Долгосрочный проект "Нравственно- патриотическое воспитание через ознакомление и приобщение детей к истокам народной культуры" на 2014- 2018 уч.
проект по окружающему миру (младшая группа)

Шура Наталья Николаевна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt2014-2018g.docx58.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №5 «Колосок»

Проект:«Нравственно- патриотическое воспитание через ознакомление и приобщение детей к истокам народной культуры» на 2014- 2018 уч.

                                                                             Воспитатель: Сидорова В.М.

Пояснительная записка.

Тип проекта: долгосрочный

Начало проекта: октябрь 2014г

Окончание проекта: май 2018г

Участники проекта: дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Разработчик:  воспитатель: Сидорова В.М .. 

Актуальность.

 В настоящее время, как никогда прежде,необходимо сохранять народные традиции, приобщать дошкольников к сокровищнице национальной культуры. Основы русской национальной культуры обеспечивают условия для освоения дошкольниками элементарных знаний и понятий об окружающем мире,представлений о русском народном быте,профессиональной терминологии русского народного творчества.

   Русская национальная культура — это неисчерпаемый источник чувств, переживаний, эмоций человека, представлений о красоте истине, добре и зле.

   Дети с раннего возраста должны слышать и петь песни своего народа, слушать народные сказки, знакомиться с народным творчеством. Это воспитывает у них художественный вкус и развивает любовь к народному искусству; закладывает в  душу ребенка первые ростки человеколюбия, гуманизма.                                  

Воспитательная возможность народной культуры, как верно отмечает А.А. Данилов, заключается в том, что она помогает уяснить общий смысл важнейших категорий и понятий нравственности: добро-зло, щедрость-жадность, честь, скромность, долг и т.д. Первенство здесь отдается фольклорному материалу, его нравственной сущности. Обращение к огромному и богатому миру русской культуры особенно необходимо еще и потому, что она животворно и очищающее влияет на маленького человека. Напившись из этого чистого родника, он познает сердцем родной народ, становится духовным наследником его традиций, а значит, вырастает настоящим человеком.

В произведениях народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на формирование патриотических чувств. Народное творчество несет в себе конкретные образы, краски, доступные и интересные ребенку. Произведения народного творчества могут служить эффективным средством формирования положительного, эмоционально окрашенного отношения к разным сторонам общественной жизни, воспитания любви к родному краю при следующих условиях: если ознакомление с народным творчеством входит составной частью в общую систему ознакомления дошкольников с явлениями общественной жизни; если осуществлен отбор произведений народного творчества, в наибольшей степени способствующих воспитанию начал патриотических чувств; если у детей сформировано умение различать некоторые специфические и общие черты в творчестве разных народов.

Особое значение имеет приобщение детей к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок – подвиги героев во имя освобождения родной земли, своего народа от зла, насилия, от врагов и чужеземных захватчиков – способствует раскрытию идей патриотизма.

Появление интереса детей к различным образцам народного творчества может рассматриваться как показатель зарождающегося чувства любви к родному краю, его истории, природе, труду людей .

         Цель проекта:воспитание гордости  чувства патриотизма,  закладывание основ духовно- нравственной личности,  привлечение детей дошкольного возраста к народной культуре, воспитание на народных традициях и обрядах.

Этапы реализации проекта: Проект рассчитан на 4 года.

1год обучения 2014- 2015 уч. год

Тема: « Нас   учит говорить фольклор»

Развитие речи детей младшего возраста средствами малого

русского фольклора

2год обучения2015- 2016 уч. год

Тема:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество».

3год обучения 2016- 2017 уч. го

 Тема: «Традиции и быт русского народа».

4год обучения 2017- 2018 уч. год

Тема: «Красота родного края»

1год обучения 2014- 2015 уч. год

Тема: « Нас   учит говорить фольклор»

Развитие речи детей младшего возраста средствами малого

русского фольклора

Цель: воспитывать у детей интерес к русскому народному творчеству.

Задачи:

1. Развивать желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора.

2. Побуждать детей эмоционально откликаться на происходящие события в процессе  знакомства со сказками и потешками.

3. Учить вступать в общение с взрослыми при помощи речи и игровых действий.

месяц

октябрь

1.«Кот Васька»

2.Игра «Дарики, дарики, летели комарики»

3.«Баю - баю - баиньки»

4.П/и«Здравствуйте ручки»

 Познакомить детей с домашним животным - котом, его внешним видом, повадками. Воспитывать у детей умение слушать художественные произведения; при повторном чтении предоставлять возможность договаривать слова и фразы.

