МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРБОТКА на тему: «ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Щебетовская Оксана Александровна

Раскрывается обзор методов и приемов для формирования экологического воспитания в условиях ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx958.77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №54 «Оленёнок»

Муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗАРБОТКА

                                                         на тему:

«ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-286047-1443399328.jpg

        


Особый статус дошкольника  – ребенка, готовящегося к поступлению  в  школу  и  нуждающегося  в  максимально  эффективной  адаптации  к  новым  условиям, – вынуждает  последовательно  привносить  в  практику  работы  дошкольных учреждений  методы  ознакомления  с  окружающим  миром, применяемые в начальной школе, и комбинировать их. Этому способствует близость используемых способов сообщения информации об окружающем мире детям дошкольного и младшего школьного возраста, которые можно классифицировать по единому основанию – главному источнику получения знаний (деятельности педагога и ребенка).

В практике дошкольного учреждения № 54 «Олененок» в рамках экологического воспитания, традиционно  используются следующие методы  в  процессе  ознакомления  с  окружающим:  беседы, рассказы  (в  том  числе  коллективные),  различного  вида  наблюдения  с  фиксацией  результатов  в  календаре природы, элементарные опыты и практические работы (например,  на  сравнение  ветвей  различных  камней),  задания (на пространственную ориентировку – «Нарисуй свою комнату», «Объясни дорогу домой»),  природоведческие  и  социально-коммуникативные,  дидактические игры, труд в природе, работа с литературой (чтение и  прослушивание  произведений,  рассматривание  иллюстраций и их серий, театрализации и т.д.

Таким образом, можно охарактеризовать, что на занятиях по формированию экологических представлений, применяются следующие методы (см. Таблицу. 1):

Вместе с тем, пограничное положение воспитанников старшего дошкольного возраста в образовательном процессе и специфика их мышления (наглядно-действенное,  наглядно-образное)  накладывает  отпечаток  на  использование  определенных  способов  ознакомления  их  с  миром.  Так,  в  практике  работы  рекомендуется проведение многоразовых («циклов») и ежедневных наблюдений в природе, с обязательной отработкой возможных вариантов  фиксации  наблюдаемого,  что  составляет  и  подготавливает,  согласно  современному  стандарту,  к  одному  из обязательных видов практической работы в начальной школе – фенологическим наблюдениям.

Отдельно взятое наблюдение – короткое мероприятие познавательного характера, проводимое обычно с небольшой группой детей в уголке живой природы или со всей группой на участке, в процессе экскурсии в сообщество и т.д. В зависимости от цели оно может проводиться в разные режимные моменты: до и после завтрака (например, наблюдения за особенностями питания птиц),  перед  обедом  (кормление  черепахи  свежесорванными на прогулке листьями), в вечернее время (жизнь аквариумных рыбок).

Поэтому оно должно быть непродолжительным (5–12 мин) и требует от педагога тщательной подготовки, предварительного продумывания: четкие, конкретные вопросы к детям по ходу (подводящий диалог), мобилизующие их на поиск; выслушивание ответов и доброжелательная реакция на них; похвала за правильное высказывание как способ стимулирования ребенка к дальнейшему действию. Вопросник при наблюдении за конкретным объектом живой и неживой природы должен быть максимально (хотя и в облегченной форме) приближен к плану его описания (растения, животного, полезного ископаемого), используемому в начальной школе (от целостного восприятия, эмоциональной оценки – через анализ частей, составляющих – вновь к целостному приятию образа, с акцентом  на  причинно-следственные  связи):  эмоциональное приятие объекта; описание его окраски, размера и формы обязательно в сравнении с известными особями, отдельных частей тела в привязке к способу передвижения и характеру питания, среде обитания; значение в природе и жизни человека. Именно такого рода эпизодические, кратковременные наблюдения за погодой, небом (движением облаков, осадками, радугой, восходом и закатом солнца), сезонными изменениями в жизни растений (листопад, появление листьев) и животных (прилет  и  отлет  птиц,  исчезновение  насекомых),  в  трудовой деятельности человека, проводимые во время занятий, игр на воздухе, на ежедневных прогулках, и составляют основу работы с детьми 3–4 лет.

В средней, старшей и подготовительных группах большее место начинают постепенно занимать длительные  (проводимые  в  течение  нескольких  дней,  недель  и т.д.) наблюдения (сроки прилета птиц, появления листьев на различных деревьях и т.п.), почти всегда связанные с детским трудом (например, изучение вредителей на капустных грядках, развития растения из семени). Они позволяют дошкольникам уловить последовательность в наступлении природных явлений, понять причинно-следственную связь.

В процессе работы важно формировать положительное отношение детей к природным объектам, чему способствуют непосредственные наблюдения в природе (на земельном участке, во время прогулок, экскурсий, в ходе работы в живом уголке), которые обычно сопровождаются беседой, рассказом воспитателя или чтением художественного произведения. Взрослый должен обязательно корректировать возникающий у ребенка образ, направлять его на установление причинно-следственных связей, учить видеть объект в динамике. Для уточнения и закрепления полученных в результате наблюдений знаний рекомендуется проводить обобщающие беседы, рассказы - «доклады» детей по полученным результатам, игры, рисование, лепку, работу в учебных тетрадях по заданиям («Путаница») и т.п.

