Проект "Дети - герои Великой Отечественной войны"
проект по окружающему миру (старшая группа)

Проект "Дети-герои ВОВ" по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл проект "Дети-герои ВОВ"24.9 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Дети – герои Великой Отечественной войны»

Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Воспитатели:

Сухарева Л.П.

Марковская Н.В.

2019 -2020 уч.г.

Вид проекта: информационно-исследовательский

Тип проекта: детско-взрослый

Продолжительность: долгосрочный

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель, ЛХКО в честь Архангела Михаила.

У войны не детское лицо!

Но в глаза детей смотрела смерть…

Не щадила маленьких бойцов,

Им пришлось до срока повзрослеть.

Ирина Савельева

Давно уже восстановлены и заново отстроены разрушенные города и села, заводы, шахты и электростанции. Земля залечила раны и щедро дарит людям хлеб, обеспечивает промышленность сырьем. Неузнаваемо изменилась наша Родина, другим стал человек, его материальный и культурный уровень, духовный облик.

     Но в сердцах и умах поколений время безвластно ослабить память о великом подвиге советского народа. К событиям огненных лет Великой Отечественной войны все больше и больше обращаются историки, деятели культуры, искусства, кино. Полнее и ярче раскрывают они перед всем миром величие подвига, завершившегося полной победой над фашизмом – злейшим врагом человечества.

       С каждым годом День Победы становится все более грустным праздником. Уходят ветераны Великой Отечественной. И приходится с печалью признавать, что с ними уходит и память о той войне. Нынешнее юное поколение знает о подвигах своих дедов-прадедов примерно столько, сколько о войне 1812 года. Две-три фамилии военачальников, пару названий     битв - и это в лучшем случае.

     Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств, без которого человек не может ощущать своих корней. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. В настоящее время как никогда актуальны вопросы патриотического воспитания детей. Как известно, базой формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к своей культуре и своему народу. Поэтому неотъемлемой частью воспитания дошкольников является приобщение их к истории Родины и духовно – нравственным традициям.  

       Большое видится на расстоянии. Десятилетия отделяют нас от событий Великой Отечественной войны, но еще многое, что было вызвано ею или связано с ней, ждет исследователей, ждет пробуждения в нашей памяти. Ждет большого внимания и тема подвига советских людей в частности: детей – героев. Эти ребята,  для которых слова: "патриотизм", "подвиг", "доблесть", "самопожертвование", "честь", "родина"-  являлись абсолютными понятиями, заслужили право на все. Кроме забвения. В школах историю Второй мировой изучают только в старших классах, при этом Великой Отечественной войне в программе выделяется настолько мало времени, что ученики получают лишь минимум сведений. Где уж там рассказать о каждом герое по отдельности.

     Исходя из этого,  можно сделать вывод, что знакомство детей с подвигами их предков нужно начинать уже в дошкольном возрасте.

     Воевавшие люди, редко рассказывают о пионерах-героях. По той причине, что они-то знали, что это такое: дети и война. Более жуткого сочетания не придумаешь. А пионерам страны Советов, которые родились через двадцать-тридцать лет после Парада Победы, страшная правда о войне была незнакома, да по большому счету и не нужна. Как сказал человек не воевавший, но войну помнивший: "А в подвалах и полуподвалах ребятишкам хотелось под танки". Хотелось подвига, хотелось ночью прокрадываться под носом у немецких часовых, закладывать мины вместе с партизанами, отстреливаться из ППШ от наседающих гитлеровцев или доставлять срочный пакет через линию фронта.  

     Поколению, заставшему пионерское детство и комсомольскую юность, не надо объяснять, кто такие пионеры-герои. Их имена знали наизусть, так же как и текст пионерской присяги ("Я, такой-то, вступая в ряды юных пионеров Советского Союза, перед лицом своих товарищей торжественно клянусь...), и едва ли не любой пионер не сходя с места, мог назвать, как минимум пять имен отважных мальчишек и девчонок. В честь юных героев назывались пионерские дружины, пионерские лагеря, школы, улицы и корабли. О них писали книжки, снимали фильмы и ставили спектакли. Потом пришло новое время и потребовало новых героев. Мало кто сейчас скажет, за что получил Золотую Звезду героя Марат Казей и кто такая Зина Портнова.  

