Доклад на педагогическом совете "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период"
материал по окружающему миру

Егрищина Татьяна Викторовна

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovete_letom.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

                          Доклад на педагогическом совете

 «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период»

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
В летний период в детских садах продолжается работа с детьми по экологическому воспитанию. Ведь именно летом происходит расцвет жизни в природе, многообразие ее проявлений. Детей привлекает яркость красок, возможность в естественных условиях познакомиться с миром животных, насекомых, растений. В процессе своей деятельности воспитатель использует различные методы и формы: это и наблюдения, экскурсии, игры и т.д.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ.
                                 Методы и формы работы
Наблюдение – целенаправленное, планомерное восприятие предметов и явлений окружающего мира.

                          Наблюдение за живой природой.

                            Младший дошкольный возраст
Наблюдение за растениями:

1. Наблюдение за цветами

Цель:
Познакомить с луговыми и садовыми цветами.
Познакомить с названиями цветов, особенностями строения.
Младшие дети называют 2-3 цветка.


2. наблюдение за овощами, фруктами, ягодами

Цель:
Дать названия,  познакомить с характерными признаками  (цвет, форма, величина, запах, вкус) Учить определять знакомые ягоды.
Младшие дети должны называть по 2-3 плода, и знать 2 виды ягод.

3. Сравнение дерева и куста

Цель:
Знать березу и дуб, сравнивать их листья.
Старшие дети должны определять толстый и тонкий ствол, высокое или низкое дерево.

Наблюдение за животными: козленком, теленком.

Цель:
Познакомить с поведением животных, особенностями строения.
Имитация движения и голосовых реакций.

Наблюдение за птицами: курица, петух, гусь, утка

Цель:
Знать названия птиц
Цвет оперения
Названия птенцов.

Наблюдения за рыбкой.

Цель: знать строение тела.
Особенности среды обитания.
Корм.

Наблюдения за лягушкой.

Цель:
Познакомить со средой обитания, кормом.
Имитация движений, голосовые реакции.

Наблюдение за насекомыми: бабочка, мотылек, кузнечик, божья коровка, жук.

Цель: знакомство со строением тела.
Познакомить с характерные признаками передвижения.
Учить определять различия между животными и птицами.


                        Наблюдения за неживой природой.

1. Наблюдения за сезонными и погодными явлениями.
                   

                          Наблюдение за живой природой.
                         Старший дошкольный возраст.


                    Наблюдение за растениями:
1. Наблюдение за цветущими культурными или дикорастущими .растениями: ирис, гвоздика, клевер, одуванчик, мак, василек, колокольчик

Цель: познакомить со строением растений, учить сравнивать растения друг с другом.
Определять благоприятные условия произрастания,
Стадии роста, появление семян.
Выращивание лекарственных растений Познакомить с целебными свойствами мать-и-мачехи,, подорожника, чистотела, календулы.

2. Наблюдения за деревьями, кустарниками.

Цель: уточнить особенности внешнего вида.
Плоды.

3. Наблюдение за насекомыми: бабочками, ползающими насекомыми - жуками, муравьями; насекомыми живущими на деревьях.

Цель: наблюдение за окраской, полетом, местами приземления.
Особенностями строения.
Среда обитания.

4. Наблюдение за животными: дикими и домашними.

Цель: особенности среды обитания.
Закрепление названий детенышей.
Обратить внимание на ротовой аппарат, особенности питания

5. Наблюдение за птицами.

Цель:
Особенности строения, окраска.
Учить определять следы птиц.
Способ питания.

                                 Наблюдения за неживой природой.

1. наблюдения за сезонными и погодными явлениями


                               
Практические методы
                              Младший дошкольный возраст.

                                              ИГРА

Цель: дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся представления о предметах и явлениях природы, растениях и животных.

Дидактические игры:

«Чудесный мешочек»
«Узнай на вкус»
«Такой листок лети ко мне»
«Кто скорее соберет»
«Из чего сделано»
«найди такой же»
«Горячо-холодно»
«к дереву беги»

Настольно-печатные игры:

«Лото»
«Когда это бывает?»
«Чьи детки?»
«Ягоды и фрукты»
«Парные картинки»
«Что лишнее?»