 Закреплять название частей  тела человека.

Познакомить детей с колыбелью. Вызвать интерес к колыбельной песне, способствовать использованию колыбельных песен в играх.

Закрепить названия частей тела

ноябрь

1.«Каша масленая, ложка крашеная»

2.Разучивание потешки «Это вся моя семья»

3.«Коза - хлопота»

4. П/и «Каравай»

 Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения. Дать элементарные знания о декоративно - прикладном искусстве - расписных ложках. Поддерживать интерес к самостоятельной деятельности.

Закреплять знания детей о членах семьи

Развивать умение слушать и понимать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям(козлятам, козе).

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

декабрь

1.«Что за чай без самовара?»

2.Игра«Зайка беленький сидит»

3.Разучивание потешки «Вот они сапожки»

4.Хоровод-игра «В лесу родилась елочка»

Познакомить детей с самоваром, обычаем русского народа гостей чаем, сладостями. Вызвать интерес к загадкам, стремление их отгадывать.

Слушать русскую народную песню «Ой, блины мои, блины»

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Воспитывать положительное отношение к одеванию

учить выполнять движения в соответствии с текстом.

январь

1.«Морозушко - мороз»

2.«Из бабушкиного сундука»

3..Игра «Идет коза»

4..Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки, купим сыну валенки»

Учить детей чувствовать красоту русской речи(напевность, образность, выразительность) при слушании закличек, загадок, прибауток. Познакомить с зимними явлениями в природе(мороз рисует узоры на стекле). Поиграть в народную игру «Дед Мороз», доставить детям радость.

Вызвать интерес к сундуку, к русскому  костюму, его элементам. Побуждать отгадывать загадки, проявлять самостоятельность, активность. При рассматривании одежды и обуви отвечать на вопросы педагога. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность к детям и взрослым.

Познакомить детей с русской народной игрой, учить убегать по сигналу

. Вызвать у детей положительное отношение к дневному сну

февраль

1.«В зимнем лесу»

2.Разучивание потешки «Наша Маша маленька..»

3.«Трудиться - всегда пригодиться»

4.Разучивание потешки «Пальчик - мальчик»

 Рассмотреть с детьми иллюстрации с изображением животных в зимнем лесу, отвечать на вопросы педагога, описывая зверей (волк серый, голодный, злой; лиса хитрая, рыжая) и т. д. Вызвать интерес к народным играм, выразительно передавать игровые действия в сочетании со словами.

 Закрепление элементов зимней одежды

Учить понимать назначение произведений искусства при рассматривании разных изделий: деревянные и глиняные игрушки, вязаные вещи, кружевные салфетки и др. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

март

1.«В гостях у сказки»

2.Разучивание потешки «Наши уточки с утра»

3.«Ярмарка игрушек»

4.Игра «Как на тоненький ледок»

Развивать способность детей испытывать удовольствие от встречи с литературными произведениями. При рассматривании книг находить животных, отгадывая загадки. Обыгрывать короткие сюжеты, изображая хитрую лисичку, трусливого зайчишку, медведя (повадки, голос). Назвать их место обитания (берлога, нора, логово, кустик).

Закрепить умение звукоподражания.

Познакомить детей с веселой ярмаркой, вызвать желание принимать активное участие в ее проведении. Исполнять песенки, потешки про понравившуюся игрушку.

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

апрель

1.«Здравствуй, солнышко - колоколнышко!»

2.Разучивание потешки  «Из-за леса из-за гор», «Сидит белка на тележке»

3.«Приди, весна, с радостью»

4.Игра «Чики-чики-чикалочки»

 Способствовать открытию мира словесного искусства(ритмического склада речи, звучных ритмов и рифм, выразительности интонации потешек, закличек, стихов). Отвечать на простые вопросы: «Скажи, какое солнышко?; За что мы любим солнышко?; и т. д. Учить рисовать круглое солнышко.

Развитие мелкой моторики  

Развивать умение эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в художественных произведениях. Развивать интерес к природе. Отвечать на загадки о весне, на вопросы при рассматривании картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Доставить радость от знакомой игры

май

1.Разучивание потешки: «Курочка-рябушечка»

2,Игра : «Через ручеек»

Формирование навыков диалогической речи

Выполнение действий в соответствии с указанием взрослого.

