Экологическое воспитание дошкольников с использованием регионального компонента
консультация по окружающему миру

Циндаева Мария Евгеньевна

экологическое воспитание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС — это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры. В необходимости формирования основ экологической культуры с дошкольного возраста теперь уже никто не сомневается. На практике же нередко случается так, что дети усваивают определенный объем экологических понятий и знаний о природе механически, не используя их в практической деятельности. Комплексный подход к проблеме экологического воспитания выявил необходимость внесения регионального компонента в его содержание. На доступном, близком материале дети легче и быстрее усваивают взаимосвязи между явлениями природы.

Исходя из возрастных особенностей детей дошкольного возраста, основой построения работы по ознакомлению детей с родным краем является воспитание в них устойчивого интереса, познавательного отношения к региональным компонентам. Интерес побуждает детей как можно больше получить информации о родном крае, что способствует воспитанию таких чувств, как привязанность, любовь, питающих, в свою очередь, потребность, желание узнать как можно больше нового о своей малой Родине.

В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить,  любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому.

Для каждого региона характерны свои особенности происхождения, пространственное положение, климат, флора, фауна, природные ресурсы и многообразие природных явлений.

Рассматривая проблему регионализации образования, необходимо исходить из того, что регион – это исторически сложившийся общий для некоторых территорий уклад жизни, общность людей, проживающих на территории и обладающих сознанием субъекта исторического действия.

Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста при изучении регионального компонента является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры родного края. 

Формирование экологического сознания осуществляется путем решения ряда задач, которые позволят ребенку выработать экологически правильное поведение:

  • Обогащать детей знаниями о природе республики, её многообразии, целостности  живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.
  • Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы;  животных друг с другом, растений и животных, живой и неживой природы, человека и природы.
  • Прививать практические навыки и умения  по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.
  • Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.
  • Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь-доказательство, обучать составлению рассказов.

Окружающая нас природа является всегда доступным, неиссякаемым источником наглядно-чувственного, эстетического, творческого, эмоционального и речевого развития детей. Способствует формированию у них доброжелательности, внимания, чуткости,  наблюдательности и других положительных качеств.  

Для  успешного решения поставленных задач необходимо использовать разнообразные пособия: экологические модели, дидактические игры и упражнения, иллюстрации, схемы, алгоритмы,  аудио и видеозаписи, видеофильмы, презентации и многое другое.

Методы и приемы работы должны быть разнообразны: наблюдения, опытно-экспериментальная деятельность, практическая деятельность по уходу за животными и растениями, чтение художественной литературы, статей экологической направленности с последующим обсуждением содержания, уроки доброты, проведение конкурсов, выставок поделок из природного материала, праздников и многое другие. В последнее время в дошкольной педагогике все шире используются  компьютерные информационные технологии, которые дают большие возможности наглядно показать детям красоту и многообразие родной природы, динамику природных явлений, и их смену.

1.  Основным методом экологического воспитания является наблюдение. Он позволяет осуществить чувственное познание объектов природы. При этом могут быть задействованы все формы восприятия.

Чаще всего дошкольникам предлагается понаблюдать за состоянием природы и жизнью растений. Такие наблюдения проводятся регулярно на протяжении всего года. Данный вид работы является обязательным элементом ежедневных прогулок. Помимо этого периодически объектами наблюдения становятся птицы, растения, домашние животные и насекомые. Также дети наблюдают за социальными объектами, особенностями трудовой деятельности взрослых.

При организации наблюдения важно соблюдать такие правила:

  • объект наблюдения должен быть доступным для восприятия;
  • время для наблюдения должно составлять 5-10 минут;
  • нужно учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы.

Главное, чтобы наблюдение не являлось самоцелью. Необходимо, чтобы данный процесс был многоступенчатым:

  • восприятие объектов природы;
  • исследование характеристик данного объекта, его взаимосвязь с другими предметами или явлениями;
  • творческое отображение полученной информации.

