Проект по ритуалу «Опробование продукта» на тему "Экзотические фрукты" (НМС Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости»)
проект по окружающему миру

Ходакова Наталья Владимировна

Данный проект направлен на повышение уровня познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста при знакомстве с разнообразием мира экзотических фруктов ,используя технологию ритуала «Опробование продукта» и через интеграцию разных видов деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №43» г.Рязань

Проект

 по ритуалу «Опробование продукта»

 на тему

«Экзотические фрукты».

D:\Виктор\Desktop\ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ФРУКТЫ\ФОТО ПРОЕКТА\P1080435.JPG

Воспитатель:

Ходакова Н.В.

Проект

 «Экзотические  фрукты »

 

Девиз:

Мы попробуем на вкус

Манго, киви – не арбуз!

Их рассмотрим мы снаружи

И потрогаем внутри.

Где же эти витамины

Для здоровья нам найти?

Фрукты заграничные,
Но на вкус отличные.

Проект разработан воспитателем : Ходаковой Н.В

Проблема и актуальность: 

        Природа  повседневно воздействует на ребенка. Но малыш многого не замечает, порой его восприятие бывает очень поверхностным. И все же здесь, в царстве природы, он получает первый чувственный опыт, накапливает ощущения, идущие от самой жизни. Здесь он первооткрыватель, а порой  и неудачник.

         В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений о природе, формируются основы экологического сознания. Поэтому очень важно, чтобы дети получали достоверные знания и представления, приобретали навыки доброжелательного отношения к природе.

                 Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, трудовое и физическое  развитие, способствует улучшению логического мышления и речи.

Окружающий нас мир полон чудес. В нем столько неизвестного, удивительного. Цель воспитателя – научить искать и находить новое в уже известном.

        Разнообразие  экзотических фруктов,  их связь с животными, многообразие  профессий, занятых в выращивании, переработки и транспортировки заморских фруктов,  представляют собой  интересный  познавательный материал, который даёт возможность  развивать у детей речь, восприятие, мышление, умственную активность, любознательность, формировать интересы и способности, т.е. готовить их к процессу приобретения знаний.

        Знакомство с экзотическими фруктами  - это урок развития детского ума, чувств, стимулирование творчества. Своей необычностью, новизной и разнообразием они   вызывает у ребенка  удивление, радость и восторг, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей.

            Правильная ориентация педагогического процесса по ознакомлению детей с окружающим миром основывается на систематичности  и целенаправленности познавательной деятельности.

        Одной из форм такой деятельности в НМС Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» является ритуал «Опробование продукта».

              Технологический прием «опробование» - «манок», способ привлечь к новым знаниям и полноценного познания окружающего мира с помощью разных анализаторов.

   Опробование помогает организации практико - познавательной деятельности и выступает как форма и средство накопления систематизированных знаний об окружающих предметах, явлениях, т. е. данный прием создает специальные условия стимулирующие и обогащающие знания детей.

   Поисковые методы, включаемые в процесс опробования, помогают как под управлением воспитателя, так и самостоятельно, открывать новые знания. В процессе опробования формируются общие категории мышления (часть-целое, пространство-причинность, предмет-система предметов, случайность и т. д.).

   Поисковая деятельность вызывает огромный интерес у детей и является определяющей для формирования и развития всех психических процессов ребенка, для формирования его сознания, его личности.

   Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценней идет его развитие.

   Данный прием не принуждает ребенка к мыслительной деятельности, запоминанию, не определяет ни порядка, ни объема добываемых знаний и умений. Все запоминается непроизвольно. Свобода выбора позволяет ребенку осуществлять поиск информации, нужной ему, в соответствии со своими желаниями и интересами. Постоянный переход у ребенка неясных знаний в ясные, открытие им самостоятельно и под руководством взрослого в ясных знаниях неясности, в известном неизвестное - вот путь бесконечности познания.

       Вырастить ребенка здоровым невозможно без правильного питания. В питании ребенка непременно должны присутствовать витамины, а живые витамины содержатся именно в свежих фруктах, в том числе и в экзотических. Важно донести до сознания ребенка пользу употребления в пищу свежих фруктов.

Цель проекта:

Используя технологию ритуала «Опробование продукта» и через интеграцию разных видов деятельности повысить уровень познавательно – речевого развития детей при знакомстве с разнообразием мира экзотических фруктов.

Задачи проекта: 

1.Познание

Вести целенаправленную работу с детьми по формированию сенсорных эталонов (цвета, формы, вкуса, структуры поверхности) при знакомстве  с заморскими фруктами в процессе проведения ритуала «Опробование продукта».

  Формировать у детей познавательные умения: сравнивать, анализировать, делать выводы, классифицировать;  выстраивать логические цепочки (где растет, цвет, форма, вкус, использование).