     Вот и получается, что пионеры-герои остались частью советского прошлого, начинавшегося с книг и телефильмов о юных партизанах. Истории эти были лакированными и в чем-то официозными, но, несмотря на это, они заставляли пионеров мечтать о возможности почувствовать себя взрослыми. С годами пионеры-герои превратились из простых смертных в знаки и символы. Тем, кто рос в семидесятые и восьмидесятые, оставалось только додумывать - как они жили, чему смеялись, над, чем печалились? А для большей части нынешних подростков пионерия - это миф, ретро-экзотика без определенного внутреннего содержания.

     Именно поэтому сейчас как никогда важно рассказать детям о подвигах их предков, еще совсем юных девчонках и мальчишках, о  пионерах – героях. Очень важно показать детям всю их смелость, героизм, беззаветную любовь к своей Родине.

     Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.

     Цель проекта:

 формирование патриотических чувств старших дошкольников к Родине на примере героических поступков детей – героев Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг., вставших на защиту Родины против фашистских захватчиков наравне с бойцами Красной армии. Исходя из этого, мы ставим перед собой следующие задачи:

 - создание условий для воспитания гражданственности и патриотических чувств у дошкольников.

 - воспитание любви и уважения к защитникам Родины на основе ярких впечатлений, исторических фактов

 - воспитание  внимательного интереса к детям-героям;

- развитие у детей любознательности, живого интереса к подвигам предков, в частности к подвигам детей- героев;

-  познакомить ребят с художественной литературой по теме: рассказами, стихами, песнями. Обогатить и активировать словарный запас детей за счет новых слов.

Реализация проекта «Дети-герои Великой Отечественной войны» предполагает три этапа:

 I. Подготовительный этап.

1. Постановка цели и разработка содержания учебно-познавательного процесса.

2. Подбор художественной литературы, фотоматериалов, аудио и видеозаписей по теме, музыкальных произведений.

II. Деятельный этап.

ОД. Познание и речевое развитие.

«В огне войны сгорело детство, но не прошло бесследно, нет…»

А) подвиг Зины Портновой;

Б) подвиг Володи Дубинина;

В) подвиг Вали Котика;

Г) подвиг Лени Голикова

Чтение художественной литературы по теме.

Мероприятие «Дети – герои Великой Отечественной войны».

ОД. Художественно-эстетическое развитие.

Музыка военных лет.

Дидактическая игра: «Кому, что нужно?», «Кто больше назовет качеств героя».

Сюжетно-ролевые игры: «Танкисты», «Разведчики», «Госпиталь».

Просмотр иллюстраций в книгах, открытках, фото и видео материалов, заучивание стихов.

Строительные игры: «Военные укрепления», «Военная техника».

Взаимодействие с семьей.

Оформление мини музея: игрушки – военная техника и оружие; ордена и медали ВОВ; «Дети – герои войны».

Оформление фотоальбома «Дети-герои Великой отечественной войны».

III. Заключительный этап.

Выставка детских поделок «Я помню, я горжусь».

Выставка детских рисунков «Салют Победы».

Конкурс стихов о Великой Отечественной Войне.

Литературно-музыкальное представление «Этот день мы приближали, как могли».

Презентация проекта.

Фотовыставки «Дети – герои Великой Отечественной Войны».

Форма презентации: представление проекта с показом электронной презентации.

Критерии показатели эффективности проекта.

У детей сформируются первоначальные знания о Великой отечественной войне, о детях – героях этой войны, защищавших Родину, о цене победы. Воспитываются патриотические чувства и качества, которые станут впоследствии основой нравственного поведения ребенка. Формирование патриотического воспитания должно осуществляться на основе образа жизни людей, в частности детей, которые являются ярким примером служения своей семье, стране, миру.

Ожидаемые результаты проекта.

- Расширится знания о Великой отечественной войне; о детях – героях; о военных профессиях, о родах войск, военной технике;

- знакомятся с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;

- расширится словарный запас;

- расширится представление о памятных местах родного города.

План работы с участниками проекта

Этапы

Содержание деятельности

Сроки

1.Работа с детьми

1. Проведение бесед с детьми на тему: «Дети-герои Великой Отечественной войны».

В течение реализации проекта

2. Чтение художественной литературы о событиях ВОВ.

