проект "Космос"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Смирнова Елена Александровна

Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosomos_sss.docx27.53 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: и дождь, и солнце, радость и страх. 

Тема «Космоса» привлекает и интересует детей дошкольного возраста, как что-то волшебное, таинственное.

Дети задают вопрос: «Почему солнце такое яркое?», «Сколько звезд на небе?» Почему наступает ночь? и т.д.

Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие вопросы – ему помогают педагоги.

Ещё в далёкие времена древние греки называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает «порядок». Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория, дающая человеку возможность исследовать ряд вопросов, касающихся мироустройства, познать законы окружающего мира. Человечество вступило в космический век. В наше время всякому образованному человеку необходимо знать, что такое космос, и иметь представление о происходящих в космосе процессах. Метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»» под редакцией Н.Е. Вераксы  предлагает знакомить дошкольников с Ю. Гагариным и другими героями космоса и в очень ограниченном объеме.

Педагогический проект направлен для работы с детьми старшего дошкольного возраста  с задержкой психического развития. И разработан в соответствии с «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г  № 1155), «Конвенцией о правах ребенка», Законом РФ «Об образовании»,  и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Вид проекта: групповой

Тип проекта: информационно-творческий

Участники проекта: дети дошкольного возраста  группы ЗПР, учитель-дефектолог, воспитатель.

Возраст детей: 5-7 лет

Проблема: Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Вымышленные персонажи современных мультфильмов дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов.

Проектная идея: Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности. Дети научатся анализировать имеющие факты, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Актуальность:  Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем,  космические пираты, звёздные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых фильмов.

Коротко рассказать о космосе нельзя.  Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность дошкольников.

 Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.

Взаимосвязь разнообразных видов детской деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-эстетического развития, повышает мотивацию усвоения материала, формирует у детей более глубокие, разносторонние знания и целостное представления о мире, о взаимосвязи всех его составляющих. Также  способствует формированию обобщенных представлений, знаний и умений.

Взаимосвязь различных занятий позволяет углубить и расширить представления детей об окружающем мире, повысить эмоциональное положительное влияние на процесс воспитания, сделать его более эффективным. При этом происходит воздействие на ребенка посредством интересных для него занятий. Приобретаемые в этих условиях знания, навыки, умения становятся более прочными, осознанными и могут употребляться в разных условиях. Интегрированное занятие позволяет сохранить количество занятий и время их проведения, освобождая время для совместной деятельности.

Принципы реализации проекта:

  1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода  - учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического развития
  2. Принцип систематичности и последовательности  – постепенная подача материала от простого к сложному, частое повторение усвоенных знаний, правил, реализация мероприятий в системе
  3.  Принцип наглядности и занимательности – предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры
  4. Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха
  5. Динамичность: интеграция проекта в разных видах деятельности
  6. Принцип дифференциации: создание благоприятной среды для усвоения предложенного материала каждым ребенком

Цели проекта: 

  1. формирование  у  детей старшего дошкольного возраста целостной картины мира (представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми);
  2. способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей детей, созданию условий для развития познавательной речевой активности дошкольников, стремления к самостоятельному познанию.

Задачи проекта:

  • Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
  • Дать знания об освоении человеком космического пространства, о значении космических исследований для жизни людей на земле. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.                                   
  • Способствовать формированию у детей понятий Космос, космическое пространство.
  • Закрепить сенсорные понятия цвета, формы, структуры  предмета через поисково-исследовательскую деятельность.
  • Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу,  воспитывать уважение и любовь к Земле, дающей всё необходимое для жизни, чувство гордости за людей данной профессии, к своей Родине;          
  • Расширять кругозор и активизировать словарь дошкольников.                                          
  • Привлечь родителей к совместной деятельности.

Предполагаемый результат:

  • расширение знаний и проявление интереса детей к теме «Космос»;
  • развитие интереса детей к поисково-познавательной деятельности;
  • сформированность нравственно – патриотических чувств;
  • участие в реализации проекта;
  • изготовление поделок и работ по теме;
  • развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности;
  • познакомить детей с планетами солнечной системы.

Этапы реализации проекта:

  1. этап – подготовительный
  • Выявление первоначальных знаний детей о космосе (беседы с детьми на тему «Что такое космос?», «Голубая планета - Земля», «Первый в космосе»).
  • Изучение учебно-методической литературы по данной теме
  • Подбор игровых упражнений и дидактических игр
  • Подбор наглядного материала (плакатов, фотографий, презентаций и др.)
  • Перспективное планирование проекта
  1. этап – основной (практический)
  • Проведение недели космоса в группе.
  • Работа с родителями по заданной теме.
  • Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.
  • Развлечение «Космическое путешествие»
  1. этап – заключительный
  • Организация выставки  работ о космосе (совместная работа детей и педагогов)
  • Фотоотчет

Работа с родителями

  • привлечь родителей к проблеме развития познавательной сферы ребенка (просмотр иллюстраций и энциклопедий по теме «Космос», сотворчество детей и родителей в оформлении выставок, в составлении рассказов о космосе)
  • стимулировать творческую активность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах;
  • способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей
  • установление дружеских связей с другими родителями, что ведёт к объединению по интересам;
  • возможность работать в среде, которая побуждает к получению новых знаний и умений
  • привлечение родителей к совместной деятельности, к празднованию Дня космонавтики.

Перспективный план на неделю может быть различным по усмотрению самого педагога и в зависимости от интересов и любознательности детей