  Формирование у детей представления об экзотических фруктах, особенностях их произрастания, строения, вкусовых свойствах и пользе для здоровья. Раскрытие взаимосвязи мира фруктов с миром животных.

Расширение и активизация словаря детей по теме: «Экзотические  фрукты».

 Развитие у детей потребности в новых знаниях о заморских фруктах.

 Закрепление детьми полученного опыта через деятельности:

- восприятие художественной литературы,

- конструирование и изобразительную,

- музыкальную,

- игровую.

2.Коммуникация

Формирование  умения подбирать признаки к экзотическим фруктам.

Развивать разговорную речь и коммуникативные навыки;

Правильно строить предложения и слушать собеседника;

Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими;

 3.Здоровье


      Сформировать у детей представлению о том, что витамины, содержащиеся во фруктах, полезны для здоровья человека; воспитывать потребность в здоровом питании; воспитывать любовь к себе, заботу о своем здоровье.

4.Социализация

Формировать способность к элементарному самоконтролю и саморегуляции, умение сотрудничать со сверстниками и взрослыми;

понимать значимость труда людей разных профессий, результатом труда которых являются экзотические фрукты и продукты из них.

Воспитывать любовь и уважение к природе;

 Развивать эмоциональную отзывчивость и доброжелательность;

Прививать бережное и заботливое отношение к природе, и разумно использовать её ресурсы.

Включение родителей в союз помощников по организации ритуала  «Опробование продукта».

Нормативно – правовая база:

1. Закон «Об образовании РФ».

2. ФГОС дошкольного образования.

Особенности проекта:

- по составу участников: детско-взрослый;

- по виду: творческий;

- по типу: познавательно-развивающий;

- по сроку реализации: долгосрочный.

Участники проекта:

- дети и все педагоги детского сада;

- родители;

- библиотекари.

Принципы проекта:

   Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все крепко и надолго, когда малыш слышит, видит и пробует сам.

Условия реализации проекта:

- Интерес педагогов, детей и родителей.

- Методические разработки.

- Интеграция воспитателей и специалистов детского сада.

«Опробование» в режиме дня:

   Данный технологический прием проводится ежедневно в утренние часы после умывания перед завтраком со всей группой детей, по типу «Посиделки». Разговор идет в шутливой форме, манящей к общению со взрослым. Дети чувствуют и уважение к себе, к их знаниям, и в то же время, ожидают игры - шутки, лукавство, подвоха про то, что вроде как знают, а оказывается - нет. Для дошкольников чудо - это новое знание о хорошо известном предмете или явлении.

Ожидаемые результаты: В результате работы по проекту «Экзотические фрукты» у  детей  и их родителей появится интерес к ритуалу «Опробование продукта» . Дети на практике  получат первичные представления о цвете, форме, размере, вкусовых качествах, структуре внешнего и внутреннего строения плодов тропических растений. Узнают о том, на каком растении произрастают фрукты, кто ими питаются в дикой природе, какие блюда можно приготовить из опробуемых экзотических фруктов. Речь детей обогатится новыми словами и качественными прилагательными.  Полученные знания дети смогут выразить во всех видах деятельности (лепке, аппликации, рисовании, игровой  и исследовательской деятельности).     

Мероприятия проекта

«Экзотические фрукты»

Методическая работа

Работа с детьми

Работа с семьей

1-й этап подготовительный (сентябрь – 11 октября)

*Подбор иллюстративного и познавательного материала (иллюстраций, картин, фотоматериалов,).

* Разработка диагностики по теме проекта.

*Подбор книг для детей

*Подбор дидактических игр

*Анкетирование родителей (выявить отношение к ритуалу опробование продукта).

*Оформление родительского уголка по теме проекта.

*Беседа по формированию интереса по реализации проекта.

*Приобщение родителей к подбору наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, пополнению библиотеки.

2-й этап внедрение – основной (14  октября – март)

*Разработка конспектов

*Создание картотеки игр, загадок, хороводов и т.д..

*Посиделки «Вкусная гостиная»(Удивительный фрукт лимон)

- с показом компьютерной презентации для детей по теме проекта,

- проведение мастер-класс «Опробование продукта»

*Открытое занятие по лепке на тему «Экзотические фрукты»

* Использование всех видов фольклора  (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, песни, танцы)

*Проведение ритуала «Опробование продукта» по 1 неделе на каждый фрукт.

* Чтение художественной литературы.

*Слушание музыки.

*Рассматривание иллюстраций, картин, фотоматериалов.