Воспитатель должен направлять деятельность дошкольников в процессе наблюдения, задавать вопросы, ставить перед ними проблемные задания. Главное вызвать у детей эмоциональный отклик и желание продолжить такую деятельность самостоятельно. Интересные и содержательные, построенные на основе цикла времен года, прогулки включают в себя природные объекты территории детского сада и города. Любование природой, развитие чувства прекрасного, а затем уже развитие желания сохранить эту красоту, приумножить ее, узнать как можно больше о своей малой родине – все это развивает способность видеть красоту окружающего мира, наблюдательность, вызывает желание отразить свои впечатления в творчестве

2. При проведении занятий предпочтение отдается комплексным и интегрированным. Интегрированные формы работы позволяют не допустить перегрузки детей в течение дня, повышают заинтересованность детей, создают условия для развития каждого ребенка. Проводятся такие занятия как «Знакомые Насекомые», «Воздух – невидимка», «Волшебница вода», «Дары осени», «Козьмодемьянск - моя малая Родина», «Домашние и дикие животные», «Зимующие и перелетные птицы» и др.

3. Огромный интерес дети проявляют к исследовательской работе, поэтому большое внимание в работе отведено опытам и экспериментам. В процессе работы дети учатся размышлять, формулировать и отстаивать свое мнение, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их. Например: Очень просто и легко объяснить ребенку, что нас окружает воздух и он невидим, но его можно обнаружить. Подуть на ладошки и почувствовать ветерок, взмахнуть рукой около листка, лежащего на столе и увидеть, что лист двигается. Подвести детей к выводу, что воздух невидим, но когда мы приводим его в движение, наблюдаем, что предметы двигаются. Перед нами стоит задача связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей. Подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

4. Для работы по использованию регионального компонента в группе была обогащена развивающая среда.

Большое значение уделялось подбору краеведческого материала для работы с детьми. С помощью родителей были подобраны иллюстрации, которые знакомят детей с растительным и животным миром республики. Иллюстрации были оформлены в альбомы  “Птицы нашего края”, “Животные республики Марий Эл”, “Деревья и кустарники”, “Грибы и ягоды” и т.д. Также оформлена “Красная книга”, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными республики.

5. Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры «В гости к лесу», «Кто живет в лесу», «Правила поведения в лесу» и др. Экологические игры: «Что было бы, если …»,  «Какого растения не стало?»,  «Где что зреет?»,  «Цветочный магазин», «Вершки-корешки», «Узнай и назови», «Да – нет», «Чудесный мешочек», «Назовите растение»,  «Земля, вода, огонь, воздух», Игра предоставляет детям свободу действий, раскованность и возможность проявить инициативу. Однако для использования игровой деятельности в процессе экологического воспитания необходимо организовывать ее таким образом, чтобы не возникало угрозы или вреда для живой природы.

Обязательным атрибутом детской жизни являются игрушки, которые изображают объекты природы. Играя с ними, дошкольники имитируют привычки и образ жизни животных.

В работе практикуются сюжетные игры и инсценировка. Очень полезно предлагать детям практические игры с такими предметами, как песок, вода, глина. Цель данных игр не только в том, чтобы повеселиться и слепить фигурку или сделать домик (брызгаться водой, пускать мыльные пузыри и т.д.), но и познать свойства этих природных материалов.

6. Также часто практикуется совместная трудовая деятельность по уборке и благоустройству территории, работе на клумбах и участке. Труд как метод воспитательно-образовательной работы и экологического воспитания в детском саду имеет важное значение. Непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают некоторые связи между развитием растений и уходом за ними человека. Все это положительно влияет на развитие их мышления, создает основу для материалистического миропонимания.

Систематический труд на огороде, в саду, цветнике и уголке природы повышает интерес к растениям и животным, помогает воспитывать у детей любовь и бережное отношение к объектам природы, способствует формированию трудолюбия и других нравственных качеств.