Подвижные игры:
«Цыплята и собачка»
«Козлята и волк»
«Зайка серенький»
«Гуси»
«Кошка и мышки»
«Мой козлик»

 Словесные игры:

«На птичьем дворе»
«Курочка-рябушка»
«Где мы были мы не скажем, а что делали покажем»
«Что сажают в огороде?»
«Какое время года?»
«Когда это бывает?»
«Узнай по описанию»

Сюжетные игры:
«Рыбки живые и игрушечные»
«Карлсон выращивает зеленый лук»
«Живая кошка, игрушечный котенок»



                                   ТРУД В ПРИРОДЕ

Цель: способствует формированию бережного отношения к природе. Способствует воспитанию ответственного отношения к своим обязанностям.
1. Индивидуальные поручения - кратковременные
Уход за животными и растениями в уголке природы, на участке, в зимнем саду.
/ взять готовый корм, положить в кормушку. Полить растение/
2. Коллективный труд со второй младшей группой.
/обтирание растений, посадка гороха, поливание клумб/


                          ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОПЫТЫ

 Цель: способствуют установлению причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами и явлениями
«Дерево умеет плавать»
«Узнаем какая вода»
«Надувание мыльных пузырей»
«Ветер по морю гуляет»
«Легкий – тяжелый»
«У кого какие детки?»
«Как развивается растение?»
«Зачем утке и лягушке такие лапки?»


                                   
Практические методы
                               Старший дошкольный возраст.

                                              ИГРА

Дидактические игры:
«Не ошибись»
«Знаешь ли ты?»
«Вершки и корешки»
«Летает не летает»

Настольно-печатные:
«Собери картинку»
«Зоологическое домино»
«Что где растет?»
«от зернышка до булочки»
«Подбери листья»
«Ботаническое лото»


Словесные игры:

«Отгадай-ка»
«Что за птица?»
«Птицы (звери, рыбы)
«Вершки-корешки»
«Природа и человек»
«Летает - не летает»
«Да – нет»
«Похож – не похож»


Сюжетные игры:

«Зайцы в огороде»
«Пингвины»
«Птички и кошка»
«Перелет птиц»
«Гуси – лебеди»
«Посадка картофеля»
«Сравнение живых рыбок с заводной рыбкой»
«грибы – красавцы лесные»

                                     ТРУД В ПРИРОДЕ
«Айболит рассказывает о пользе комнатных растений
1. Индивидуальные поручения - кратковременные
Уход за животными и растениями в уголке природы, на участке, в зимнем саду.

1. Индивидуальные поручения – длительные.
Вырастить растение, ухаживать за грядкой на клумбе
2. Дежурство в уголке природы.
3. Труд совместный.
/ведущим приемом обучения является – объяснение/


                          ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ОПЫТЫ

«Откуда берется вода»
«Подводная лодка»
«Изготовление солнечных часов»
«Лес защитник и лекарь»
«Необычные корни»
«Живые комочки»
«Реактивный шарик»
«Парашют»
«Радуга на стене»

                                      Словесные методы
                                        Младший дошкольный возраст
                                                       Беседа

Цель: конкретизация, пополнение, уточнение знаний об известных детям явлениях природы и фактах из жизни животных и растений, полученных в процессе наблюдения и труда в природе.


«Какой бывает вода»
«Что растет в лесу»
«Мой четвероногий друг»
«Что растет на огороде»

                              Чтение художественной литературы

Цель: дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности.

«Загадки о растительном и животном мире»
Стихи В. Берестова «Июнь», « Начало июля», « Конец июля» «Август»
В.А. Левин «Обыкновенная история»
В. Суслов «Маки»
Э. Успенский «Тигр вышел погулять»
Н. Павлова «Чьи башмачки»
Н. Калинина «В лесу»


                                     
 Словесные методы

                                   Старший дошкольный возраст

                                                   Беседа


«Какие бывают камешки»
«Чем питаются птицы?»
«Лесной доктор»

                      Чтение художественной литературы

Загадки о растительном и животном мире»
В. Бианка «Чьи это ноги?» «чей нос лучше?»
«Зеленый пруд»
«Сова»
«Хвосты»
«Приключение  муравьишки»
С. Воронин «Летом»
М. Пришвин «Этажи леса»


                         
  Формы ознакомления с природой.
                              Младший дошкольный возраст
                                              Экскурсии
Цель: наблюдение в естественных условиях явления природы, сезонные изменения. Способствует формированию первичных мировоззренческих представлений, о взаимосвязях существующих в природе.

«В зимний сад»
«Экскурсия к цветочной клумбе»
«Экскурсия в живой уголок»
«Экскурсия к водоему»

                                    Старший дошкольный возраст

                                                   Экскурсии

«Экскурсия к озеру»
«Экскурсия в живой уголок»
«Растения зимнего сада»
«Растения цветочной клумбы»
«Растения огорода»
















По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

«Экологическое  воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период»....

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период

Статья о экологическом воспитании детей дошкольного возраста в летний период...

«Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период»

Консультация для педагогов "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период"...

Доклад на тему: « Безопасность детей дошкольного возраста в летний период».

Доклад на тему:« Безопасность детей дошкольного возраста в летний период»....

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в летний период».

Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. В этот период формируютс...