Конспект СОД по познавательному развитию в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Исентаева Алевтина Каримовна

Конспект СОД по познавательному развитию в старшей группе. Тема:"Путешествие капельки. Круговорот воды в природе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sod.docx27.13 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект СОД по познавательному развитию в старшей группе.                     Тема: «Путешествие капельки. Круговорот воды в природе»

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие, физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная.

Цель: Систематизировать и углубить знания о воде средствами познавательно-исследовательской деятельности детей.

Прививать бережное отношение к воде.

Задачи:

познавательное развитие:
-познакомить с круговоротом  воды в природе

 -расширить знания детей  о свойствах воды;

-уточнить и закрепить знания детей о значении воды.

социально-коммуникативное развитие:

-формировать  осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

-воспитывать аккуратность при работе, умение работать сообща.

Методы и приемы:

1.Наглядный: (показ, демонстрация)

2. Словесный: (художественное слово, беседа, рассказ, вопросы, пояснения).

3. Игровой: (сюрпризный момент – появление Водяного).

4.Практический (опыты)

Предварительная работа: наблюдения в природе, игровая экспериментальная деятельность, беседы о значении и свойствах воды, просмотр сказки Н. А. Рыжовой «Как люди обидели речку», отрывков из научно-популярного фильма «Путешествие капельки», чтение стихотворений по теме, отгадывание загадок, тематическое рисование.

Материалы и оборудование: Инвентарь для опытов: стаканы с водой, стаканы с землей, чайник, зеркало, кисточки, гуашь разных цветов, сосуды разной формы; мультимедийный проектор, мнемотаблица.

Форма проведения: игра-путешествие

Ход СОД

1.Организационный момент:

Здравствуйте, ребята и гости!

Наше солнышко проснулось

И ребяткам улыбнулось

Мы все за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

( дети садятся на стулья)

Воспитатель: Ребята, вы любите загадки, а вот отгадайте загадку:

       Я и туча, и туман, 
       И ручей, и океан, 
       И летаю, и бегу, 
       И стеклянной быть могу! (Вода)

Воспитатель: Мы сегодня будем говорить о воде.

- Где мы можем встретить воду?

-Зачем нам нужна вода?

-А кому ещё нужна вода?

-Вода нужна всему живому. Без воды все погибнет

Раздается стук в дверь, под музыку входит Водяной

Водяной: Здравствуйте, ребята! Вы узнали меня? Я Водяной. А пришел я к вам в гости, потому что узнал, что вы говорите о воде. Мне нужна ваша помощь.

Воспитатель: А что случилось, Водяной?

Водяной: Да, вот решил я в своем водном царстве проверить вся ли вода на месте. Взял ведра и начал считать, и как не считал, а воды не хватает. Часть воды пропала. Нигде не проливалась, ни появлялась. Ничего понять не могу, куда подевалась вода?

Воспитатель: -Нужно во всем этом разобраться. Ведь не шуточное это дело, когда вода пропадает. Надо помочь Водяному найти пропавшую воду. Попробуем во всем разобраться?  Я предлагаю нам с вами поставить опыты и с их помощью найти пропавшую воду. А ещё после каждого проведённого опыта мы будем заполнять таблицу, в конце занятия с помощью таблицы вспомним, как и что нам помогло найти пропавшую воду. Готовы

Тогда прошу всех стать лаборантами и пройти в лабораторию воды.

Но сначала вспомним правила поведения во время опытов.( символы)

1. Не шуметь.

2. Никого не толкать.

3. Осторожно обращаться со стеклянной посудой.

4. Давать возможность высказываться своим товарищам.

5. Внимательно следить за результатами опыта.

Воспитатель: Сейчас мы с вами оденем спецодежду. Займите свои места.

2.Основная часть

 ОПЫТ№1 «ИСПАРЕНИЕ ВОДЫ»

Посмотрите ребята .что у меня в руках

Ответы детей (чайник)

Что я делаю?

Ответы детей (наливаю воду)

Воспитатель: Что делает вода?

Ответы детей (льется)

 Воспитатель: А почему мы можем переливать воду из одной емкости в другую?

Ответы детей :( Потому что вода бывает   жидкой. Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана)

Ребята оставайтесь на своих местах, будьте внимательны. Сейчас будет сложный опыт. (включить чайник, подождать пока закипит)

 Воспитатель: -Что выходит из носика чайника при закипании?

Ответы детей (пар)

Откуда появился пар в чайнике,

Ответы детей ( вода при нагревании превращается в пар)

ОПЫТ№2  «КАПЛИ НА ЗЕРКАЛЕ»

Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить. 

(Поднести   к струе пара зеркало, держать некоторое время над паром. 
предложить детям проверить, потрогать капли воды на зеркале
Воспитатель: Откуда появились капельки воды на зеркале, перед опытом зеркало было сухим и чистым
Ответы детей: Горячая вода испаряется, в пар превращается. 
Воспитатель: Значит вода при нагревании может испаряться

Пар лёгкий и поэтому поднимается вверх

Вода испаряется, паром вверх поднимается и в облако превращается.

Давайте заполним таблицу. Итак подберите подходящую картинку о том, что вода  испаряется

 Воспитатель: Водяной, а ты знаешь, то вода может изменить свой цвет? Хочешь убедиться в этом.

ОПЫТ№3 « ВОДА МОЖЕТ ИЗМЕНИТЬ СВОЙ  ЦВЕТ»

На столе 2 стакана с водой, кисточки, краски.