*Продуктивная деятельность:

Лепка «Банан»

Лепка «Гранат»

Лепка «Лимон»

Лепка  «Ананас»

Лепка «Киви»

Лепка «Экзотические фрукты»

Аппликация «Лимонный напиток»

Аппликация  «Ананас»

 Аппликация « Фруктовая тарелка»

 Рисование «Мандарин»

 Рисование «Манго»

 Рисование «Гранат»

Рисование «Ананас»

Рисование «Лимон»

Занятие – презентация    «Путешествие в тропики»

Занятие – презентация   «Экзотические фрукты»

Минута     тишины   «Звуки джунглей».

Беседа «экзотические фрукты  очень нужные продукты»

Беседа «Интересное в мире животных и фруктов»

Пальчиковая гимнастика «Варим мы компот»

Пальчиковая. гимнастика «Фрукты» с элементами дыхательной гимнастики

ИГРЫ

Игра «Какого вкуса фрукт»

 Дид. игра «Собери фрукт»

Игра «На какую геом. фигуру похож фрукт»

Дид. игра «Что лишнее?»

Д/и «Чудесный мешочек»

Дид.игра «Что где растет»

П/и «Забрось  фрукты  в корзину».

Настольная игра

«Домино-фрукты»

Пазлы  «Экзотические фрукты»

*Изготовление масок, костюмов, атрибутов для игр-драматизаций.

*Совместное творчество детей и родителей (поделки, рисунки).

*Дни пап и мам

«Чудо-Ананас»-мама Колесникова Миши

«Где растут бананы?»- мама Грибковой Лили

«Фрукт ворсистый, бархатистый»-мама Киселевой Ульяны

3-й этап презентация (апрель)

Взаимообогащение, взаимопомощь и взаимоучастие всех педагогов в мероприятиях групп.

Физкультурный досуг «По  извилистой тропе в экзотической стране»

Музыкальный праздник   «Приключение лимончика»

Выставка детских работ.

Фотовыставка.

Компьютерная презентация для детей.

Оформление полочки формирования понятий по теме проекта.

*Участие родителей в

подготовке и проведении развлечения или праздника.

*Выставка совместных творческих работ детей и родителей.

4-й этап итоговый (4 неделя апреля)

*Педсовет

*оформление папки по теме проекта  

* 2 компьютерные презентации

*Систематизация методического материала по проекту

*Фотовыставка.

*Папка с детскими рисунками.

 *Компьютерная презентация «Опыт работы по проекту»

*Опыт семьи по познавательно-речевому развитию детей.

*Фотостенд для родителей.



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №43»

Конспект ритуала  «Опробование продукта» для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Экзотический фрукт банан».

Воспитатель:

Ходакова Н.В.

г.Рязань

Предварительная работа:

        - чтение книг:  Т.А. Шорыгина «Фрукты. Какие они?», А.Н. Горканова «Экзотические фрукты»;

- рассматривание иллюстраций тематического словаря в картинках «Мир растений. Экзотические фрукты», дидактического пособия «Фрукты»;

- работа по карте мира;

- аппликация на тему «Фрукты»;  

- опробование  других экзотических фруктов.

Материал:  бананы;  картинки с изображением: растения банан, цветущего банана, перевозки бананов на рефрижераторном судне, летучей мыши, обезьянки с бананом; игрушка обезьянка, глобус.

Цели  и задачи:

1.  познакомить с тропическим фруктом банан;

2.  дать сведения о том, как выглядит банановая ложная пальма, какие  полезные вещества содержатся в бананах, какие  блюда можно  приготовить из банана, где  используются бананы, кто питается ими;

3.  способствовать формированию  понятий  «заморские» фрукты, тропические;

         4.  развивать речь детей,  пополняя её  новыми словами  (рефрижераторное судно, погрузчик кар, летучая мышь, опыление,);

        5.  способствовать формированию познавательной активности;

        6.  продолжить работу по  сенсорному воспитанию;

7.  воспитывать бережное отношение  к окружающему миру.

Ход  занятия:

В-ль: Ребята, у нас сегодня гостья, иностранка, а ее зовут Анфиска. Кто мне скажет, почему я назвала ее иностранкой?

Дети: Потому что она приехала к нам из другой страны.

В-ль: Верно. Наверное из Антарктиды?(показ на карте)

Дети: Нет! Там обезьяны не живут.

В-ль: Молодцы. Наша гостья приехала из Индии.  Кто покажет где находится эта страна?(Работа с картой) Индия –  очень большая страна, для которой характерен жаркий тропический климат.(показ фото) Приехала Анфиска не с пустыми руками, в своем чудесном мешочке она  привезла вам угощение из тропического леса. Иди, Даня, узнай на ощупь что лежит в мешочке.

Ребенок: Банан!

В-ль: Вот так угощение! А вы знаете,  что банан на креольском языке означает «ням-ням». И действительно, кто из ребятишек не любит сладкие и вкусные бананы!

