Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Город на Волге»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Галяева Марина Викторовна

Познакомить детей с легендой о реке Волге. Закрепить знания о великой реке Волге, о рыбах, обитающих в ней, городах, расположенных на ее берегах. Развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_gorod_na_volge.docx23.22 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 18» городского округа Самара.





Конспект

НОД в подготовительной к школе группе на тему:

«Город на Волге»





Подготовила воспитатель Галяева М.В.





Тема:
«Город на Волге»

Автор разработки Галяева М.В.
Цель: Воспитание чувства гордости за то, что мы живем на Волге.
Задачи:
- Познакомить детей с легендой о реке Волге. Закрепить знания о великой реке Волге, о рыбах, обитающих в ней, городах, расположенных на ее берегах. Развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный мир, природу России.

- Развивать интересы детей, их любознательность и познавательную отзывчивость.

- Развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, воспитать ценностное отношение к окружающей жизни.

- Обогащать активный словарный запас, развивать речевое творчество детей, отвечать на вопросы развёрнутым предложением.

- Развивать способность реализации самостоятельной творческой деятельности детей 

Оборудование и материалы
:

  1. Карта Самарской области;
  2. Иллюстрации о реке Волге;
  3. Подбор слайдов о городах на Волге;
  4. Бумага, краски для рисования;
  5. Музыка;
  6. Проектор;
  7. Ноутбук.

Предварительная работа:

  1. Слушание и заучивание стихов о Волге;
  2. Рассматривание иллюстрации о городах на берегах Волги;
  3. Мир животных и растений;
  4. Беседы о родном крае;
  5. Просмотр слайдов;
  6. Работа с картой.

Формы организации НОД:

  1. Легенды о реке Волге;
  2. Беседы;
  3. Игры;
  4. Карта Самарской области;
  5. Чистоговорка, поговорки;
  6. Динамическая пауза;
  7. Стихи о Волге;
  8. Рисование.

Ход НОД.

Воспитатель: 
1) «Как называется страна, где мы живем?»
2) «Как называется город, в котором мы живем?»
3) «На какой великой русской реке стоит наш город?» (Воспитатель обращает внимание детей на карту Самарской области, уточняет вместе с детьми расположение  города Самара, с рядом протекающей огромной рекой 
Волга.)

Воспитатель:
Послушайте, я расскажу легенду о р. Волге. Есть на белом свете место не очень приметное, но известное. Здесь, в этом месте начинается Волга. Земля здесь покрыта болотами и густыми лесами, у истоков Волги стоит деревня под названием Волгино Верховье. Давным-давно велел царь Петр I поставить в этих местах монастырь, но монастырь сгорел. И тогда по русскому обычаю украсили это место часовней, от этой часовни тянется тоненький ручеек, который и нельзя даже Волгой назвать. В часовне в полу есть отверстие, где можно увидеть, как из земли пробивается родничок, тоненький родничок вытекает из часовни и отправляется в долгий путь, к нему присоединяются еще множество ручейков, небольших речушек и течет, превращаясь в могучую полноводную Матушку – Волгу. (Показывает на карте Самарской области). Протекает многие – многие километры, впадая в конце своего пути в Каспийское море «Словно гигантское дерево раскинула Волга по великой Русской равнине свои ветви – притоки»

Воспитатель читает: «… Семь тысяч рек она со всех концов собрала – больших и малых – до одной. Что от Валдая до Урала избороздила шар земной». А.Твардовский.

Это самая большая река нашей страны. Название «Волга» означает светлая, священная. Волга – это не только красивые берега, это – вода, без которой не могут жить ни животные, ни люди, ни растения. Это бесценное богатство, которое нужно беречь и охранять.

Воспитатель рассказывает о Волге – исторической (демонстрация картины Репина «Бурлаки на Волге»Волге – судоходной, сегодня по ней плывут красивые пассажирские теплоходы, грузовые баржи, катера. По Волге можно доплыть в разные города России.
 Воспитатель уточняет, что у горожан есть любимое всеми место для отдыха – набережная, вдоль которой длинной полосой вытянулся пляж. Что такое пляж? Для чего он нужен? Воспитатель принимает ответы детей.

Воспитатель просит рассказать детей, как они отдыхают на Волге, слушает рассказы детей.
Воспитатель:
Дети, я предлагаю Вам совершить прогулку к Волге. Но сначала давайте превратимся в маленький ручеек, который стекает к Волге.

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
В ручеек мы превратились.

Упражнение «Ручеек»: дети берутся за руки и цепочкой идут по залу, преодолевая воображаемые препятствия, перебегают через дорогу, забегают за гору, выбегают из – за горы.
Воспитатель:
Наш маленький ручеек прибежал к берегу Волги, а мы обратно превратимся в детей.
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Ручками похлопаем,
Ножками потопаем,
Повертелись, покрутились,
И в детей мы превратились.