В течение реализации проекта

3. Познавательные мероприятия на патриотическую тему.( У войны не детское лицо", "Война-это страшно", "Юные герои", "Памятники героям")

В течение реализации проекта

4.Разучивание стихов и песен на военную тематику.

В течение реализации проекта

5. Слушание музыкальных произведений о войне. («Священная война» сл. В. Лебедева-Кумача, «День Победы» Д. Тухманова, М. Блантера «Катюша»,  В.Алкина «Прощание славянки».)

В течение реализации проекта

6. Ручной труд "Флаг победы"; рисование "Георгиевская ленточка"; лепка "Звезда", "Танк". Конструирование из бумаги: лодки, самолетика, танка (оригами).

В течение реализации проекта

7.Подготовка к экскурсии: беседа с детьми о памятниках героям ВОВ.

Апрель 2020г.

8. Проведение познавательного досуга по истории ВОВ «Пионеры - герои».

Апрель 2020г.

9. Рассматривание иллюстраций, на которых изображены памятники детям, погибшим в годы Великой Отечественной войны.

В течение реализации проекта

10.Изготовление памятных подарков и открыток для дедушек, бабушек и ветеранов.

Апрель 2020г

11. Праздник «День победы».

Май 2015г.

2.Работа с родителями

1.Подбор информации о детях - героях ВОВ.

В течение реализации проекта

2. Анкетирование на тему :"Надо ли рассказывать дошкольникам о войне?".

Сентябрь 2019г

3.Изготовление поделок и рисунков, выполненных совместно с детьми. Тема «На дорогах войны».

В течение реализации проекта.

4.Оформление уголка боевой славы в группах ДОУ "Никто не забыт и ничто не забыто"(картинки, макеты военной техники, боевых наград).

В течение реализации проекта

5. Экскурсия к памятнику , возложение цветов павшим за Родину в годы ВОВ.

Май 2020г

6. Выставка рисунков к прочитанным произведениям о детях войны. Тема: "Дети и война"

В течение реализации проекта

3. Заключительный

1. Выставка рисунков "Миру-мир!"

Май 2020г

Список используемой литературы

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Образовательная программа дошкольного образовательного учреждения.

3. Антонов Ю.Е. «Как научить детей любить Родину» - Москва: АРКТИ, 2005г.

4. Голиков В.А. «Подвиг народа» - Москва: Политиздат,1980г.

5. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» №1 – 2009г.

6. Казаков А.П. «Детям о великой победе» - Москва: ООО Издательство ГНОМ и Д, 2007г.

7. Рощин И.И. «Твердо верю в нашу победу» - Москва: Политиздат, 1989г.

8. Скоробов В.С. «Все для фронта» - Свердловск: Средне - Уральское книжное издательство, 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Герои Великой Отечественной войны!

Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа.Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории,9 мая — Де...

Презентация "Мы вспоминаем героев Великой Отечественной войны, в честь которых названы улицы нашего родного города - Краснодара"

Для детей старшего дошкольного  возраста и начальной школы, материал по военно-патриотическому воспитанию....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «НАШИ ЗЕМЛЯКИ – ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Сегодня мы поговорим с вами о войне. Война - самое страшное событие в истории человечества. Потоками крови и слез была омыта наша многострадальная земля в тяжелые дни Великой отечественной. Вся страна...

Педагогический проект.Памятники села Волово – героям Великой Отечественной войны.

Приближается годовщина Великой Отечественной войны. Война для наших детей далекая история. Необходимо чтобы наши дети ощутили, что они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким событиям....

Педагогический проект.Памятники села Волово – героям Великой Отечественной войны.

Приближается годовщина Великой Отечественной войны. Война для наших детей далекая история. Необходимо чтобы наши дети ощутили, что они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким событиям....

Презентация "Дети - герои Великой отечественной войны" .

Продолжать знакомить детей с событиями 1941 -1945гг....

Проект, посвященный 71-ой годовщине победы и 75-летию начала Великой Отечественной войны: «Дети - герои Великой Отечественной войны»

Проект помогает детям узнать о подвигах их сверстников, ещё совсем юных девчонках и мальчишках, совершивших подвиг во время ВОВ. Показывает детям смелость, героизм, беззаветную любовь к Родине юных ге...