2год обучения2015- 2016 уч. год

Тема:«Приобщение детей к истокам русской народной культуры через народное творчество».

Цель:обобщение и углубление знаний детей о культуре своего народа, русском народном искусстве ифольклоре.

Задачи:

1.Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества.

2. Показать  красоту русского языка. Формирование у детей интереса к детскому фольклору, обогащение словарного запаса детей.

3. Разнообразить музыкальную, художественно-игровую деятельность.

месяц

сентябрь

1 .«Во саду ли, в огороде»

2. Разучивание песенки-потешки «Этот пальчик самый толстый»

Учить детей отгадывать загадки (овощи и фрукты). Познакомить с сезонными работами в саду и на огороде.

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

октябрь

1.«В гости к хозяюшке»

2.Разучивание потешки.

3. Драматизация сказки «Жихарка»

4. Разучивание потешки «Пошел котик на торжок»

 Ознакомление детей с малыми фольклорными формами. Вызвать у детей радость от повторения (проговаривания и подговаривания) знакомых потешек, пестушек, потягушек, колыбельных песен вместе с воспитателем

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Порадовать детей, повторяя с ними знакомые произведения художественной литературы; совершенствовать диалогическую и связную речь.

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

ноябрь

1.«Путешествие в сказочный лес»

2..Хороводная игра «Заинька»

3.Драматизация сказки «Волк и семеро козлят»

4.«При солнышке-тепло,при матушке- добро»

Формировать у детей творческую двигательную активность, воображение, осмысленную моторику. 

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Развивать умение слушать и понимать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям(козлятам, козе).

Познакомить детей с пословицами и поговорками о маме.

декабрь

1.Драматизация сказки «Заюшкина избушка»

2.Игра«Зайка беленький сидит»

3.Драматизация сказки «Рукавичка»

(пальчиковый театр)    

4.Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, мороз, не морозь мой нос».

Обучать детей элементам театрализованной деятельности;  воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, развитие творческих способностей детей 

Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; активизировать речь детей, развивать предпосылки диалогической речи

Порадовать детей. Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

январь

1.«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю»

2.Драматизация сказки «Зимовье зверей»

3.Игра- хоровод «Шел король по лесу.»

4..Разучивание колыбельной «Баю-баю, баиньки,

купим сыну валенки»

Учить детей чувствовать красоту русской речи(напевность, образность, выразительность) при слушании закличек, загадок, прибауток.

Порадовать детей, повторяя с ними знакомые произведения художественной литературы; совершенствовать диалогическую и связную речь.

Познакомить детей с русской народной игрой- хороводом.

Учить детей чувствовать красоту русской речи(напевность, образность, выразительность)

февраль

1.«Тула самоварная»

2.Драматизиция сказки «Лисичка сестричка и серый волк». (настольный театр)

3.Разучивание потешки«Гномик»

4.Драматизация сказки «Три медведя"

Расширить знания детей о народных промыслах; развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества. Активизировать словарь: промысел, ярмарка, роспись

Обучать детей элементам театрализованной деятельности;  воспитывать у детей интерес к русским народным сказкам, развитие творческих способностей детей 

Порадовать детей. Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; активизировать речь детей, развивать предпосылки диалогической речи

март

1.Разучивание потешки «Наши уточки с утра»

2.Драматизация сказки «Гуси – лебеди»

3. «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая»

4. «Весна, весна, поди сюда»

 Учить выполнять движения в соответствии с текстом.

Порадовать детей, повторяя с ними знакомые произведения художественной литературы; совершенствовать диалогическую и связную речь.

Познакомить детей с народным праздником, народными традициями.

Знакомство детей обычаями встречи весны.

апрель

1. Знакомство со сказками народов родного края «Как Медведь хвост потерял» (ненецкая сказка)

2.Эвенкийские сказки в пересказе В.И. Ермакова «Сказки Большой Медведицы». 

3-4.«Пословицы, поговорки, загадки, скороговорки о семье, о дружбе, о добре и зле, о взаимоотношениях людей народов родного края»

Развивать у детей интерес к родному краю.

Развивать умение слушать и понимать сказку, следить за развитием действия, сопереживать героям.

Развивать умение эмоционально откликаться на настроение, ярко переданное в сказках. Развивать интерес к природе.