Вот мы на берегу Волги. Давайте представим, что сейчас лето: светит солнце, весело чирикают птицы, люди отдыхают на берегу реки. И я вам предлагаю послушать веселую «песню» реки. (Аудиозапись).

Дидактическая игра «Придумай слова» (подбор прилагательных)

Воспитатель:

Дети, скажите, какая бывает река? (чистая, быстрая, глубокая, грязная, мутная, прозрачная, бурная, спокойная, мелкая, широкая, судоходная, горная, равнинная)

На этой фотографии показана наша Волга (показывает фото).Какими словами можно сказать о Волге? Какая она? (Волга – могучая, неистовая, чистая, холодная, широкая, судоходная, красивая, великая)

Рассказ о Волге по карте Самарской области

Воспитатель: Что происходит с Волгой зимой? (зимой Волга покрывается льдом.) Замерзает река не сразу. Вначале вдоль берегов образуется забереги, затем появляется шуга. Почти полгода спит Волга под толстой ледяной шубой. В начале мая Волга начинает освобождаться из ледяного плена. Но еще целый месяц понадобится для того, чтобы река полностью сбросила лед. Скопление льда во время ледохода приводит к резкому подъему воды и разливу рек – появляется наводнение. Наводнения на Волге бывают не только весной, но и летом. Наводнения могут принести и людям, и животным большие беды и несчастья.


Проговаривание чистоговорки

Да-да-да – холодная вода.
Де-де-де – не сиди в воде.
Ды-ды-ды – выйди из воды.
Ду-ду-ду – я домой иду.

Динамическая пауза

Волга – река (волнообразные движения руками),
Ты бежишь из далека 
(соединить руки перед грудью),
Твои воды глубоки 
(нагнуться, достать кончиками пальцев рук пол),
Твои воды широки 
(развести руки в стороны),
Берега твои скалисты (
соединить пальцы вытянутых рук над головой),
И покаты, и холмисты 
(поочередно опустить руки вниз).

Воспитатель:
Дети, скажите, как не надо вести себя у реки? 
(нельзя мыть машину, нельзя сливать грязную воду в реку, нельзя оставлять мусор у реки, нельзя купаться в неположенном месте, нельзя ловить рыбу мелкой сетью).

А что можно делать у реки? (у реки можно отдыхать, купаться, ловить рыбу удочкой, фотографировать).

Воспитатель:
Про нашу красивую реку есть много песен, стихов.
Меж болот из мелкого колодца
Ручеек, не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек,
Не широк, не звонок, не глубок.
Перейдешь его через дощечку,
А глядишь – ручей разлился в речку.
……
Перед нею путь большой и долгий
Из лесного края в край степной.
И зовут ее рекою Волгою –
Матушкой, кормилицей родной!
(С.Я. Маршак)

Итоги НОД:

Воспитатель задает вопросы: Как называется наша река? Какие города находятся на берегах Волги? Что такое набережная?

Воспитатель предлагает детям нарисовать рисунки на тему: «Волга – Родины царица», во время продуктивной деятельности звучит музыка.

По окончании занятия – выставка детских работ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме «Мой родной город - Тольятти»

Описание материала: конспект непосредственной интегрированной деятельности для детей подготовительной к школе группы (6 -7 лет), по теме «Родина». Это конспект познавательного характера в котором дети...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группы на тему «Есть на волге город Сызрань».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной к школе группына тему «Есть на волге город Сызрань».  Автор конспекта ННОД:Капустина Вероника Ринатовна ГБОУ ...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе по теме: "Путешествие по городу дорожных знаков"

Занятие может использоваться как тематическое итоговое по ПДД...

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему «Мой родной город Брянск»

Формирование отношения к стране и государству начинается с детства. Поэтому одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является патриотическое воспитание. Только любовь к Росси...

Комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе на тему "Город Москва"

Данный материал предназначен для воспитателей детских учреждений. План поможет четко и грамотно раскрыть перед детьми тему "Москва - столица страны"....

Конспект НОД в подготовительной к школе группе на тему: «Город на Волге»

- Познакомить детей с легендой о реке Волге. Закрепить знания о великой реке Волге, о рыбах, обитающих в ней, городах, расположенных на ее берегах. Развивать любознательность, стремление изучать и сох...

Конспект ОД в подготовительной к школе группе на тему: «Города Чувашии» (по областям «познавательное развитие» и «социально - коммуникативное развитие»)

Задачи:Образовательные:- формировать обобщенные представления о родном крае – республике Чувашия: культура, географическое положение;- продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в к...