Конспект занятия "Извержение вулкана"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Назарова Елена Владимировна

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования развивать стремление к познанию нового, вызвать положительные эмоции от изучения окружающего мира.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                            Конспект: подготовительной группы

                                            Извержение вулкана 

Обогащение знаний детей в познавательно-исследовательской деятельности через выполнение заданий различной направленности.

Программное содержание:

Цель: Расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана. В процессе экспериментирования развивать стремление к познанию нового, вызвать положительные эмоции от изучения окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

1. познакомить детей с понятием «вулкан», дать представление о происхождении и строении вулкана;

2. формировать представления детей о природном явлении – извержении вулкана;

3. формировать умение правильного обращения с химическими веществами (лимонная кислота),сода.

4. показать положительное и отрицательное значение вулканов для людей.

5. показать взаимосвязь и взаимодействие всего живого и неживого на Земле.

Развивающие:

1. стимулировать желание детей экспериментировать;

2. развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира;

3. развивать  мышление, воображение, внимание, наблюдательность.

4. развивать коммуникативные и физические навыки в игровой деятельности.

Воспитательные:

1. воспитывать бережное отношение к природе;

2. способствовать устойчивому эмоционально-положительному самочувствию и активности ребенка в рамках совместной деятельности по экспериментированию.

3. Обогащать опыт сотрудничества детей друг с другом, совершенствовать умение договариваться, распределять объём работы (формировать умение работать в малых группах, договариваться и согласовывать свои действия). развивать умение слушать,  способности социализации в большом коллективе.

Интеграция образовательных областей:  «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическое развитие».

Технологии: игровые,  экспериментирование,  здоровье сберегающие технологии, мультимедийные (презентации, видеоматериалы).

Словарь: вулкан, лава, кратер, жерло, пемза, пепел, магма

Материалы и оборудование: Сундуки, зеркала, макет горы вулканического происхождения расположенный на  подносе, компьютер, мультимедиа проектор, документальное видео 7 мин.

Оборудование для экспериментирования:

макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, лимон, чайная ложка.

Предварительная работа.

Знакомство с географической картой.

Изготовление макета горы вулканического происхождения.

Для изготовления и формирования макета горы понадобилось:  поднос, пластиковая бутылка, колба, картон, пена для монтажных работ, скотч, пластилин.

Ход досуга

     Ребята проходите, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся!

Ну, что ж, отлично, гостей мы поприветствовали, теперь пройдем к нашей библиотеке.

Воспитатель. Посмотрите как много у нас книг. А у вас есть любимые книги. (Назвать автора и наименование произведения).

 Ответы детей.

Отлично, молодцы, какие у вас интересные сказки и рассказы. О! А вот и  моя любимая книга! (Достаю энциклопедию). Ой,ёёй  посмотрите, что-то из неё выпало. Как вы думаете, что это? (1)., 

Воспитатель: 1: А кто мне напомнит, что такое карта?

Дети: (Карта – это тоже изображение нашей Земли. Все, что находится на глобусе в точности отображено и на карте. Географическая карта — изображение модели земной поверхности в уменьшенном виде.)

Воспитатель: 2: Как вы думаете, кому нужна карта?

Дети: Путешественникам, военным, морякам, ученым.

Воспитатель: 3: Давайте вспомним  какие есть цвета на карте?

Дети: Зелёный цвет означает много лесов, полей, лугов. Синий и голубой - это реки, озёра, моря и океаны, жёлтый цвет - это пустыни и пески, коричневым обозначают горы.

Воспитатель:  Посмотрите, а у  нас в руках целая карта или часть её? (ответы детей) Мне тоже кажется, что это только часть карты. Сможет ли она нам помочь?  

Дети:

Воспитатель: Вот молодцы какие, все вспомнили, что такое карта, но ребята, посмотрите на нашей карте, что то написано, и нарисовано, да это же Капитан Врунгель, давайте прочитаем.

 («Йо-хо-хо, если вы читаете мое письмо, значит оно  попало в надежные руки. Пираты заточили меня в темницу, и отпустят, когда вы найдете заклинание, которое разбудит вулкан. Под вулканом вы найдете клад. Карта поможет вам его найти. Желаю вам успехов!»)…….Но, до острова не так то просто добраться, вас ждут испытания……….На этом письмо обрывается.

   - Поможем капитану? Что нам надо найти? (заклинание, которое разбудит вулкан) А вы знаете, что такое вулкан? Что значит разбудить вулкан? Когда вулканы называют спящими? Ответы на эти вопросы мы найдем в путешествии.

- Ну что ж, вы готовы к трудностям? Тогда отправляемся в путешествие, идти будем только по команде. Давайте посмотрим, есть ли на этой части карты подсказка (зеркало) А как нам до него дойти подскажут следы. 

Боком, приставным шагом, держась за руки - мы идем по узкому краю ущелья.