Ознакомление детей с малыми фольклорными формами народов Красноярского края. Учить понимать смысл народной мудрости.

май

1.«Небылица-небывальщина»

2,«Русская народная сказка».

Формирование навыков диалогической и монологической речи; Разучивание и придумывание небылиц.

Учить детей составлять сказку по серии картинок; учить пересказу со зрительной опорой. Развитие эмоциональной выразительности при драматизации сказки.

3год обучения 2016- 2017 уч. год

 Тема: «Традиции и быт русского народа».

Цель: Продолжать знакомить детей с традициями и бытом русского народа.

 Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, обычаями, традициями, русской народной музыкой, играми.

Задачи:

  1. Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность и творчество, формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
  2. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
  3.  Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.

Формы работы:

1.Заучивание потешек, закличек, поговорок.

2.Чтение сказок.

3. Посиделки.

4. Участие в фольклорных праздниках.

5. Изобразительная деятельность.

6. Русские народные игры.

месяц

сентябрь

1 .«Посиделки возле печки» - экскурсия в музей «Русская изба»

2. « Ой вы гости, господа».

 Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, чугун, кочерга и т.д.).

Знакомство детей с народным этикетом приема гостей и поведения в гостях. Разыгрывание сюжета сказки “Каша из топора”.

октябрь

1.«Капустница» - (с бабушками)

2. Знакомство детей с укладом русской избы.

3.  «В тереме расписном».

 4 «Колыбель в избе» - посиделки в русской избе

Приобщение детей и родителей (бабушек) к народным праздникам, обычаям

Приобщение детей к народным традициям и обычаям национальной культуры, знакомство с основными элементами русского народного костюма, знакомство с предметами быта в русской избе

Познакомить детей с пословицами, поговорками, прибаутками. Дать детям представление о быте русского народа и его гостеприимстве. Воспитывать в детях интерес к народной культуре.

Познакомить детей с колыбелью, с колыбельными песнями

ноябрь

1.Одежда наших предков

2. Хлеб – всему голова: народные предания и пословицы

3 Щи да каша – пища наша

4.Народные приметы в наблюдениях природы

. Познакомить детей с женскими и мужскими русскими народными костюмами, особенностями их изготовления и применения.

Воспитывать у детей почтительное отношение к хлебу и людям, его сотворившим. Познакомить с народными традициями, связанными с хлебом, и посвященными ему пословицами.

Дать представление о еде наших предков, развивать познавательный интерес детей, учить сравнивать, делать умозаключения после сравнения с кухней современного человека.

Познакомить детей с народными приметами. Развивать умение соотносить увиденное в природе с народными приметами.

декабрь

1. Сказания и поверья русского народа

2. Леший.

3. Какой бывает фольклор?

4.Русские народные игры

Познакомить со сказаниями и поверьями русского народа, приобщать к духовному наследию, развивать воображение и творчество детей.

Дать детям представление о персонаже русского фольклора – лешем; познакомит со сказкой про лешего, учить анализировать ее текст, отвечать на вопросы.

Развивать у детей образное мышление через знакомство с народным творчеством. Продолжить показывать многообразие форм – познакомить с докучными сказками и словесными народными играми.

Знакомить детей с русскими народными играми, Развивать творчество в двигательной деятельности.

январь

1. Как ходила коляда

2. Народные промыслы

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Дать общение представление о народных промыслах России. Рассказать,  почему возникли данные промыслы в этих местах. Воспитывать уважение к труду и мастеровому человеку

февраль

1. Москва: древняя столица

2.Матрешка – игрушка на все времена

3.Богатыри земли русской

4. Масленица.

Дать детям представление о становлении русской столицы, о первых ее жителях, первых постройках, животном и растительном мире того времени.

Рассказать детям об истории возникновения народной игрушки, показать многообразие техники исполнения рисунка. Дать возможность детям почувствовать мастерами – расписать силуэты матрешек по образцам и замыслу.

Познакомить детей с народными представлениями о волшебной силе богатырей.

Продолжить знакомство с народными праздниками. Разучить с детьми песню-закличку.

март

1. Вечера долгие – руки умелые (женское ремесло)

2 Чтение сказки «Как рубашка в поле выросла»

3.Волшебная прялица

4.Чтение сказки «Три дочери»

 Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Развивать любознательность. 

Продолжать развивать интерес к предметам старины. Обогащать словарный запас детей: прялка, веретено, нить, клубок.

