции).
  • Повышение интереса родителей к совместной деятельности по охране птиц нашего села.

Предполагаемые результаты:

  • повышение уровня экологической культуры педагогов, родителей и воспитанников;
  • гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного);
  • развитие у детей устойчивого интереса к представителям животного мира — птицам;
  • развитие исследовательской деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;
  • освоение детьми трудовых навыков и умений по уходу за живыми объектами;
  • пополнение методической базы ДОУ по экологическому воспитанию.

Продукты проекта:

  • Изготовление кормушек для птиц.
  • Развлечение «Птица-синица в воду глядится».

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.

Задачи:

  • развивать интерес к объектам природы;
  • знакомить с птицами родного края;
  • формировать у детей умения и навыки по охране и помощи птицам;
  • способствовать усвоению правил поведения при общении с птицами;
  • развивать чувственно-эмоциональную реакцию на окружающую среду.

Методы:

1) словесные (рассказ, объяснение, беседа, чтение, викторина, придумывание загадок, сказок, доклады);

2) наглядные (показ презентаций, демонстрация репродукций, иллюстраций, наглядных пособий и т.д.);

3) практические (изготовление кормушек, прослушивание голосов птиц, звуков природы, физминутки, прогулки, целевые экскурсии, опыты и эксперименты);

4) творческие (импровизации, рисование);

5) игровые (пальчиковые, дидактические, настольные игры);

5) методы контроля (диагностика, опрос).

Сроки реализации: с 22.10.2018 г. по 22.03.2019 г.

План деятельности по проекту: «Птицы нашего края»

Время проведения

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Начальный этап:

1

Сентябрь

  • Определение темы проекта, продумывание плана деятельности по проекту, изучение методической литературы по данной тематике.
  • Проведение диагностики.

  • Проведение опроса родителей с целью выявления заинтересованности в проекте.
  • Ознакомление родителей с планом проекта.

Практический этап:

2

Октябрь - ноябрь

22.10.

02.11.

09.11.

16.11.

23.11.

  1. Формулирование проблемы детям, ввод в игровую ситуацию (Задания 1, 2, 3).
  2. Рассматривание наглядных пособий «Строение птиц» (Задание 5); рисование птиц в совместной ИЗО-деятельности (Задание 4)
  3. Чтение стихов и загадок о птицах (Задание 7); разучивание пальчиковой игры: «Полёт птиц» (Задание 6)
  4. Игры-импровизации по теме (Задание 8); дидактическая игра: «Хлопни, шлёпни» (Задание 9)
  5. Целевая прогулка, беседа, наблюдения за птицами (Задание 10)
  • Прогулки в осенний парк, сквер; наблюдения за птицами, беседы.
  • Изготовление кормушек для птиц

4

Декабрь

03.12.

10.12.

17.12.

24.12.

  1. Беседа о местах проживания птиц в селе (Задания 11,12)
  2. Рассказ воспитателя о самых распространённых видах птиц в нашем селе (Задание 14); дидактическая игра: «Узнайте птицу» (Задание 13)
  3. Викторина: «Птицы» (Задание 19); прослушивание дисков «Звуки природы», «Пение птиц» (Задание 15)
  4. Опытно-экспериментальная деятельность: «Исследование перьев птицы», «Исследование следов птиц на снегу», «Почему птицы летают?» (Задания 16, 17, 18)
  • Рассматривание, чтение познавательной литературы о воробье, голубе и вороне
  • Чтение стихов и загадок о птицах

5

6

Январь

29.12.

14.01.

21.01.

28.01.

  1. Рассказ воспитателя об условиях проживания птиц, их охране в Саратовской области (Задания 20, 21)
  2. Чтение рассказов «Воробьиное бюро погоды», «Воробушек» (Задания 22, 24), разучивание физминутки «Мы кормушку смастерили…» (Задание 23)
  3. Драматизация «Угощение для птиц» (Задание 25)
  4. Конкурс рисунков «Кормим птиц» (Задание 26)
  • Чтение рассказов о птицах
  • Изготовление театра на палочке «Птицы нашего села»

7

Февраль

04.02.

11.02.

18.02.

04.03.

  1. Дидактические игры: «Птичья фамилия», «Представь себя птицей», «Разговор птиц» (Задания 27, 28, 29)
  2. Отгадывание загадок о птицах (Задание 34)
  3. Описание птицы по картине (Задание 35)
  4. Беседа «Птицы в жизни человека» (Задание 36)
  • Рассматривание Красной книги Саратовской области (раздел «Птицы»), беседа
  • Совместное рисование птиц

8

Март

11.03.

18.03.

25.03.

  1. Дидактическая игра: «Доброе дело» (Задание 37)
  2. Заключительная беседа с Волшебником «Добрые советы» (Задания 39, 40, 41, 42); игра-импровизация «О чём поют птицы» (Задание 38)
  3. Развлечение «Птица-синица в воду глядится» (О.С.Рудик, с.166); показ презентации «Птицы нашего края»
  • Маршрут выходного дня: посещение Энгельсского краеведческого музея, экскурсия «Загадки живой природы»

Итоговый (обобщающий) этап:

9

Май

  • Проведение диагностики.
  • Анализ выполнения проекта, оценка полученных результатов, подготовка отчёта по проекту.
  • Оформление экспертного листа
  • Проведение опроса родителей с целью выявления удовлетворённос-ти проектом


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Как наши предки выращивали хлеб". Автор - педагог Тарасенко Валентина Владимировна

НОД дает детям старшей группы представление о том, как выращивали хлеб в старину,  последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями....

Технологическая карта по познавательно-исследовательской деятельности " Природа нашего края"

Цель: создать условия для формирования первичных представлений о растительном мире Прибайкалья.  Задачи: Организовать деятельность по закреплению знаний детей о природе Организовать коммуника...

Иновационно познавательно - исследовательский проект "Природа родного края".

Перед педагогами ДОУ стоят важные задачи экологического образования, направленные на формирование у дошкольников  системы представлений о предметах и явлениях природы, формирова...

Познавательно-исследовательская деятельность «Птицы родного края», старший дошкольный возраст

Программно-методические материалы по актуальным проблемам педагогического сопровождения совместной проектной и исследовательской деятельности  взрослых и детей дошкольного возраста....

Познавательно-исследовательский проект «Природа родного края»

Проектная деятельность - это создание воспитателем таких условий, которые позволяют детям самостоятельно или совместно со взрослымы открывать новый практический опыт, добывать его эксперементальным, п...

Познавательно-исследовательский проект "Птицы нашего края".

Большинство современных детей, особенно жителей крупных городов, редко общаются с природой. А ведь в любом городе можно найти интересные для наблюдения природные объекты, одним из которых являют...

Познавательно-исследовательский проект: «РАСТЕНИЯ РОДНОГО КРАЯ»

В соответствии с ФГОС ДО, познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, их любознательности, познавательной мотивации; формирование познавательных действий, развитие воображения и тво...