А вот и первый привал. (второй кусок карты) Подходим  к столам, (4 стола на них по 2е карточки и зеркало), где лежат зеркала и карточки. Перед вами лежат зеркала и карточки с зашифрованными словами. Для этого задания вам нужно разделиться по парам (один держит зеркало - другой читает слово). Договоритесь, кто будет держать, а кто читать. С помощью зеркал надо  прочитать слова. Расшифровываем слова  (Ла-ва, маг-ма, пем-за, кра-тер, пе-пел, жер-ло, вул-кан, гора.

Воспитатель:  опять незнакомые слова, как вы думаете, к чему они относятся? Вот и ларец открылся, открываем  ларец, где находим ещё один кусок карты (2) чайная ложка, сода, моющее средство (кладём их в сумку, а вдруг пригодятся).

  Мы рассматриваем карту, на ней нарисованы стрелки, указатели, дерево и восходящее солнце. -   Пойдем дальше? Что подсказывает нам карта? (к сундуку)

Идем по канату пяточка - носочек

- Второй привал: под деревом находим сундук, но он закрыт, а вот и задание. Находим рядом привязанный мешочек. В нём лежат буквы .

 2 Задание.Что бы нам открыть сундук надо отгадать слова. Составить из букв слова их два КЛЮЧ и ЗАМОК (если ребята затрудняются можно загадать загадки: (Не лает не кусается, а в  дом не пускает. Я железною ногой отопру замок дверной.)) Отгадав слова мы открываем сундук и находим там, лимоны,  и краску.

Воспитатель: Что это за предметы, для чего они нужны, что за шутку с нами сыграл Капитан Врунгель. А вдруг нам, пригодятся эти предметы для того, что бы разбудить вулкан. Давайте их возьмём. О! А вот и ещё часть карты.(3). Опять её рассматриваем.

Воспитатель: - Какая подсказка есть на этой части карты? На карте изображено болото, нам предстоит по нему пройти, прыгаем на правой ноге   - Ребята, посмотрите, в конце зеркального озера нас ожидает лодка,  Садимся в лодку (стульчики выставлены лодочкой).

Воспитатель: Ребята пока мы будем плыть на остров, я вас познакомлю с вулканом. Вот эти слова, что мы прочитали, как раз и относятся к вулкану. Мы так много сегодня про него слышали, что пора уже и познакомится с этим природным явлением. Показываю  фильм. Закрепляем материал вопросами. Какую форму имеет вулкан, что у него есть? (Жерло, лава, магма, пемза, кратер). Какие бывают вулканы? (действующие, спящие и недействующие). Чем он опасен? (происходит извержение, погибает много людей и животных). А вот и ещё одна часть карты.  Куда ведет последняя часть карты? 

Сама в это время достаю вулкан.

Идем по-гусиному через низкую пещеру.

- А вот и заклинание:

Пан - ман, пан - ман

Нужно разбудить вулкан.

Ложкой мерной соды взять

С красной краской размешать.

Аккуратно, без обмана

Всыпьте в кратер у вулкана.

Вы затем лимон возьмите

И на части разделите.

Руки крепкие у вас

Будем сок давить сейчас.

Слейте жидкость из стакана

В жерло вашего вулкана.

Пан - ман, Пан - ман

Просыпайся вулкан!

Заключительная часть: - Ребята, да ведь это рецепт. Давайте попробуем разбудить вулкан. Ложку соды кладем в кратер нашего вулкана, смешиваем с красным порошком, дети выжимают лимоны в миску. Наливаем лимонный сок  и…получилось! проводим эксперимент с извержением вулкана, где у нас и появляется мешок с золотыми пиастрами (манетами).

- Ура, капитан спасен! Путешествие подошло к концу, вам понравилось? Мы освободили Капитана Врунгеля, разбудив вулкан.

 Подводим итог: 1. Что нового узнали в нашем путешествии? 2. С чем познакомились?  3. Что запомнилось? 4. Интересно ли было???. А хотели бы узнать еще больше?  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект открытого НОД в подготовительной группе "Вулканы"....

Конспект НОД "Вулканы"

Конспект по окружающему миру в подготовительной группе на тему "Вулканы"...

Конспект НОД "Вулканы" подготовительная группа

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности рекомендуется для детей подготовительной группы. Позволяет в увлекательной форме, в процессе детского экспериментирования, ...

Конспект ООД "Вулканы"

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром с элементами экспериментирования на тему "Вулканы"...

Конспект НОД "Вулканы Камчатки"

Непосредственно образовательная деятельность с воспитанниками подготовительной к школе группы. В ходе которой ребята, используя схему, последовательности проведения опыта,  под чутким присмотром ...

Конспект ООД "Вулканы"

Конспект ООД "Вулканы"...

Конспект занятия "Вулканы"

Занятие направлено на расширение знаний детей об окружающем мире, знакомство с явлением неживой природы – извержением вулканаhttps://www.youtube.com/watch?reload=9&v=EJDgaaYkHiU  ...