Познакомить детей с т. н. сказкой    «Три дочери». Воспитывать трудолюбие

апрель

1 Рабочие руки не знают скуки (мужское ремесло)

2. Эх, лапти мои, лапти липовые.
3 Пастух – пастушок, заиграй во рожок. (старинные крестьянские профессии)

4. Ты коси, коса (труд крестьянина в поле)

Знакомство с традиционными мужскими ремеслами. Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Продолжать формировать потребность в познании рукотворного мира, совершенствовать знания о предметах народного быта.

Формирование у детей представление о труде русских пастухов. Познакомить детей с традициями русских пастухов, музыкальными инструментами, на которых они играли.

Продолжать знакомить детей с трудом крестьянина.

май

1.Символ России –березка русская

2. Знакомство детей со скотным двором «Уж как я –ль мою коровушку люблю». 

3-4.Мониторинг

Этическая беседа о березе с включением народных пословиц и поговорок.

Познакомить детей с домашними животными: Обогощать словарный запас: коровушка - буренушка, теленок, козлик, барашек, поросенок, гуси, уточка, курочка, петушок. Развивать образное восприятие героев песен «Коровушка – кормилица», «Козел – прыгун», «Барашеньки – крутороженьки»

4год обучения 2017- 2018 уч. год

Тема: «Красота родного края»

 Цель: знакомство детей с историей, традициями народов родного края.

Задачи:1. Формирование любви к своему родному краю, чувства гордости за него;

2.формирование общих представлений о коренных жителях края, их традициях, быте;

3. развитие нравственных чувств, уважение к творчеству народов, на территории Красноярского края.

Тема: «Красноярский край – от севера до юга».

Цель:  формирование  первоначальных  представлений  об  особенностях  родного  края, расширение экологических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством краеведческой деятельности; воспитание гордости за свою малую Родину.

Задачи:        

1. углублять представления о семье и еѐ истории

2.сформировать у детей интерес к познанию истории культуры города Канска и Красноярского края;

3.сформировать знания о растительном и животном мире Красноярского края; Воспитывать бережное отношение к природе

 

   Формы работы:

1.Беседы.

2.Чтение сказок народов Красноярского края.

3. Изготовление макетов.

4. Участие в фольклорных праздниках.

5. Продуктивная деятельность.

6. Народные игры.

месяц

сентябрь

1 Беседа на тему «Карта, глобус, путешествие»

2. Животный мир Красноярского края.

 

Рассматривание  карты  края  «Наш  край  на  карте  России».    Формирование знаний и представлений о национальностях других народов, населяющих  Красноярский край.

Разнообразие  животного  мира  Красноярского  края.  Некоторые  представители  птиц,  зверей, насекомых,  рыб,  земноводных  характерных  для  нашей  местности.  Их  отличительные  черты. Особенности  внешнего  вида,  поведения.  Значение  внешних  особенностей  в  жизни  животных. Приспособленность к условиям естественной среды, сезонным изменениям в природе (осенью, зимой, весной).

октябрь

1 Кто главный в лесу? Живые цепочки.

2. Зимующие птицы Сибири. Заучивание стихотворения Сергеева «Кедровка».  

3. Берегите растения и животных. Красная книга – сигнал опасности.  

 

4. Опасности в природе.

 Места обитания животных, «жилище» животных (дупло, гнездо, нора). Сезонные изменения в жизни животных. Бережное отношение  к представителям  животного  мира,  необходимость  существования всех видов без исключения, неправомерности деления на «вредных» и «полезных», красивых и некрасивых. Понятие «живые цепочки». Составление 2-3 цепочек питания.

Понятие  «зимующие».  Названия  зимующих  птиц:  клест,  кедровка,  свиристель,  снегирь. Особенности  внешнего  вида:  окраска,  строение  клюва  и  т.д.  Особенности  поведения.   Среда обитания  птиц.  Чем  питаются  птицы  в  зимний  период  времени:  крошками  хлеба,  семенами различных растений и тд. Как приспособлены к наземно  – воздушному образу жизни, к сезонно меняющимся условиям неживой природы. Зима  –  трудный период для птиц: мало корма, нет насекомых,  холодно,  короткий  день  (в  светлое  время  не   могут  прокормиться).  Заучивание стихотворения Сергеева «Кедровка».

