Проект "Зима. Зимние забавы"
проект по окружающему миру

Смирнова Елена Александровна

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektzima.docx38.28 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР  «Зима»

Авторы: Смирнова Елена Александровна, учитель - дефектолог первой квалификационной категории

Вид проекта: Групповой

Тип проекта:  познавательно-исследовательский, творческо-информационный,

 социальный.

Срок реализации проекта: долгосрочный, декабрь 2018 – февраль 2019

Участники проекта: Дети дошкольного возраста (4-7 лет) группы ЗПР, воспитатель, учитель-дефектолог, родители воспитанников

Проектная идея: Конкретизировать представление детей о зиме, как о времени года.

Актуальность проекта. Зима – это самое любимое время года для многих ребят, ведь она готовит столько забав и развлечений. Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействует человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса в ДОУ расширить, систематизировать и творчески применить представления дошкольников о сезонных изменениях в природе и в быту людей в зимнее время года, познакомить с зимними праздниками, особенностями их празднования; исследовать разные состояния воды и снега. Содействовать развитию партнёрства и сотрудничества между специалистами и родителями в процессе совместной работы с целью педагогической поддержки членов семьи в воспитании детей дошкольного возраста.

 

Цель: Вовлечение каждого участника проекта в активный, познавательный и творческий процесс, расширять и уточнять представления детей дошкольного возраста с ЗПР о зиме, ее признаках, формирование умения устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, замечать красоту зимней природы, формирование заинтересованного, бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе;
  •  Формировать знания и представления детей о времени года - зима; о сезонных изменениях в природе;
  • Учить детей приобретать новую информацию через экспериментирование (свойства снега, воды, льда);
  • Развивать познавательную активность, мышление, воображение, память, внимание;
  • Обогащать словарный запас детей;
  • Развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, штриховке;
  • развивать творческие способности;
  • привлекать детей к подготовке к новогодним праздникам;
  • Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений;
  • Рассматривание иллюстраций по данной тематике;
  • Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности;
  • Воспитывать активность, интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое;
  • Воспитывать гуманное, бережное отношение к окружающему миру.
  • Совершенствование общей координации движений, мелкой моторики рук

Проблема: Недостаточный уровень знаний детей о времени года (зима), о природных явлениях, о сезонных изменениях в природе.

Прогнозируемый результат:

  • Повысить интерес к исследовательской-экспериментальной деятельности у детей;
  • Развитие познавательной деятельности дошкольников в ходе совместной практической деятельности с педагогами и родителями;
  • Объединение усилий педагогов и родителей в формировании у детей знаний, умений, навыков на основе общности цели, задач, содержания проекта;
  • Развитие коммуникативных навыков;
  • Пополнение словарного запаса и развитие творческих способностей у детей;
  • Приобретение новых знаний.

 

Формы реализации проекта:

  • Занятия.
  • Беседы.
  • Наблюдения.
  • Досуговая деятельность.
  • Игровая деятельность.
  • Исследовательская деятельность.
  • Продуктивная деятельность детей.
  • Чтение художественной литературы.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный этап

  1. Подбор и изучение  необходимой литературы
  2. Подбор художественной литературы по теме
  3. Составление плана работы, разработка и накопление методических материалов
  4. Разработка мероприятий
  5. Беседа с детьми, для выявления знаний  о зимних изменениях в природе
  6. Создание развивающей среды

Основной этап

1.Внедрение в образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зиме через различные виды деятельности

  • Наблюдения за изменениями погоды каждое утро
  • Тематические беседы
  • Дидактические игры
  • Проведение НОД (согласно тематическому планированию)
  • Работа с родителями «Столовая для птиц» - изготовление кормушек, оформление папки-передвижки: консультации для родителей
  • Экспериментальная деятельность с детьми
  • Труд на участке (подкармливание птиц, сгребание снега лопатой, расчистка дорожек во время прогулки, постройки из снега)