        Попробуйте рассказать, как выглядят банан.

-Какой он формы?

-Что еще бывает такой же формы?

-Какого цвета банан?

-Что еще бывает такого же цвета?

        В-ль: Правильно! Он длинный, слегка изогнутый, наподобие полумесяца, покрыт довольно толстой желтой кожурой. Если кожуру очистить, то сам плод окажется мягким.      

Родина банана  - Южная Индия. Он относится к  древнейшим культурным растениям тропической зоны. Первые банановые плантации  появились в Китае (показ фото банановой плантации).                        

Вы,  конечно же, догадались, что бананы не растут ни в средней полосе, ни даже в самых южных и теплых районах  нашей страны. Здесь не хватает тепла, влаги и солнечных лучей.        Их родина – тропики.

-Что вы знаете о тропических лесах?(Там много жаркого солнца и влаги).

-Какие материки вы знаете, где есть тропические леса?(Работа с картой)

В-ль: А кто мне скажет, на чем растут бананы?

(Ответы детей)

В-ль: Растение банан на самом деле гигантская трава!(Показ) Его мощный стебель прячется под землей,  а то, что располагается над поверхностью земли, - листья, обернутые  один вокруг другого. Такой ложный ствол может достигать высоты 10-15 метров.

        Листья банана длинные и плотные, темно зеленые. Цветы банана собраны в соцветие, имеющее форму метелки. Соцветие, располагается на самой верхушке ложного ствола (Показ фото). Банановые цветочки мелкие, невзрачные, розоватого цвета. В Индии цветок банана священен. Индийские девушки украшают цветами свои волосы.(показ фото)

В-ль: Кто опыляет плодовые  деревья в наших садах?

Дети: Насекомые, пчелы.

В-ль: А вот чтобы появились плоды банана их цветы опыляют ….летучие мыши!

(показ фото)

В-ль:

После отцветания  бананов на месте цветов появляются мелкие бархатистые прямые  плоды, покрытые  легким пушком, они обычно собраны в гроздья по 250 – 300 маленьких бананчиков.

-Если плоды банана появляются прямыми, почему же они потом становятся изогнутой формы?(   Потому что каждый плод старается повернуться к теплому солнышку, поэтому, выгибаясь, он становится похожим на полумесяц.)

-Почему бананы срывают зелеными, незрелыми?(Снимают бананы, пока они еще не достигли полной зрелости, зелеными – ведь плодам предстоит долгое путешествие на другие континенты, чаще всего по морю.)

 -На чем перевозят бананы?( Едут они на специальных суднах – банановозах, где их продувают охлажденным воздухом.)

-Как еще называют такие  судна?

(Они называются  рефрижераторными - грузовые суда специальной постройки, оборудованные холодильными установками для перевозки скоропортящихся продуктов.(Показ фото))

 И вот после такого путешествия бананы приходят к нам на стол.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА: «КАКОЙ БАНАН»

В-ль: Давайте попробуем на вкус этого «путешественника». Угощу тех деток, которые мне назовут профессии людей, с помощью которых бананом можно угоститься и в нашей стране (Кто затрудняется, называет экзотические фрукты).

 В-ль:

-Какая мякоть банана на ощупь?

(Мягкая, влажная)

-Что можно сказать о запахе банана?

(Ароматный, душистый, пахучий)  

-Какой банан на вкус?

(Сладкий, приятный)

В-ль: Да, на вкус бананы очень сладкие, в них много углеводов, сахара – фруктозы  и сахарозы, поэтому бананы очень питательны. Три-четыре плода могут заменить целый обед! Плоды богаты витаминами А,Ви С , а так же калием, помогающим работе сердца.

 Какие еще фрукты или ягоды вы знаете богатые витамином С(апельсин, мандарин, лимон ягода рябина, клюква….)

 Не зря этот фрукт так любят обезьянки и мартышки.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

МАРТЫШКИ
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы - веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!

В-ль: Вот какие забавные мартышки у нас получились! Но и для людей банан стал одним из любимых фруктов.

        Из разных сортов бананов люди научились готовить немало вкусных и полезных блюд. Какие блуда из бананов вы знаете?

(ответы детей)

Во первых, бананы  едят в свежем виде, их добавляют  во фруктовые и овощные салаты. Пюре из бананов  - чудесное блюдо для малышей, полезное и питательное.

Подскажите, как называется пюре из бананов? (Банановое)

Каша с бананами? (банановая)

Фруктовый салат с бананами? (банановый)

А есть еще и чипсы из бананов. (банановые).

А жителям Эфиопии больше по вкусу не сладкие плоды бананов, а его корневище. Его перемалывают в муку, из которой  выпекают хлеб.  Листья же бананов используются при приготовлении салатов как овощи.