Правила  поведения  в  природе.  Экологические взаимосвязи  в  природе.  Экологические  знаки: разрешающие  и   запрещающие.  Топографические  знаки  «не  шуметь»,  «не  разводить  огонь». Правила разведения костра в лесу. Знакомство с «Красной книгой» с тем, почему она красного цвета   (красный  цвет  –  сигнал  опасности).  Охраняемые  растения  и  животные,  занесенные  в Красную книгу. Знакомство с профессиями лесник, эколог.

 Правила  поведения  в  природной  среде  безопасные  для  природы  и  для  самого  человека. Ядовитые  ягоды,  грибы,   травы.  Цветы  встречающиеся  в  природной  среде  нашей  местности. Правила  поведения  во  время  дождя,  грозы,  грома,  молнии,  на  солнцепеке,  на  льду,  во  время купания на реке.

ноябрь

1. Экологическая акция «Покормите птиц зимой».

2. Моя семья

 

3. Мой город Канск. Герб, устройство, управление.

4.   «Назовите  адресок».

Понятия:   «экологическая  акция»,  «экологические  знаки:  запрещающие  и  разрешающие». Значение  природоохранной  деятельности  для  сохранения  птиц  родного  края.  Правила поведения по отношению к животным и птицам в природной среде во  время пребывания на природе.  Изготовление  и  развешивание  экологических  знаков  «покормите  птиц».  Сбор  корма для птиц. Изготовление и вывешивание кормушек на территории детского сада и подкормка птиц.

  Понятия  «семья»,  «родственники».  Традиции  семьи.  Презентация подготовленных  совместно  с  родителями  книжек  –  малышек  о  значении   своего  имени, фамилии. Обязанности членов семьи, отношения в семье.

Понятия:  «Канск»,  «канцы».  История  происхождения  названия  Канск. Герб  города.  Управление  городом.  Названия  профессий  людей  занимающихся благоустройством  города:   дворник,  садовник,  озеленитель,  водитель  поливальных  машин   и род их деятельности, важность их труда для  поддержания чистоты и благоустройства города. Культурные  достопримечательности  города:  библиотеки,  музеи,  художественная  школа, музыкальная школа, кинотеатр. Объекты социума ближайшего к детскому  саду  микрорайона: магазины, школа и т.д.

Понятие  «адрес».   Для  чего  он  нужен.  Названия   улиц   микрорайона  города, в котором находится детский сад. Название главных улиц города Канска. В честь кого они названы. Улицы, получившие название в честь земляков  –  участников Великой Отечественной войны.

декабрь

1. Город и горожане.

2. Что мы Родиной зовем.

3.Посиделки в «Русской избе»

4.Игры народов Сибири

Познакомить   детей с культурным наследием города,  

  с творчеством Канских художников, поэтов, писателей;

 оформить книгу стихов местных поэтов.

Понятие  «Россия  –  Родина  моя».  Герб,  флаг,  гимн  России.  Значение  цветов  флага.  Россия  –страна  в  которой  живут  люди  разных  национальностей.  Чтение  стихотворения  В.Степанова«Что мы Родиной зовем». Прослушивание гимна, песни «С чего начинается Родина»

Традиции русского народа. Быт русского народа. Предметы старины и быта: ухват, лопата для выпечки хлеба, посуда, столовые приборы, сито, прялка, наличники. Узоры для наличников, значение орнаментов росписи.

  Знакомить детей с народными играми Сибири. Развивать творчество в двигательной деятельности.

январь

1. Как ходила коляда

2. Русская народная песня.

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

 Понятие: «русская народная культура», «народная песня», «народные инструменты». Предметы русского  народного  костюма:  сарафан,  кокошник,  косоворотка.  Прослушивание  русских народных  песен,  песен  –  потешек,  частушек. Значение песни в жизни русского народа.

февраль

1. «От севера до юга»

Интегрированное занятие «Наши соседи - наши друзья» (люди других национальностей, населяющих Красноярский край)

2.Коренные народы Севера

3.Белый цвет - флора и фауна.

4. Знакомство с рассказом Б.Жидкова «На льдине»

 Знакомство с географической картой Красноярского края. Географическое  положение  края.  Рассматривание  карты  края  «Наш  край  на  карте  России». Сведения о прошлом края. Города и села красноярского края. Герб, флаг гимн края. Коренные народы края, быт и традиции.

 Познакомить коренными народами Севера, бытом и традициями, с народно-прикладным искусством.