Воспитатель: Дети вы возьмите кисточки и  наберите на неё краску. Помешайте кисточку  в стакане с водой. Какого цвета  стала вода у вас в стаканах?

Воспитатель: В природе вода бесцветная не имеет цвета. Но  может окрашиваться в любой цвет. 

Водяной : да вы прямо как волшебники, интересно очень

Воспитатель::  дети давайте заполним таблицу, чтобы ничего не забыть.

Подберите  подходящую картинку .

ОПЫТ№4 « ВОДА НЕ ИМЕЕТ ФОРМЫ»

Воспитатель: А вы знаете ,что вода не только способна менять цвет но ещё и менять форму. Давайте проверим.

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, Что происходит?

Дети: Вода в тарелке стала как лужа ,растеклась

А   у нас  в стакане стоит как столб высоко

У нас если сверху посмотреть,  то вода круглой формы

У нас треугольной формы.

 Воспитатель: Вода не имеет постоянной формы, она принимает форму того предмета, в который её налили.

Самое время зафиксировать наши результаты в таблице

Водяной: Ой притомился, я что-то. Я ведь житель воды ,а не суши.

Воспитатель: Ребята давайте разомнемся и сил наберёмся и ты Водяной присоединяйся к нам. 

Динамическая пауза  «Облако»

Беленькое облако   (Округлить руки перед собой, сцепив пальцы.)

Поднялось над крышей. (Не расцепляя пальцев, поднять округлённые руки над головой.)

Устремилось облако   (Выпрямить руки над головой.)

Выше, выше, выше. (Несколько раз потянуться руками вверх, приподнимаясь на носочки.)

Ветер это облако (Плавно покачаться из стороны в сторону: руки над головой.)

Зацепил за кручу. (Снова сцепить кончики пальцев над головой.)

Превратилось облако. (Руки через стороны опустить вниз.)

В дождевую тучу. (Присесть.)

Воспитатель: А  сейчас мы посмотрим, куда уходит вода после дождя.

Дети проходят за столы.

ОПЫТ№5 (с землей)

На столе стаканчики с землей и с водой

Воспитатель: Польем землю водой. Смотрим, что же получается? 

(одновременно с детьми полить землю) 
Водяной: Что происходит? Куда исчезла вода?

Дети: Вода просачивается и земля становится влажной. Вода сквозь землю просочилась.

Воспитатель: Вода может просачиваться

Водяной:- А дальше что? Так там под землей и останется?

Воспитатель:: Подожди не торопись, все в свое время. Сначала зафиксируем результат в таблице

Воспитатель: Я предлагаю вашему вниманию посмотреть

Презентацию «Ходит капелька по кругу»

* Солнышко греет, вода нагревается, из реки испаряется, паром вверх поднимается. 
* В облака собирается. Облака по небу плывут легкие, воздушные. 
* Ветерок их подгоняет. 
* Облака в тучку собираются. 
* Тучка дождик несет. 
* А как станет тяжело нести, на землю прольет. 
* Дождинки все польют и цветочки, и грибочки, а самые любопытные капельки сквозь землю просочатся. 
* В реки подземные попадут и потекут не спеша. 
* А как к земле пробьются, родником обернутся. 
* Ручейками по земле потекут. 
* А ручейки в озёра, реки впадают. 
* Погуляет капелька, попутешествует по кругу да к  Водяному вернется. 
* А путешествие такое круговоротом воды  называется.

Воспитатель: Интересно ребята как капелька путешествует?! Как такое путешествие называется? Повторите. Правильно. Круговорот, т.е. по кругу.

3.Заключительная часть

Воспитатель: Давайте посмотрим на  нашу таблицу.

Что мы сегодня с вами узнали что вода при нагревании испаряется ,может быть цветной ,  имеет форму .и может просачиваться в землю .

Водяной : Да я всё понял. Вода она волшебная ,разная ,и большая путешественница. Течёт, испаряется, в облако превращается ,в землю просачивается. Я узнал про круговорот воды в природе

Воспитатель: Ты молодец  как и наши лаборанты

Так что Водяной не грусти и не переживай, никуда твоя вода не делась. Попутешествует, пробежит  по кругу, да в твой водоем и вернется.

Водяной:  Спасибо Вам. Вы такие умные и все время занимаетесь и занимаетесь, а играть вы умеете?

Воспитатель: Ребята поиграем в игру «Водяной»? Расскажите правила игры Водяному.

Игра «Водяной»

Водящий сидит в кругу с закрытыми глазами. Играющие двигаются по кругу со словами:

Водяной, Водяной,
Что сидишь ты под водой?
Ну-ка выходи,
С нами посиди.

Круг останавливается. Водяной встает и, не открывая глаз, подходит к одному из играющих. Его задача – определить, кто перед ним. Водяной может трогать стоящего перед ним игрока, но глаза открывать нельзя.

Если Водяной угадал, он меняется ролью, и теперь тот, чье имя было названо, становится водящим

Водяной: Да, интересно у вас, но мне надо домой ребята. (Прощается со всеми)

Воспитатель: Ребята, а закончить наше сегодняшнее занятие, я хочу следующими словами:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить,
Без воды нам не прожить .

На этом сегодня мы нашу лабораторию воды закрываем, но нас впереди ещё ждут встречи с водой где мы обязательно поговорим  и поставим опыты  про воду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Водичка - водичка"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе   Тема: «Водичка-водичка»   Цель: Закрепить в процессе игры знания детей о свойствах воды.   Задачи: Побуждать к о...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...