В-ль: Существует множество сортов бананов: розовые, красные, фиолетовые, черные и декоративные.(Показ фото). Но у нас можно встретить только желтые крупные бананы и мини –бананы, у других видов очень нежная мякоть и они не выдержат далекого путешествия.

    Встречаются в мире и особенные бананы, например, на Филиппинах растут «текстильные бананы». Это маленький фрукт с горьким вкусом. Из его листьев делают волокна, которые используют для производства бумаги и картона.

В-ль: Какие  животные питаются бананами? ( Обезьяны, попугаи, слоны, летучие мыши и многие другие)(ФОТО ОБЕЗЬЯНКИ)

     Вот  такое удивительное растение  банан! Ничего себе, трава, которая может достигать четырех – шести этажного дома и на которой растет до 300 кг. вкусных плодов.

Анфиска после такого интересного и вкусного угощения приглашает всех потанцевать под ее любимую песенку.

Минута шалости под песню «Чунга-Чанга»



Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №43»

Конспект ритуала «Опробование продукта»

Тема: «Экзотический фрукт ЛИМОН»

C:\Users\виктор\Desktop\ЭКЗОТИЧЕСКИЕ ФРУКТЫ\ЛИМОН\1340775715_t1plrqhpn56v08x.jpeg

Воспитатель высшей квалификационной категории Ходакова Н.В.

2018г.

Предварительная работа:

        - чтение книг:  Т.А. Шорыгина «Фрукты. Какие они?», А.Н. Горканова «Экзотические фрукты»;

- рассматривание иллюстраций тематического словаря в картинках «Мир растений. Экзотические фрукты», дидактического пособия «Фрукты»;

- работа по карте мира;

- Обрывная аппликация «Лимон»  

- опробование  других цитрусовых  экзотических фруктов.

Материал:  лимоны;  картинки с изображением: растения лимон, цветущего лимона, перевозки лимонов, фигур из лимонов, памятника лимону в Павлове.

Цель: Познакомить с экзотическим цитрусовым фруктом лимон.

Задачи:

1. дать сведения о том, как выглядит дерево лимон, какие  полезные вещества содержатся в лимонах, какие  блюда можно  приготовить из лимона, где  его используют,  кто питается им;

2.  способствовать формированию  понятий  «заморские» фрукты, тропические, цитрусовые; продолжить работу над  активизацией  и уточнением  словарного запаса детей  по теме: «Экзотические  фрукты»;         

3.  способствовать формированию познавательной активности;

4.  продолжить работу по  сенсорному воспитанию;

5.  воспитывать бережное отношение  к окружающему миру.

Ход ритуала

1.Мотивационный этап.

Воспитатель:-К нам пришел в гости пришел медвежонок. Сегодня  у него день рождения. Медвежонок ужасный сладкоежка.                         
Почтальон (ребенок старшей группы):
Телеграмма! Телеграмма!
Из Африки, от гиппопотама.
Воспитатель (открывая посылку):
Медвежонку его друг из Индии прислал подарок ко дню рождения, чтобы он с этим лакомством попил чай и угостил своих друзей. А вот для того, чтобы узнать, что это за подарок, нам надо пройти испытания и угадать, что там в посылке.
Воспитатель:
Первая подсказка.
У меня в руках блюдце, покрытое салфеткой. Сейчас вы будете ощупывать пальчиками через салфетку и отгадывать, что там находится, но вслух не говорить. Это будет вашим секретом до тех пор, пока блюдце не вернется ко мне. Владик, бери блюдечко, ощупай пальчиками, что там лежит, подумай, что это может быть? Теперь передай блюдечко Кате…(дети по очереди передают блюдце друг другу). Итак, блюдце вернулось ко мне, но салфетку пока не снимаю.  Как вы думаете, что лежит на блюдечке?

Предположительные ответы детей: ( Конфетки, орешки, камушки, горох, крупа, семечки.)
Воспитатель:
Жаль, что вы не смогли точно отгадать, что лежит в блюдечке. Вам нужна еще подсказка.

Вторая подсказка.
Воспитатель берет пиалу, накрытую салфеткой, в которой лежит половина лимона:
Вам будут помогать носики. Я подойду к каждому из вас и дам понюхать, а вы закроете глаза. Глеб, понюхай, но никому не говори, что это, храни свой секрет. Глазки никто не открывает. Теперь Оля нюхает и думает, что это может быть…Открывайте глаза. Угадали по запаху, что это?
Предположительные ответы детей
 Конфетка, апельсин, пряник, мандарин, лимон, пирог.
 И опять вы все не смогли точно сказать, что прислали из Индии.