Завершающий этап

  1. фотоотчет по проделанной работе «Веселая зима»
  2. Новогодний утренник
  3. Изготовление лепбука «Зима»
  4. конкурс кормушек «Столовая для птиц»
  5. Выставка рисунков «Волшебница зима».
  6. Поделки из снега на участке детского сада

Приложение

  1. лепбук «Зима»
  2. папка-передвижка: консультации для родителей , экспериментальная деятельность с детьми дома (опыты)
  3. сценарий новогоднего утренника «Белоснежка и 7 гномов»
  4. фотоочет

Перспективный план работы с детьми

Образовательная область

Цели и задачи

Содержание

Познавательное развитие

Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы. Научить самостоятельно находить их и устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных. Расширять представления о зимних природных явлениях через познавательно-исследовательскую деятельность. Воспитывать бережное отношение ко всему живому, поощрять стремления заботиться о птицах зимой, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность.

НОД ознакомление с окружающим миром согласно тематическому планированию «Зима. Признаки зимы», «Одежда. Мы здоровье бережем», «Обувь. Головные уборы», «К нам приходит Новый год», «Рождественское чудо! (традиции празднования рождественских праздников). Зимние забавы», «Зимующие птицы», «Дикие животные и их детеныши», «Домашние животные и их детеныши», «Домашние птицы», «23 февраля. Наша армия», « Профессии (мужские профессии)».

Наблюдения за живой и неживой природой (погода, животные, птицы)

Беседы и свободное общение: «Признаки зимы», «Зимний лес», «Как звери к зиме готовятся», «Как живут наши пернатые друзья зимой», «»Как заботиться о птицах зимой, «Зимние праздники и их традиции», «Как зимуют домашние животные».

Пальчиковые игры

Дидактические игры: «»«Найдите и покормите зимующих птиц», «Найди пару варежки», «Что сначала, что потом», «Чей хвост», «Чьи следы», «Собери картинку», «Назови одним словом», «4-й лишний», «Найди ошибки» (признаки зимы), «Времена года»  др.

 

НОД природный мир: исследовательская деятельность (проведение опытов и экспериментов со снегом, водой и льдом)

Речевое развитие

Прививать любовь к художественному слову, обучать вдумчивому, внимательному слушанию художественных произведений о зиме, выразительному чтению наизусть стихов о зиме, способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

Чтение художественной литературы

Рассматривание картин о зиме и составление по ним описательных рассказов

Загадки о зиме, птицах, животных, зимних забавах

Словесные игры «Назови ласково», «Подбери слово», «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Угадай птичку по описанию», считалки, скороговорки

Разучивание стихотворений по данной теме

Составление описательного рассказа по схеме, сюжетным картинкам

Художественно-эстетическое развитие

Развивать эстетическое восприятие, эстетические эмоции и чувства, эмоциональный отклик на проявление красоты зимней природы в окружающем мире, его изображениях в произведениях искусства и собственных творческих работах. Закреплять навыки работы с кистью, ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику. Поощрять творческую активность, эмоциональную отзывчивость.

Раскраски, трафареты, штриховки

Рисование

Лепка: пластилинография  «Снежинка»,

Аппликация

Слушание музыки, разучивание песен

Слушание голосов птиц, голосов диких животных.

Хороводные игры

Утренник «Белоснежка и 7 гномов»

Социально-коммуникативное развитие

Уточнить признаки зимы. Упражнять в составлении предложений, рассказов, описания картин на тему «Зима». Активизировать словарь по данной теме. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу. Приобщать к культуре и традициям празднования зимних праздников, расширять кругозор, обогащать эмоциональную сферу ребенка, знакомить с явлениями социальной жизни. Обучать правилам безопасного поведения на улице в зимний период.

