Дидактическая игра ТРИЗ метод «Системный оператор» для изучения и закрепления темы «Домашние и дикие животные и птицы»
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Ефимова Александра Валентиновна

Дидактическая игра

ТРИЗ метод «Системный оператор» для  изучения и закрепления  темы «Домашние и дикие животные и птицы»

Автор: Ефимова Александра Валентиновна воспитатель, первая квалификационная категория

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад комбинированного вида №28«Лесная сказка»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Мастер-класс : Дидактическая игра для детей среднего возраста для изучения  и закрепления темы дикие и домашние животные и птицы , для развития у детей умения анилизировать.

Анотация к дидактической игре

ТРИЗ метод «Системный оператор» для  изучения и закрепления  темы «Домашние и дикие животные и птицы»

Цель: Сформировать знания о некоторых домашних и диких животных и птицах, научить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.

Задачи:   Помочь разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система). Познакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.

Материалы:

«Системный оператор», представляющий собой таблицу с тремя цветными строками (красной, желтой, зеленой) , с магнитами для крепления карточек и закрепления на магнитной доске.

 

Карточки животных и птиц для обозначения системы, лес и дом для обозначения надсистемы, части подсистем, из которых можно собрать 9 вариантов системного анализ объекта (лошадь, кошка, медведь, лиса, заяц, утенок, цыпленок, собака, ворона).

 

Методические рекомендации к игре, в виде книжки.

  

Сигналы светофора для проведении игры «Чудесный светофор».

 

Варианты  игры (усложнение по мере обучение детей):

1.«Системный анализ объектов »

Первоначально дети обучаются системному анализу, учатся анализировать объекты по методу "Системный анализатор".

То есть понимать значение системы, подсистемы и надсистемы, а так же изменение объекта во времени.

Сначала делается анализ только нескольких похожих объектов. Например , кошки и собака (цыпленок и утенок).

Пример:Система: кошка.(Желтая строка  системного оператора)

Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)

Надсистема: дом-домашнее животное. (Красная строка системного оператора)

Система: Прошлое: раньше кошка была  котенком.

Настоящее: сейчас кошка взрослая.

Будущее: кошка постареет.

Система:собака.(Желтая строка  системного оператора)

Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)

Надсистема: дом- домашнее животное. (Красная строка системного оператора)

Система: Прошлое: раньше собака была  щенком.

Настоящее: сейчас собака взрослая.

Будущее:собака постареет.

Что общее у этих двух систем? Чем они отличаются?

Затем, анализируются объекты, обитающие в разных надсистемах (Лес, возле дома), либо отличающихся внешне (лошадь, собака).

 

Со временем можно делать усложнения с проведением игр:

2.«В круг выходят…»

Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг.

«Мы в кругу стоим, надруг друга глядим.

Раз, два, три, в круг выходят те у  кого есть …» (называются части подсистемы, например крылья. ) Выходят дети, у которых на картинке изображения птицы. Остальные дети стоят на месте. Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы ( глаза, лапы, длинный хвост). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на надсистему. Например, те, кто живет в лесу или домашние животные.

3.«Чудесный светофор»

У «Чудесного светофора» красный сигнал означает надсистему объекта, жёлтый — систему, зелёный —подсистему.

Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг. Затем он берет в руки сигналы и показывает поочередно  каждому участнику.

Если показан красный  сигнал, участник должен назвать надсистему (лес, дом).

Если желтый сигнал изобразить свой объект (метод эмпатии – отождествление с объектом).

Если зеленый сигнал , то назвать части объекта.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mmo.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

ТРИЗ метод «Системный оператор» для  изучения и закрепления  темы «Домашние и дикие животные и птицы»

Автор: Ефимова Александра Валентиновна воспитатель, первая квалификационная категория

Организация: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад комбинированного вида №28«Лесная сказка»

Елабужского муниципального района Республики Татарстан

Мастер-класс : Дидактическая игра для детей среднего возраста для изучения  и закрепления темы дикие и домашние животные и птицы , для развития у детей умения анилизировать.

Анотация к дидактической игре

ТРИЗ метод «Системный оператор» для  изучения и закрепления  темы «Домашние и дикие животные и птицы»

Цель: Сформировать знания о некоторых домашних и диких животных и птицах, научить видеть взаимодействие объектов в единстве и противостоянии, осознавать движение времени, а также понимать и оценивать роль и место каждого объекта.