Посильный физический труд оказывает полезное воздействие на общее развитие детей, способствует развитию двигательных функций организма.

7. Художественная литература, картотеки загадок, стихов, физкультурных минуток, пальчиковые игры, различные презентации, богатый наглядно-демонстрационный материал – все это способствует формированию знаний о природе, развитию познавательных интересов, а также духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

Большое внимание уделяется чтению художественной литературы. Большая работа проводится по ознакомлению детей со сказками народов мари. Экологические сказки развивают интерес и представления детей о природе, животном мире, занятиях людей. Их использование в воспитательном процессе позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников.

8. Работа с родителями

Следует обратить внимание на существующие формы взаимодействия с родителями:

  • консультации, папки-передвижки;
  • выставки детских работ;
  • праздники.

Участие родителей в совместной работе с детьми повышает интерес дошкольников к заданию, помогает наладить контакт между членами семьи, сблизить их эмоционально, способствует формированию экологической культуры и у взрослых. Совместно с родителями мы проводим такие мероприятия:

•        «День цветов» (создание цветочных клумб)

•        «Птичья столовая» (изготовление кормушек и подкормка птиц в зимнее время)

•        «Чистая площадка» (уборка территории, уборка снега зимой)

•        «Чтобы дольше жили книжки» (уход и обновление) и т.д. С уверенностью могу сказать, что, участвуя в акциях, дети пропускают знания через себя, используют их на практике, приходят к пониманию природных процессов, они осознают ответственность за последствия некоторых своих действий, они растут увлечёнными, не равнодушными людьми.

Итоги работы

Анализ работы по данной системе экологического образования с использованием регионального компонента позволяет нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы. На занятиях по познавательному развитию дети стали более внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Научились логически мыслить, связно рассуждать, сравнивать, обобщать, выделять существенные признаки предметов и объектов природы. Знания, полученные на занятиях дети «проверяют» в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. Ребята с удовольствием играют в «экологию», в «учёных», в «лабораторию», в «коллекционеров», в «геологов»; на территории садика весной и летом уже не увидишь брошенный и увядший букет цветов. Появилось стремление к активной деятельности по охране окружающей среды в рамках детского сада, города. Полученными впечатлениями, знаниями, переживаниями, дети делятся со своими родителями и с другими детьми, вводят их в сюжеты своих игр. На основе сотрудничества мы добились доверительных взаимоотношений родителями, их заинтересованного, неравнодушного отношения к развитию и воспитанию детей.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №1 «Росинка»

Доклад на тему

«Экологическое воспитание дошкольников с использованием регионального компонента»

Выполнила:

Циндаева М. Е.

Козьмодемьянск, 2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента"

Выступление на районной конференции дошкольных работников....

Самообразование "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г.

Одна из задач экологического образования дошкольников - это воспитание экологической культуры. Экологические знания дети получают непосредственно в общении с природой, что способствует формированию у ...

Отчет по самообразованию "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента" 2015-2016 г

Представлен отчет по самообразованию по теме "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента"...

Обобщение педагогического опыта "Формирование экологического воспитания дошкольников на основе регионального компонента".

Развитие у детей стремления и желания интересоваться растительным и животным миром родного края....

Консультация для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через реализацию регионального компонента»

Создавая правильную развивающую экологическую среду в группе, в процессе ознакомления с родной природой, дети научатся ценить и любить природу, станут бережнее относится ко всему живому. У них появляе...

Экологическое воспитание дошкольников на основе регионального компонента

Этот материал поможет воспитателям ДОУ познакомиться с работой в нашем детском саду, а также взять себе на заметку использование разнообразных форм, методов, приемов и средств по формированию  эк...

Публикации. Программа. Экологическое воспитание детей с использованием регионального компонента

Программа. Экологическое воспитание детей с использованием регионального компонента...