Путаница

1. Художник нарисовал картину и назвал ее «В осеннем лесу».

2. Рассмотри рисунок внимательно. Все ли правильно на нем изображено?

3. Какие ошибки допустил художник? Когда ты мог наблюдать это в природе?

4. Соедини стрелочкой подмеченную тобой неточность и нужное время года.

5. Расставь времена года по порядку, начиная с осени.

6. Сколько на картине изображено:

● снежинок –…            ● грибов –…            ●  птиц –…            ●   детей – …?

        https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0150/00085237-eb3028d1/img14.jpg

Рисунок 1. Путаница «Времена года»

При этом организация любой разновидности наблюдения в природе требует от педагога соблюдения ряда правил:

  • четкое следование кругу знаний о живых, неживых природных объектах,  изменениях  в  труде  человека,  которые  должны получить  воспитанники  за  определенный  период  времени (в  соответствии  с  базовой  программой];  
  • порциальность  проводимой работы (на одной прогулке дети изучают внешний облик птицы, другой – особенности ее поведения);
  • наблюдение  самого  характерного  (изменения  формы,  окраски,  частей растения от стадии восхода до взрослого состояния);
  • обязательное  чередование  наблюдения  с  другими  приемами работы,  в  частности  игровыми  (игра  «Кто  первый  увидит», «Кто быстрей найдет»);
  • практический выход его результатов (наблюдение тли на растении влечет за собой опыт с божьей коровкой);
  • последовательное увеличение в подготовительной группе доли заданий на самостоятельную работу (в группе, паре, реже индивидуальную);
  • фиксация различными способами результатов наблюдений (в слове, рисунке], о чем ребенок предупреждается заранее.

Одной  из  самых  распространенных  видов  практической работы  с  дошкольниками,  продолжаемой  в  начальной  школе, является ведение (повседневное заполнение) календаря  природы, представляющее собой совместное регулярное фиксирование  педагогом  и  детьми  результатов  наблюдаемого  на  прогулке состояния неживой и живой природы. В зависимости  от  возраста  воспитанников  эта  работа  может  приобретать  дополнительные формы.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-501170-1463047795.jpg

Рисунок 2. Календарь наблюдений за природой

К  самым  распространенным  практическим  формирования экологических предсталений  следует относить  продуктивные  виды  деятельности  –  рисование, лепка, аппликация, конструирование природных объектов, – которые  традиционно  используются  на  этапе  закрепления полученных  природоведческих  (обществоведческих)  представлений. То есть, к ним прибегают после приобретения ребенком  конкретных  представлений  о  предметах  и  явлениях окружающей действительности, поскольку все они носят репрезентирующий (моделирующий) характер – особым образом отображают  реальный  мир.  Данные  виды  деятельности  при всем их многообразии: работа по образцам, с незавершенными  продуктами,  по  графическим  схемам  (пооперационным планам) и словесному описанию (по Н.А.Коротковой), – улучшают качество наблюдений, способствуют уточнению детьми, конкретизации первичного образа природного объекта.

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1906262/9f962c98-d488-4ec0-a10f-49e9c2668ab0/s1200?webp=false

Таким образом, в процессе работы с дошкольниками обязательно используется комплексный подход по формированию у них экологического воспитания, предполагающий не только чередование,  но  и  постепенное  усложнение  используемых  методов  и приемов. Используемые в практике естественнонаучной и обществоведческой работы с дошкольниками методы обучения носят пограничный  характер – заимствуют  приемы  соответствующего образования дошкольников и младших школьников. Однако, в силу специфики ведущей деятельности, существенное место неизменно отводится игре как способу стимулирования процесса познания окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по экологическим играм дошкольников

Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.Нами определены следующие задачи:- Форми...

Обобщение педагогического опыта по патриотическому воспитанию дошкольников

Ребенок, начинает познавать Родину – через свою семью, ближайшее его окружение. Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кт...

Обобщение педагогического опыта "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента".

Развитие у детей стремления и желания интересоваться растительным и животным миром родного края....

Презентация "Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию"

*Цель экологического воспитания − привить любовь и бережное отношение к родной природе, ее животному и растительному миру.*Данные занятия помогают понять неразрывную связь человека и природы, ее...

Обобщение педагогического опыта «Преемственность экологического воспитания в системе ДОУ — начальная школа, посредством создания экологической тропы в здании ОУ»

Муниципальное  общеобразовательное автономное учреждение «Основная общеобразовательная школа  №22 г Орска»дошкольные группы «Светлячок»   Обобщение пед...

Обобщение педагогического опыта по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Человек, остановись и посмотри вокруг: это твоя страна, твой город, твои поля, реки, озера! И, к сожалению, мусор тоже твой. Тонны пустых бутылок, пакетов, банок превращают наш родной город в огромную...