Сюжетно-ролевые игры: «У нас гости», «Армия», «Семейный праздник»

Конструирование « «Терем-теремок деда Мороза»», «Зимние кормушки»

Дидактические игры «Времена года», «Узнай по описанию»

НОД безопасность: «Осторожно грипп. Скажи микробам – нет!», «Новогодние игрушки, фейерверки и хлопушки», «Зимние забавы. Опасный лед», «Зимняя дорога», «Если ты гуляешь один…Контакты с незнакомыми людьми», «Умеешь ли ты обращаться с животными»

Логические рассуждения: «Что будет, если одеться не по погоде», «Если играть на льду» и др.

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

Физическое развитие

Совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать коллективному, дружному взаимодействию в играх с правилами. Развивать физическую выносливость, ловкость, быстроту, гибкость, поддерживать интерес детей к зимним видам спорта, к активному здоровому образу жизни. Знакомить с основами здорового образа жизни, формировать умение одеваться по сезону на улицу.

Подвижные игры «Снайперы», «С льдины на льдину»,  «Покормим птичку», «Два Мороза», «Смелые воробушки», «Охота на зайцев» и др.

Спортивные соревнования в зале и на свежем воздухе.

Зимние игры-забавы на участке.

Работа с родителями

  1. Участие в акции «Столовая для птиц» - изготовление кормушек
  2. Наблюдение на прогулках («Погода сегодня»)
  3. Рассматривание иллюстраций о зиме, о явлениях живой и неживой природы
  4. Консультирование родителей (стенд домашних заданий, оформление информации в родительский уголок)

Программно-методическое обеспечение

  1. Авдеева Н., СтёркинА Р., Князева О. «Безопасность» (уч.- методич. Пособие по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста);
  2. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 4-5  лет с ЗПР – М.: «Мозаика-Синтез», 2009
  3. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР – М.: «Мозаика-Синтез», 2009
  4. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6 - 7 лет с ЗПР – М.: «Мозаика-Синтез», 2009
  5. Нищева Н.В. «Современная система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР (3-7 лет)»;
  6. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия – М.: ТЦ «Сфера», 2005
  7. Подрезова Т.И. Материал к занятиям по развитию речи. Домашние животные и птицы.- М.: «Айрис-пресс», 2008
  8. Рындина Е.В. «Познавательное развитие дошкольников с ЗПР и ОНР»;

  1. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

  1. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе: Конспекты занятий. – М.: «Прометей, Книголюб», 2002
  2. Шорыгина Т.А. О природных явлениях и объектах Развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров, родителей.- М.: «ГНОМ и Д», 2003
  3.  Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий зимнего спортивного праздника в средней группе "Зимние забавы".

В сценарии зимнего спортивного праздника "Зимние забавы" включены веселые игры, эстафеты, аттракционы, сюрпизные моменты, стихи, загадки, встречи со сказачными героями....

Развлечение для детей старшего возраста "Зимние забавы". Развлечение для детей младшего возраста "Зимние забавы".

Стимулировать совместную музыкально-игровую деятельность, развивать эмоциональную отзывчивость. Побуждать детей активно участвовать в развлечении....

ООД. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

уточнить представления о зимних играх, учить рассматривать сюжетную картину, отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия, сопровождая их речью; развивать слуховое...

ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ РОДИТЕЛЕЙ И МАЛЫШЕЙ. РАССМАТРИВАНИЕ КАРТИНЫ «ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ»

Формируем умение рассматривать сюжетные картинки отвечать на вопросы по изображению, воспроизводить движениями конкретные действия сопровождая их речью....

Проект : "Забавы с зимушкой - зимой» по лексической теме «Зимние забавы»"

Проблема. У детей дошкольного возраста недостаточные представления о здоровом образе жизни, не сформированы начальные представления о зимних развлечениях, зимних  видах спорта, способствующих пра...

Конспект занятия во второй группе раннего возраста по лексической теме «Зимние забавы родителей и малышей. Рассматривание картины «Зимние забавы»

Конспект интегрированного занятия во второй группе раннего возраста по теме "Зимние забавы и развлечения" по программе "От рождения до школы"...