Третья подсказка. Это волшебный мешочек. Вы будете опускать в него руки, ощупывать то, что там лежит, и стараться отгадать, что это. Подсматривать нельзя. Ощупывайте тщательно, не спешите с ответом, а если догадались, то храните свой секрет, пока я вас не спрошу. Наташа первая начинает обследование… Что удалось вам в нем обнаружить? 
Предположительные ответы детей: (Игрушка, лимон, апельсин.).

Воспитатель: Давайте проверим ваши предположения. Теперь глазки будут вам помогать. Я достаю из мешочка…лимон, в пиале лежит половинка лимона, а в блюдечке – его семечки. Теперь мы знаем отгадку – это лимон. Ой, а Медвежонок удивлен, он- то ждал сладостей к чаю, а тут лимон!  Что же общего между чаем и лимоном?

Предположительные ответы детей: (чай можно пить с лимоном, тогда он ароматный и полезный )

2. Ориентировочный этап.

  - Какой лимон   по форме? (овальный, яйцевидный).

 - Что еще бывает овальной  формы?(дыня, огурец, картофель, яйцо)

 - Какого цвета лимон? (Желтого, лимонного, золотого, солнечного)

 - Что бывает такого цвета?  (солнце, цыпленок, банан, одуванчик, яблоко, дыня, витамины,  ит.д.)

 - Чем покрыт лимон сверху? (кожурой)

-А знаете, как называется желтая часть кожуры? (цедра)

 - Правильно, а что же под кожурой?  (мякоть).

- Да,  мякоть,  которая разделена на дольки.(показ)

-А что еще можно увидеть в мякоти  лимона?    (семена)

- Внутри плода лимона  находятся гладкие, светлые семена, до 20 штук, иногда и более.

3. Исполнительский этап.

Воспитатель: Я не знаю  более полезного фрукта, чем лимон. Каждый раз, когда мы идем в магазин за покупками, мы обязательно покупаем  этот фрукт. Невозможно найти дом, где не знали бы, что такое лимонад и чай с лимоном.

 А почему мы не можем вырастить его у себя в саду?(потому что у нас холодные зимы, а лимоны любят жару)

-Да, лимоны любят климат, где много морской влаги, света и  тепла.

Воспитатель: Как называют фрукты, которые привезли из далеких стран, из – за моря?(Заморские, экзотические)

Родиной лимона считается Индия. Кто сможет показать где находится эта страна на карте , на каком материке она находится?(РАБОТА С КАРТОЙ)

  Название фрукта произошло , вероятно, от малайского слова «лемо», что означает «Полезный для матерей».

-Люди  каких профессий помогают  этому фрукту добраться до нас?(капитан, грузчик ,шофер, кок, матрос, летчик…)  

Воспитатель:

Лимончик желтые бока
На солнышке согрел,
Он теплый и живой в руках
И очень-очень спел!
Его нарежем мы сейчас,
Добавим сахарок —
И будет лакомство для нас
На целый вечерок!

Воспитатель: Угощу тех ребят, кто назовет  другие  заморские фрукты.

(дети называют  и  угощаются, кто затрудняется – профессии)

 - Потрогайте  пальчиком, какая кожура на ощупь? (шероховатая)

 - А какого цвета дольки лимона??  (Светло-желтые)

 - Ой, ладошка стала мокрая! От чего? (от сока)

 - Значит лимон какой? (сочный).

- А как называется  сок лимона? (лимонный)

 - Что  нам скажет носик? (лимон ароматный, душистый, пахучий)

 - Что скажут зубки? (мягкий, сочный)

 - Ну, а язычок  что сказал? (кислый!)

-Что бывает такого же вкуса? (клюква, яблоко, лайм, кефир…)

 - А ушки что сказали? (не хрустит)

 -  Какое  необычное и кислое  у нас  сегодня угощение!

Какой лимончик яркий,
Наверно очень сладкий,
Попробую кусочек,
Ой, кислый очень-очень.

 - А на чем же растут  эти  заморские фрукты? (на деревьях)

- На лимонном   дереве (показ) 

Лимонное дерево – невысокое, с колючими ветками и ярко –зелеными продолговатыми листьями. Лимонное дерево называют вечнозеленым, потому что в любое время года его ветки покрыты зелеными листьями. Вечнозеленые плодовые  растения называются цитрусовыми. Какие еще цитрусовые фрукты вы знаете?(лайм, памело, грейпфрут, апельсин, мандарин) Цветет  цитрусовое  лимонное дерево душистыми белыми цветами.  (показ)

Воспитатель:  В  жарких странах Китае, Индии, на Черноморском побережье Кавказа сажают  целые плантации  лимонов.(показ фото)

 - А кто за ними ухаживает? (садоводы)

Воспитатель:   Да, садоводы, трудно им  приходится,  нужно очень хорошо  заботиться  о лимонном дереве, ведь оно очень плодовито и дает урожай лимонов практически круглый год.