Задачи:   Помочь разобраться, из каких частей состоит (подсистема) и элементом какого целого (надсистема) является объект (система). Познакомит с действиями и функциональными свойствами отдельных частей, позволяет понять, в какие подсистемы и системы эти части объединяются, какую вертикаль (снизу вверх) образуют.

Материалы:

«Системный оператор», представляющий собой таблицу с тремя цветными строками (красной, желтой, зеленой) , с магнитами для крепления карточек и закрепления на магнитной доске.

Карточки животных и птиц для обозначения системы, лес и дом для обозначения надсистемы, части подсистем, из которых можно собрать 9 вариантов системного анализ объекта (лошадь, кошка, медведь, лиса, заяц, утенок, цыпленок, собака, ворона).

 

Методические рекомендации к игре, в виде книжки.

   

Сигналы светофора для проведении игры «Чудесный светофор».

Варианты  игры (усложнение по мере обучение детей):

1.«Системный анализ объектов »

Первоначально дети обучаются системному анализу, учатся анализировать объекты по методу "Системный анализатор".

То есть понимать значение системы, подсистемы и надсистемы, а так же изменение объекта во времени.

Сначала делается анализ только нескольких похожих объектов. Например , кошки и собака (цыпленок и утенок).

Пример:Система: кошка.(Желтая строка  системного оператора)

Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)

Надсистема: дом-домашнее животное. (Красная строка системного оператора)

Система: Прошлое: раньше кошка была  котенком.

Настоящее: сейчас кошка взрослая.

Будущее: кошка постареет.

Система:собака.(Желтая строка  системного оператора)

Подсистема: глазки, носик, ушки, мягкие лапки, длинный хвостик. (Зеленая строка системного оператора)

Надсистема: дом- домашнее животное. (Красная строка системного оператора)

Система: Прошлое: раньше собака была  щенком.

Настоящее: сейчас собака взрослая.

Будущее:собака постареет.

Что общее у этих двух систем? Чем они отличаются?

Затем, анализируются объекты, обитающие в разных надсистемах (Лес, возле дома), либо отличающихся внешне (лошадь, собака).

Со временем можно делать усложнения с проведением игр:

2.«В круг выходят…»

Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг.

«Мы в кругу стоим, надруг друга глядим.

Раз, два, три, в круг выходят те у  кого есть …» (называются части подсистемы, например крылья. ) Выходят дети, у которых на картинке изображения птицы. Остальные дети стоят на месте. Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы ( глаза, лапы, длинный хвост). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.
Примечание: Можно использовать задания на надсистему. Например, те, кто живет в лесу или домашние животные.

3.«Чудесный светофор»

У «Чудесного светофора» красный сигнал означает надсистему объекта, жёлтый — систему, зелёный —подсистему.

Ведущий раздаёт всем играющим картинки с изображением различных объектов (домашних и диких животных и птиц). Дети встают в круг. Затем он берет в руки сигналы и показывает поочередно  каждому участнику.

Если показан красный  сигнал, участник должен назвать надсистему (лес, дом).

Если желтый сигнал изобразить свой объект (метод эмпатии – отождествление с объектом).

Если зеленый сигнал , то назвать части объекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

Предлагается картотека, содержащая подвижные игры (физкультминутки) и пальчиковую гимнастику.Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движ...

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

Возрастная категория: вторая младшая группа.Цель: развитие общей и мелкой моторики; координация речи с движением; работа над темпом и ритмом речи.Темы календарно-тематического планирования (для которы...

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»

Картотека подвижных игр и пальчиковой гимнастики по темам «Домашние и дикие животные и птицы»...

Картотека игр по развитию системного мышления (метод «Системный оператор»). Технология ТРИЗ.

В ТРИЗ педагогике активно используется такой метод, как «системный оператор». Эта методика является принципиально важной для гармоничного, всестороннего и  активного творческого мышле...

10.2021 Осенняя пора: домашние и дикие животные и птицы. Утёмова Г.В.

Учебно-методическая копилка приемов и методов психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста для педагогов по использованию игр и упражнений для развития психических проц...

конспект НОД с использованием метода системного оператора ТРИЗ на тему "Дикие животные"

Создать условия для формирования представлений у детей о диких животных  родного края Казачинско-Ленского района....