Воспитывать уважение и интерес к прикладному искусству народов Севера

Цвет Северного полюса всегда представляется белым. Почему? Природа, животный  и  растительный  мир севера Красноярского  края.

Подвести детей к выводу о том, насколько сурова жизнь в условиях дальнего Севера, и как люди мужественно преодолевают все трудности и невзгоды жизни в северных широтах.

март

1.  Коллективная аппликация на тему: «Северное сияние»

2 . Разучивание игры народов Севера  «Охота на оленей»

3.Коренные народы центральных и южных районов края.

4.Народные промыслы Красноярского края

 Познакомить детей  с условиями проживания жителей Крайнего Севера (много людей или мало, кочевой образ жизни, традиционное жилище – чум (яранга): как строится, чем покрывается, традиционная одежда из меха животных украшена бисером, кусочками кожи и пр.) Демонстрация  иллюстрации картины полярного сияния, ледяных просторов далёкого Севера.

Знакомить детей с народными играми народов Севера. Развивать двигательную активность.

 

Познакомить детей с коренными народами центральных и южных районов края, бытом и традициями.  

Воспитывать уважение и интерес к прикладному искусству народов  родного края.

апрель

 1.Край, в котором ты живешь.

2. Город Красноярск.  

3. «Жизнь замечательных людей»

4. Заповедные места нашего края: Столбы, Ергаки, Арктический заповедник.

 Географическое  положение  края.  Рассматривание  карты  края  «Наш  край  на  карте  России». Сведения о прошлом края. Города и села красноярского края. Герб, флаг гимн края. Природа, животный  и  растительный  мир  Красноярского  края.  Природные  ископаемые  края.  Где  и  как используются полезные ископаемые.

История  происхождения  города  Красноярска,  названия  города.   Андрей  Дубенский  –основатель Красноярска. Просмотр фильма о Красноярске.

 Знакомство с творчеством писателей и поэтов Красноярья. Поэты Красноярского края о родной природе.   Владлен  Николаевич  Белкин.  «Белые  леса»,  «Едва  прикрыта  ветошью  ветвей…», «Весна  в  тайге»,  «Отчаяннее  и  грозней…»,  «Лето».  Николай  Викторович  Гайдук.  «В  борах  и раздольях».  Казимир  Леонидович  Лисовский.  «Березка».   Игнатий  Дмитриевич Рождественский. «С лугов приносишь Енисея…», «Полярный мак», «Цветы тундры», «Осень». Зорий Яковлевич Яхнин. «Карликовая березка», «Цветы подо льдом», «Воробей». Творчество художников края.  Творчество Гребнева Н.В., гравюры МешковаВ.И. Виртуальная экскурсия в музей им. Сурикова.

 Понятие  «заповедные»,  «природные  парки».  Значение  природных парков  Ергаки, Столбы для человека. Наиболее интересные заповедные места для проведения походов и экскурсий в крае.

май

1.Интегрированное НОД «Путешествие по Красноярскому краю»

2.  Досуг – КВН «Знатоки Красноярского края»

3-4.Мониторинг

Закреплять представления детей о  Красноярском крае. Расширять знания детей о животных и птицах края, растительном мире, коренных жителей,  их традициями. Воспитывать бережное отношение к природе, животным.

Закрепить и систематизировать знания детей о Родном крае.  Воспитывать любовь и гордость за свою малую Родину

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к истокам народной культуры, через устное народное творчество

Произведения устного народного творчества имеют познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.    припевки, песенки, потешки дети с...

Презентация "Приобщение детей к истокам народной культуры через проектную деятельность"

Создание руками детей самодельной скатерти путем связывания лоскутков....

Презентация. Приобщение детей к истокам народной культуры, через народные игры Южного Урала

acute;Мир детства не может быть без игры. Игра в жизни ребёнка – это минуты радости, забавы, соревнования, она ведёт ребёнка по жизни. Детские игры многообразны, это игры с игрушками, игры с дв...

Консультация для воспитателей Приобщение детей к истокам народной культуры через устное народное творчество

Приобщение дошкольников к истокам народной культуры и различные виды деятельности, основанные на материале народного творчества, формируют социокультурную личность с высоким уровнем развития духовност...

МАСТЕР - КЛАСС на тему:  «Приобщение детей к истокам народной культуры через башкирские народные игры»

Повышение профессиональной компетенции педагогов в использовании башкирских народных игр, как средство приобщения к истокам народной культуры....