Воспитатель: А как вы думаете, как же собирают урожай лимонов? (ответы детей)

Воспитатель: Срезают лимоны  обычно зелеными, а желтыми они становятся при хранении . Именно срезают, а не срывают, как яблоко или грушу, потому что плодоножка у лимона крепко соединена с веткой и сама собой от нее не отделится. Лимоны укладывают в ящики и отвозят на рефрижераторное судно, или  грузовой самолет и  на них зеленые  лимоны, дозревая по пути, попадают в нашу страну.

 Но так было не всегда. Очень долго лимоны были не знакомы жителям России, пока в 17 веке, царь Петр Первый не привез этот удивительный фрукт, который  очень полюбился русским людям.    Именно в нашей стране и  придумали пить чай с лимоном, в других странах такой чай называют «русским».

Немного спустя, когда  купцы странствовали уже по всему миру. турецкий паша(знатный, богатый человек) преподнес русскому купцу из города Павлова (И.С.Карачистову) необычайный подарок - несколько черенков экзотических растений - цитрусовых. Тот чудом сумел в целости довести их домой (путь, между прочим, и при современном-то транспорте не близкий!) и передал своему родственнику, который в свою очередь, не промахнулся, смекнув, что южные растения выживут только в теплом доме на светлом окошке. Стал их выхаживать, и турецкие саженцы прижились - всем на удивление! Так, еще в прошлом веке Павлово стало своего рода родиной комнатного лимона, т. е лимона   которого можно выращивать дома. (показ домашнего растения лимон) А мы с вами можем вырастить такое растение? Как? (Посадить семена в горшок)

 

Летом 2005 года, к дню города Павлова в сквере был установлен памятник  "Павловский лимон.(показ фото)

        Помимо красоты растения, павловские мастера, которые просиживали за работой по 18 часов и дышали очень вредной металлической пылью,  замети, что там, где было на окне растение лимон, рабочие болели меньше. Как вы думаете, почему?

(Потому что лимон лекарственное растение)

Воспитатель: Молодцы! Польза лимона заключается в огромном   количестве полезных веществ и минералов, входящих в его состав. Благодаря этим веществам лимон  действительно считается  очень полезным фруктом.  Его полезно есть при простуде и недостатке  витаминов.  Морякам, совершающим длительные плавания,  обязательно дают лимоны, чтобы они не болели опасной болезнью цингой.

Он заклятый враг простуды,
Им с тобой лечиться будем.
Дольки в чай его кладем,
С удовольствием мы пьем,
Добавляя мед с малинкой,
Потому что в серединке 
Он содержит аскорбинку.
Кислотой наполнен он,
Доктор Айболит – лимон!

Из плодов, листьев и веток лимонного дерева добывают масло лимона, которое широко используется в медицинской и парфюмерной промышленности.(показ флакона с эфирным маслом лимона). Если это масло поместить в аромалампу и зажечь ее(это может делать только взрослый), то можно почувствовать аромат лимона.

Воспитатель: А какие блюда можно приготовить  из лимона? (лимонный кекс , мороженое, мармелад, карамель, конфеты,…)

Воспитатель: Немало вкусных  блюд  научились готовить люди из лимонов.  Лимонный сок добавляют в лимонады и другие напитки. А лимонную кислоту кладут во многие  кулинарные изделия. Как можно назвать:

Сок из лимона - лимонный сок

Конфета с лимоном – лимонная конфета

Пирог из лимона - лимонный пирог

Варенье из лимона – лимонное варенье

Пирожное из лимона – лимонное пирожное

Пирожки с лимоном – лимонные пирожки

Печенье из лимона – лимонное печенье

Вода с лимоном – лимонная вода (лимонад)

Воспитатель: Лимоны любят во всем мире. Вот уже 80 лет во Франции каждый год в течение трех недель,  с  середины февраля по начало марта,  в городе Ментоне проходит фестиваль лимонов. Несколько сотен мастеров строят огромные скульптуры из лимонов и других цитрусовых фруктов.  Как только фигуры будут закончены, их провозят по улицам города, чтобы все желающие могли полюбоваться их красотой!(показ)

Воспитатель: Лимонами интересуются не только кулинары и художники, но и ученые. Они  открыли необычное свойство этого экзотического фрукта – оказывается,  он может вырабатывать электричество! Правда в очень  небольшом количестве, но этого хватает, чтобы работали необычные часы. Одного лимона хватает на работу этих часов целую неделю! (показ фото)

Воспитатель: А еще лимон оставил свой след и в мире насекомых. Как вы думаете, как называют вот эту бабочку?(лимонница) Да, это бабочка Лимонница! Кто догадается, почему ее так назвали?  (Потому что она желтого цвета, как и лимон)

Воспитатель:

Вы, ребятки, не болейте,
Чаще чай с лимоном пейте.
Ведь лимон на вкус приятный,
Хоть немного кисловатый.

В нем полезных много свойств,
С ним не будет беспокойств.
Если хочешь ты играть,
Давай здоровье защищать!

4. Рефлексивный этап.

Воспитатель: Какой заморский фрукт  мы с вами сегодня опробовали? (Лимон)

Какой  он? (Овальный, желтый,  кислый, витаминный, полезный…)

Где растет? (На дереве лимон, в жарких странах  Индии, Китае… )  

 Кто впервые привез этот фрукт в нашу страну?  (Петр Первый)

В какой стране устраивают фестиваль лимона?  (во Франции)         

5. Перспективный этап.

Воспитатель: Вот бы нам побывать на этом фестивале!   Но мы с вами можем пофантазировать и  придумать эскизы фигур из  лимонов и сделать выставку. Попробуйте нарисовать  дома!

        

    Литература.

1. Каменева Н. Г. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» Изд. 2-е, перераб., доп./ 3-е, стереотип. Каменева Н. Г., Кондратьева Н. Н., Каменева Л. А., Изд.: Детство-пресс, 2003г.

2. Лучинин М.В. Детям о природе. - М., 1989г.

3. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они,  Изд.: Гном и Д., 2011г.

4. Воронкевич О. А., «Детские экологические проекты»; СПб. ; Детство-Пресс, 2014г.

5.Габова Е. Ягодка, ягодка, как тебя зовут? / Е. Габова,Н. Макарова // Дети древней земли : повесть / Е. Габова, Н.Макарова. – Сыктывкар, 2008г.

6.Николаева С.Н. Методика воспитания экологической культуры в детском саду. – М.: Просвещение, 2002.

Интернет-ресурсы:

http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-yagody/

http://wunderkind-blog.ru/vidyi-yagod-poznavatelnyie-zanyatiya-dlya-detey-3-h-let/

http://tvoyrebenok.ru/kartochki-frukty-yagody.shtml/ 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к конспекту ритуала «Опробование продукта » по программе Н. М. Крыловой «Детский сад-Дом радости» Тема: «Экзотический фрукт лимон» Воспитатель: Ходакова Н. В. МБДОУ «Детский сад №43» г.Рязань

Слайд 2

Лимонное дерево.

Слайд 3

Соцветия лимона.

Слайд 4

Плантация с лимонами.

Слайд 5

Комнатное растение Лимон.

Слайд 6

Памятник лимону в городе Павлове

Слайд 7

Масло лимона. Аромалампа .

Слайд 8

Блюда из лимона.

Слайд 9

Фестиваль лимона во Франции.

Слайд 10

«Лимонные» часы.

Слайд 11

Бабочка лимонница.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект опробывания яблока по НМС М.Н. Крыловой "Детский сад - дом радости" во второй младшей группы

Данная форма работы предпологает опробование продукта, а так же дети знакомятся с формой, цветом и средой произростания....

Один день из жизни детского сада по программе Н.М. Крыловой "Детский сад- дом радости"

УТРО На столе стоят матрешка, стакан и яблоко.В: Доброе утро, дружок, с кем же ты пришел? Папа, (мама) рано на работу идет, и ты сегодня будешь первый! Посмотри, ...., что стоит на столе.Что это?Р: Ма...

Конспект ритуала «Опробование продукта» по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» Тема: «Заморское лакомство - изюм»

В связи с новыми требованиями ФГОС ДО к организации педагогического процесса в дошкольном возрасте необходимо обеспечивать интеллектуальный фон на основе познавательно-исследовательской деятельности, ...

Конспект режимного момента по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости" "Укладывание детей спать" в младшей группе

Конспект режимного момента по программе Н.М.Крыловой "Детский сад - Дом радости" "Укладывание детей спать" в младшей группе...

Анализ конструктивной деятельности во второй младшей группе по программе Н.М.Крыловой "Детский сад-дом радости"

Конструктивная деятельность в воспитании дошкольника занимает особое место в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детский сад — Дом радости». Это вид деятельности,...

Конспект ритуала «Опробование продукта» в старшей группе по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» Тема: «Заморское лакомство - изюм»

Конспект ритуала «Опробование продукта» в старшей группе  по программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» Тема: «Заморское лакомство - изюм»...

Конспект ритуала «Опробование продукта» По программе Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» Тема: «Экзотический фрукт ЛИМОН»

Конспект ритуала «Опробование продукта»По программе Н.М. Крыловой  «Детский сад – дом радости»  Тема: «Экзотический фрукт ЛИМОН»...